Внедрение цифровых технологий в промышленный сектор в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.09.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Исламова, Н. Б. Внедрение цифровых технологий в промышленный сектор в Республике Узбекистан / Н. Б. Исламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105815/ (дата обращения: 29.04.2024).



Сегодня цифровая экономика (ЦЭ) занимает всё более значимое место в странах мира. В мировой экономике разворачивается нешуточная борьба за лидерство в области цифровых технологий, и отставание в развитии, похоже, может иметь далеко идущие негативные последствия для отдельно взятой страны. Об этом ясно выразились на саммите в Осаке страны G20, а также Испания, Чили, Нидерланды, Сенегал, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. В принятой совместной декларации по ЦЭ прописано, что цифровизация бесповоротно меняет экономики и общества, а также является важным источником экономического роста, и ее эффективное использование приведёт к благополучию во всех странах. Данный документ подтверждает, что в развитых странах ЦЭ принята в качестве стратегической цели на ближайшие годы. В целом можно отметить, что в современной национальной цифровой стратегии отдельно взятой страны отражены вопросы развития экономики, создания предприятий с инновационными технологиями, роста занятости трудоспособного населения, формирования высокоэффективного общественного сектора.

Ключевые слова: цифровая экономика, мировой опыт, внедрение, экономика, общество, стратегия.

Проведённые масштабные исследования ЦЭ показали, что отличительной характерной чертой является всестороннее проникновение ИКТ в отрасли хозяйства, государственное управление и общественную сферу. [1]

По результатам исследований специалисты пришли к выводу, что успешному развитию ЦЭ в отдельно взятой стране важная роль принадлежит государству, которое выступает в роли координатора внедрения передовых технологий. К основным индикаторам развития ЦЭ можно отнести сведения об использовании ИКТ населением и бизнесом, развитие электронного правительства, а характеризующими показателями являются кадры, рынок телекоммуникаций, деятельность сектора ИКТ.

Современный этап развития ЦЭ в Узбекистане характеризуется периодом становления и высокой динамикой развития. Учитывая сложившиеся мировые тенденции, для Узбекистана интенсивное использование ИКТ во всех сферах жизни общества, а также всеобщее развитие цифровых технологий позволит стать движущей силой инноваций и ускоренного вхождения, а также интеграции в мировую экономику. [2]

Таблица 1

Показатели развития ЦЭ в ряде стран мира

Страна

Мобильные абоненты, в % от населения

Интернет- пользователи

Активные пользователи соц. СМИ

Пользователи мобильных соц. медиа

млн.

%

млн.

%

млн.

%

млн.

%

Мир

8842

115

4388

57

3484

45

3256

42

Афганистан

28,82

78

9,7

26

3,8

10

3,6

9,8

Китай

1543

109

802

57

1007

71

1007

71

Германия

107,8

131

79,13

96

38

46

30

36

Индия

1190

87

560

41

310

23

290

21

Иран

123,7

150

72,94

89

47

57

41

50

Япония

186,3

147

118,9

94

78

61

78

61

Казахстан

25,69

139

14,14

69

7,3

39

3,6

19

Кыргызстан

9,38

152

2,49

40

1,8

29

0,96

16

Монголия

4,19

133

2,2

70

2,2

70

2,1

67

Россия

248,2

172

109,6

76

70

49

57,75

40

Таджикистан

9,9

108

3,01

33

0,44

4,8

0,24

2,6

Туркменистан

4,48

76

1,06

18

0,042

0,7

0,021

0,4

ОАЭ

19,23

200

9,52

99

9,52

99

8,8

92

Великобритания

71,67

107

63,43

95

45

67

39

58

США

347,4

106

312,3

95

230

70

200

61

Сирия

13,61

74

6,03

33

6,8

37

6,49

35

Узбекистан

24,84

76

15,45

47

2,0

6,1

1,0

3,1

Согласно проведённым масштабным исследованиям цифровизации 246 стран мира (по состоянию на январь 2022 года), показатели развития ЦЭ в разных странах имеют разные тенденции (см. табл. 2). Несмотря на разные показатели и пути развития ЦЭ в странах мира, выделяются такие общие черты, как создание благоприятных условий для активного внедрения инноваций и значительный рост объемов инвестиционных вложений в цифровые технологии и инфраструктуру.

Таблица 2

Объем оказанных услуг по основным видам экономической деятельности (в млрд. сумов).

Показатели

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Услуги связи и информатизации

3219,3

3749,8

4541,3

5181,5

6306,8

8196,7

9744,1

Услуги по ремонту компьютеров и бытовых товаров

944,1

1122,8

1388,4

1724,5

2187,9

2329,2

2628,0

Услуги — всего

42552,1

53650,2

65880,4

75356,8

92536,0

118811,0

146836,6

На сегодняшний день правительство Республики Узбекистан уделяет особое внимание развитию ИКТ и его массовому внедрению во все сферы жизнедеятельности общества. Этому способствует принятая Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан, рассчитанная на 2013–2021 годы. Развитие ИКТ в Узбекистане характеризуется несколькими этапами. Значительно улучшилось большинство индексов республики в рейтинге ООН по электронному правительству. [3]

В конце прошлого года Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев в своём послании Олий Мажлису отметил, что «нам следует разработать национальную концепцию цифровой экономики, предусматривающую обновление всех сфер экономики на базе цифровых технологий, и на этой основе внедрить программу «Цифровой Узбекистан — 2030». Цифровая экономика позволит обеспечить рост валового внутреннего продукта как минимум на 30 процентов и резко снизить коррупцию». [3]

Таблица 3

Динамика квартального изменения активности аудитории в социальных медиа сетях (январь 2019/январь 2020), %

Социальные сети

Количество пользователей, млн. чел.

Квартальные изменения, %

1

Фейсбук

0,850

-13,0

2

Инстаграм

1,7

+42,0

3

Твиттер

0,0376

+15,0

4

Снапчат

н/д

н/д

5

Линкэдин

0,160

+6,7

В настоящее время сфера услуг в республике является одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики Узбекистана и значительно опережает рост материального производства. Доля сферы услуг за 2022 год составила 36 % ВВП, 146 836 млрд. cумов. Объем услуг связи и информатизации за 2022 год составил 9 744,1 млрд. сумов, или 6,6 % всех услуг (см. табл. 4). Телекоммуникационные услуги (услуги проводной и мобильной связи, сети Интернет, услуги спутниковой связи и т. д.) в услугах связи и информатизации заняли большую часть (84,5 %), а оставшиеся 15,5 % относятся к прочим услугам ИКТ. В настоящее время отмечено динамичное расширение сети мобильной связи Узбекистана. Львиной долей услуг мобильной связи пользуются физические лица, доля которых составляет 97,5 %.

Несмотря на то, что в Узбекистане наблюдается развитие и рост показателей услуг связи и информатизации, по некоторым таким показателям ЦЭ, как активность пользователей в социальных СМИ, мобильных социальных медиа, они уступают таким странам, как Афганистан и Сирия, где проходят военные столкновения (см. табл. 2,4). [4]

Также невысоки показатели одного из основных направлений ЦЭ — электронной коммерции, уступающей средним мировым показателям (см. табл. 5).

Проведённый анализ других показателей развития ЦЭ показывает рост показателей (см. табл. 4), тем не менее республика не отмечена в списке стран, активно развивающих цифровую экономику.

Таблица 4

Индикаторы электронной коммерции

Факторы финансовой доступности

Узбекистан, %

Страны мира, %

1

Количество людей, имеющих счета в финансовых институтах

37

69

2

Количество людей, имеющих кредитные карты

0,6

18

3

Количество людей, имеющих счета мобильных денег

р/д

4,4

4

Совершают онлайн-покупки и / или оплачивают счета онлайн

7,1

29

5

Количество женщин, имеющих кредитные карты

0,6

17

6

Количество мужчин, имеющих кредитные карты

0,5

20

7

Количество женщин, осуществляющих онлайн-сделки

4

28

8

Количество мужчин, осуществляющих онлайн-сделки

10

30

На начало 2022 года из 323,5 тыс. действующих организаций и предприятий Узбекистана в сфере услуг было задействовано около 213 тыс., что составляет 65,8 %. А к действующим организациям и предприятиям, занимающимся информационной деятельностью и оказывающим услуги связи, относятся 7 400. В целом наблюдается рост количества предприятий и работающих в сфере связи и информатизации из года в год. [5]

Таблица 5

Основные показатели развития ЦЭ в РУз

Показатели

2014

2016

2017

2018

2019

Количество абонентов мобильной связи (млн.)

19.6

20.1

20.6

21.4

22.8

Общее количество интернет-пользователей (млн.)

4.9

10.2

12.1

14.7

20

Количество базовых станций мобильной связи (шт.)

14309

14921

16265

18194

22178

Уровень охвата населения цифровым телевидением (%)

45

54.4

68.6

95

100

Пропускная способность международной сети передачи данных (Гбит/с)

10

16.07

25.7

64.2

1 200

Общая протяжённость волоконно-оптических линий связи (тыс. км)

14.4

16.4

17.9

20.3

24.5

Общее количество ключей ЭЦП (тыс. шт.)

696.582

719.614

1 430.1

1 720.2

2946.938

Количество видов услуг на ЕПИГУ (шт.)

96

260

265

302

302

Стоимость тарифов на интернет-услуги (внешнего канала) для провайдеров ($)

312.58

259.29

157.6

91.5

10.11

Количество видов услуг на my2.gov.uz (шт.)

0

0

0

0

61

Несмотря на рост и развитие сферы информатизации и связи, к основным проблемам внедрения ИКТ на предприятиях относятся медленный процесс внедрения электронных услуг, отсутствие механизмов переноса документов из бумажного в электронный вид, наличие технических и организационных недостатков, разница поколений и социального статуса (не все работники могут в равной степени воспользоваться электронными услугами), консервативность служащих. Для того чтобы изменить ситуацию, предприятиям необходимо иметь в штате сотрудников с соответствующими профессиональными знаниями, заключить соглашения с ведущими поставщиками технологий и использовать самые современные и эффективные программные разработки. [6]

В заключении можно отметить, что передовые технологии вносят значительные корректировки в бизнес-процессы компании, в процессы создания стоимости на всех этапах и становятся конкурентным преимуществом. Анализ мировых практик исследования цифровизации показал, что все развитые государства стремятся использовать цифровые технологии как инструмент достижения Целей устойчивого развития, инвестируя в повышение доступности коммуникаций, развитие цифровых навыков среди населения и повышения качества государственных услуг. Исследование практик цифровизации в Узбекистане определило основные направления, в которых происходит развитие на уровне страны и предпринимательского сектора, в частности были выявлены тренды применения цифровых технологий в бизнес-процессах компаний. Так, было установлено, что приоритетным направлением развития цифровизации в настоящее время является кибербезопасность и защита личных данных (как на глобальном уровне, так и для отдельной компании). Уже сейчас наличие системы кибербезопасности выделяется как важное направление в индексах устойчивого развития. В целом, исследование подтвердило актуальность разработки методики оценки цифровизации как фактора достижения прогресса в области устойчивого развития.

Литература:

  1. Мирзиёев Ш. М. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Выступление на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса. — Ташкент: Узбекистон, 2016.
  2. Указ Президента Республики № УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года / Народное слово. № 28.
  3. Мирзиёев Ш. М. Одобрение народа — высшая оценка нашей деятельности. — Т.: Узбекистан, 2018.
  4. AI and cognitive computing // IBM Research [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://research.ibm.com/cognitive-computing/.
  5. Cloud computing for banking // IBM [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www-935.ibm.com/services/multimedia/ Cloud-Computing-for-Banking-Janvier-2013.pdf/.
  6. Garg A. et al. Analytics in banking: Time to realize the value / A. Garg, D. Grande, M. G. Macias-Lizaso, C. Sporleder, E. Windhagen [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.mckinsey.com/industries/financial-services/our-insights/analytics-in-banking-time-to-realize-the-value/.
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, цифровая экономика, мобильная связь, страна мира, услуга, услуга связи, взятая страна, показатель развития, развитие, устойчивое развитие.


Похожие статьи

Основные тенденции развития сферы услуг в Узбекистане

За годы реализации программы развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012–2016 годы увеличился вклад отрасли в ВВП.

К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане

В статье освещены основные итоги развития экономики Узбекистана за годы независимости и перспективные направления её развития на 2016–2030 годы.

Развитие и основные направления цифровой экономики...

Так, к 2023 году в Узбекистане планировалась увеличить долю цифровой экономики в валовом внутреннем продукте в 2 раза [1].

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

В статье освещены основные итоги развития экономики Узбекистана за годы независимости и перспективные направления её развития на 2016–2030 годы.

Анализ развития системы электронного правительства...

В данной статье приводится анализ развития и рейтинга Узбекистана в построении системы электронного правительства.

Влияние человеческого капитала на формирование цифровой...

В статье автор анализирует факторы формирования человеческого капитала в Узбекистане и влияние человеческого капитала на развитие цифровой экономики.

Узбекская модель развития | Статья в журнале «Молодой...

В статье освещены основные итоги развития экономики Узбекистана за годы независимости и перспективные направления её развития на.

Опыт зарубежных стран для совершенствования центров...

Вхождение Республики Узбекистан в Глобальный индекс инновации в 2020 году является результатом усилий и достижений страны в области инновационного развития.

Инновационный подход в развитии цифровой экономики...

Кредитование сельского хозяйства в Республике Узбекистан. Рассмотрим текущее состояние развития экономики страны.

Развитие электронного правительства в Узбекистане

1 Кадыров А. М, Мавлянов И. Р., Ахмедиева А. Т., Абдурасулова Д. А. Зарубежный опыт развития информационно-коммуникационных технологий в условиях глобализации.

Похожие статьи

Основные тенденции развития сферы услуг в Узбекистане

За годы реализации программы развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2012–2016 годы увеличился вклад отрасли в ВВП.

К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане

В статье освещены основные итоги развития экономики Узбекистана за годы независимости и перспективные направления её развития на 2016–2030 годы.

Развитие и основные направления цифровой экономики...

Так, к 2023 году в Узбекистане планировалась увеличить долю цифровой экономики в валовом внутреннем продукте в 2 раза [1].

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

В статье освещены основные итоги развития экономики Узбекистана за годы независимости и перспективные направления её развития на 2016–2030 годы.

Анализ развития системы электронного правительства...

В данной статье приводится анализ развития и рейтинга Узбекистана в построении системы электронного правительства.

Влияние человеческого капитала на формирование цифровой...

В статье автор анализирует факторы формирования человеческого капитала в Узбекистане и влияние человеческого капитала на развитие цифровой экономики.

Узбекская модель развития | Статья в журнале «Молодой...

В статье освещены основные итоги развития экономики Узбекистана за годы независимости и перспективные направления её развития на.

Опыт зарубежных стран для совершенствования центров...

Вхождение Республики Узбекистан в Глобальный индекс инновации в 2020 году является результатом усилий и достижений страны в области инновационного развития.

Инновационный подход в развитии цифровой экономики...

Кредитование сельского хозяйства в Республике Узбекистан. Рассмотрим текущее состояние развития экономики страны.

Развитие электронного правительства в Узбекистане

1 Кадыров А. М, Мавлянов И. Р., Ахмедиева А. Т., Абдурасулова Д. А. Зарубежный опыт развития информационно-коммуникационных технологий в условиях глобализации.

Задать вопрос