Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (482) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.09.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Шукурова, Л. Ш. Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов / Л. Ш. Шукурова, К. Ш. Кочанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 35 (482). — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/archive/482/105716/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преимущества на фоне других методов, а также указаны особенности его применения. Помимо метода интервью, в статье раскрыто значение коллективно-группового взаимодействия между учениками. Данный инструмент обучения также считается очень эффективным и может научить детей правильному применению слов в различных разговорных ситуациях. Статья будет полезна любому преподавателю иностранного языка, который хотел бы усовершенствовать свои профессиональные навыки.

Ключевые слова: образовательный процесс, иностранный язык, интервью, коллективно-групповое взаимодействие, средние классы, учитель, говорение.

This article deals with the issue of teaching speaking skills in a foreign language to pupils of 7–8 grades in Russian schools. The central place in the study is occupied by the application of the interview method in foreign language lessons. The article reveals its advantages against the background of other methods, and also indicates the peculiarities of its application. In addition to the interview method, the article reveals the importance of collective-group interaction between pupils. This teaching tool is also considered to be very effective and can teach children the correct use of words in various conversational situations. The article will be useful for any foreign language teacher who would like to improve their professional skills.

Keywords: educational process, foreign language, interview, collective-group interaction, middle school, teacher, speaking.

Обучение иностранным языкам является очень сложным и многогранным процессом, в котором взаимодействие между учителем и учениками не должно иметь каких-либо недостатков. К сожалению, так получается не всегда, и у учеников могут быть определённые пробелы в знаниях. Довольно распространённым явлением представляется недостаток навыка говорения у детей. Поэтому, иногда, можно столкнуться с ситуацией, когда словарный запас ребёнка богат, с грамматикой построения предложений ребёнок знаком «на отлично», однако он с большим трудом может говорить на свободные темы — слова подобрать трудно, а их слитное произношение начинает путаться и искажаться. Особенно сильно данная проблема проявляется в средних классах (7–8 класс). Ведь на момент обучения, ученики 7–8 классов уже знакомы с азами иностранного языка и осваивают непосредственно те навыки, которые позволят им не только правильно писать или читать материал, но и развёрнуто выражать свои мысли. Поэтому, чтобы процесс обучения говорению прошёл гладко, учителю необходимо использовать на своих уроках конкретные методы обучения, о которых далее будет рассказано более подробно.

Изложение основного материала: Современная модель образования в России, медленно, но верно, видоизменяется и совершенствуется. Пожалуй, не будет новостью применение во время обучения интерактивных методов обучения. Главная особенность интерактивного метода обучения заключается в том, что в его процессе взаимодействие учителя и ученика достигает своего пика, что положительно сказывается на восприятии учеником учебного материала.

Интерактивное обучение (от английских слов inter «взаимный» и act «действовать») — это специальным образом организованное диалоговое общение, позволяющее, решать целый ряд задач: оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает устанавливать эмоциональный контакт между учащимися, приучает работать в команде и прислушиваться к чужому мнению [1].

Существует множество различных форм интерактивного обучения, которое можно применить на уроках. Учителя-практики положительно отзываются об использовании таких инструментов интерактивного обучения как «мозговой штурм», «ментальная карта», «броуновское движение», «ажурная пила». Однако, наша задача — определить, какой метод будет наиболее эффективным во время обучения детей говорению, поэтому скажем, что навыки говорения будут наиболее сильно улучшены, если практиковать на уроках проведение интервью.

Метод интервью действительно относится к интерактивным методам обучения, так как взаимодействие происходит между учеником и учителем. Также, стоит отметить, что из-за разнообразия тематик, по которым проводят интервью, можно обучить ребёнка абсолютно всему спектру лексики иностранного языка — от профессиональной терминологии до устоявшихся в иностранных языках идиом.

Основные преимущества интервью, как метода обучения описывает следующее определение, данное И. Л. Колесниковой и О. А. Долгиной, согласно которому «интервью — это коммуникативное упражнение, направленное на развитие экспрессивной устной речи, разновидность беседы, часто в форме ролевой игры, в которой один из участников играет роль человека, берущего интервью с целью получить информацию у одного или нескольких обучающихся в роли интервьюируемых» [2].

Несмотря на то, что метод интервью является крайне действенным во время обучения детей говорению на уроках иностранного языка, у него имеются и свои ограничения. Как уже упоминалось, интервью — метод развития экспрессивной речи, что указывает на то, что ребёнку не дают подготовить ответы на вопросы, а требуют от него незамедлительного разговора во время беседы. Именно это обстоятельство и гарантирует успех использования метода. Следовательно, ребёнок уже на момент проведения интервью должен иметь довольно расширенный диапазон лексикона и грамматических познаний, чтобы связно разговаривать на заранее определённую тему. Следовательно, можно сделать вывод о том, что применение метода интервью будет считаться эффективным только при условии качественной теоретической работы с детьми — трудно разговаривать с ребёнком, который не владеет соответствующим лексиконом.

Помимо метода интервью, очень эффективным является метод организации коллективно-группового взаимодействия между детьми. А. А. Шакирова определяет данную процедуру как «форму организации учебно-познавательного процесса на уроке, который предполагает функционирование малых и больших групп и коллективов, работающих над общими и специфическими заданиями учителя иностранного языка. Главной особенностью данного взаимодействия учащихся на уроках является возможность работать над развитием и диалогической, и монологической речью» [3].

Из данного определения становится понятным, что коллективно-групповое взаимодействие (далее- КГВ) между детьми может развить в них ораторские навыки, и дети будут способны как убеждать в своей точке зрения собеседника, так и излагать свои собственные мысли в монологе. Данный метод является немного сложнее, нежели метод интервью. Всё потому, что во время интервью взаимодействуют только учитель и ученик, а во время КГВ — группа детей от трёх лиц. Во время дискуссии между детьми её может быть трудно контролировать, что может стать причиной упущений учителя — он может не замечать некоторых ошибок детей и обращать их внимание на них, что может стать причиной укоренения этих ошибок в речи детей. Поэтому метод КГВ нужно использовать осторожнее и не делить детей на слишком большие группы.

Результаты и выводы: В ходе проведения исследования были определены два основных метода, которые может использовать учитель иностранного языка во время обучения детей говорению — метод интервью и метод коллективно-группового взаимодействия. Оба метода относятся к интерактивным, что уже является признаком эффективности, ведь устная речь лучше всего усваивается во время диалога. Однако, при использовании данных методов есть свои ограничения.

Например, перед проведением интервью, учителю необходимо обеспечить достойный уровень теоретического знания детей. Всё потому, что ребёнок попросту не будет иметь инструментария для того, чтобы выразить свою мысль или мнение.

Также, стоит отметить, что во время КГВ учитель должен быть особенно внимательным, чтобы не пропускать «мимо ушей» ошибки детей. Подобная оплошность опасна тем, что если учитель не обратит внимание ребёнка на его ошибку, последний может подумать о правильности своей речи и исправить ошибки станет только сложнее в дальнейшем.

Процесс обучения детей устной речи крайне сложен. Причиной этому служит то, что правильная речь ребёнка на иностранном языке — это одна из главных задач его обучения. Без правильной речи, цели обучения не могут быть достигнуты, и ребёнок не сможет применять полученные знания на практике в полной мере. Именно поэтому развитию устной речи ребёнка должно уделяться особое внимание, и при обучении ребёнка необходимо применять только самые эффективные и современные методы.

Литература:

  1. Суворова Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы [Электронный ресурс] / Н. А. Суворова // NaszaBalota: database. — Режим доступа: http://balota2.narod.ru/index.html
  2. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справ. пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. — М.: Дрофа, 2008. — 431 c.
  3. Шакирова А. А. Использование коллективно-группового взаимодействия в обучении устной иноязычной речи учащихся 7–8-х классов //XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. — 2020. — С. 284–288.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, метод интервью, коллективно-групповое взаимодействие, время обучения детей, интерактивное обучение, интерактивный метод обучения, ребенок, учитель, главная особенность, устная речь.


Ключевые слова

образовательный процесс, иностранный язык, учитель, говорение, интервью, средние классы, коллективно-групповое взаимодействие

Похожие статьи

Применение интерактивных методов в процессе обучения...

Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Использование интерактивной модели обучения на уроках...

Таким образом, интерактивное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Диалог и групповая работа являются основными формами интерактивного метода обучения иностранному языку.

Применение интерактивных методов в обучении иностранным...

Конышева А.В Игровой метод обучения иностранному языку.-Спб: Каро; Минск: Четыре четверти, 2008–192с.

Инновационная технология обучения говорению на уроках...

Основная цель интерактивного подхода — создание условий комфортного обучения, которое стимулирует активное взаимодействие учащихся.

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную.

Психологические особенности интерактивных методов обучения

Основу интерактивных методов составляет система многоступенчатого движения. Наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия.

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ и другие.

Применение интенсивных методов обучения иностранному...

Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания, который является уникальным средством быстрого обучения детей.

Использование интерактивного подхода в обучении говорению...

Взаимодействие участников является ключевым требованием интерактивного обучения. Обучение подразумевает совместную деятельность учащихся.

Похожие статьи

Применение интерактивных методов в процессе обучения...

Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Использование интерактивной модели обучения на уроках...

Таким образом, интерактивное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Диалог и групповая работа являются основными формами интерактивного метода обучения иностранному языку.

Применение интерактивных методов в обучении иностранным...

Конышева А.В Игровой метод обучения иностранному языку.-Спб: Каро; Минск: Четыре четверти, 2008–192с.

Инновационная технология обучения говорению на уроках...

Основная цель интерактивного подхода — создание условий комфортного обучения, которое стимулирует активное взаимодействие учащихся.

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную.

Психологические особенности интерактивных методов обучения

Основу интерактивных методов составляет система многоступенчатого движения. Наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия.

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ и другие.

Применение интенсивных методов обучения иностранному...

Игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания, который является уникальным средством быстрого обучения детей.

Использование интерактивного подхода в обучении говорению...

Взаимодействие участников является ключевым требованием интерактивного обучения. Обучение подразумевает совместную деятельность учащихся.

Задать вопрос