Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волкова, И. А. Инновационные формы наставничества во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи / И. А. Волкова, О. В. Кузнецова, Т. И. Фоменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104979/ (дата обращения: 14.04.2024).



Ключевые слова: старшее поколение, духовно-нравственное воспитание, детский сад, дети, родители, прародители.

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Старшее поколение обладает опытом и мудростью, которые могут быть весьма ценными для молодого поколения родителей и педагогов воспитывающих детей. Педагоги нашего детского сада добилась значительных результатов в организации наставничества старшего поколения младшему, а также во взаимодействии и сотворчестве детского сада и семьи.

В этом учебном году наш детский сад гостеприимно распахнул двери для бабушек и дедушек наших воспитанников — был создан клуб «В гостях у бабушки». Созданию клуба послужили традиционно проводимые осенние мероприятия, посвященные Дню пожилого человека. По сложившейся традиции мы ежегодно проводим праздники для наших бабушек, дедушек, приглашаем их на чаепитие, показываем концерты, проводим конкурсы и др.

Бабушки и дедушки наших воспитанников еще достаточно молоды, деятельны и энергичны, имеют большое желание активно участвовать в жизни внуков, деятельности детского сада, делиться мудростью воспитания с молодыми родителями и педагогами. Посещая праздничные мероприятия, они выражают благодарность и сожалеют о редких встречах, им недостаточно одного праздника в году и есть желание встречаться чаще в стенах детского сада.

На встречи клуба «В гостях у бабушки» приглашаются прародители с внуками, желающие родители, сестренки и братишки наших ребят.

Встречи в клубе проходят в форме круглых столов, психологических тренингов, практикумов с решением педагогических ситуаций, обсуждением опыта семейного воспитания, видеопросмотров материалов по организации жизни детей в детском саду, совместных экскурсий, поездок, походов. Но особенно участниками клуба предпочитаемы мастер-классы, проводимые как педагогами так и самими прародителями для молодого поколения. Тематика мастер-классов разнообразна: «Бесконфликтное взаимодействие в семье», «В гостях у сказки», «Лаборатория детских открытий» и др.

Хотим поделиться опытом организации работы клуба «В гостях у бабушки», а также созданием мини-музея «Тридевятое царство», ставшего продуктом нашего взаимодействия и сотворчества с бабушками и дедушками наших воспитанников.

Темы встреч определяют наши уважаемые прародители. Так, темой одной из встреч клуба стали «Бабушкины мультфильмы» — это добрые советские мультики, снятые на киностудии «Союзмультфильм». Киностудия «Союзмультфильм» была образована в 1936 году и в 2022 году отметила свое 85-летие. На ней снимались мультфильмы про Винни-Пуха, Чебурашку, «Ну, погоди!», «Пластилиновая ворона», «Маугли», «Мойдодыр» и многие другие. Эти мультфильмы добрые, веселые, учат детей дружить, сопереживать, делать добрые дела, приходить на помощь другим и, конечно же, могут являться отличным средством воспитания.

Накануне встречи, посвященной отечественным мультфильмам, педагоги дошкольных групп провели беседы с детьми, анкетирование и опрос родителей. Выявлено следующее:

— свободный доступ к просмотру мультфильмов имеют 88 % детей;

— специальный отбор мультфильмов для просмотра их с ребёнком осуществляют лишь 12 % родителей;

— обсуждают с ребёнком просмотренные мультфильмы 5 % семей,

— 95 % не задумываются о том, что мультфильмы несут в себе воспитательный потенциал.

Проблема, затронутая нашими прародителями, существует: родители позволяют детям смотреть абсолютно любые мультфильмы, в том числе, наполненные безнравственностью и жестокостью, не задумываясь о том, что мультфильм несет в себе воспитательный потенциал. Родители уделяют недостаточно внимания вопросу духовно-нравственного воспитания и социализации дошкольников посредством добрых отечественных мультфильмов.

В связи с этим совместно с прародителями был разработан и реализован проект «Бабушкины мультфильмы».

В рамках проекта был разработан план мероприятий для детей и их молодых родителей от наставников-прародителей. Проведены тематические встречи: «Да здравствует мультфильм!», «В тридевятом царстве» и др.; мастер-классы «Мойдодыр своими руками», «Домовенок Кузька» и др.; опытно-экспериментальная деятельность по созданию и озвучиванию пластилинового мультфильма «Создаем мультфильм сами!», дискотека дружбы с котом Леопольдом и др.

На встречи родители и прародители приносили игрушки-персонажи мультфильмов, различные атрибуты. Так у нас появился музей «Тридевятое царство». Идея создания музея так понравилась нашим прародителям, что они своими руками навязали и нашили для нашего музея замечательные экспонаты (бабушка-рассказушка, домовенок Кузя, Чебурашка и др.)

Прародителями был объявлен творческий конкурс для детей, родителей, педагогов и всех желающих — «Мульти-пульти». Благодаря конкурсу в нашем музее была оформлена стена творческих работ детей и взрослых. Наши родители приняли самое активное участие в конкурсе по следующим номинациям:

— самый лучший мультипликационный персонаж,

— самый интересный мультипликационный атрибут.

Семьи наших воспитанников проявили мастерство и рукоделие, изготовив своими руками золотую рыбку, хрустальную туфельку, цветик-семицветик, пластилиновую ворону и многое другое.

Прародители активно включились в работу по реализации проекта и провели ряд творческих мастер-классов с детьми, в результате чего стены музея украсили разнообразные панно: пластилиновый колобок, любимец детей «Винни-Пух», «Фунтик», «Львенок и черепаха» и другие.

Настоящим украшением музея стала русская печка, изготовленная дедушками воспитанников, а на ней домовенок Кузька с настоящей Бабой-Ягой, Бабушка Федора с самоваром и другие персонажи отечественных мультфильмов, изготовленные золотыми руками бабушек в сотворчестве с внуками.

Бабушка Карпова Ольга Ивановна специально для музея вышила бисером красивейшие картины «Снежная королева», «Снегурочка».

Проведение интересных детско-родительских встреч, мастер-классов увлекло родителей наших воспитанников в процесс реализации проекта и общими усилиями педагогов, прародителей и родителей в нашем мини-музее появился интересный познавательный, игровой, наглядный материал, библиотечка детских художественных произведений, по сюжетам которых сняты известные отечественные мультфильмы.

Помимо музея, в детском саду созданы условия для просмотра мультфильмов: это кинозал с большим экраном, проектор, ноутбук и, конечно же, подборка отечественных советских мультфильмов, где сюжеты и образы персонажей выступают трансляторами моральных норм и ценностей. Разработан тематический перспективный план, в котором трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия, объедены в подгруппы:

— правда и ложь;

— добро и зло;

— щедрость и жадность;

— храбрость и трусость;

— зависть и отзывчивость;

— хвастовство и скромность

— лень и трудолюбие и др.

Педагоги детского сада также не остались в стороне и подготовили для молодых родителей алгоритм работы с мультфильмом, включающий следующие формы работы с дошкольниками:

— вводная беседа

— просмотр мультфильма

— обсуждение содержания (поступки героев мультфильма)

— театрализация, игры и упражнения на развитие эмоций, коммуникативных умений,

— совместная художественно-продуктивная и творческая деятельности и др.

Наш музей пользуется популярностью у детей и взрослых. Музей, в котором можно все потрогать, ко всему прикоснуться, а в отдельных случаях кое-что из экспонатов примерить на себя. Это музей, в котором ребенок не является пассивным зрителем, а активным соавтором.

Важным результатом деятельности клуба «В гостях у бабушки» стало то, что родители наших воспитанников начинают чувствовать осознанность своего родительства, компетентного материнства и отцовства, а использование разнообразных форм совместной детско-родительской деятельности помогает семьям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными соучастниками воспитательного и образовательного процесса их детей.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, мультфильм, родитель, прародитель, ребенок, бабушка, музей, педагог, старшее поколение, воспитательный потенциал.


Похожие статьи

Представление опыта работы педагога «Сам себе режиссёр»

Мы предположили, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

В своем труде «Мини-музей в детском саду» [5,64] Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев: ‒ образовательная — помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса

Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике...

Библиографическое описание: Исакова, Н. А. Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через музейную среду / Н. А. Исакова.

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского...

В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенокдетский сад.

Система работы с детьми и родителями по организации...

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в группе, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Воспитательный потенциал замещающей семьи

В статье рассматривается воспитательный потенциал как важнейший компонент жизнедеятельности семьи. Проведен анализ особенностей функционирования замещающей семьи, детско-родительских отношений в различных типах замещающих семей.

Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики

- при первом посещении Зоологического музея использовала эмоциональный яркий рассказ, насыщенный примерами о том каких животных дети могут увидеть в музее (тема: «Животные России и Ленинградской области»)

О мультикультурном воспитании старших дошкольников

Одним из необходимых условий мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста является взаимодействие детского сада и семьи [2]. Понятие «взаимодействие с семьей» отличается от понятия «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого.

Похожие статьи

Представление опыта работы педагога «Сам себе режиссёр»

Мы предположили, что такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей, а также позволит педагогам детского сада применять в работе инновационные формы активного взаимодействия с семьёй.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

В своем труде «Мини-музей в детском саду» [5,64] Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев: ‒ образовательная — помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса

Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике...

Библиографическое описание: Исакова, Н. А. Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через музейную среду / Н. А. Исакова.

Инновационные формы сотрудничества родителей и детского...

В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенокдетский сад.

Система работы с детьми и родителями по организации...

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в группе, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Воспитательный потенциал замещающей семьи

В статье рассматривается воспитательный потенциал как важнейший компонент жизнедеятельности семьи. Проведен анализ особенностей функционирования замещающей семьи, детско-родительских отношений в различных типах замещающих семей.

Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики

- при первом посещении Зоологического музея использовала эмоциональный яркий рассказ, насыщенный примерами о том каких животных дети могут увидеть в музее (тема: «Животные России и Ленинградской области»)

О мультикультурном воспитании старших дошкольников

Одним из необходимых условий мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста является взаимодействие детского сада и семьи [2]. Понятие «взаимодействие с семьей» отличается от понятия «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого.

Задать вопрос