О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 24.07.2023

Статья просмотрена: 1021 раз

Библиографическое описание:

Бойко, Е. А. О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы / Е. А. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 125-126. — URL: https://moluch.ru/archive/476/105029/ (дата обращения: 15.04.2024).



В последнее время люди всё чаще затрагивают проблему отсутствия интереса к чтению как среди взрослого населения, так и среди подрастающего поколения. Век информационных технологий существенно изменил роль чтения в жизни современного человека. Все реже можно увидеть людей разного возраста, читающих бумажную книгу. Возросло количество читающих с помощью цифровых технологий. Особенно это стало заметным при наблюдении за молодыми людьми и школьниками. Как правило, чтение произведений школьной программы заменяется ознакомлением с их кратким содержанием. Общение в соцсетях сводится к кратким комментариям, смайлам … Это является причиной того, что учащимся сложно понять и запомнить большой объем информации, содержащейся в тексте, и, как следствие, это влияет на успеваемость учащегося.

Введение федерального государственного образовательного стандарта призвано изменить подход к обучению подрастающего поколения. Школьники должны не только владеть базовыми навыками, но и уметь решать разные жизненные задачи, принимать важные и ответственные решения самостоятельно. Поэтому сегодня особенно актуален разговор о формировании функциональной грамотности.

Известно, что термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умения читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие сильно изменилось и подразумевает овладение способностью извлекать информацию из разных источников и применять её при решении жизненных задач. В литературе можно встретить выделение учёными таких компонентов функциональной грамотности: читательская, языковая информационная, литературная, коммуникативная, математическая, социальная, естественно — научная.

Думаю, что многие согласятся с тем, что именно читательская грамотность является фундаментом для остальных компонентов. Бесспорным является и то, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где дети интенсивно обучаются различным видам речевой деятельности: письму, чтению, говорению, слушанию, работе с текстом. В последующих классах учащиеся расширяют круг своих способностей, обогащают их. Эту работу с учащимися ведут учителя- предметники. Что объединяет учителей, преподающих разные предметы? Конечно, работа с текстом. Именно разнообразные виды текстов являются основой любого учебника и источником познания для обучающихся. Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире.

Один из основных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста, о которой могут свидетельствовать такие умения: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия содержания текста и его формы.

К основным навыкам читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика относятся:

— 1–6 классы — выделение основной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;

— 7–8 классы — разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;

— 9–11 классы — конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Читательская грамотность — это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. У развитого читателя сформированы две большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

Текст может быть двух типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и несплошной (содержать различные виды изображений (иллюстрации, схемы, таблицы, графики, карты). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно. Важным является и использование текстов разных по стилю: научных, деловых, художественных, публицистических и других. Возможность работы с ними школьник получает на занятиях по разным предметам. Особую роль выполняют предметы гуманитарного цикла, в частности уроки русского языка и литературы, так как текст здесь является содержанием многих категорий языкознания. Большое значение имеет комплексная работа с текстом, его лингвостилистический анализ, написание сочинений- рассуждений, составление синквейнов и другие виды работы.

Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания.

Разнообразная работа с текстом позволяет достигать следующих результатов: формирование положительной мотивации изучения русского языка и литературы, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формирование творческого подхода к решению учебных задач, совершенствование речевого развития. Это положительно сказывается на самооценке ученика, его успешности в учёбе и социуме, способствует более активной позиции. Ученики приобретают уверенность, активнее участвуют в конкурсах, проектной деятельности, в различных мероприятиях, повышая свой культурный уровень и коммуникативные компетенции. Формирование навыков смыслового чтения является необходимым условием развития метапредметных компетенций обучающихся.

Формирование читательской грамотности не только помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально- экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.

Говоря о важности формирования читательской грамотности учащихся современной школы в условиях реализации ФГОС, хочется отметить актуальность слов великого педагога и писателя К. Д. Ушинского: «Уметь читать в широком смысле этого слова — значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл».

Действительно, формирование читательской грамотности — это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Литература:

1. Анисимова Л. М. Формирование читательской грамотности. М., 2013.

2. Бродникова С. М. Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. URL: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=6267 (дата обращения 06.02.2023).

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 2001.

4. Как читать учебник. URL: https://ru.wikihow.com/читать-учебник (дата обращения: 18.06.2023).

5. Сметанникова Н. Н. Через чтение в мировое образовательное пространство. М., 2001.

6. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. — М., 2005.

7. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. М., 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): читательская грамотность, функциональная грамотность, русский язык, текст, формирование, подрастающее поколение, работа, способность, читательская грамотность учащихся.


Похожие статьи

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Таким образом, читательская грамотность является базовым навыком, развитие которого необходимо в современной системе образования. В учебной программе по русскому языку (второму) выделены группы целей по развитию коммуникативных навыков.

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

PISA — это международное сравнительное исследование, направленное на оценивание функциональной грамотности по трем группам: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность среди учащихся в возрасте 15-и лет.

Формирование функциональной грамотности у учащихся...

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя по...

На основании обобщения результатов педагогической диагностики в 6 «А» классе формируется перечень актуальных методических вопросов о формировании функциональной грамотности обучающихся учителем русского языка и литературы в 2022–2023 учебном году.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.

Особенности формирования функциональной грамотности...

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Функциональная грамотность на уроках русского языка...

На уроках русского в 5–11 классах формирование функциональной грамотности является важной и неотъемлемой частью. Развитие функциональных навыков на уроках русского языка предполагает развитие следующих компетенций

Формирование читательской грамотности будущего учителя...

Функциональная грамотность включает следующие компоненты: читательская грамотность, математическая, естественно-научная, финансовая, креативность. Остановимся конкретно на читательской грамотности студента-будущего учителя начальных классов.

Формирование читательской грамотности школьников в рамках...

Задачами исследования стали создать условия, способствующие повышению интереса к учению через организацию работы в группах и дать возможность развитию читательскую грамотность каждого ученика в процессе обучения через работу с текстом...

Похожие статьи

Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня...

Таким образом, читательская грамотность является базовым навыком, развитие которого необходимо в современной системе образования. В учебной программе по русскому языку (второму) выделены группы целей по развитию коммуникативных навыков.

Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт

PISA — это международное сравнительное исследование, направленное на оценивание функциональной грамотности по трем группам: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность среди учащихся в возрасте 15-и лет.

Формирование функциональной грамотности у учащихся...

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя по...

На основании обобщения результатов педагогической диагностики в 6 «А» классе формируется перечень актуальных методических вопросов о формировании функциональной грамотности обучающихся учителем русского языка и литературы в 2022–2023 учебном году.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.

Особенности формирования функциональной грамотности...

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Функциональная грамотность на уроках русского языка...

На уроках русского в 5–11 классах формирование функциональной грамотности является важной и неотъемлемой частью. Развитие функциональных навыков на уроках русского языка предполагает развитие следующих компетенций

Формирование читательской грамотности будущего учителя...

Функциональная грамотность включает следующие компоненты: читательская грамотность, математическая, естественно-научная, финансовая, креативность. Остановимся конкретно на читательской грамотности студента-будущего учителя начальных классов.

Формирование читательской грамотности школьников в рамках...

Задачами исследования стали создать условия, способствующие повышению интереса к учению через организацию работы в группах и дать возможность развитию читательскую грамотность каждого ученика в процессе обучения через работу с текстом...

Задать вопрос