Сущность финансов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 23.07.2023

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Старкова, Ю. А. Сущность финансов / Ю. А. Старкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/476/105043/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье повествуется о том, какую роль играют финансы в устройстве общественных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства; о сущности финансов в целом и их функциях

Ключевые слова: национальный доход, отношение, финансы, Российская Федерация, количественная сторона, общественное производство

Развитие Российской Федерации возможно только при активном и рациональном использовании государственных и муниципальных финансов как инструмента влияния на социально-экономические процессы. Становления общества вызывает необходимость теоретического осмысления самого смысла финансов, их роли и влияния на все грани общественного и государственного развития.

Финансы нужны для распределения стоимости общественного продукта, что показывает их важность и необходимость. Именно существование категории финансов является причиной, которая позволяет обществу развиваться.

Финансы играют важнейшую роль в устройстве общественных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства. Финансы — неотъемлемая часть указанных отношений и одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Поэтому необходимо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного и результативного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

В настоящее время финансовая сфера деятельности тесно связана с личным благополучием каждого, поэтому её необходимо знать хорошо. Количество прибыли и размер налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т. п. –всё это неразрывно связано с финансами и функциями финансов.

Финансовое право — быстрыми темпами развивающаяся отрасль в системе российского права. Ясно, что имя отрасли обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. При этом имеются в виду не каждые, а особые денежные отношения. Не зря эта отрасль права именуется финансовым, а не, например, денежным правом.

Термин «финансы» пришел к нам из латыни. Издавна считается, что он ведет свое происхождение от средневекового латинского термина «financia» [1], который использовался еще в восемнадцатом веке в торговых городах Италии в смысле уплаты денежных средств.

Финансовые отношения в разные времена определялись по-разному, например, как система экономических отношений, складывающихся в сфере образования и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) в результате распределения и перераспределения валового национального продукта.

Финансы — это одна из частей экономических отношений общества, которая развивается благодаря существованию товарно-денежных отношений и государства, которое в свою очередь использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, воплощать свою внутреннюю и внешнюю политику, не располагая финансовыми ресурсами, и не используя широкие возможности влияния на указанные явления с помощью финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, которое призвано решать главные задачи муниципалитета, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В настоящий момент в государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические инструменты: валюта, прибыль, себестоимость др. Каждый из них выполняет свои функции, выражающиеся в сущности и значении этих инструментов в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями [2].

Рыночным отношениям необходимо увеличение роли экономических, в том числе и финансовых механизмов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления, которые практиковались еще в советском союзе. Развитие рыночных отношений вызвано общественным разделением труда, делегированием, наличием разных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. Следовательно, распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление различных форм собственности и становления рыночного механизма показывает перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации, но финансы не берут в себя всей сферы денежных отношений. В них содержатся только те из них, с помощью которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений.

Для публичных финансов сущностными признаками являются: денежный характер сопутствующих экономических отношений, безвозмездность и безвозвратность платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и муниципальные бюджеты и во внебюджетные фонды, обязательность и принудительность денежных отношений с субъектами и населением [3].

Неизбежность функционирования финансов связана с существованием государства и его необходимостью в финансовых ресурсах. По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Данная совокупность образует финансовые ресурсы страны. Суть финансов в качестве экономического механизма определяется не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.

Финансы –экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, которые необходимы для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд.

Как следствие функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, обеспечение экологической безопасности, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т. п.), обеспечение обороны страны и др. Финансы — необходимый инструмент регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

Смысл финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, несмотря на то, что она и является важной, а в содержании общественных отношений, возникающих при функционировании этого механизма, реализации свойственных именно ему функций [4].

Функции определяют социально-экономическую роль финансов и их суть. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Суть распределительной функции заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению для выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распределения является поддержание эффективной структуры капитала и формирование и использование целевых фондов денежных средств.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу [5].

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, объемом, структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Таким образом, от того, как понимается сущность государственных финансов, зависит четкое функционирование финансовой системы государства. Государственные финансы в целом позволяют качественно и комплексно воздействовать на реальный сектор экономики.

Публичные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Финансовое регулирование является одним из главных рычагов в экономическом развитии. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется как динамичная, постоянно развивающаяся система. Финансы являются неотъемлемой частью как экономики, так и социальной сферы.

Литература:

  1. Универсальный учебный экономический словарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — С. 69.
  2. Химичева, Н. И. Финансовое право: учеб.-метод. комплекс / Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. — Москва: Норма, 2005. — С. 8.
  3. Ковалев В. Сущность и функции финансов фирмы / Ковалев В. — Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика.. — 2005. — № № 1. — С. 63.
  4. Белоусов, Д. С. Финансовое право: курс лекций / Д. С. Белоусов. — Москва: Экзамен, 2007. — С. 7.
  5. Эриашвили, Н. Д. Финансовое право: учебник / Н. Д. Эриашвили. — Москва: Норма, 2011. — С. 9.
Основные термины (генерируются автоматически): национальный доход, финансы, отношение, количественная сторона, общественное производство, общественный продукт, Российская Федерация, распределительная функция, социальная сфера, экономический механизм.


Ключевые слова

финансы, Российская Федерация, отношение, национальный доход, количественная сторона, общественное производство

Похожие статьи

Финансовая система Российской Федерации: основы...

Рис. 1. Централизованные финансы главный элемент финансовой системы, который представляет собой денежные фонды, благодаря которым государство и его органы регулируют экономические и социальные отношения на макроуровне.

Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения

Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения

Структура финансовой системы России | Статья в журнале...

В статье рассматривается современная финансовая система Российской Федерации, представляющая собой сложную финансово-экономическую систему, совокупность сфер и связей финансовых отношений, управления и финансовых институтов.

Роль системы налогообложения в экономике государства

В регулировании экономических отношений, экономических процессов заключается регулирующая функция налогообложения. Данная функция ориентирована на решение тех или иных задач налоговой политики с применением налоговых механизмов.

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита...

Формы государственного воздействия на экономику Российской...

Государственные расходы — представляют собой денежные отношения, которые возникают на завершающей стадии распределительного процесс в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

ВВП и общественное благосостояние | Статья в журнале...

В статье анализируется понятие общественного благосостояния общества применительно к современным условиям жизни. Анализируются факторы, влияющие на общественное благосостояние. Рассмотрена роль ВВП в обеспечении общественного благосостояния.

Функция финансовых ресурсов | Статья в журнале...

Сущность стабилизационной функции состоит в обеспечении хозяйствующим субъектам и гражданам стабильных условий в экономических и социальных отношениях. Экономисты Архипов А. И., Сенчагов В. К. добавляют стимулирующую функцию финансов.

Модели финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система Российской Федерации − совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению.

Похожие статьи

Финансовая система Российской Федерации: основы...

Рис. 1. Централизованные финансы главный элемент финансовой системы, который представляет собой денежные фонды, благодаря которым государство и его органы регулируют экономические и социальные отношения на макроуровне.

Роль экономики в жизни общества: проблемы и суждения

Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения

Структура финансовой системы России | Статья в журнале...

В статье рассматривается современная финансовая система Российской Федерации, представляющая собой сложную финансово-экономическую систему, совокупность сфер и связей финансовых отношений, управления и финансовых институтов.

Роль системы налогообложения в экономике государства

В регулировании экономических отношений, экономических процессов заключается регулирующая функция налогообложения. Данная функция ориентирована на решение тех или иных задач налоговой политики с применением налоговых механизмов.

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации. Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ в условиях дефицита...

Формы государственного воздействия на экономику Российской...

Государственные расходы — представляют собой денежные отношения, которые возникают на завершающей стадии распределительного процесс в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

ВВП и общественное благосостояние | Статья в журнале...

В статье анализируется понятие общественного благосостояния общества применительно к современным условиям жизни. Анализируются факторы, влияющие на общественное благосостояние. Рассмотрена роль ВВП в обеспечении общественного благосостояния.

Функция финансовых ресурсов | Статья в журнале...

Сущность стабилизационной функции состоит в обеспечении хозяйствующим субъектам и гражданам стабильных условий в экономических и социальных отношениях. Экономисты Архипов А. И., Сенчагов В. К. добавляют стимулирующую функцию финансов.

Модели финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система Российской Федерации − совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению.

Задать вопрос