Особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 22.08.2023

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Гатина, А. А. Особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания / А. А. Гатина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105496/ (дата обращения: 12.05.2024).



В статье автор пытается определить особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Ключевые слова: прокурорский надзор, учреждения и органы, исполняющие наказания, органы прокуратуры.

Надзор за законностью считается основной функцией прокуратуры. Прокуратура от имени Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации [1] и законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре» [4]. Прокурорский надзор осуществляется в различных отраслях надзора — направлениях надзора, характеризующихся самостоятельным объектом, предметом, полномочиями прокурора и актами прокурорского реагирования на нарушения закона [5]. Одним из таких отраслей является надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

Прежде всего, следует отметить, что учреждения и органы, исполняющие наказания, определены в статье 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [2] (далее — УИК РФ). Они включают в себя судебных приставов-исполнителей; уголовно-исполнительные инспекции; суды, вынесшие приговор; арестный дом; колонии-поселения; воспитательные колонии; исправительные колонии общего, строго, особого режима; тюрьмы; следственные изоляторы и др. Из-за многочисленности учреждений и органов, исполняющих наказания, организация прокурорского надзора в данной области требует больших сил и ресурсов.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации приведено в соответствие с международными нормами, направленными на обеспечение прав и свобод личности и исключение унижающих обращений. Несмотря на проведенные реформы, в пенитенциарной системе сохраняются отрицательные явления. Задача органов прокуратуры заключается в обеспечении законности, режима содержания и защите прав лиц, лишенных свободы. В данном контексте, прокурорский надзор является важным элементом обеспечения правопорядка и законности в исправительных учреждениях. Именно поэтому в Российской Федерации сформировано тщательное правовое регулирование прокурорского надзора в данной области.

Говоря об особенностях реализации прокурорского надзора в данной области, безусловно, следует проанализировать такие аспекты, как задачи, предмет прокурорского надзора, а также полномочия органов прокуратуры. Представляется, что такой анализ позволит определить уровень эффективности действующего правового регулирования, а также выявить его возможные пробелы и перспективы развития.

Среди обширного спектра задач, возложенных на органы прокуратуры в данной области, основными являются противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности путем предотвращения преступных посягательств. Особое внимание уделяются обеспечению соответствия исполнения наказания приговору суда и требованиям законов [9, С. 205]. Борьба с преступностью в исправительных учреждениях, предупреждение правонарушений, выявление и анализ факторов, способствующих преступности, а также защита прав и интересов осужденных — являются задачами, на которые направлен прокурорский надзор.

Предмет прокурорского надзора в данной области охватывает следующие сферы:

1) законность нахождения лиц в органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, в соответствии с законодательством РФ, а также обеспечение правильности порядка и условий их содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзорной деятельности прокуроры обладают следующими полномочиями (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре»):

1) посещение органов и учреждений в любое время;

2) опрашивание задержанных, осужденных и др.;

3) доступ к документам и оперативным материалам;

4) требование обеспечения прав и проверка соответствия законности действий администрации;

5) возможность внесения протестов и представлений, инициирования уголовных или административных дел.

Прокурор и его заместитель обязаны немедленно освобождать постановлением лиц, находящихся без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутых незаконному задержанию, предварительному заключению или помещенных в судебно-психиатрические учреждения.

Изучив особенности реализации прокурорского надзора в данной области, можно сделать вывод, что в России сложилось комплексное, детальное, эффективное регулирование данной сферы, которое позволяет органам прокуратуры выполнять задачи, стоящие перед ними. Тем не менее, следует отметить и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора в данной области.

Так, статья 126 Уголовно-процессуального кодекса РФ [3] (далее — УПК РФ) определяет порядок направления жалоб лиц, содержащихся под стражей, через администрацию места содержания. Согласно ч. 4 ст. 15 УИК РФ, обеспечивается право осужденных на отправку жалоб без цензуры, с доставкой в запечатанном виде и обязанностью администрации направлять их в установленные сроки. Однако исследователи считают, что существующие механизмы недостаточны. Ю. К. Владимирова предлагает дополнить систему путем предоставления подозреваемым, обвиняемым и лицам, содержащимся под стражей, право на направление жалоб через адвоката [6, С. 102]. Это усилит информированность прокурора, обеспечит оперативную доставку и предотвратит потерю жалоб, повысив эффективность прокурорского надзора и соблюдение законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ряд исследователей, обращают внимание на то, что важно усилить государственное финансирование уголовно-исправительных учреждений для обеспечения пенитенциарной системы необходимыми ресурсами, способствующими обеспечению соблюдения прав осужденных [7, С. 357]. В частности, использование повсеместного видеонаблюдения имеет потенциал предотвращения нарушений и преступных деяний в отношении осужденных, а также предоставления объективных данных об условиях отбывания наказания для органов прокуратуры.

Кроме того, некоторые исследователи отмечают о недостаточности полномочий органов прокуратуры в данной области надзора [9, С. 261]. Действительно, важно усилить полномочия и ответственность прокурорских органов в отношении контроля за соблюдением законности в исправительных учреждениях. Эффективным шагом может быть введение регулярных проверок сотрудниками специализированных прокуратур законности содержания осужденных в местах лишения свободы (например, дважды в месяц).

Резюмируя, следует отметить, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, направлен на обеспечение соответствия исполнения наказания приговору суда и требованиям законов. В этих целях органы прокуратуры наделены специальными полномочиями. В целом, особенности реализации прокурорского надзора в данной области, регламентируются законодательством. Однако, законодательство в данной области содержит некоторые пробелы, а также имеет перспективы совершенствования.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.08.2023).
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 // Российская газета. 1997. № 9. 16 января.
  3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года // Российская газета. 2002. № 144. 22 декабря.
  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 // Российская газета. № 229. 1995. 25 ноября.
  5. Абляскин Р. Р. Разграничение понятий — функции и основные направления деятельности прокуратуры // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razgranichenie-ponyatiy-funktsii-i-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-prokuratury (дата обращения: 01.08.2023).
  6. Владимирова Ю. К. Обеспечение уголовно-процессуальных прав участников уголовного судопроизводства, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы: дис. …канд. юрид. наук. Волгоград, 2018. 227 с.
  7. Макаров И. С. Прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных: проблемы и пути решения // Молодой ученый. 2023. № 3 (450). С. 356–358.
  8. Насонов А. А., Насонова О. А. Реализация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу // Вестник ВИ МВД России. 2021. № 3. С. 199–207.
  9. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / М. П. Поляков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 353 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, учреждение, администрация учреждений, наказание, область, особенность реализации, принудительный характер, РФ.


Ключевые слова

прокурорский надзор, органы прокуратуры, учреждения и органы, исполняющие наказания

Похожие статьи

Правовой статус прокуратур по надзору за соблюдением законов...

В статье анализируется нормативная база, определяющая правовой статус и полномочия при осуществлении прокурорского надзора прокуратурами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Некоторые вопросы осуществления прокурорского надзора за...

По состоянию на ноябрь 2021 года на территории Российской Федерации функционируют 32 исправительных центров и 113 изолированных участков, функционирующих как исправительный центр, на учете которых состоят 8 728 осужденных к принудительным работам.

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний...

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных...

Российская Федерация, осужденный, место лишения свободы, прокурорский надзор, Россия, РФ, вид лишения свободы, исправительная система, уголовно-исполнительная система, уголовное наказание.

К вопросу о нормативной сущности прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, устранение нарушений, орган полиции, деятельность полиции, должностное лицо, орган. полиция, прокурорский надзор, Конституция, прокуратура...

Особенности полномочий прокурора в российской правовой...

Основные полномочия сотрудников органов прокуратуры закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» [1], а процессуальные полномочия прокурора раскрываются более полно в отраслевом процессуальном законодательстве.

Прокурорский надзор за деятельностью...

В этой связи, органы прокуратуры, как надзорный орган, уделяют большое внимание именно вопросам законности исполнения наказаний, несвязанных с лишением свободы, поскольку эффективность наказаний обеспечивается качеством их исполнения.

Органы прокуратуры и функция предупреждения преступности

Органы прокуратуры Российской Федерации — это в первую очередь надзорные органы, осуществляющие контроль за исполнением на территории России действующего законодательства.

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо. Российская Федерация, прокурорский надзор, разрешительная система, национальная безопасность, прокуратура, исполнение, акт, свобода человека...

Место прокуратуры Российской Федерации...

В соответствии со статьей 12 ФЗ «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Похожие статьи

Правовой статус прокуратур по надзору за соблюдением законов...

В статье анализируется нормативная база, определяющая правовой статус и полномочия при осуществлении прокурорского надзора прокуратурами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Некоторые вопросы осуществления прокурорского надзора за...

По состоянию на ноябрь 2021 года на территории Российской Федерации функционируют 32 исправительных центров и 113 изолированных участков, функционирующих как исправительный центр, на учете которых состоят 8 728 осужденных к принудительным работам.

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний...

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных...

Российская Федерация, осужденный, место лишения свободы, прокурорский надзор, Россия, РФ, вид лишения свободы, исправительная система, уголовно-исполнительная система, уголовное наказание.

К вопросу о нормативной сущности прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, устранение нарушений, орган полиции, деятельность полиции, должностное лицо, орган. полиция, прокурорский надзор, Конституция, прокуратура...

Особенности полномочий прокурора в российской правовой...

Основные полномочия сотрудников органов прокуратуры закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» [1], а процессуальные полномочия прокурора раскрываются более полно в отраслевом процессуальном законодательстве.

Прокурорский надзор за деятельностью...

В этой связи, органы прокуратуры, как надзорный орган, уделяют большое внимание именно вопросам законности исполнения наказаний, несвязанных с лишением свободы, поскольку эффективность наказаний обеспечивается качеством их исполнения.

Органы прокуратуры и функция предупреждения преступности

Органы прокуратуры Российской Федерации — это в первую очередь надзорные органы, осуществляющие контроль за исполнением на территории России действующего законодательства.

Повышение эффективности прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо. Российская Федерация, прокурорский надзор, разрешительная система, национальная безопасность, прокуратура, исполнение, акт, свобода человека...

Место прокуратуры Российской Федерации...

В соответствии со статьей 12 ФЗ «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Задать вопрос