Возможности онлайн-инструментов в реализации задач наставничества в современной педагогической среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Войтенко, М. В. Возможности онлайн-инструментов в реализации задач наставничества в современной педагогической среде / М. В. Войтенко, Е. П. Мащенко, С. В. Орлянская, О. С. Старикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104978/ (дата обращения: 15.04.2024).



Современное образование в эпоху широкого распространения интернета и социальных сетей пополняется новыми средствами общения и связи. Педагоги и наставники после масштабного освоения дистанционных форм работы продолжают открывать для себя новые возможности коммуникационной компьютеризированной среды. В русле признания Президентом РФ в 2023 году особой роли педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, в данной статье предлагается к рассмотрению возможность использования педагогами и наставниками новых онлайн-инструментов, таких как Google-формы.

Ключевые слова: год педагога и наставника, педагоги, наставничество, технологизация педагогической среды, Google-формы.

Образование в России переживает период неизбежных перемен, связанных с современными изменениями в обществе и государстве. Кризисные явления в культурной, социально-экономической, политической, информационно-технологической и других сферах вызывают потребность во взращивании новых педагогических кадров, способных дать молодому поколению актуальные знания, умения и навыки, сформировать личность, способную находить выход из любых жизненных ситуаций. Все это требует повышения престижа профессии педагога, усилении внимания к вопросам наставничества. Идея о признании особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, нашла свое отражение в Указе Президента России В. В. Путина, который придал 2023 году особое направление [1].

Среди основных задач Года педагога и наставника, заложены разнообразные направления деятельности образовательных организаций. Это, во-первых, повышение статуса педагогической профессии, что может быть достигнуто путем проведения масштабных кампаний, пропагандирующих важность образования и роли педагогов в развитии общества. Во-вторых, это привлечение молодых людей к педагогической профессии (проведение профориентационных мероприятий, организация стажировок и практик для студентов, а также создание программ поддержки и обучения для начинающих педагогов и др.). В-третьих, повышение качества образования. Для этого могут проводиться мониторинги и оценки качества образовательных учреждений, обновление образовательных стандартов, разработка инновационных подходов к обучению и внедрение новых технологий в образовательный процесс. В-четвертых, совершенствование педагогической практики (обмен опытом между педагогами, проведение мастер-классов и семинаров, разработка новых методик обучения и оценки знаний, а также активное использование современных технологий в образовательном процессе).

Поддержка и развитие профессионального роста педагогов может осуществляться через поддержку профессионального роста и развитие педагогических кадров. В этой связи традиционно организовываются и проводятся курсы повышения квалификации, профессиональные тренинги для педагогов, стимулируется участие в научно-практических конференциях и публикация научных статей. В качестве примера можно привести опыт педагогической деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62 «Ласточка» г. Волжского Волгоградской области» (далее — МДОУ д/с № 62), где ежегодно реализуется система повышения квалификации воспитателей, на регулярной основе ведется работа в направлении повышения психологической компетентности педагогов в рамках сотрудничества с кафедрой психологии ВГСПУ г. Волгограда, осуществляется пропаганда здорового образа жизни и физкультурно-спортивной подготовки (проводится ежегодный городской конкурс «Будь здоров, педагог!»).

Для развития и распространения наставничества на сегодняшнем этапе возможно создание партнерств между государственными учреждениями и некоммерческими организациями. В таком партнерстве государство предоставляет финансовую поддержку и ресурсы, а неправительственные организации и эксперты в области наставничества предоставляют свои знания и опыт в разработке и внедрении программ. В этом смысле привлекателен опыт грантовой работы, где совместные проекты обогащают педагогическую практику новыми возможностями, дарят возможность продуктивного и творческого сотрудничества. МДОУ д/с № 62 регулярно участвует в грантовых конкурсах различного уровня. Одной из значимых побед была реализация проекта в рамках дистанционного образования родителей с совместно с НКО «Дети в беде» в 2021 г.

Сегодня российские программы наставничества освещаются на международных конференциях и семинарах, педагоги обмениваются опытом с коллегами из других стран. Это способствует обогащению российского наставничества новыми идеями и методологией, а также создает возможности для международного сотрудничества. В это сложное время политических конфликтов нельзя забывать о том, что педагогическое общество может обмениваться успешными практиками наставничества с коллегами, способствуя мирному сосуществованию, распространению гуманистических ценностей, взаимопонимания.

Возможности современной информационной и технологической среды позволяют опытным педагогам налаживать более продуктивный контакт с молодыми специалистами, работающими как рядом, так и удаленно. Распространение и углубление технологии наставничества сегодня возможно с использованием компьютерной техники, специальных программ, интернета. Хочется особенно выделить новые возможности использования социальных сетей, электронной почты и различных форм связи между обучающимися и наставниками. В период пандемии МДОУ д/с № 62 успешны опробованы такие системы связи как онлайн-встречи, онлайн-конференции, собрания трудового коллектива посредством программы «Zoom», «Skype», «WhatsApp» и др.

Освоение дистанционных форм работы привело педагогов к необходимости изучения новых программ, средств связи с использованием Интернет. Мы согласны с позицией авторов Л. Н. Чирковой и В. В. Чирковой, которые считают одним из актуальных направлений педагогической науки «изучение информатизации образования, цель которой подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3].

Сегодня внимание педагогов МДОУ д/с № 62 обращено к изучению возможностей Google-форм, которые являются очень полезным инструментом для организации педагогического общения. Они позволяют создавать опросы, анкеты и формы сбора данных, которые могут использоваться для проведения различных педагогических мероприятий, сбора обратной связи от участников и оценки их удовлетворенности. В качестве примера можно привести изучение возможностей Google-форм для изучения готовности педагогов работать с новой ФОП ДО. Статистический анализ данных позволил выявить пробелы в знаниях педагогов их готовность осваивать требования к проектированию образовательных программ в своих группах в соответствии с возрастом детей. Полученные данные легли в основу планирования наставнической работы, семинаров и педагогических советов на будущий учебный год.

В плане наставничества хочется больше уделить внимание тем возможностям, которые предоставляют Google-формы для организации педагогического общения:

— Создание опросов: Google-формы позволяют легко создавать опросы, чтобы узнать мнение участников по различным вопросникам. Например, какие сложности испытывают педагоги при планировании образовательных программ в своей группе, как протекает реализация программы на летний оздоровительный период и т. п. Google-форма позволяет создавать множество разных типов вопросов, таких как одиночный выбор, множественный выбор, раскрытие мыслей и т. д. Это помогает собрать информацию о мнениях и предпочтениях педагогов.

— Сбор данных: Google-формы могут быть использованы для сбора данных и информации от участников педагогического общения. Для педагогов-наставников открываются возможности создания собственных форм, для сбора информации о предыдущем опыте молодых педагогов, их интересах, образовании и других важных аспектах.

— Регистрация и участие: Google-формы позволяют организовать процесс регистрации и участия в педагогическом общении. В данных формах педагог наставник может опробовать метод общения с несколькими подопечными, где молодые специалисты будут заполнять свои данные для того, чтобы сформировать запрос на определенный формат общения, на участие в определенных мероприятиях или образовательных программах.

— Оценка и обратная связь: С помощью такой обратной связи можно собрать оценки уровня удовлетворенности участников, сбора предложений и комментариев, а также для сбора статистической информации о результатах программы наставничества для молодых педагогов.

— Автоматическая обработка данных: Это одна из прекрасных возможностей, облегчающих работу с качественным и количественным составом информации. Google-формы предоставляют возможность автоматической обработки собранных данных. Существует возможность настроить форму таким образом, чтобы ответы автоматически сохранялись в таблице Google. Это значительно упрощает процесс обработки и анализа данных.

— Предоставление результатов: После завершения сбора данных и оценки, Google-формы позволяют предоставить результаты участникам. Это и возможность создавать отчеты и графики, чтобы визуализировать данные и поделиться ими с участниками педагогического общения.

— Интеграция с другими инструментами: Google-формы могут быть интегрированы с другими инструментами системы, такими как Google Sheets, Google Drive и Google Calendar. Это позволяет упростить и автоматизировать процессы управления педагогическим общением.

В целом, Google-формы предоставляют многочисленные возможности для организации педагогического общения, для работы наставника и молодых педагогов. Они удобны в использовании, позволяют собирать информацию от участников и обрабатывать ее, а также улучшать коммуникацию между педагогами и организаторами мероприятий. Кроме того, предлагаемая система работы отвечает требованиям технологичности педагогического процесса, а именно содержит в себе следующие условия: «проектируемость, управляемость, корректируемость, результативность, диагностичное целеобразование, анализ действующих факторов, эффективность методов, системность и целостность» [2].

Таким образом современное наставничество и педагогическое общение во многом упрощается и технологизируется, что особенно заметно в области анализа информации, сбора данных и уменьшения временных затрат на получение обратной связи. Использование современных программ, технических возможностей интернет-среды, в том числе Google-форм, находит все большее распространение в педагогике и может быть рекомендовано к освоению на всех образовательных уровнях. Опыт работы МДОУ д/с № 62 позволяет говорить, что технологизация педагогического общения, наставничества неизбежный процесс, который все более широко проникает в систему деятельности образовательных организаций. Освоение новых технологий оптимизирует многие процессы общения и взаимодействия между участниками образовательных отношений, позволяет не только доносить определенную информацию до адресата, но и контролировать образовательные результаты, гибко реагировать на различные помехи и трудности, проводить опросы, создавать собственные образовательные инициативы.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401
  2. «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003
  3. Кубасов, О. П. Технологизация педагогического процесса (аналитический обзор) / О. П. Кубасов // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. № 63–4. — С. 128–131.
  4. Чиркова, Л. Н. Потенциал web-ресурсов как средства формирования информационной культуры студентов: монография / Л. Н. Чиркова, В. В. Чиркова // Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. — 140 с. — URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42330922_19751412.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагог, возможность, обратная связь, сбор данных, дистанционная форма работы, наставническая деятельность, образовательный процесс, педагогическая практика, педагогическая профессия.


Ключевые слова

наставничество, педагоги, Google-формы, год педагога и наставника, технологизация педагогической среды

Похожие статьи

Дистанционное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Однако для тех, кого интересуют знания, а не студенческий стиль и образ жизни, были созданы такие образовательные формы, как дистанционное обучение.

Роль личности педагога в образовательном процессе

Субъективная педагогическая реальность — это: 1. Идеальная форма существования в сознании педагога педагогических задач и средств их решения

Риски организации наставничества в школе | Статья в журнале...

Действенным способом уменьшения этого риска является организация работы наставнической группы из двух-трех опытных педагогов и молодого специалиста.

Особенности подготовки педагогических работников для...

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических...

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Особенностью учебно-педагогической деятельности преподавателя его активное участие в научно-исследовательской работе.

Дистанционное общение педагогов и родителей посредством...

Далее рабочей группой педагогов разрабатывается «Календарь педагогических мероприятий», где указаны темы мероприятий и сроки размещения на канале.

Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения... Сетевое педагогическое сообщество — это группа субъектов педагогического процесса.

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая...

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров.

Оценка целесообразности использования дистанционного...

Процесс дистанционного обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во...

Похожие статьи

Дистанционное обучение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Однако для тех, кого интересуют знания, а не студенческий стиль и образ жизни, были созданы такие образовательные формы, как дистанционное обучение.

Роль личности педагога в образовательном процессе

Субъективная педагогическая реальность — это: 1. Идеальная форма существования в сознании педагога педагогических задач и средств их решения

Риски организации наставничества в школе | Статья в журнале...

Действенным способом уменьшения этого риска является организация работы наставнической группы из двух-трех опытных педагогов и молодого специалиста.

Особенности подготовки педагогических работников для...

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических...

Педагогическое общение — важное условие эффективности...

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Особенностью учебно-педагогической деятельности преподавателя его активное участие в научно-исследовательской работе.

Дистанционное общение педагогов и родителей посредством...

Далее рабочей группой педагогов разрабатывается «Календарь педагогических мероприятий», где указаны темы мероприятий и сроки размещения на канале.

Роль сетевых профессиональных педагогических сообществ...

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения... Сетевое педагогическое сообщество — это группа субъектов педагогического процесса.

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая...

Дистанционное обучение как организационно-дидактическая форма повышения квалификации педагогических кадров.

Оценка целесообразности использования дистанционного...

Процесс дистанционного обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во...

Задать вопрос