Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мацулевич, Ю. В. Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся / Ю. В. Мацулевич, С. И. Квачко, Е. П. Пролагаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104999/ (дата обращения: 15.04.2024).



В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, информационный поиск, аутентичность, проектная деятельность, поисковые системы, поисковая и исследовательская деятельности, микро-презентация.

Использование новых информационных технологий побуждает учителей к решению известных проблем в подготовке будущих выпускников при обучении иностранным языкам, а также в процессе межкультурных коммуникаций, которые испытывают трудности школьники [1, с. 55]. Появление интернета открыло перед учителями потрясающие возможности доступа к англоязычным текстам самых разных жанров и уровней сложности. Теперь реально сделать качественный скачок в обучении чтению на английском языке, используя интернет в проектной деятельности.

Применение новых методов обучения на уроках английского языка является неотъемлемой частью модернизации российского образования. Педагогу необходимо в первую очередь формировать активную и инициативную позицию обучающихся, чтобы они развивали аналитические, исследовательские и рефлексивные навыки. Важно, чтобы все, чему они научатся на уроке, было применимо в жизни. Таким образом, обеспечивается связь обучения с реальной жизнью, что является одним из главных принципов современного образования. С помощью информационных технологий, учащиеся учатся самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Ученик, используя данные компетенции, развивает навыки работы с информацией, которая содержится в учебных предметах, образовательных областях и окружающем мире. При планировании информационного поиска ученик активно ищет нужную информацию, привлекая дополнительные источники. Одним из наиболее важных преимуществ использования новых информационных технологий является то, что при поиске информации по определенной теме проектной деятельности, учащиеся применяют различные стратегии чтения, что повышает эффективность такого чтения.

Осуществлять прямой и легкий доступ к аутентичным текстам позволяют технологии интернет-общения. Впечатляет количество сайтов и их разнообразие — онлайн-форумы, блоги, энциклопедии. Однако главное преимущество заключается в аутентичности этих текстов. В научно-методической литературе существует множество определений «аутентичности» [2, с. 117]. Например, на уровне восприятия аутентичность трактуется как использование образцов письменной и устной речи, созданных в процессе реального и осознанного общения, а не для педагогических целей. Или аутентичность может быть понята как свойство текста, не присущее ему раз и навсегда, а относительное, зависящее от социальных и культурных связей между автором текста и его читателем.

Чтение аутентичных текстов, которые не являются искусственными, не предназначено для изучения языка. Они делают читателя чувствовать себя иностранцем по отношению к содержанию текста в социальном и культурном плане. Это создает препятствия для полного понимания текста как автором, так и целевой аудиторией. Таким образом, чтение аутентичных текстов в интернете позволяет ученикам читать англоязычные тексты в естественных условиях, таких же, как тексты на родном языке, и достигать одинакового уровня вовлеченности в коммуникацию.

При формировании задания ученику отсутствует педагогическая цель или она сводится до минимума. Обучаемым в рамках проектной деятельности предлагается найти информацию в интернете и кратко рассказать о результатах поисков. Так как это происходит на уроке? Сначала учитель с группой обсуждают ключевые слова или слово, информацию о которых нужно найти. Обычно выбор основан на теме проектной деятельности, над которой работают учащиеся. Затем вся группа делится на подгруппы из 2–3 человек, которые будут использовать различные поисковые системы, такие как Yandex (англоязычный), Rambler, Wikipedia, Google, YouTube, Enigma.

В начале урока учитель объявляет о поиске материалов на разных сайтах и в разных поисковых системах, содержащих определенное слово. Он активно контролирует этот процесс, чтобы избежать повторений. Затем учащиеся выбирают текст и начинают с ним работать. После этого учитель проверяет перевод у каждой подгруппы и помогает им готовить свои собственные сообщения или микро-презентации на основе результатов поиска. В конце урока очень важно подвести итоги и прокомментировать результаты. Учитель также может усилить мотивацию учащихся, указав на то, что их оценка значительно повышается, если они не заглядывают в написанный текст при представлении результатов своего поиска.

В результате практики было выяснено, что только 1 или 2 ученика используют шпаргалки, чтобы достичь только «удовлетворительного» результата. Даже слабые ученики предпочитают выступать самостоятельно. Для более сильных учеников можно усложнить задание, дав им возможность сделать обобщающую микро-презентацию после прослушивания своих товарищей. В этой презентации они смогут суммировать все прослушанное и группа получит полную информацию по теме. В заключение можно сказать, что вышеописанная система шагов по поиску информации в интернете и подготовке сообщения о результатах этого поиска позволяет использовать все три типа знаний, которые в современной методической литературе способствуют продуктивному чтению.

Школьники учатся распознавать визуальную конфигурацию текста, то есть понимать англоязычный текст. Они получают знания декларативного типа, где имеют четкое представление о различных явлениях. Также учащиеся осознают процедурный тип знаний, где знают, как использовать правила и методики для поиска информации. И в конечном итоге, они узнают условный тип знаний, где понимают, когда и для чего использовать это знание.

Интерпретация прочитанного и включение новой информации в уже имеющиеся знания по данной теме являются основными стратегиями, которые обеспечивают хорошее понимание прочитанного. Формирование навыков эффективного чтения на иностранном языке является главной целью, которая достигается при использовании данных стратегий. Методика работы с англоязычной литературой в Интернете, известная как интернет-задание или интернет-исследование, соответствует признакам веб-квестов, которые широко применяются в практике преподавания иностранных языков.

Интернет предоставляет учителю и ученику огромные возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах, информация в сетях, различные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев и т. д. Веб-квест (Web-quest) — это задание с элементами ролевой игры, которое направлено на развитие и формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности учащихся в процессе работы с языковым учебным материалом. Автор алгоритма подготовки микро-презентации и плана ее проведения утверждает, что в них присутствуют все особенности, перечисленные выше [3, с. 7].

Вот несколько этапов подготовки микро-презентации о результатах поиска необходимой информации по ключевому слову:

  1. Подготовка устного сообщения по результатам поиска.
  2. Обсуждение и выбор ключевого слова.
  3. Выбор поисковой системы.
  4. Выбор соответствующего сайта.
  5. Выбор нужного по содержанию и объёму текста.
  6. Перевод этого текста

Литература:

1. Чернозубов И. Е. Компьютер и дети. / И. Е. Чернозубов — М.: Алес, 1998. — 96 с.

2. Fischer G. E-mail in foreign language teaching. Towards the creation of virtual classrooms. / G. Fischer –Tubingen, Germany: Stauffenburg Medien, 1998. — 219 c.

3. Сысоев П. В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев — // Иностранные языки в школе. — 2008. — № 6. — С.7

4. Саплина Е. В. Современные образовательные технологии. Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю. М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, английский язык, поиск информации, текст, ученик, информационный поиск, ключевое слово, необходимая информация, подготовка будущих выпускников, результат поиска.


Ключевые слова

информационные технологии, проектная деятельность, аутентичность, информационный поиск, поисковые системы, поисковая и исследовательская деятельности, микро-презентация

Похожие статьи

Организация проектной деятельности на уроках английского...

Не менее значимым является факт, что у детей расширяются способы работы с источниками информации: поиск, сбор и анализ полученной информации, представление и передача информации, моделирование, проектирование, рефлексия.

Актуальность использования цифровых образовательных...

Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом понимается учебная, справочная, методическая, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса, представленная в цифровом виде [3].

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при...

иностранный язык, английский язык, необходимая информация, учащийся, учебный процесс, электронная почта.

Использование междисциплинарных связей английского языка...

В статье авторы рассказывают о взаимосвязи английского языка и информатики в образовательном процессе, пытаются установить междисциплинарные связи между предметами на примере сервиса LearningApps.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Формирование информационной культуры на уроках...

Английский язык как школьный предмет по своим образовательным возможностям способен внести особый вклад в развитие информационной культуры учащихся, так как является предметом высокой информационной насыщенности.

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на...

Цель экзаменационного теста — проверить уровень сформированности речевых и языковых умений выпускников общеобразовательных учреждений в рамках ЕГЭ по иностранному языку (английский язык).

Особенности поиска информации и условия формирования...

1) поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников; 2) поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых может содержаться нужная информация

Похожие статьи

Организация проектной деятельности на уроках английского...

Не менее значимым является факт, что у детей расширяются способы работы с источниками информации: поиск, сбор и анализ полученной информации, представление и передача информации, моделирование, проектирование, рефлексия.

Актуальность использования цифровых образовательных...

Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом понимается учебная, справочная, методическая, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса, представленная в цифровом виде [3].

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при...

иностранный язык, английский язык, необходимая информация, учащийся, учебный процесс, электронная почта.

Использование междисциплинарных связей английского языка...

В статье авторы рассказывают о взаимосвязи английского языка и информатики в образовательном процессе, пытаются установить междисциплинарные связи между предметами на примере сервиса LearningApps.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Формирование информационной культуры на уроках...

Английский язык как школьный предмет по своим образовательным возможностям способен внести особый вклад в развитие информационной культуры учащихся, так как является предметом высокой информационной насыщенности.

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на...

Цель экзаменационного теста — проверить уровень сформированности речевых и языковых умений выпускников общеобразовательных учреждений в рамках ЕГЭ по иностранному языку (английский язык).

Особенности поиска информации и условия формирования...

1) поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников; 2) поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых может содержаться нужная информация

Задать вопрос