Главные проблемы назначения административных наказаний в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.09.2023

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Шевелёва, А. С. Главные проблемы назначения административных наказаний в современной России / А. С. Шевелёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 161-165. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106111/ (дата обращения: 29.04.2024).



Данная статья исследует главные проблемы, связанные с назначением административных наказаний в России. Одной из основных проблем является отсутствие пропорциональности между нарушением и наказанием. Наказания, назначаемые за правонарушения, часто не соответствуют их серьезности, что приводит к несправедливым ситуациям и недоверию к системе правосудия. Эта проблема влияет на общественное восприятие закона и может иметь негативные социальные и экономические последствия. Решение проблемы требует разработки четких и объективных критериев, независимости судебных органов и обеспечения прозрачности в процессе назначения наказаний. Путем реформирования системы административного права можно достичь справедливого и эффективного функционирования системы назначения административных наказаний в России.

Целью исследования, проведенного для написания данной статьи, было изучение и анализ проблем, связанных с назначением административных наказаний в России. Исследование стремилось выявить основные проблемы, которые влияют на справедливость, эффективность и доверие к системе назначения административных наказаний.

Методология исследования включала использование различных источников информации. В ходе исследования были изучены официальные законы и нормативные акты, касающиеся административных наказаний в России. Были проанализированы решения судов и прецеденты, связанные с назначением административных наказаний. Также были рассмотрены академические статьи, исследования и публикации, которые затрагивали тему назначения административных наказаний в России.

В процессе исследования использовались качественные методы анализа, такие как систематический обзор литературы, сравнительный анализ законов и решений судов, анализ прецедентов и исторических данных. Были выявлены основные тенденции, проблемы и противоречия, связанные с назначением административных наказаний.

Для каждой проблемы, рассмотренной в статье, был проведен анализ основных причин и последствий, а также предложены рекомендации и решения для преодоления этих проблем.

Ключевые слова: наказание, Россия, система наказания, критерий, доверие граждан, недостаток объективности

This article explores the main problems associated with the imposition of administrative penalties in Russia. One of the main problems is the lack of proportionality between violation and punishment. Penalties given for offenses often do not match their seriousness, leading to unfair situations and distrust in the justice system. This problem affects public perception of the law and can have negative social and economic consequences. Solving the problem requires the development of clear and objective criteria, the independence of the judiciary and transparency in the sentencing process. By reforming the system of administrative law, it is possible to achieve a fair and effective functioning of the system for imposing administrative penalties in Russia.

The purpose of the study conducted for this article was to study and analyze the problems associated with the imposition of administrative penalties in Russia. The study sought to identify the main issues that affect the fairness, effectiveness and credibility of the administrative sentencing system.

The research methodology included the use of various sources of information. The study examined official laws and regulations regarding administrative penalties in Russia. Court decisions and precedents related to the imposition of administrative penalties were analyzed. Also, academic articles, studies and publications that touched on the subject of administrative penalties in Russia were considered.

The study used qualitative methods of analysis, such as a systematic review of the literature, a comparative analysis of laws and court decisions, analysis of precedents and historical data. The main trends, problems and contradictions associated with the imposition of administrative penalties were identified.

For each problem discussed in the article, an analysis of the root causes and consequences was carried out, and recommendations and solutions were proposed to overcome these problems.

Keywords: punishment, Russia, punishment system, criterion, citizens' trust, lack of objectivity

Система административного права играет важную роль в обеспечении порядка и соблюдении правил в любом государстве. В России административные наказания нередко применяются для поддержания общественной безопасности и обеспечения соблюдения законов. Однако, несмотря на назначение наказаний, существуют серьезные проблемы, которые затрудняют эффективность и справедливость данной системы. В данной статье мы рассмотрим некоторые из главных проблем назначения административных наказаний в современной России:

1. Отсутствие пропорциональности:

Одной из основных проблем является отсутствие пропорциональности между совершенным правонарушением и наказанием, которое назначается. В некоторых случаях, слишком жесткие или слишком мягкие наказания могут оказаться несоразмерными нарушению. Например, за незначительные административные правонарушения могут быть назначены слишком высокие штрафы или даже лишение свободы, в то время как серьезные нарушения могут остаться без должного наказания.

Проблема отсутствия пропорциональности между совершенным правонарушением и назначаемым наказанием является одной из ключевых проблем в сфере назначения административных наказаний в России.

Во многих случаях наказания, которые назначаются за административные правонарушения, не соответствуют степени нарушения или ущербу, причиненному обществу или индивидууму. Это приводит к несправедливым ситуациям, когда за незначительные правонарушения назначаются слишком строгие наказания, которые нередко оказываются существенно выше уровня соответствующих правонарушений.

Например, за мелкое административное правонарушение, такое как парковка в неположенном месте, штраф может быть назначен в размере, который значительно превышает справедливую сумму и не соответствует серьезности нарушения.

С другой стороны, серьезные правонарушения иногда остаются без должного наказания. Например, в случаях коррупции или нарушения прав граждан, назначаемые наказания могут быть слишком мягкими или неэффективными для предотвращения повторения таких нарушений в будущем. Это создает впечатление несправедливости и безнаказанности для виновных, что может подорвать доверие граждан к системе правосудия.

Для решения этой проблемы необходимо внедрение системы, которая бы обеспечивала пропорциональность наказаний в зависимости от серьезности совершенного правонарушения. Это требует разработки и применения четких критериев и руководств для определения наказаний, основанных на объективных факторах, таких как ущерб, общественная опасность и повторяемость нарушений. Такой подход поможет создать более справедливую систему назначения административных наказаний в России, способствующую общественной безопасности и соблюдению закона.

Более того, отсутствие пропорциональности в назначении административных наказаний может иметь негативные социальные и экономические последствия. Если наказания слишком высокие или несоразмерные, они могут оказать непропорциональное воздействие на экономическую активность, инновации и развитие предпринимательства. Высокие штрафы или санкции могут стать обременительными для малых и средних предприятий, которые играют важную роль в экономике страны. Это может снизить инвестиционный климат и препятствовать развитию бизнеса.

Одним из путей решения проблемы отсутствия пропорциональности в назначении административных наказаний является пересмотр законодательства и разработка четких и объективных критериев для определения степени серьезности правонарушения и соответствующего наказания. Необходимо провести анализ существующих нормативных актов и их применения, чтобы установить более сбалансированные и пропорциональные шкалы наказаний.

Кроме того, важно обеспечить прозрачность и доступность информации о процессе назначения административных наказаний. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с критериями и процедурами, применяемыми при назначении наказания, а также иметь возможность обжаловать неправомерные или несправедливые решения. Это поможет повысить доверие к системе правосудия и обеспечить более справедливое применение административных наказаний.

Считаем, что проблема отсутствия пропорциональности в назначении административных наказаний в России требует серьезного внимания и реформирования. Чтобы достичь справедливого и эффективного функционирования системы административного права, необходимо разработать четкие критерии и руководства, обеспечить объективность и прозрачность в процессе назначения наказаний, а также сбалансировать наказания с учетом серьезности совершенных правонарушений.

2. Недостаток объективности:

Важной характеристикой справедливой системы наказания является объективность. Однако, в России нередко возникают ситуации, когда наказания назначаются на основе субъективного мнения или влияния. Это может привести к недоверию к системе правосудия и подрыву авторитета административных органов.

Недостаток объективности может проявляться в различных формах. Во-первых, это может быть связано с неправильным толкованием законов или их применением ведомствами, которые могут воспринимать и интерпретировать законы субъективно, исходя из своих собственных убеждений или интересов. Это приводит к разнообразию толкования законов и возможности произвола при назначении наказания.

Во-вторых, недостаток объективности может быть связан с политическим или коррупционным влиянием. В некоторых случаях, наказания могут назначаться в зависимости от политических обстоятельств или взаимоотношений, а не на основе объективных факторов.

Третье направление недостатка объективности связано с возможностью неправомерного влияния со стороны заинтересованных сторон. Например, если лицо с большими ресурсами или влиятельными связями может оказывать давление на судебные органы или административные органы, это может повлиять на назначение наказания или даже привести к его отсутствию.

Для преодоления проблемы недостатка объективности в назначении административных наказаний необходимы конкретные шаги. Прежде всего, необходимо укрепление независимости судебной системы и гарантирование ее неприкосновенности от внешних влияний. Это позволит судам принимать решения на основе закона и фактов, исключая возможность политического давления или коррупции.

Кроме того, важно создать механизмы прозрачности и открытости в процессе назначения наказаний. Граждане должны иметь доступ к информации о процедурах и критериях, которые лежат в основе назначения наказания.

Наконец, обучение и повышение квалификации судей и административных органов также играют важную роль в повышении объективности. Регулярные программы обучения помогут повысить осведомленность и понимание судей и должностных лиц о принципах справедливого назначения наказаний, а также о необходимости объективности и независимости в принятии решений.

Для решения проблемы недостатка объективности в назначении административных наказаний необходимо предпринять конкретные шаги. Важно проводить регулярные проверки и контроль процесса назначения наказаний для выявления и предотвращения произвола и субъективности. Это может включать оценку качества решений и их соответствия принципам справедливости и законности.

3. Отсутствие четких критериев назначения наказаний:

Назначение административных наказаний часто осуществляется без четких критериев или руководств, что создает простор для произвола и ошибок.

Отсутствие четких критериев назначения наказаний означает, что решения о наказании могут быть произвольными и зависеть от личного мнения или предпочтений тех, кто принимает эти решения. Вместо того, чтобы основываться на объективных факторах и законодательных нормах, назначение наказания может зависеть от субъективных оценок и предубеждений.

Эта проблема может приводить к несправедливым решениям, когда одинаковые или похожие нарушения могут получать различные наказания в зависимости от субъективного решения того, кто принимает решение. Это создает неравенство перед законом и недоверие граждан к системе наказания.

Отсутствие четких руководств и критериев также приводит к непредсказуемости процесса назначения наказаний. Граждане не могут заранее знать, какое наказание ожидает их при совершении конкретного правонарушения. Это создает неопределенность и затрудняет соблюдение закона, так как люди не могут быть уверены в последствиях своих действий.

Дополнительно, отсутствие четких критериев и руководств в назначении административных наказаний может привести к неравномерному применению закона и произволу в принятии решений. В различных регионах страны и даже в различных административных органах могут применяться различные подходы и практики при назначении наказаний, что приводит к непредсказуемости и недостатку единообразия в применении закона.

Отсутствие четких критериев также затрудняет обжалование решений о наказании. Граждане, не согласные с назначенным им наказанием, должны иметь возможность обжаловать его и представить свою точку зрения.

Для преодоления этой проблемы необходимо создать единые стандарты и руководства для назначения административных наказаний во всей стране. Это позволит обеспечить единообразное применение закона и устранить произвол в принятии решений. Следует разработать и распространять пособия и руководства, которые будут содержать ясные критерии для определения наказания в зависимости от серьезности нарушения и других объективных факторов.

Кроме того, важно проводить обучение и подготовку должностных лиц, назначающих наказания, чтобы они были осведомлены о законодательстве, нормах и процедурах назначения административных наказаний. Это поможет повысить профессионализм и соблюдение правил при принятии решений, а также уменьшит вероятность произвола и несправедливых решений.

4. Отсутствие прозрачности:

Другой проблемой является отсутствие прозрачности в процессе назначения административных наказаний. Часто граждане не имеют доступа к информации о причинах и основаниях назначения наказания. Это ограничивает возможность обжалования неправомерных или несправедливых решений и создает атмосферу неуверенности в правовой системе. Это означает, что система наказания не всегда достигает своей основной цели — изменения поведения нарушителей и предотвращения повторных нарушений.

В некоторых случаях, наказания слишком суровы и не предоставляют возможности для реабилитации и исправления нарушителей. Вместо того, чтобы сосредоточиться на воспитании и перевоспитании, такие наказания могут приводить к длительной тюремной изоляции или другим формам наказания, которые не способствуют изменению поведения и реинтеграции нарушителей в общество.

С другой стороны, некоторые наказания могут быть слишком мягкими и неэффективными для предупреждения повторных нарушений. Если нарушители не испытывают достаточного давления или последствий за свои действия, это может привести к безнаказанности и отсутствию мотивации для изменения поведения. Такие наказания не выполняют свою роль в предотвращении повторных нарушений и подрывают авторитет закона.

Для решения этой проблемы необходимо усилить внимание к программам реабилитации и социальной адаптации нарушителей. Система наказания должна быть ориентирована на предоставление нарушителям возможности получить необходимые навыки, образование и поддержку, чтобы успешно интегрироваться в общество после отбытия наказания. Такие программы могут включать обучение, трудоустройство, консультирование и другие меры поддержки, направленные на содействие реабилитации и успешной реинтеграции нарушителей.

Одновременно следует обеспечить, чтобы наказания были достаточно строгими, чтобы послужить предупреждением и отражением серьезности совершенного правонарушения. Это может включать использование альтернативных мер наказания, таких как обязательные общественные работы, штрафы, лишение прав и другие наказания, которые соответствуют степени нарушения и способствуют изменению поведения нарушителей.

Проблема отсутствия сбалансированности между предупреждением и реабилитацией нарушителей в системе назначения административных наказаний в России требует внимания.

Одним из способов решения этой проблемы является развитие и усиление программ реабилитации в системе наказания. Это может включать обязательное участие нарушителей в программе образования, профессиональной подготовки или психологической реабилитации. Такие программы помогут нарушителям осознать последствия своих действий, развить навыки для адаптации к законопослушной жизни и предоставить им поддержку в процессе реинтеграции в общество.

Также следует уделить внимание сотрудничеству с различными организациями и учреждениями, которые занимаются реабилитацией нарушителей.

Помимо этого, важно развивать альтернативные меры наказания, которые сочетают в себе предупреждение и реабилитацию. Например, обязательные общественные работы могут быть эффективной альтернативой тюремному заключению, поскольку они не только наказывают нарушителя, но и предоставляют возможность восстановления общественной пользы и развития социальных навыков.

Кроме того, необходимо проводить исследования и оценки эффективности программ реабилитации и альтернативных мер наказания. Это позволит определить наиболее успешные подходы и методы, а также внести коррективы в систему наказания на основе накопленного опыта и данных.

Итак, назначение административных наказаний играет важную роль в поддержании порядка и соблюдении законов в России. Однако, существуют серьезные проблемы, которые необходимо решить для обеспечения более справедливой и эффективной системы. Пропорциональность наказаний, объективность процесса, наличие четких критериев и прозрачность в назначении наказаний являются основными аспектами, которые требуют внимания и реформирования. Только тогда система административного права сможет достичь своих целей и обеспечить справедливость для всех граждан.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 2020. — Федеральный выпуск № 144. — Ст. 8198.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Дерюга А. Н., Шаклеин С. Н. Соотношение понятий административного наказания и административной ответственности // Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 1. С.93–99.
  4. Дукарт А. С. Проблемы применения административных наказаний к несовершеннолетним // Вопросы российской юстиции. 2022. № 19. С.513–520.
  5. Побежимова Н. И. К вопросу об административных правонарушениях и административных наказаниях // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 2. С.110–123.
  6. Федотова О. В. К Некоторым вопросам применения административных наказаний // Форум молодых ученых. 2020. № 1 (41). С.646–654.
  7. Шаклеин С. Н. Пенологические аспекты эффективности административного наказания // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С.110–116.
Основные термины (генерируются автоматически): наказание, Россия, проблема, система наказания, назначение, назначение наказания, недостаток объективности, отсутствие пропорциональности, принятие решений, система правосудия.


Ключевые слова

Россия, наказание, доверие граждан, критерий, система наказания, недостаток объективности

Похожие статьи

Проблемы назначения наказания | Статья в журнале...

В соответствии со ст. 60 УК РФ [2] лицу, признанному виновным в совершении преступления, наказание назначается в соответствии с установленными в данной статье общими правилами назначения наказания.

Актуальные проблемы назначения уголовного наказания...

УК РФ, назначение наказания, наказание, исполнение наказания, личность виновного, досудебное соглашение, дополнительный вид наказаний, групповое преступление, уголовно-правовой характер, вид наказания.

Понятие и система назначения наказания в РФ | Молодой ученый

 В статье произведен анализ системы института назначения наказания в Российской Федерации и сформулированы пределы его понятия. Ключевые слова: назначение наказания, право в РФ, право образующие нормы, система наказания, философия права.

Современные подходы к целям наказания в уголовном кодексе...

Принцип достаточности наказания фактически не отражен в уголовно-правовых нормах, которые устанавливают общие начала назначения наказания, но не него прямо указывает ч. 3 ст. 60 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Элементы системы общих начал назначения наказания

Соответственно система общих начал назначения наказания состоит из следующих элементов: ‒ назначенное наказание должно быть справедливым; — наказание назначается с учетом положений Общей части Уголовного кодекса РФ

Проблемные вопросы назначения наказания в виде...

В статье подробно проанализирован механизм назначения наказания в виде принудительных работ. Особое внимание уделено проблеме «альтернативного» назначения этого вида наказания. Предложен вариант решения проблемы.

Индивидуализация наказания как составляющая часть института...

При этом основным видом наказания за преступления против правосудия является. Согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ суд при назначении наказания... УК РФ, назначение наказания, наказание, исполнение наказания, личность виновного, досудебное соглашение, дополнительный вид.

Проблемы применения основных принципов сложения наказаний

Согласно требованиям статей 307 и 308 УПК РФ в приговоре следует отражать мотивы принятых решений по всем вопросам, относящимся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбыванию.

Наказание в виде штрафа: проблемы законодательного...

Нужно также понимать, что штраф, как вид наказания, в Уголовном кодексе трактуется в статье 46 УК РФ, а судебный штраф закреплён нормой 104.4 УК РФ. Судебный штраф — это не наказание за преступление, а мера уголовно-правового характера.

Похожие статьи

Проблемы назначения наказания | Статья в журнале...

В соответствии со ст. 60 УК РФ [2] лицу, признанному виновным в совершении преступления, наказание назначается в соответствии с установленными в данной статье общими правилами назначения наказания.

Актуальные проблемы назначения уголовного наказания...

УК РФ, назначение наказания, наказание, исполнение наказания, личность виновного, досудебное соглашение, дополнительный вид наказаний, групповое преступление, уголовно-правовой характер, вид наказания.

Понятие и система назначения наказания в РФ | Молодой ученый

 В статье произведен анализ системы института назначения наказания в Российской Федерации и сформулированы пределы его понятия. Ключевые слова: назначение наказания, право в РФ, право образующие нормы, система наказания, философия права.

Современные подходы к целям наказания в уголовном кодексе...

Принцип достаточности наказания фактически не отражен в уголовно-правовых нормах, которые устанавливают общие начала назначения наказания, но не него прямо указывает ч. 3 ст. 60 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Элементы системы общих начал назначения наказания

Соответственно система общих начал назначения наказания состоит из следующих элементов: ‒ назначенное наказание должно быть справедливым; — наказание назначается с учетом положений Общей части Уголовного кодекса РФ

Проблемные вопросы назначения наказания в виде...

В статье подробно проанализирован механизм назначения наказания в виде принудительных работ. Особое внимание уделено проблеме «альтернативного» назначения этого вида наказания. Предложен вариант решения проблемы.

Индивидуализация наказания как составляющая часть института...

При этом основным видом наказания за преступления против правосудия является. Согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ суд при назначении наказания... УК РФ, назначение наказания, наказание, исполнение наказания, личность виновного, досудебное соглашение, дополнительный вид.

Проблемы применения основных принципов сложения наказаний

Согласно требованиям статей 307 и 308 УПК РФ в приговоре следует отражать мотивы принятых решений по всем вопросам, относящимся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбыванию.

Наказание в виде штрафа: проблемы законодательного...

Нужно также понимать, что штраф, как вид наказания, в Уголовном кодексе трактуется в статье 46 УК РФ, а судебный штраф закреплён нормой 104.4 УК РФ. Судебный штраф — это не наказание за преступление, а мера уголовно-правового характера.

Задать вопрос