Проблемы развития современной демократии в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 23.07.2023

Статья просмотрена: 977 раз

Библиографическое описание:

Старкова, Ю. А. Проблемы развития современной демократии в РФ / Ю. А. Старкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/476/105048/ (дата обращения: 15.04.2024).



В статье повествуется о проблемах развития современной демократии в Российской Федерации, а также их возможные способы решения.

Ключевые слова: Российская Федерация, РФ, Россия, Конституция РФ, государство, политическое участие, проблема, демократическое государство, политическая элита, политический плюрализм, институт

Тема проблемы развития современной демократии, несомненно, актуальна в настоящее время, так как именно демократический политический режим провозглашен сейчас в огромнейшем числе стран мира, в том числе, конечно, и в Российской Федерации согласно ст. 1 Конституции РФ [1]. По причине распространённости демократии, граждане должны четко понимать «правила» функционирования данного механизма народовластия, ведь именно они и являются главным источником власти, делегирующим свои полномочия такому институту, как государство.

Несмотря на то, что Основной Закон нашей страны провозгласил Российскую Федерацию демократическим государством, ясно, что это все же цель, к которой стоит стремиться, поэтому актуальность данной темы обусловлена в целом тем, что в ней рассматриваются проблемы, вставшие на пути демократического развития РФ. Данная работа в свою очередь осветит те самые проблемы, проинформирует о них граждан РФ, что, конечно, значимо, так как и от нас самих достаточно сильно зависит их решение и достижение поставленной цели.

Российская Федерация провозглашена Конституцией РФ демократическим государством.

Статья 1 Конституции РФ «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». [1]

Конечно, данная норма-декларация является целью, достигнуть которую стремится наше государство, безусловно, проблема построения демократии в Российской Федерации неоспорима на сегодняшний момент. Россия находится на стадии определенного перехода от авторитаризма к подлинной демократии.

Власть в наше время серьезно отделилась от народа, наблюдается сильное противостояние за статус в высших ее эшелонах. Контрольные функции власти ослабли, это дает возможность элите за счет общества решать свои корпоративные проблемы. Но, стоит заметить, возврат к авторитаризму не рассматривается в качестве возможного варианта, даже если государственная власть выйдет из-под контроля. Но, безусловно, неустойчивость, сложность данной обстановки делает затруднительными процессы демократизации общества. Как раз таки самая основная и обширная проблема состоит в том, что нынешний политический режим нашего государства по большей части соответствует не интересам народа, а интересам политической элиты и финансово-промышленных групп, на которые она опирается, это все же свидетельствует о сохранении признаков авторитаризма в государстве.Здесь можно подойти к рассуждению о функционировании гражданского общества в РФ. Безусловно, государство осознает ценность данного института, но проблема состоит в том, что в случае, когда активность, самостоятельность граждан начинает представлять некую угрозу для привилегированного положения политической элиты, инициатива создания институтов гражданского общества переходит, в большинстве, к государству . Это сопровождается тем, что в качестве источника финансирования таких институтов выступает государственный и региональный бюджеты. И, конечно, это мощное средство влияния на цели деятельности гражданских структур. К примеру, такие институты гражданского общества, как органы местного самоуправления России во многом зависят от государственных субсидий в местный бюджет, в виду этого местное самоуправление теряет самостоятельность и независимость в решении вопросов местного значения. Институты гражданского общества, подконтрольные или создаваемые государством теряют авторитет в глазах народа, у него возникает ощущение искусственности российского гражданского общества в целом. И поэтому эта основополагающая предпосылка искажается и теряет свое значение для становления истинной демократии в нашем государстве.

В целом нужно сказать, что авторитаризм берет свои истоки и закрепляется в сознании людей в силу процессов, проистекающих из прошлого России, дело состоит в том, что исторически взаимоотношения власти и народа в нашем государстве основывались на ведущей роли государства в жизни общества, это повлекло формирование социо-культурной традиции власти авторитарного характера и становление достаточно устойчивой государственно-патерналистской ментальности у народа. Поэтому политические ценности, транслируемые в Российской Федерации в настоящее время, вступают в противоречие с привычной, традиционной для народа ментальностью, препятствуя формированию и становлению гражданской политической культуры. Политическое участие, безусловно, важно для становления демократического режима, ведь оно является средством осуществления главного принципа демократии — народовластия.

Изучив статистику, я сделала некоторые выводы о том, что молодежь испытывает слабое доверие к государству и его политическим институтам. Больше 50 % вовсе не интересуются политикой, им абсолютно безразлично, кому делегировать свои полномочия. Крайне низкая степень политического участия и безразличное отношение к политике лишает нас перспективы становления подлинного демократического режима в нашем государстве.

М. К. Горшков отмечает: «В России существование демократии до сих пор для многих не является очевидным, в том числе и потому, что идеальный образ демократии, сформированный на начальном этапе реформ, разошелся с реальной практикой социальных преобразований и социальными ожиданиями народа» [2]. Российская демократия нуждается в надежной опоре, во многом отсутствующей на сегодняшний момент.

Анализируя причины низкого политического участия граждан в РФ, перейдем к экономическому фактору. Уровень жизни, благосостояния населения страны, уровень экономического развития, характер и вид экономики, в данном аспекте необходимо функционирование рыночной экономики с многообразием форм собственности для недопущения концентрации экономической и политической власти в руках одной из общественных групп или партийно-государственного аппарата. Важно наличие частной собственности в общем перечне для формирования чувства определенной независимости личности от государства, защиты от тоталитарного контроля. Все вышеперечисленные факторы в РФ присутствуют и закреплены основным законом.

Статья 8 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» [1]. Статья 35 Конституции РФ « Право частной собственности охраняется законом» [1].

Но проблема состоит в низком уровне благосостояния, уровне жизни граждан в виду несовершенной экономики нашей страны. В РФ сложно говорить о высоком жизненном уровне, ведь, в большинстве случаев, «прожиточного минимума» людям хватает лишь на оплату ЖКХ и приобретение товаров первой необходимости. Уровень жизни людей влияет на его заинтересованность в участии осуществления народовластия.

Далее обратим внимание на реализацию политического плюрализма в РФ. Статья 13 Конституции РФ « В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» [1].

В реальности же политический плюрализм в России остается лишь формальным. В РФ на момент 2 апреля 2021 года зарегистрировано 34 политические партии. Однако при сопоставлении численности партий, их представительства во властных структурах, совокупности имеющихся технических и полиграфических средств воздействия на общественное мнение, являющихся следствием финансовых возможностей, становится очевидным факт невозможности свободной конкуренции идей, политических программ и установок.

Также серьезной проблемой является противоречащая принципам демократии правотворческая деятельность уполномоченных лиц по принятию законов, следуя не из воли народа, а из своих собственных интересов основополагающий принцип демократии — народовластие нарушается, как следствие мы видим признаки некого авторитаризма.

Говоря о разделение властей, также можно столкнуться с противоречиями. Этот принцип существует формально (ст. 10 Конституции РФ) на деле же мы можем наблюдать сращивание правящей партии с Президентом, получается, что Президент наделен в каком-то смысле законодательной властью, естественно, это противоречит вышеуказанному принципу.

Таким образом, мы рассмотрели и проанализировали основные проблемы, препятствующие развитию подлинной демократии в РФ.

Какие же я могу выделить пути решения данных проблем? Во-первых, наше государство должно стремиться к достижению высокого уровня экономического развития, проводить политику, направленную на повышение уровня жизни населения, заботиться о его материальном достатке. Властям не следует тем или иным образом вмешиваться в деятельность институтов гражданского общества, а лишь осуществлять законодательное регулирование, в-третьих, следует проводить мероприятия, направленные на повышения политической культуры граждан, прививая также им интерес к политике, ведь из выше представленной статистики видно, что политика мало интересна молодежи, осуществить это можно, к примеру, путем введения в учебных заведениях факультативных занятий, посвященных разъяснению важности, значимости политического участия. Важно создать устойчивые гарантии равенства каждого и всех перед законом, ведь осознание равенства со всем народом укрепляет личное достоинство гражданина, ведет к повышению чувства социальной ответственности; должна вестись борьба с бюрократией и коррупцией. В целом, для становления и закрепления истинной демократии требуется трансформация политического сознания, изменение вектора политических ценностей граждан. Здоровый государственный консерватизм с опорой на гражданский консенсус, — ядро становления подлинной демократии в Российской Федерации.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.07.2023).
  2. Горшков, М. К. Российское общество в условиях трансформаций: мифы и реальность (социологический анализ) 1992–2002. / М. К. Горшков. — Текст: непосредственный //. — Москва:, 2003. — С. 409–410.
  3. Федоркина, Н. С. Политико-культурный контекст российских реформ (историко-социологический сравнительный анализ) / Н. С. Федоркина, Н. В. Карповой. — Текст: непосредственный // // Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации. — Москва: Материалы круглого стола, 2009. — С. 18–19.
  4. Петухов, В. В. Гражданское участие в контексте политической модернизации России / В. В. Петухов. — Текст: непосредственный // Социс.. — 2012. — № № 1. — С. 49.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, РФ, Конституция РФ, Россия, государство, гражданское общество, политическое участие, демократическое государство, подлинная демократия, политическая элита.


Похожие статьи

Законодательная политика государства в сфере формирования...

Ведь правовое государство – это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом [1, с. 23].

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Гражданское общество может качественно существовать лишь в условиях политической и экономической стабильности государство. Для этого государство должно направить свои действия на установление экономического порядка для благополучия своего населения.

Развитие гражданского общества в современной России...

Конституцией РФ [10] установлено, что Российская ФедерацияРоссия — есть демократическое государство, при этом носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Процессы демократизации и становления гражданского общества

Понятие гражданского общества неразрывно связано с понятием демократии, поскольку первое представляет собой свободное пространство, суверенным регулятором внутри которого должно выступать государство, но государство демократическое...

Современная модель взаимодействия гражданского общества...

Гражданское общество, политическая элита, Россия, благо, возможность, государственный аппарат, жесткая сила, интерес, процедура формирования гражданина, Современная Россия.

Соотношение политических систем России и зарубежных стран

Статья посвящена к анализу понятия «политическая система общества» с точки зрения соотношения и сравнительного анализа политических систем России и зарубежных стран.

Место и роль гражданского общества в процессе политической...

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.

Взаимное влияние гражданского общества и судебной власти

Согласно статье первой Конституции Российской Федерации, Россиядемократическое правовое государство, следовательно, нашей стране присущи и гражданское общество, и принцип разделения властей.

Взаимодействие государства и гражданского общества...

 В преамбуле Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации», — тем самым подчёркивая многонациональность и поликонфессиональность государства.

Похожие статьи

Законодательная политика государства в сфере формирования...

Ведь правовое государство – это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом [1, с. 23].

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Гражданское общество может качественно существовать лишь в условиях политической и экономической стабильности государство. Для этого государство должно направить свои действия на установление экономического порядка для благополучия своего населения.

Развитие гражданского общества в современной России...

Конституцией РФ [10] установлено, что Российская ФедерацияРоссия — есть демократическое государство, при этом носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Процессы демократизации и становления гражданского общества

Понятие гражданского общества неразрывно связано с понятием демократии, поскольку первое представляет собой свободное пространство, суверенным регулятором внутри которого должно выступать государство, но государство демократическое...

Современная модель взаимодействия гражданского общества...

Гражданское общество, политическая элита, Россия, благо, возможность, государственный аппарат, жесткая сила, интерес, процедура формирования гражданина, Современная Россия.

Соотношение политических систем России и зарубежных стран

Статья посвящена к анализу понятия «политическая система общества» с точки зрения соотношения и сравнительного анализа политических систем России и зарубежных стран.

Место и роль гражданского общества в процессе политической...

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.

Взаимное влияние гражданского общества и судебной власти

Согласно статье первой Конституции Российской Федерации, Россиядемократическое правовое государство, следовательно, нашей стране присущи и гражданское общество, и принцип разделения властей.

Взаимодействие государства и гражданского общества...

 В преамбуле Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации», — тем самым подчёркивая многонациональность и поликонфессиональность государства.

Задать вопрос