Становление и развитие института коммерческой тайны в российском праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 24.08.2023

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Андреев, А. А. Становление и развитие института коммерческой тайны в российском праве / А. А. Андреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105599/ (дата обращения: 30.04.2024).



Статья посвящена исследованию становления и развития института коммерческой тайны в российском праве. Рассмотрены основные этапы становления института коммерческой тайны в российском праве и их значение в развитии современного высоко конкурентного общества. На основе данных действующего законодательства, автором рассмотрено определение «коммерческой тайны» с учётом развития товарно-денежных отношений и рыночной экономики. В рамках исследований специальной правовой литературы предложены различные точки зрения относительно понятия «коммерческая тайна», выделены их схожие черты и отличительные признаки от иных смежных правовых категорий. Автором рассмотрены основные признаки коммерческой тайны, как особого объекта гражданских прав, необходимых для должного регулирования коммерческой тайны на законодательном уровне. Предложен перечень сведений, по отношению к которым не может быть установлен режим коммерческой тайны, а также порядок мер по охране и защите коммерческой тайны. В заключении автор приходит к выводу о роли коммерческой тайны в развитии предпринимательской деятельности с учётом влияния геополитических факторов.

Ключевые слова: коммерческая тайна,обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, конфиденциальная информация, секрет производства.

В условиях жесткой конкурентной борьбы правовое закрепление института коммерческой тайны продиктовано объективной необходимостью и спецификой рыночных отношений. Ограничение доступа к информации определенного содержания и наличие механизмов для осуществления такого ограничения присущи каждому обществу, как феодальному, так и экономически развитому. При обращении к истокам возникновения коммерческой тайны можно утверждать, что на протяжении всей истории развития человечества люди вступали в экономические отношения, целью которых являлось сохранение в тайне своего экономического поведения, направленного на максимальное получение прибыли.

Для того, чтобы понять правовую природу «коммерческой тайны» и определить её прямое значение и функцию, которую она выполняет в период глобальной цифровизации, необходимо исследовать историю развития института коммерческой тайны в России. Обратимся к истокам, получившим свое законодательное закрепление в части коммерческой тайны и ответственности за её разглашение.

Первым официальным источником, отражающим ответственность за разглашение ценной информации, являлось «Уложение о наказаниях» 1845 года. В правовых документах 19 века понятия «коммерческая тайна» не существовало, однако использовался термин «тайна» относительно различных производственных процессов, сопровождавшихся сохранением и не разглашением ограниченного рода информации. Так, раздел VIII «О преступлениях и проступках против общественного устройства и благочиния» включал несколько статей, предусматривающих ответственность за разглашение информации ограниченного содержания:

1) ст. 1355 предусматривала ответственность за разглашение фабричного секрета;

2) ст. 1187 — за разглашение тайны торговой;

3) ст. 1157 — за разглашение тайны кредитных установлений [16].

Если «Уложение о наказаниях» 1845 года не содержало раскрытия понятия «коммерческая тайна», то в «Уголовном уложении» от 1903 г. оно появилось в следующем виде: «под коммерческой тайной понимались особые употребляемые или предполагаемые к употреблению приемы производства». Выделение коммерческой тайны, как особой отдельной категории свидетельствует о большом значении, которое она имела для производителей и торговцев. В «Уголовном уложении» от 1903 г. главой 29 «Об оглашении тайн» были выделены статьи посвященные ответственности за разглашение тайны фабричной, коммерческой и кредитной [16].

Геополитические условия, революция, войны, сопровождавшие нашу страну на протяжении 20 века изменили только сформировавшийся институт «коммерческой тайны» и вплоть до 1990 года такого понятия как «коммерческая тайна» не существовало. Принятие закона СССР «О предприятиях в СССР» статьей 33 установило понятие «коммерческая тайна» как «не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами, и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам» [15, с. 83].

После принятия закона СССР «О предприятиях в СССР» в 1991 году было утверждено Постановление правительства РСФСР № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» действующее и в настоящее время в редакции от 2002 года [6].

С 1994 года до 2007 года часть 1 Гражданского Кодекса РФ закрепляла статьей 139 понятие служебная и коммерческая тайна. Статья 139 ГК РФ отражало следующее в части коммерческой тайны: «информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» [2].

Параллельно, в 2004 и 2006 годах были введены федеральные законы «О коммерческой тайне» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также четвертая часть ГК РФ, которые основательно закрепили понятие «коммерческая тайна», что придаёт особое значение её правовой природе в рамках рыночных отношений и высокой конкуренции.

Длительный исторический процесс развития института коммерческой тайны, позволяет нам выделить понятие коммерческой тайны в её современном виде в действующих нормативно-правовых актах:

1) Конституция РФ [1];

2) Федеральный закон от 29.07.2004г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» [4];

3) Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5];

4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ [3].

Статья 51 Конституции гарантирует, что государство будет защищать право граждан и предоставлять им возможность использовать свои знания и возможности в экономической сфере без опасности разглашения информации, которая может быть предметом конкуренции или незаконного использования [1].

Статья 3 Федерального закона от 29.07.2004г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» закрепила следующее понятие: «коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду» [4].

Также статья 3 пункт 2 определяют «информацию, составляющая коммерческую тайну как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны» [4].

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, определяется пунктом 4 ст. 3 ФЗ № 98 «О коммерческой тайне» как лицо, «которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничивает доступ к этой информации и устанавливает в ее отношении режим коммерческой тайны» [4].

Данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства.

Статьёй 9 «Ограничение доступа к информации» Федерального закона от 29.07.2004г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» определено также следующее: «информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации» [4].

Важные правовые положения по вопросу коммерческой тайны отражены в рамках главы 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» четвёртой части Гражданского кодекса РФ, где «секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны» [2].

При этом, «секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа, к которым установлена законом или иным правовым актом» [5].

Обратимся к правовой литературе и рассмотрим понятие «коммерческой тайны» в совокупности с взглядами исследователей относительно данного вопроса.

Д. В. Напалкова определяет следующее: «коммерческая тайна — это вид коммерчески ценной и охраняемой законом информации. Коммерческая тайна — это конфиденциальная информация, которую компании держат в секрете, чтобы сохранить конкурентное преимущество и защитить свою интеллектуальную собственность» [14, с. 263].

Под коммерческой тайной Е. А. Абросимова понимает «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду» [7, с. 111].

Н. Н. Ковалёв даёт следующее определение «коммерческой тайне»: «это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране её конфиденциальности» [11, с. 72].

Е. С. Вершинина полагает, что «информация, составляющая коммерческую тайну, — явление специфического характера, представляющее собой инструмент добросовестных конкурентных отношений хозяйствующих субъектов» [8, с. 34].

«Коммерческая тайна — это сведения, которые могут иметь потенциальную ценность, определить которую в стоимостном эквиваленте зачатую возможно лишь приблизительно» полагает О. Б. Давыдова [9, с. 41].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что важно отличать коммерческую тайну от иной коммерчески ценной и охраняемой законом информации. Основное отличие сведений конфиденциального характера от секретной коммерческой информации можно сформулировать так:

– коммерческую тайну составляют конфиденциальные сведения, имеющие специфичную направленность, связанную только с рыночной деятельностью хозяйствующего субъекта (имеющей своей целью получение прибыли);

– термин «конфиденциальная информация» специфичного оттенка не имеет и включает в себя более широкий спектр информации с ограниченным доступом: персональные данные, сведения, составляющие служебную тайну, профессиональную тайну [12, с. 56].

Ещё одним основополагающим отличительным признаком коммерческой тайны от иной информации, содержащей сведения ограниченного содержания выступает разница в способах классификации информации. Список коммерческих сведений формируется его правообладателем, а перечень информации, включающих конфиденциальную информацию установлен законом.

Изложенное позволяет определить условия (признаки), при которых коммерческой тайной можно признать любую информацию:

1) Если данная информация относится к предпринимательской деятельности;

2) Если информация не содержит сведений, относящихся к государственной тайне;

3) Если информация принадлежит конкретной организации;

4) Если информацией не владеют третьи лица, но при этом она представляет реальную ценность для них;

5) Если обладатель такой информации ограничил доступ к ней и принял меры, чтобы защитить ее от несанкционированного доступа и распространения [13, с. 216].

В рамках федерального закона «О коммерческой тайне» установлен перечень сведений, по отношению к которым не может быть установлен режим коммерческой тайны в части реализации предпринимательской деятельности. Это сведения следующего содержания:

1) Сведения, которые вносятся в учредительные документы при регистрации юридического лица в государственных органах;

2) Сведения о видах деятельности хозяйствующего субъекта;

3) Сведения, отражающие состояние расчёты с бюджетом в части внесения выплат социального характера и начислений и выплат заработной платы;

4) Сведения об участии в государственных закупках;

5) Сведения, касающиеся санитарно-экологического состояния, уровня экономической безопасности субъекта хозяйствования;

6) Сведения, отражающие состав имущественного комплекса хозяйствующего субъекта;

7) Сведения о персонале, наличии вакантных мест, оценке движения персонала;

8) Сведения о бухгалтерской отчетности, находящиеся в открытых источниках;

9) Сведения о нарушениях законодательствах, привлечении к дисциплинарной, административной, уголовной ответственностях;

10) Сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности и по доверенности;

11) По отношению к некоммерческим организациям это сведения о доходах и расходах, имуществе, о целевом финансировании, использовании безвозмездных средств;

12) В отношении государственных учреждений это сведения об использовании бюджетов различных уровней;

13) Сведения, которые включают информацию об ограничении доступа к некоторым источникам информации определённого круга лиц в рамках закона [17, с. 130].

Правообладатель должен принимать меры по охране информации ограниченного доступа. Опираясь на сведения, отраженные в статье 1 федерального закона «О коммерческой тайне», меры по охране и защите коммерческой тайны должны быть установлены в следующем порядке:

1) Необходимо определить и сформировать перечень информации, составляющий коммерческую тайну;

2) Необходимо ограничить доступ к такой информации в рамках внутреннего документооборота. Также нужно установить порядок обращения с такой информацией и определить меры ответственности за несоблюдением контроля такого порядка;

3) Необходимо закрепить перечень лиц, которое будут нести ответственность за несоблюдение порядка обращения с информацией, содержащей коммерческую тайну;

4) Необходимо подготовить трудовые и гражданско-правовые договора, которыми будет регламентированы отношения по использованию информации, содержащую коммерческую тайну;

5) Нанесение грифа с отметкой «Коммерческая тайна» на материальные и нематериальные носители [10, с. 69].

Соблюдение всех вышеперечисленных условий и обстоятельств позволяют приобрести информации статус «коммерческая тайна». Соблюдение мер по защите коммерческой тайны обязательно должны регулироваться внутренними документами хозяйствующего субъекта и быть обязательными для его работников. Не исключены случаи, когда в рамках законодательства правообладателем принимаются дополнительные меры защиты в отношении информации ограниченного доступа. При этом, в соответствии со статьей 5 федерального закона «О коммерческой тайне» меры по охране коммерческой тайны должны быть признаны разумно достаточными. А это означает, что существует возможность передачи такой информации без нарушения режима коммерческой тайны и исключения доступа к такой информации лиц, без согласия ее правообладателя.

Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов зарождения и развития института коммерческой тайны позволяет сделать вывод о ее длительном историческом формировании в российском праве. Прежде чем было сформировано полное и многогранное понятие «коммерческой тайны», закрепленное федеральным законом и действующими нормативно-правовыми актами, пройден сложный исторический путь развития, который неоднократно менялся и не имел законодательного закрепления. В настоящее время понятие коммерческой тайны в её современном виде закреплено в действующих нормативно-правовых актах: Конституции РФ, Федеральном законе от 29.07.2004г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федеральном законе от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Гражданском кодексе Российской Федерации (части четвёртой) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ. Несмотря на законодательное закрепление полемика относительно понятия «коммерческая тайна» присутствует и носит как идентичный, так и противоречивый характер. В рамках ФЗ № -98 «О коммерческой тайне» её рассматривают в первую очередь как режим конфиденциальности информации. Гражданский кодекс трактует её как действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, а также как сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Правовая литература рассматривает коммерческую тайну как вид, режим конфиденциальной информации, как информацию или сведения, имеющие ценность. Информация приобретает статус «коммерческой тайны» в случаях, когда к ней нет свободного доступа на законном основании, она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, а также когда предпринимаются меры к охране ее конфиденциальности. Чтобы те либо иные сведения стали коммерческой тайной, необходимо наличие всех трех указанных признаков по отношению к информации.

Изложенные точки зрения относительно коммерческой тайны в совокупности с иными смежными правовыми категориями позволяют сделать вывод, что институт коммерческой тайны в рамках отечественного законодательства требует совершенствования. Это обусловлено практическими требованиями, складывающимися при реализации общественных правоотношений, а также особыми признаками, присущими только коммерческой тайне.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г. [Электронный ресурс] // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2023г.) (принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.) // Собрание законодательства РФ от 5 декабря 1994 г. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023г.) // Собрание законодательства РФ от 25.12.2006г. — № 52 (ч. 1). — Ст. 5496.
  4. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004г. № 98- ФЗ (ред. от 14.07.2022г.) // Собрание законодательства РФ от 09.08.2004г. — № 32. — Ст. 3283.
  5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023г.) // Собрание законодательства РФ от 31.07.2006г. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.
  6. О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну: Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991г. № 35 (ред. от 03.10.2002г.) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс http: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=39026&dst=100001&demo=2
  7. Абросимова, Е. А. Коммерческое право: учебник для вузов / Е. А. Абросимовой, В. А. Белова, Б. И. Пугинского. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 590 с.
  8. Вершинина, Е. С., Щербакова, М. П. Коммерческая тайна: понятие, условия обработки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2022. — № 1 (57). — С. 33–36. — https://doi.org/10.36511/2078–5356–2022–1–33–36.
  9. Давыдова, О. Б. Коммерческая тайна и меры по ее защите // Вестник науки и образования. — 2019. — № 9 (11). — С. 41–46.
  10. Кайгородцев, А. А., Кайгородцева, Т. Ф. Механизм обеспечения сохранности коммерческой тайны // Научное обозрение. Экономические науки. — 2020. — № 3. — С. 67–71. — URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1054 (дата обращения: 02.08.2023).
  11. Ковалев, Н. Н. Информационное право: учебник для вузов / Н. Н. Ковалева. — М.: Юрайт, 2023. — 353 с.
  12. Кужилина, Е. Tesla motors против Apple и как в России коммерческую тайну сохранить // Трудовое право. — 2019. — № 8. — С. 56–61.
  13. Мелехина, В. С. Коммерческая тайна организации и способы ее обеспечения / В. С. Мелехина // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 215–217. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64303/ (дата обращения: 02.08.2023).
  14. Напалкова, Д. В. Коммерческая тайна в цифровую эпоху. Правовой механизм обеспечения защиты коммерческой информации // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 263–266. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101234/ (дата обращения: 01.08.2023).
  15. Пчелкин, А. В. Предпринимательское право: учебник / А. А. Демичев, М. В. Карпычев, А. И. Леонов. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 478 с.
  16. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г./Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина. — [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://museumreforms.ru/node/13654
  17. Федорова, Д. А., Котельникова, М. А., Старченко, А. С. Развитие законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. Порядок возникновения и прекращения права на коммерческую тайну // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — № 5–3 (80). — С. 127–134.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая тайна, тайна, информация, сведение, законное основание, конфиденциальная информация, отношение, потенциальная коммерческая ценность, сила неизвестности, хозяйствующий субъект.


Похожие статьи

Проблемы правового режима трансграничной передачи...

Однако данный вывод является ошибочным, т. к. обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, не принадлежат исключительные права в отношении такой информации, в отличие от обладателя секрета производства (ноу-хау).

Коммерческая тайна в цифровую эпоху. Правовой механизм...

Коммерческая тайна — это конфиденциальная информация, которую компании держат в секрете, чтобы сохранить конкурентное преимущество и защитить свою интеллектуальную собственность.

Профессиональная тайна как объект правового регулирования

Меркулова С.Н., характеризуя профессиональную тайну как объект уголовно-правовой охраны [5,c. 54] указывает, что профессиональная тайна является видом конфиденциальной информации [6, с. 95-99] и выступает самостоятельным объектом права.

Коммерческая тайна организации и механизм ее обеспечения

В основе коммерческой деятельности организации лежат конфиденциальные сведения, которыми владеет организация. В данной статье рассматривается коммерческая тайна компании и ее роль в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Способы защиты коммерческой тайны | Статья в журнале...

силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Коммерческая тайна организации и способы ее обеспечения

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, входящей в ее состав, следующих мер [1]: – определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну

Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую...

Можно выделить несколько групп ограничений на отнесение информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Во-первых, информация, составляющая государственную тайну, не может быть отнесена к коммерческой тайне.

Понятие и виды информационных прав гражданина

Информация, содержащая сведения о перечне лиц, имеющих право действовать без. информация, предпринимательская деятельность, составляющая коммерческая тайна.

Некоторые особенности правовой природы ноу-хау

Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 содержит в себе закрытый список конфиденциальной информации [2]. Перечень состоит из 7 наименований, одним из которых и выступает коммерческая тайна.

Похожие статьи

Проблемы правового режима трансграничной передачи...

Однако данный вывод является ошибочным, т. к. обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, не принадлежат исключительные права в отношении такой информации, в отличие от обладателя секрета производства (ноу-хау).

Коммерческая тайна в цифровую эпоху. Правовой механизм...

Коммерческая тайна — это конфиденциальная информация, которую компании держат в секрете, чтобы сохранить конкурентное преимущество и защитить свою интеллектуальную собственность.

Профессиональная тайна как объект правового регулирования

Меркулова С.Н., характеризуя профессиональную тайну как объект уголовно-правовой охраны [5,c. 54] указывает, что профессиональная тайна является видом конфиденциальной информации [6, с. 95-99] и выступает самостоятельным объектом права.

Коммерческая тайна организации и механизм ее обеспечения

В основе коммерческой деятельности организации лежат конфиденциальные сведения, которыми владеет организация. В данной статье рассматривается коммерческая тайна компании и ее роль в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Способы защиты коммерческой тайны | Статья в журнале...

силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Коммерческая тайна организации и способы ее обеспечения

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, входящей в ее состав, следующих мер [1]: – определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну

Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую...

Можно выделить несколько групп ограничений на отнесение информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Во-первых, информация, составляющая государственную тайну, не может быть отнесена к коммерческой тайне.

Понятие и виды информационных прав гражданина

Информация, содержащая сведения о перечне лиц, имеющих право действовать без. информация, предпринимательская деятельность, составляющая коммерческая тайна.

Некоторые особенности правовой природы ноу-хау

Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 содержит в себе закрытый список конфиденциальной информации [2]. Перечень состоит из 7 наименований, одним из которых и выступает коммерческая тайна.

Задать вопрос