Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 09.08.2023

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Ерошева, О. В. Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ / О. В. Ерошева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105353/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка.Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Ключевые слова: арт-терапия, здоровьесберегающая технология, игра, техники, искусство, здоровье, психика.

То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс.

Карл Роджерс

Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом является вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой. Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье коллектива, группы, личности можно использования в работе арт –терапию. [1].

Что такое арт-терапия? Какова история ее возникновения и цель?

Арт — терапия (лат. аrs — искусство, творчество, греч. therapeia — лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Психика ребенка в старшем дошкольном возрасте очень ранима. Дети в этом возрасте очень любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир, они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют фантазировать, лепить, рисовать. Искусство не только формирует и развивает личность, но и является эффективным средством сохранения и профилактики психического здоровья детей. Через арт-терапию ребенок может снять эмоциональное напряжение, а также безболезненно выразить свои чувства и превратить негативные эмоции в положительные. [2].

Арт-терапия — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса, дает эмоциональную разрядку и возможность самовыражения. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Например, вовлечение ребенка в процесс рисования или совместной изобразительной деятельности помогает приобрести целый комплекс навыков и умений, которые способствуют достижению эмоционального благополучия ребенка: взаимодействие с другими детьми и преподавателем, вовлеченность в групповую деятельность, поддержку и доверие.

Задачи арт-терапии для дошкольников

– Развитие познавательной и речевой активности.

– Развитие уверенности в себе.

– Научить ребенка контролировать эмоции и стабилизировать его эмоциональное состояние.

– Стимулирование креативного мышления.

– Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи.

В последние годы арт-терапия приобрела педагогическое направление. В детском саду она выполняет следующие функции:

– Координирующая

– Познавательная

– Развивающая

– Адаптационная

– Коммуникативная

– Стимулирующая

– Диагностическая

– Психотерапевтическая

Занятия искусством помогают сформировать у детей правильное мировоззрение и раскрывают творческий потенциал. Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ направлена на развитие внимания, речи, памяти, логики, воображения и мышления. С помощью танцев или музыки, сказок и рисования, можно помочь ребенку: гиперактивным детям успокоиться, а нерешительным и робким — избавиться от страха. Таким образом, регулярные творческие занятия способны избавить ребенка от психического напряжения и стресса, научить быть внимательным и сосредоточенным и сформировать навыки взаимодействия ребенка между собой и взрослыми. Существует достаточно много различных видов и направлений в арт-терапии и все время появляется что-то новое. [3]. К основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапия — лечение при помощи изобразительного искусства.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии .

– техника «кляксография»;

– пальцевая живопись;

– рисование мягкой бумагой;

– рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

– рисование на стекле;

– ниткография;

– рисование на манке;

– техника рисования листьями, палочками, камушками;

– техника отпечатывания ватой;

– техника «оттиск пробками»;

– рисование пластилином.

Все вышеперечисленные виды арт-терапии используют в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию детей. Наверное, каждый ребенок любит рисовать, поэтому применить данный вид арт-терапии в ДОУ не составит труда. По рисунку ребенка можно определить его психическое и эмоциональное состояние. Часто родители замечают, что их ребенок начинает рисовать исключительно темными цветами, это говорит о том, что на данный момент ребенок испытывает состояние напряженности и тревожности. Тогда задача родителей — узнать причину его беспокойств. Арт-терапия может заметно улучшить состояние ребенка.

Песочная терапия. Детям нравится строить замки из песка, лепить куличики и разные фигуры. Специалистами доказано, что это занятие оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Песочная терапия помогает при избавлении от психологических травм в процессе игры. Контакт с песком способствует развитию фантазии и формированию контроля над своими внутренними побуждениями. Игра с песком помогает ребенку выразить свои переживания и освободиться от своих страхов. Песочная терапия для детей в ДОУ оказывает благоприятное воздействие и помогает детям повысить самооценку и обрести веру в самого себя. Игра в свободной форме, а не по чьей-либо указке, способствует самовыражению ребенка. Песочная терапия весьма полезна, так как невербальный контакт при использовании песка и других материалов является своего рода маленьким миром, где ребенок придумывает различные сценки, связанные с вымышленными героями, и устанавливает свои правила. Во время игры у дошкольника высвобождается положительная энергетика, что оказывает благоприятное влияние на его обучение и развитие в целом.

Сказкотерапия. Многие родители знают о важности чтения сказок своим детям. С помощью сказок дети знакомятся с окружающим миром и познают правила поведения и взаимодействия с людьми. Этот метод арт-терапии заключается не только в чтении книг, но и обсуждении смысла, персонажей и их поступков. Арт-терапевты предлагают детям самим сочинять сказки с одним или несколькими героями. Так как дети в этом возрасте любят придумывать истории, им такой вид деятельности придется по душе. В процессе сказкотерапии педагог может сделать вывод о психологическом состоянии ребенка, исходя из содержания рассказа, его вымышленных героев и их действий. В случае выявления определенных проблем при помощи сказок специалист может помочь ребенку. Именно такой подход способствует коррекции поведения дошкольника, ведь каждому ребенку хочется внимания, чтобы его хвалили и ценили. Поэтому, чтобы помочь ребенку сформировать правильное поведение используются сказочные герои.

Цветотерапия наука, изучающая цвета. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. С малоактивными, пассивными детьми — используются красный, оранжевый и жёлтые цвета. Это цветные карточки, задания с цветовыми фишками и т. д.

Гиперактивным детям предлагаются для использования цвета с холодными оттенкам: голубым, синим или зелёным.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются различные нетрадиционные арт-терапевтические техники: техника оттиска (оттиск природных форм, оттиск мятой бумагой и др.), кляксография и рисование на мокрой бумаге, воскография, пластилинография, техника «каракулей», рисование пальцами и ладонями и др. [2].

Игротерапия — формирует и развивает нравственные качества: что хорошо, а что плохо. В ходе игры ребенок учится общению со сверстниками и отношения между участниками становятся более доверительными, можно развить коммуникативные навыки, уменьшить тревогу и повысить самооценку ребенка. В свои игры дети вносят много собственных выдумок, фантазий.

В результате игротерапии дети выплескивают отрицательные эмоции и становятся спокойнее и расслабленнее. Эта технология помогает создать положительно-эмоциональный настрой между ребенком и педагогом. Применение арт-педагогических технологий эффективный способ корректировки и профилактики эмоционального здоровья ребенка. [4].

Арт-терапия для дошкольников — очень важное направление, которое помогает ребенку обрести свою индивидуальность, перестать стесняться и адаптироваться в новых условиях. Арт-терапия является одним из самых действенных и доступных, среди множества других нетрадиционных методик и позволяет решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Литература:

  1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В. П. — Москва: Просвещение, 1989. — 154 с.
  2. Буко, М. Е. Терапия творческим самовыражением. /Буко М. Е. — М.: Просвещение, 2005. — 216 с.
  3. Волков, И. П. Учим творчеству / Волков И. П. — Москва: Просвещение, 1986. — 142с.
  4. Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования / Якиманская И. С. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знания, 2011. — 221 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная терапия, методика лечения, окружающий мир, помощь сказок, старший дошкольный возраст, художественное творчество, эмоциональное здоровье ребенка, эмоциональное самочувствие, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я»; эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия...

Разрешите представить мой мастер-класс на тему « Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста ». Песочная терапия — это способ снятия внутреннего напряжения, посредством работы с песком.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

Песочная терапия в этом случае окажет огромную помощь не только воспитанникам, но и воспитателям, т. к. эта методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка.

Песочная игротерапия для дошкольников | Статья в журнале...

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — это игровой способ «рассказать» о своих проблемах, возможность показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка свой собственный мир, ребенок освобождается от переживаний, от эмоционального напряжения.

Психологическая коррекция страхов у детей старшего...

Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать внутренний мир ребенка с помощью нехитрых приспособлений (множество миниатюрных фигурок, поднос с песком, небольшое количество воды).

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей...

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми...

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного...

Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я»; эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.

Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия...

Разрешите представить мой мастер-класс на тему « Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста ». Песочная терапия — это способ снятия внутреннего напряжения, посредством работы с песком.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

Песочная терапия в этом случае окажет огромную помощь не только воспитанникам, но и воспитателям, т. к. эта методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости.

Песочная игротерапия как средство развития речевой...

Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка.

Песочная игротерапия для дошкольников | Статья в журнале...

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — это игровой способ «рассказать» о своих проблемах, возможность показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка свой собственный мир, ребенок освобождается от переживаний, от эмоционального напряжения.

Психологическая коррекция страхов у детей старшего...

Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать внутренний мир ребенка с помощью нехитрых приспособлений (множество миниатюрных фигурок, поднос с песком, небольшое количество воды).

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей...

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Песочная терапия, развитие мелкой моторики рук с детьми...

Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении.

Задать вопрос