Административно-правовые основы государственного управления и регулирования в сфере торговли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 21.07.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Осиненко, К. С. Административно-правовые основы государственного управления и регулирования в сфере торговли / К. С. Осиненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/476/105015/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматриваются основы государственного управления и регулирования в сфере торговли. Особое внимание уделяется вопросам создания условий, способствующих обеспечению возможности реализации различных прав и свобод человека и гражданина в сфере торговли.

Ключевые слова: сфера торговли, Российская Федерация, государственная услуга, обеспечение законности.

Актуальность изучения сферы предоставления государственных и муниципальных услуг с различных точек зрения, в том числе с точки зрения эволюции правового регулирования данной сферы, обусловлена ее тесной взаимосвязью с интересами человека и гражданина. Конституцией Российской Федерации установлено, что наша страна является социальным государством и ее политика должна быть направлена на создание условий, способствующих обеспечению возможности реализации различных прав и свобод человека и гражданина. Объект исследования — законность и правопорядок в сфере торговли.

Предмет — административно-правовое обеспечение законности административной правоприменительной деятельности в сфере торговли.

Цель работы состоит в анализе и исследовании сущности административно-правовых основ государственного управления и регулирования торговли.

В процессе исследования решаются следующие задачи:

— изучить административную ответственность в сфере торговли;

— проанализировать проблемы в практике обеспечения законности в сфере торговли.

Практическая значимость работы заключается в составлении эффективных рекомендаций по совершенствованию механизма обеспечения законности и дисциплины в сфере торговли.

Права и свободы человека являются высшей ценностью, поэтому предоставление государством своим гражданам качественных и доступных услуг является показателем уровня развития государства. Включение России в единое мировое политическое пространство и поддержание в нем достигнутых позиций невозможно без надлежащего обеспечения на территории нашей страны прав и свобод человека и гражданина, в особенности в условиях сложившейся в настоящее время мировой политической ситуации.

Обеспечение законности правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, иных органов публичного управления осуществляется при помощи различных организационно-правовых механизмов и направлено на постоянное поддержание режима соблюдения при осуществлении указанной деятельности требований законов и иных нормативных правовых актов, на его восстановление в случае нарушения данных требований, а также на предупреждение подобных нарушений в будущем. Одним из таких организационно-правовых механизмов выступает административно-правовое обеспечение законности в сфере административного правоприменения. В общей теории права в качестве важнейшего элемента обеспечения законности в деятельности органов публичной власти, поведении граждан и организаций выделяются гарантии законности. Под гарантиями законности понимаются условия, факторы, средства, в силу которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, соблюдение режима законности. При этом гарантии законности подразделяются на общие (экономические, политические, идеологические и др.) и специальные — юридические гарантии. Последние определяются в литературе по теории права как закрепленные в юридических нормах правовые средства, непосредственно направленные на обеспечение законности, в число которых входят меры: по совершенствованию действующего законодательства; выявлению и пресечению нарушений законности (контроль и надзор); восстановлению (защите) законности; привлечению нарушителей законности к юридической ответственности; профилактике (предупреждению) нарушений законности.

Юридическое обеспечение законности рассматривается как специальная деятельность органов власти, управления, судебно-прокурорских органов, ведущих борьбу с нарушениями законности. П. М. Рабинович выделил следующие цели применения правовых гарантий законности:

предотвращение (упреждение) возможных правонарушений;

выявление (обнаружение), устранение правонарушений;

ликвидация отрицательных последствий, предупреждение правонарушений;

минимизация совершения правонарушений (общая и частная превенция).

Глава 2 Конституции Российской Федерации устанавливает права и свободы человека и гражданина [1].

Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрены следующие некоторые случаи, при которых заявитель может обратиться с жалобой:

— нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

— нарушение срока предоставления государственной услуги;

— требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги.

Обеспечение комфортных условий для получения услуги и предоставление достоверной и полной информации о государственной услуге является залогом повышения качества и доступности государственных услуг.

Проведение административной реформы в Российской Федерации вызвало появление в юридической теории и практике категории «государственные услуги» [3].

Административная реформа — комплексные изменения в системе государственного управления: как в функционировании самих органов администрирования (внутренние административные процессы и процедуры), так и в организации взаимодействия с гражданами и различными общественными институтами и организациями [4].

Как предусматривается ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение граждан — это направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления [2].

Таким образом, само появление в законодательстве понятия «государственные услуги», развитие правового регулирования процесса их оказания свидетельствует о новой, хочется надеяться — более качественной ступени развития взаимодействия органов власти и граждан. Что же такое государственные услуги? Термин «услуга» встречается как в сфере частного, так и публичного права. Оказание услуг представляет собой, во-первых, один из объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ (ст. 779) подразумевает под услугой совершение определенного действия или осуществление определенной деятельности. В теории гражданского права предложено большое количество понятий услуги и единства мнений ученых по этому вопросу нет.

Приведем только одно определение, которое, на наш взгляд, более точно и полно отражает сущность услуги: услуга выражается «в виде определенной правомерной операции, т. е. в виде ряда целесообразных действий исполнителя либо в деятельности, являющейся объектом обязательства, имеющей нематериальный эффект, неустойчивый вещественный результат, либо овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующейся свойствами осуществимости, неотделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованности качества» [5].

Что же касается управления в сфере торговли и услуг, важное значение в функционировании всей экономики имеет торговая деятельность, т. е. вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю, оптовую и розничную. Общие правовые основы административно-правового регулирования торговой деятельности определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Объектом управления в сфере торговли и услуг выступают как потребительский рынок в целом, так и различные правоотношения, которые складываются в ходе его развития. Надо сказать, что в сфере торговли и услуг складываются различные правоотношения: гражданские, налоговые, информационные, но значительную группу отношений в сфере торговли и услуг образуют отношения административно-правового характера. Данные отношения складываются в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере торговли и услуг, лицензирования отдельных видов деятельности, регистрации субъектов хозяйственной деятельности, а также в связи с привлечением граждан и юридических лиц к административной ответственности. Субъектами, осуществляющими соответствующие правоотношения в сфере торговли и услуг, являются различные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти как федерального уровня, так и регионального уровня в сфере торговли и услуг, в пределах своей компетенции, осуществляют:

государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за качеством и безопасностью товаров народного потребления;

деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений в сферу торговли и услуг недоброкачественных товаров.

Подводя итоги, хочется сказать, что развитие общества требует от государства изменения административного управления в направлении повышения его эффективности и качества предоставляемых государственных услуг.

В сложившейся ситуации одной из главных задач является обеспечение эффективности осуществления процесса раскрытия, расследования и предупреждения правонарушений. В немаловажной степени это решается посредством разработки новых частных методик расследования отдельных видов правонарушений, в том числе в сфере торговли.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.07.2023).
  2. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 20.07.2023).
  3. Смирнова, А. А. О соотношении государственных услуг, функций и полномочий органов исполнительной власти / А. А. Смирнова. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2015. — № 3. — С. 120.
  4. Мониторинг в системе оказания государственных и муниципальных услуг как инструмент реализации стратегии повышения качества государственного и муниципального управления / под общ. ред. В. В. Маркина, А. В. Осташкова. М. / С,И 4, А. В. Осташков, С. В. Матюкин [и др.]. —:, 2008. — С.10.— Текст: непосредственный.
  5. Степанов, Д. И. Услуги как объект гражданских прав / Д. И. Степанов. —:, 2005. — 215 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера торговли, Российская Федерация, услуга, государственная услуга, свобода человека, гарантия законности, государственное управление, исполнительная власть, обеспечение законности, торговая деятельность.


Похожие статьи

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц...

Право на судебную защиту, закрепленное в пункте 1 статьи 46 Конституции Российской Федерацией, можно рассматривать с двух позиций: с одной стороны, это право человека и гражданина, с другой — это гарантия реализации его прав и свобод.

Основополагающие теоретико-правовые аспекты механизма...

Кроме того, контрольно-надзорные органы отвечают за управление государственным имуществом и предоставление государственных услуг. Мониторинг эффективности государственного и муниципального контроля направлен на поддержание законности [20].

Некоторые вопросы рассмотрения обращений граждан в органах...

Органы прокуратуры России, являясь государственным органом, обеспечивают реализацию прав человека и гражданина на защиту и восстановления его прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц [8].

Система гарантий прав и свобод человека и гражданина

Статья 80 Конституции фиксирует, что Президент является гарантом свобод и прав человека и гражданина. Федеральное Собрание производит защиту свобод и прав, фиксируя их гарантии путем законодательной деятельности.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина...

В преамбуле к Конституции Российской Федерации — «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» указаны основные цели, ради которых был принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из...

Принцип законности в осуществлении правоохранительной...

Российская Федерация, законность, орган, принцип законности, мера наказания, правоохранительная деятельность, свобода граждан, соблюдение законности, сфера управления, территория государства.

Обеспечение законности на современном этапе | Молодой ученый

– реальность — обеспечение законности всеми действенными средствами. Гарантиями законности, то есть средствами, с помощью которых в общественной жизни внедряется, охраняется и восстанавливается в случае нарушения законности, можно признать.

Проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина...

В-третьих, согласно статье 10 Конституции РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Уровни правового регулирования предпринимательской...

Вследствие разграничения компетенции между РФ и ее субъектами государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в масштабах всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности.

Похожие статьи

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц...

Право на судебную защиту, закрепленное в пункте 1 статьи 46 Конституции Российской Федерацией, можно рассматривать с двух позиций: с одной стороны, это право человека и гражданина, с другой — это гарантия реализации его прав и свобод.

Основополагающие теоретико-правовые аспекты механизма...

Кроме того, контрольно-надзорные органы отвечают за управление государственным имуществом и предоставление государственных услуг. Мониторинг эффективности государственного и муниципального контроля направлен на поддержание законности [20].

Некоторые вопросы рассмотрения обращений граждан в органах...

Органы прокуратуры России, являясь государственным органом, обеспечивают реализацию прав человека и гражданина на защиту и восстановления его прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц [8].

Система гарантий прав и свобод человека и гражданина

Статья 80 Конституции фиксирует, что Президент является гарантом свобод и прав человека и гражданина. Федеральное Собрание производит защиту свобод и прав, фиксируя их гарантии путем законодательной деятельности.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина...

В преамбуле к Конституции Российской Федерации — «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» указаны основные цели, ради которых был принят Основной закон. Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из...

Принцип законности в осуществлении правоохранительной...

Российская Федерация, законность, орган, принцип законности, мера наказания, правоохранительная деятельность, свобода граждан, соблюдение законности, сфера управления, территория государства.

Обеспечение законности на современном этапе | Молодой ученый

– реальность — обеспечение законности всеми действенными средствами. Гарантиями законности, то есть средствами, с помощью которых в общественной жизни внедряется, охраняется и восстанавливается в случае нарушения законности, можно признать.

Проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина...

В-третьих, согласно статье 10 Конституции РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Уровни правового регулирования предпринимательской...

Вследствие разграничения компетенции между РФ и ее субъектами государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в масштабах всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности.

Задать вопрос