«Правовой акробатизм»: систематизация права как ключ к эффективному правоприменению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №33 (480) август 2023 г.

Дата публикации: 18.08.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Швецов, А. В. «Правовой акробатизм»: систематизация права как ключ к эффективному правоприменению / А. В. Швецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/480/105483/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор разбирает виды систематизации права в России, приводит их характеристику, а также говорит о её важности в современных реалиях.

Ключевые слова: право, акт, систематизация, кодификация, инкорпорация, консолидация, правоотношения, законодательство, нормативный материал.

Право имеет строго определенную структуру, внутреннюю организацию, элементы которой связаны между собой устойчивыми функциональными и иными связями. Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений.

В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач, обладают согласованностью действий и внутренним единством [1].

Вопрос о системе законодательства как совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и систематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами правовых отношений.

Субъектами правоотношений являются лица, которые обладают способностью иметь права и обязанности, а также своими действиями осуществлять их [2].

Так как общественные отношения являются динамичной структурой и способны меняться, то потребность в каких-то законах, подзаконных актах и других нормативно-правовых актов или отпадает, или наоборот появляется. Нет никакого смысла сохранять действующими законы, которые уже не регулируют общественные отношения — их нужно убирать. На их место встают другие акты, издаваемые законодательными органами власти в такт развитию общественных отношений, однако, чтобы обеспечить однообразное и правильное их понимание, на первый план выходит систематизация права.

Систематизация права — это деятельность по упорядочиванию и совершенствованию нормативного материала путём его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

В современных условиях, характеризующиеся быстрой изменчивостью и нестабильностью общественных отношений, в которых изо для в день создаются многочисленные законы, регулирующие различные стороны общественной жизни, значение систематизации находится на высоком уровне. Она необходима и для дальнейшего развития права в государстве, и для удобства пользования правовыми нормами, а также при создании новых законов и актов, тем самым поддерживая согласованность и структурированность между ними.

Выделяют несколько видов систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация [3].

Инкорпорация — это форма систематизации путём объединения нормативного материала в определённом порядке, без изменения его внутреннего содержания.

Инкорпорация относится к внешним формам систематизации. Она выражается в подготовке и издании сборников, собраний нормативных правовых актов с целью обеспечить нормативным материалом не конкретное учреждение, организацию, а широкий круг субъектов. Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты публикуются в сборниках и собраниях не в первоначальной редакции, а с учётом последующих дополнений, изменений, в том числе в новой редакции.

Поскольку инкорпорация представляет собой деятельность, направленную на упорядочивание нормативно-правовых актов или иных источников права по какому-либо признаку без внутренних изменений содержания самих правовых актов, то, как и любой процесс, инкорпорация имеет следующие структурные элементы: субъекты и объект инкорпорации, её цель и принципы.

Субъекты инкорпорации — это субъекты права, которые осуществляют систематизацию методом инкорпорации. В свою очередь субъекты могут либо быть официально уполномоченными осуществлять инкорпорацию, либо осуществлять инкорпорацию по собственной инициативе.

Под объектом инкорпорации понимаются совокупность нормативно-правовых актов, в отношении которых будет осуществляться систематизация. Но, чтобы осуществлять инкорпорацию, необходимо определить критерии, по которым будут определяться данные юридические акты: вид источника нормативно-правового акта; орган, принявший этот акт; территория действия акта и так далее. При этом важно понимать, что невозможно осуществить инкорпорацию только по одному критерию, необходимо минимум несколько, так как в нашей стране система права представлена различными видами источников, от локальных актов до указов Президента.

Следующим видом систематизации является кодификация.

Кодификация — есть особая содержательная форма систематизации нормативных правовых актов. Под кодификацией понимается систематизация действующего законодательства, направленная на его коренную переработку путём подготовки и принятия нового кодификационного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация в то же время имеет ввиду принятие новых норм права, совершенствование законодательства, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений определённого вида или конкретной сферы деятельности.

Систематизация права путём кодификации по своей сути является законотворчеством, с той лишь разницей, что текущая законотворческая деятельность создаёт отдельные акты по различным вопросам общественного регулирования, кодификация же упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его.

Главная функция кодификации — существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать её как один из наиболее совершенных видов систематизации.

В юридической науке различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию [4]. К всеобщей кодификации принято относить Свод законов. Отраслевая кодификация охватывает определенную отрасль права или подотрасль, наиболее распространенный акт отраслевой кодификации — кодекс.

Примером отраслевой кодификации может служить Гражданский и Уголовный кодекс. ГК РФ и УК РФ объединили в себе законодательные положения бывшей РСФСР. В процессе их создания были приняты как новые нормы, так и частично включены старые. При изучении данных кодексов мы можем наблюдать строгую системность и последовательность юридических изложений, в которые постоянно вносятся новые поправки и преобразования.

Специальная кодификация группирует нормы права определённого правового института или нескольких институтов, например Таможенный кодекс.

В отличие от инкорпорации, в основу которой положен произвольно избранный критерий расположения законодательного материала, кодификация (в зависимости от её цели и назначения) связана с системой права, хотя полностью с ней и не совпадает. На практике нередко возникает потребность создания так называемых комплексных кодификационных сборников, смысл которых заключён в логическом объединении правовых норм нескольких отраслей или институтов права, регулирующих один и тот же круг общественных отношений.

Обширный и всё возрастающий объём законодательства порождает его повторяемость и противоречивость, делает затруднительным его использование не только гражданами и должностными лицами, но и юристами-специалистами. Учитывая это обстоятельство, законодатели в последние годы стали интенсивно искать выход из создавшегося положения. Для быстрого упорядочивания и сокращения объёма действующего законодательства проводится его консолидация.

Консолидация — это сведение множества нормативных правовых актов в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.

При консолидации: а) не меняется содержание правового регулирования, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, например, устраняются противоречия, повторы, тождественные нормы и т. д.; б) объединённые акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт; в) работа осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении ими принятых (а не чужих) актов, т. е. имеет место «авторское упорядочение актов» [5].

Консолидация очень близко стоит к кодификации, хотя и имеет собственные отличия, прежде всего в технико-юридических правилах систематизации. Правила довольно специфичны и отражают прежде всего её юридическую природу как преимущественной разновидности правотворческой деятельности.

Таким образом, при консолидации законодательные акты укрупняются, устраняются пробелы, противоречия и неувязки между действующими нормами. Задача консолидации действующих актов, заключающих в себе несколько юридических актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочивания законодательства.

Систематизация права есть деятельность по упорядочиванию нормативно-правовых актов, составлению из них структурированной и стройной системы. Её важность состоит в том, что путём анализа действующего законодательства оценивается важность и функциональное предназначение действующих законов. В ходе мониторинга устаревшие правовые акты отменяются, а на их место приходят новые, тем самым открываются возможности для дальнейшего развития правовой системы страны. Наряду с этим происходит совершенствование законодательства, формирование правосознания и правовой культуры.

Систематизированное право позволяет проще и лучше развивать в обществе правовую культуру, так как источники права становятся более доступными и, самое главное, структурированно логичными, позволяя разобраться гражданам нашей страны в её правовой системе, функциях и том, как она устроена.

Литература:

  1. Бабаев В. К. Теория государства и права. — М.: Юрайт, 2022.
  2. Белова В. А. Правоведение: учебник для бакалавра и специалитета. — М.: Юрайт, 2018.
  3. Кудешкина О. Б. Систематизация отечественного законодательства. Юридический журнал, 2021.
  4. Морозова Л. А. Теория государства и права. — М.: Юрлитинформ, 2017.
  5. Головкин Р. Б. Актуальные проблемы теории правового регулирования. М.: Юрайт, 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): акт, инкорпорация, действующее законодательство, нормативный материал, вид систематизации, кодификация, отношение, отраслевая кодификация, правовая система, правовое регулирование.


Похожие статьи

Направления и виды систематизации права | Статья в журнале...

Вместе с тем, занимая ведущее место среди видов систематизации законодательства, официальная инкорпорация, а также консолидация и кодификация способны в кратчайшие сроки решить основные задачи правовой систематизации и достигнуть ее основной цели.

Систематизация налогового законодательства | Молодой ученый

Инкорпорация — это форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения в сборник. При этом каждый нормативный правовой акт сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Налогоплательщик: его экономический статус, восприятие налогов...

Однако юридический смысл действующих норм Налогового кодекса Российской Федерации подтверждает, что налоговая система исключает налоговый произвол, борется за эффективные методы реализации (с экономической точки зрения) налоговых отношений.

Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ...

Как разновидность систематизации, учет нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии.

Понятие и виды учета нормативных правовых актов

В заключение хотелось бы отметить, что учет нормативно-правовых актов — это важнейший инструмент, обеспечивающий реализацию норм права, и служащий в целях систематизации действующего законодательства.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ

Кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путем разработки и принятия нового нормативно-правового акта – кодекса является высшей ступенью процесса регулирования общественных отношений.

Классификация правовых нормативных актов В РФ

Нормативно-правовой акт представляет собой официальный документ, который был издан в определенной форме и непосредственно правотворческим органом в пределах данной ему компетенции и направленный на установление, а также изменение и отмену правовых норм.

Систематизация законодательства внешней торговли — залог...

Инкорпорация — (лат. incorporatio) — способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права).

Похожие статьи

Направления и виды систематизации права | Статья в журнале...

Вместе с тем, занимая ведущее место среди видов систематизации законодательства, официальная инкорпорация, а также консолидация и кодификация способны в кратчайшие сроки решить основные задачи правовой систематизации и достигнуть ее основной цели.

Систематизация налогового законодательства | Молодой ученый

Инкорпорация — это форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения в сборник. При этом каждый нормативный правовой акт сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Налогоплательщик: его экономический статус, восприятие налогов...

Однако юридический смысл действующих норм Налогового кодекса Российской Федерации подтверждает, что налоговая система исключает налоговый произвол, борется за эффективные методы реализации (с экономической точки зрения) налоговых отношений.

Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ...

Как разновидность систематизации, учет нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии.

Понятие и виды учета нормативных правовых актов

В заключение хотелось бы отметить, что учет нормативно-правовых актов — это важнейший инструмент, обеспечивающий реализацию норм права, и служащий в целях систематизации действующего законодательства.

Кодификация нормативных правовых актов субъекта РФ

Кодификация как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путем разработки и принятия нового нормативно-правового акта – кодекса является высшей ступенью процесса регулирования общественных отношений.

Классификация правовых нормативных актов В РФ

Нормативно-правовой акт представляет собой официальный документ, который был издан в определенной форме и непосредственно правотворческим органом в пределах данной ему компетенции и направленный на установление, а также изменение и отмену правовых норм.

Систематизация законодательства внешней торговли — залог...

Инкорпорация — (лат. incorporatio) — способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права).

Задать вопрос