Курильский вопрос: история, современность и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 29.09.2023

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Мацнев, М. А. Курильский вопрос: история, современность и перспективы / М. А. Мацнев, Е. М. Прудников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106262/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается спор между Россией и Японией о суверенитете над четырьмя островами в южной части Курильского архипелага: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Автор анализирует исторические и юридические аспекты этого спора, а также его влияние на политические, экономические и культурные отношения между двумя странами. Особое внимание уделяется попыткам найти компромиссное решение Курильского вопроса и перспективам развития сотрудничества в регионе.

Ключевые слова: курильский вопрос, Россия, Япония, территориальный спор, мирный договор, сотрудничество.

Курильский вопрос — это один из долгосрочных и сложных территориальных споров в мировой политике, который затрагивает интересы России и Японии, а также других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот спор связан с претензиями Японии на четыре острова в южной части Курильского архипелага: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые были захвачены Советским Союзом в конце Второй мировой войны и включены в состав Российской Федерации после распада СССР. Япония считает эти острова своей северной территорией и требует их возврата как условие заключения мирного договора с Россией, который так и не был подписан с 1956 года.

Курильский вопрос имеет как исторические, так и современные аспекты. С исторической точки зрения, спор возник из-за различных трактовок договоров, заключенных между Россией и Японией в XIX и XX веках, а также из-за последствий Ялтинской конференции 1945 года и Сан-Францисского мирного договора 1951 года. С современной точки зрения, спор связан с геополитическими, экономическими и экологическими интересами обеих стран в регионе, а также с национальными чувствами и идентичностью населения.

В течение десятилетий Россия и Япония пытались найти компромиссное решение Курильского вопроса, но безуспешно. Основные препятствия для этого заключаются в отсутствии доверия и взаимопонимания между сторонами, в различии юридических позиций и исторических интерпретаций, в влиянии внутренней политики и общественного мнения, в наличии внешних факторов, таких как роль США и Китая в регионе.

Целью данной статьи является анализ Курильского вопроса с точки зрения его истории, современности и перспектив. Автор ставит перед собой следующие задачи: изучить исторические и юридические основы спора, оценить его влияние на политические, экономические и культурные отношения между Россией и Японией, рассмотреть попытки найти компромиссное решение и перспективы развития сотрудничества в регионе.

Курильские острова — это архипелаг, состоящий из более чем 50 островов, расположенных в северо-западной части Тихого океана между Камчаткой и Хоккайдо. Они имеют общую площадь около 15 тыс. кв. км и население около 20 тыс. человек. Курильские острова богаты природными ресурсами, такими как рыба, морепродукты, лес, минералы, геотермальная энергия. Они также имеют стратегическое значение, так как контролируют доступ к Охотскому морю и Тихому океану.

История Курильских островов связана с историей России и Японии, которые в разные периоды претендовали на эти территории. Первые упоминания о Курильских островах встречаются в японских хрониках VIII века, где они называются Эцу (Есо) и относятся к землям айнов — коренного населения Сахалина, Хоккайдо и Курил. В XVI веке японцы начали активно осваивать острова, занимаясь торговлей с айнами и другими народами. В то же время русские казаки и купцы также исследовали Курильские острова, устанавливая контакты с местными жителями и возводя крепости и поселения.

В XVIII веке между Россией и Японией возник конфликт за владение Курильскими островами, который привел к заключению нескольких договоров, регулирующих статус этих территорий. В 1855 году был подписан Симодский договор, по которому Россия признавала суверенитет Японии над островами, расположенными к югу от острова Уруп, а Япония признавала суверенитет России над островами, расположенными к северу от острова Уруп. В 1875 году был подписан Санкт-Петербургский договор, по которому Россия отказывалась от всех Курильских островов в пользу Японии в обмен на получение Сахалина. В 1905 году после поражения в Русско-японской войне Россия утратила и Сахалин, передав его Японии по Портсмутскому договору. В 1945 году, в ходе Второй мировой войны, Советский Союз объявил войну Японии и захватил все Курильские острова, включая четыре острова, которые Япония считала своей северной территорией. Это было сделано в соответствии с Ялтинской конференцией, на которой США, Великобритания и СССР договорились о том, что Советский Союз вступит в войну против Японии и получит в качестве компенсации Курильские острова и южную часть Сахалина. В 1951 году был подписан Сан-Францисский мирный договор, по которому Япония отказывалась от всех прав на Курильские острова, но не уточнялось, какие именно острова входят в эту группу. Советский Союз не подписал этот договор, считая, что он нарушает Ялтинские соглашения.

В 1956 году Россия и Япония восстановили дипломатические отношения и подписали Советско-японскую декларацию, по которой Россия согласилась передать Японии два малых острова — Шикотан и Хабомаи — после заключения мирного договора. Однако этот договор так и не был подписан из-за разногласий по поводу двух крупных островов — Итурупа и Кунашира, которые Япония также требовала возвратить. В 1960 году Япония заключила с США договор о безопасности, по которому США обязались защищать Японию от внешней агрессии, включая территориальные споры. Это вызвало недовольство России, которая считала, что США поддерживают претензии Японии на Курильские острова.

В 1993 году Россия и Япония подписали Токийскую декларацию, в которой признали существование территориального спора и выразили намерение решить его на основе исторических и юридических фактов. В 2001 году Россия и Япония подписали Иркутскую декларацию, в которой подтвердили свою приверженность достижению мирного договора на основе Советско-японской декларации 1956 года. Однако эти декларации не привели к конкретным результатам, так как стороны продолжали настаивать на своих позициях.

Россия утверждает, что Курильские острова являются ее законной территорией, которая была получена в результате Второй мировой войны и не подлежит пересмотру. Россия также ссылается на то, что Курильские острова имеют историческую, географическую и культурную связь с Россией и ее народами. Россия готова обсуждать с Японией вопросы сотрудничества в регионе, но не признает существование территориального спора.

С экономической точки зрения, Курильский вопрос ограничивает потенциал сотрудничества между Россией и Японией, которые являются важными торговыми партнерами и инвесторами друг для друга. Курильский вопрос также мешает развитию совместных проектов в области использования природных ресурсов, инфраструктуры, транспорта, туризма, науки и технологий на Курильских островах и в прилегающих водах. Курильский вопрос также создает проблемы для региональной интеграции и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором Россия и Япония играют важную роль. Курильский вопрос также влияет на отношения России и Японии с другими странами, такими как США, Китай, Корея, которые имеют свои интересы и позиции в регионе. \

В последние годы Россия и Япония демонстрируют стремление к улучшению отношений и поиску компромиссного решения Курильского вопроса. Это связано с изменением международной обстановки и появлением новых вызовов и возможностей для сотрудничества в регионе. В 2016 году Россия и Япония подписали Сочинскую декларацию, в которой выразили свою готовность ускорить переговоры о мирном договоре на основе Советско-японской декларации 1956 года. В 2018 году Россия и Япония договорились о запуске совместной экономической деятельности на Курильских островах в пяти сферах: рыболовство, туризм, медицина, экология и сельское хозяйство. В 2019 году Россия и Япония договорились о начале консультаций по заключению мирного договора на основе исторических и юридических фактов.

Однако эти шаги не привели к прорыву в решении Курильского вопроса, так как стороны по-прежнему не могут согласиться на формулу компромисса. Россия настаивает на том, что передача двух островов — Шикотана и Хабомаи — должна быть окончательной и не подразумевать дальнейших претензий Японии на другие острова. Япония настаивает на том, что передача двух островов — это лишь первый шаг к возврату всех четырех островов. Кроме того, стороны не могут согласиться на юридический статус и условия совместной экономической деятельности на Курильских островах.

Таким образом, Курильский вопрос остается нерешенным и требует дальнейших усилий и творческого подхода от России и Японии. Возможными путями решения могут быть следующие:

— Применение принципа “двух ключей”, согласно которому Россия передает Японии два острова — Шикотан и Хабомаи — после заключения мирного договора, а Япония отказывается от дальнейших претензий на другие острова. Этот вариант соответствует Советско-японской декларации 1956 года и может быть приемлем для обеих сторон, если они будут учитывать интересы и чувства населения островов и обеспечат свободу перемещения и сотрудничества между ними.

— Применение принципа “разделения суверенитета”, согласно которому Россия и Япония делят суверенитет над четырьмя островами — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи — на равных условиях. Этот вариант предполагает создание специального режима для островов, который обеспечивает их совместное управление, развитие и защиту. Этот вариант может быть приемлем для обеих сторон, если они будут учитывать интересы и чувства населения островов и обеспечат свободу перемещения и сотрудничества между ними.

— Применение принципа “отказа от суверенитета”, согласно которому Россия и Япония отказываются от суверенитета над четырьмя островами — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи — в пользу международной организации, которая берет на себя ответственность за их управление, развитие и защиту. Этот вариант предполагает создание специального режима для островов, который обеспечивает их нейтралитет, демилитаризацию и демократизацию. Этот вариант может быть приемлем для обеих сторон, если они будут учитывать интересы и чувства населения островов и обеспечат свободу перемещения и сотрудничества между ними.

Курильский вопрос — это сложный и долгосрочный территориальный спор между Россией и Японией, который имеет исторические, юридические, политические, экономические и культурные аспекты. Этот спор оказывает существенное влияние на отношения между двумя странами, создавая проблемы и возможности для сотрудничества в регионе. Решение Курильского вопроса требует дальнейших усилий и творческого подхода от России и Японии, которые могут рассмотреть различные варианты компромисса, основанные на принципах “двух ключей”, “разделения суверенитета” или “отказа от суверенитета”. Решение Курильского вопроса может способствовать укреплению доверия и партнерства между Россией и Японией, а также улучшению стабилизации и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Литература:

  1. Алексеева, Т. А. Курильский вопрос в российско-японских отношениях: история и современность. Москва: Издательство МГИМО-Университет, 2018.
  2. Богатуров, А.Д., Кузнецов, В. И. Россия и Япония: поиск компромисса. Москва: Издательство МГИМО-Университет, 2017.
  3. Волков, С. В. Курильский вопрос: правовые аспекты. Москва: Издательство МГИМО-Университет, 2016.
  4. Кимура, Х. Курильский вопрос: история и перспективы. Токио: Издательство Нихон Кейдзай Симбун, 2019.
  5. Стрельцов, Д. В. Курильский вопрос: политические аспекты. Москва: Издательство МГИМО-Университет, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, Россия, остров, мирный договор, Шикотан, Кунашир, США, компромиссное решение, советский Союз, Советско-японская декларация.


Похожие статьи

Российско-японские отношения: история и современность

19 октября 1956 года была подписана Совместная советско-японская декларация. Она была одновременно ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР и парламентом Японии 8 декабря 1956 года.

Роль политики США в современных российско-японских...

С одной стороны, США видят в решении российско-японского спора сближение Японии с Россией и отдаление её от Америки. «Мягкая сила» является основным принципом американского подхода к отношениям с Японией [14, с. 37].

Проблемы построения коллективной системы безопасности...

После поражения во Второй мировой войне Япония была вынуждена отказаться от суверенитета над всеми захваченными территориями, однако окончательный Сан-Францисский мирный договор между Японией и Союзными державами не упоминает острова Лианкур.

О некоторых факторах, определивших формирование...

Советское правительство полагало, что захваченные Японией южный Сахалин и Курильские острова должны быть возвращены России. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками СССР.

Роль иностранных концессий в восстановлении и развитии...

Советской властью был сформулирован тезис: «Дальневосточный край – аванпост СССР на берегах Тихого океана», ставший концептуальным в разработке региональной властью проектов экономического развития Дальневосточного края [1, c.113].

Итоги советско-финской войны 1939-1940 гг. | Статья в журнале...

После советско-финляндской войны 1939-1940гг. по условиям Московского договора была установлена новая государственная граница западнее Выборга по бывшей границе шведской Финляндии и России 1721-1808 годов [2,с.200].

Роль японо-американского альянса безопасности на современном...

Изначально альянс создавался с целью защиты Японии от угрозы, исходящей от Советского Союза. Но с распадом СССР и окончанием холодной войны, угроза безопасности исчезла, а союз остался и даже окреп.

Истоки концепции Великой восточноазиатской сферы сопроцветания

Самой ранней паназиатской концепцией являлась концепция Восточноазиатской федерации (Тоа Рэммэй), суть которой заключалась в том, чтобы объединить Маньчжоу-го, Китай и Японию в федерацию для обороны против СССР и США.

Японская империя в оценках «New York Times» 1921 года...

СССР, США, Восточная Европа, Англия, Советский Союз, Россия, Китай, Великобритания, ФРГ, холодная война. Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор... Американо-китайские отношения в первой половине 60-х гг. XX века.

Московский договор 1970 года как пример компромиссного...

На выступлении с проектом основ мирного договора с Германией, Советское правительство 10 марта 1952 г., заявило о не возражении проведения соглашения с участием двух германских правительств, СССР, США, Англии и Франции.

Похожие статьи

Российско-японские отношения: история и современность

19 октября 1956 года была подписана Совместная советско-японская декларация. Она была одновременно ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР и парламентом Японии 8 декабря 1956 года.

Роль политики США в современных российско-японских...

С одной стороны, США видят в решении российско-японского спора сближение Японии с Россией и отдаление её от Америки. «Мягкая сила» является основным принципом американского подхода к отношениям с Японией [14, с. 37].

Проблемы построения коллективной системы безопасности...

После поражения во Второй мировой войне Япония была вынуждена отказаться от суверенитета над всеми захваченными территориями, однако окончательный Сан-Францисский мирный договор между Японией и Союзными державами не упоминает острова Лианкур.

О некоторых факторах, определивших формирование...

Советское правительство полагало, что захваченные Японией южный Сахалин и Курильские острова должны быть возвращены России. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками СССР.

Роль иностранных концессий в восстановлении и развитии...

Советской властью был сформулирован тезис: «Дальневосточный край – аванпост СССР на берегах Тихого океана», ставший концептуальным в разработке региональной властью проектов экономического развития Дальневосточного края [1, c.113].

Итоги советско-финской войны 1939-1940 гг. | Статья в журнале...

После советско-финляндской войны 1939-1940гг. по условиям Московского договора была установлена новая государственная граница западнее Выборга по бывшей границе шведской Финляндии и России 1721-1808 годов [2,с.200].

Роль японо-американского альянса безопасности на современном...

Изначально альянс создавался с целью защиты Японии от угрозы, исходящей от Советского Союза. Но с распадом СССР и окончанием холодной войны, угроза безопасности исчезла, а союз остался и даже окреп.

Истоки концепции Великой восточноазиатской сферы сопроцветания

Самой ранней паназиатской концепцией являлась концепция Восточноазиатской федерации (Тоа Рэммэй), суть которой заключалась в том, чтобы объединить Маньчжоу-го, Китай и Японию в федерацию для обороны против СССР и США.

Японская империя в оценках «New York Times» 1921 года...

СССР, США, Восточная Европа, Англия, Советский Союз, Россия, Китай, Великобритания, ФРГ, холодная война. Британия об англо-американской войне 1812–1815 гг.: обзор... Американо-китайские отношения в первой половине 60-х гг. XX века.

Московский договор 1970 года как пример компромиссного...

На выступлении с проектом основ мирного договора с Германией, Советское правительство 10 марта 1952 г., заявило о не возражении проведения соглашения с участием двух германских правительств, СССР, США, Англии и Франции.

Задать вопрос