Теоретические основы применения феликсологического подхода во вьетнамской школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 22.07.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Дао, Тхи Нгок Ань. Теоретические основы применения феликсологического подхода во вьетнамской школе / Тхи Нгок Ань Дао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104955/ (дата обращения: 15.04.2024).



Вступая в XXI век, под влиянием новых социальных условий с разными жизненными трудностями проблема счастья стала еще более актуальной. Многие философы, а затем и научные исследователи, как теоретики, так и практики, интересовались возможностями достижения счастья и полноценной человеческой жизни.

Во Вьетнаме в последнее время становятся более актуальными вопросы о том, как следовать феликсологическому подходу в образовании и измерить его воздействие на личность учащихся. Многие вьетнамские педагоги придерживающиеся феликсологического подхода в образовании считают, что счастье человека — это самая важная цель образования, которую нужно достичь. Проблема обучения состоит не только в том, чтобы следовать концепции образования XXI века, определенной ЮНЕСКО [14]. Обозначенные в концепции факторы «знать», «уметь делать», «уметь утверждать себя» ... сами по себе не создают счастья, а являются лишь условием достижения счастья. По словам Nel Noddings, «образование, которое не ведет к счастью, является уродливым и ложным образованием, а счастье без образования будет неустойчивым» [7]. Нередко на школьных воротах Вьетнама вы можете видеть такие высказывания, как: «Ходить в школу — настоящая радость». С точки зрения вьетнамских педагогов, «счастливое образование» — это тип образования, в котором обучение и воспитание должно быть ориентировано на радость и счастье учащихся и учителей, включая построение интегрированных учебных тем о счастье человека. При реализации феликсологического подхода в образовании в старших школах Вьетнама необходимо следовать определенным принципам [11].

Принцип педагогического оптимизма : основанный на радости, благодаря чему раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал ребенка. Педагогический оптимизм отражается также в гуманистическом взгляде педагогов на совершенствование личности учащихся в обучении и воспитании, где нет места для предрассудков.

Принцип компетентностного подхода к обучению и воспитанию: обучение и воспитание главном образом должно быть направлено на подготовку детей к будущей социальной жизни путём их вооружения адаптивными компетентностями с темпом в соответствии с возможностями каждого из них.

Принцип педагогической свободы : школьная дисциплина не для наказания, а для поощрения детей к учебно-воспитательной деятельности.

Принцип поддерживающей мотивации : заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся.

Принцип любви и счастья : Tемы о счастье интегрируются в содержание обучения и воспитания, счастье ученика становится наивысшей педагогической ценностью.

Следует признать, что хотя счастье каждого человека полностью зависит от самого человека, но роль просвещения и образования в достижении счастья нельзя переоценить Отсюда в педагогической литературе появилась форма «счастливого образования», суть которого, по словам R. Cigman, заключается в том, что «педагоги должны не только преследовать традиционные цели передачи знаний, понимания и навыков детям, но и подготовить почву для достижения таких целей, поставив детей в «соответствующие условия», из которых они могли бы учиться. Школы должны продвигать эти «условия для обучения» так же серьезно, как они всегда продвигали само обучение» [4].

Отметим, что среди современных исследователей значительную известность получили три подхода к изучению понятия «счастье»: гедонистический, эвдемонический и аутентичный подход. Согласно мнению гедонистов, высшее благо и смысл жизни, единственная терминальная ценность — это удовольствие, при этом все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия. E. Diener с коллегами предлагают «модель субъективного благополучия, ориентированную на индивидуальные оценки жизни». Согласно взглядам авторов, субъективное благополучие должно определяться как преобладание положительных эмоций, случайное переживание отрицательных эмоций и высокий уровень удовлетворенности жизнью [5]; [6].

Теория аутентичного (подлинного) счастья, разработанная M. E. Seligman, T. A. Steen, N. Park и C. Peterson, имеет свои «роутеры счастья», способствующие построению полноценной, наполненной жизни. Это: «удовольствие и позитивные эмоции (приятная жизнь); вовлеченность или поток (хорошая жизнь); смысл (осмысленная жизнь)» [1]. Совершенствуя подходы к развитию теории подлинного счастья, M. E. Seligman включил в нее дополнительные компоненты: достижения и социальное взаимодействие (связь с другими). Потратив много лет на разработку теории счастья, он создал пятистороннюю модель счастья под названием PERMA [3].

Модель счастья PERMA по М. Е. Селигману

Рис. 1. Модель счастья PERMA по М. Е. Селигману

Автор считает, что «пять основных элементов модели PERMA являются необходимыми аспектами, позволяющими достичь здорового чувства благополучия, исполнения и удовлетворения от жизни, что может привести к поиску истинного смысла жизни [8].

Известным среди современных ученых по счастливому образованию стал феликсологический подход. Феликсологический (от латинского «felikx» — «счастливый», «несущий, приносящий счастье») мотив присутствует в личностном совершенствовании. Акцент на счастье становится одним из самых востребованных, так как образование играет главную роль в социализации людей, а стремление к счастью — главная движущая сила деятельности человека в обществе. Феликсология — новое направление в образовательном процессе: определяет проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает технологическое решение вопроса формирования у детей способности быть счастливым, описывает методики по развитию данной способности, предъявляет иллюстративный материал практической реализации новой для школы проблемы [2].

Н. Е. Щуркова считает, что феликсологическое воспитание в учебных заведениях есть провозглашение необходимости содействовать счастью ребёнка в его реальной жизни и учить его быть счастливым [2]. Ş. Calp выявил представления учителей и учеников о счастливой школе на основе средового подхода к «счастливому» образованию. К представлениям учеников о счастливой школе относятся 12 её характеристик: веселая и тихая школа; школа, где учителя не грустят, все порядочные, нет драк, никто не боится учителя, разрешены игры, выполняются обязанности, уважают идеи и такие правила, как: не бегать по лестнице, не бегать по коридорам, уважать директора, не портить предметы в классе, не бросать мусор на пол, пользоваться школьной водой без потерь; школа похожа на дом и с такими ценностями, как честность, любовь, уважение, готовность помочь, сострадание, доброта [9, с. 312].

В то же время для учителей важны следующие особенности счастливой школы: 1) Это место, где каждый чувствует себя ценным; 2) Это место, где нет репрессий, насилия, давления на кого-либо; 3) Это место, где каждый находит что-то для себя; 4) Это место справедливости для всех; 5) Это место, где люди доверяют друг другу [9, с. 315]

В отличие от зарубежных исследований, исследования вьетнамских педагогов в большей мере посвящены проблеме переживаний у школьников счастья. Nguyen Thi Thuy Anh изучила взаимоотношения между чувством счастья у старшеклассников и вспомогающими факторами школы [10, с. 5]. Опирая на положение: «Переживание счастья у младших школьников — это их положительные эмоции, вызванные удовлетворенностью жизнью в целом, (удовлетворенностью отношениями с членами семьи, безопасностью в семье, участие и удовлетворенностью отношениями со сверстниками, учителями, содержанием образования, чувством безопасности в школе) [11, с. 91], исследование Nguyen Thi Thanh Ha направленно на изучение корреляции между переживаниями счастья у детей в рамках семьи, школы и общества [11, с. 5]. Hoang Thi Thanh Tam, Đinh Thi Hanh выявили влияния демографических факторов на счастье населения, из которых здоровья занимает первое место [12]. Nguyen Van Tuong, Nguyen Hoang Anh Thu были заинтересованы проблемой переживания счастья у студентов. В результате их исследования был измерен уровень счастья студентов в зависимости от пола, специальности, вузовских отношения и т. д. [13].

Таким образом, несмотря на вклад вьетнамских педагогов во всестороннее раскрытие феномена «счастья», намечается несколько недостатков. Во-первых, исследования вьетнамских ученых в основном являются описательными, а не экспериментальными. Во-вторых, отсутствуют научные исследования, специально посвященные проблеме реализации счастливого образования в школе. Наше исследование с креативным применением феликсологического подхода и разработкой новой модели счастливого урока попыталось решить данный научный пробел.

Литература:

  1. Булкина Н. А. О феномене счастья: обзор зарубежных и отечественных исследований // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN520.pdf
  2. Екимова Л. В. От счастливого учителя — к счастливому ученику: феликсологическое направление в образовании //Современная педагогика. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/04/1776
  3. Action Learning Associates. How can positive psychology help you be a better leader?. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://action-learning.com/can-positive-psychology-help-you-be-a-better-leader/
  4. Cigman R.Enhancing children// Journal of Philosophy of Education. 2008. Volume 42 (3–4). Pp. 539–557. URL: https://doi.org/10.1111/j.1467–9752.2008.00648.x
  5. Diener E. Subjective well-being is essential to well-being// Psychological Inquiry. 1998. Volume 9(1). — Pp. 33–37. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/s15327965pli09013
  6. Diener E. Subjective well-being: Three decades of progress//Psychological Bulletin. 1999. Volume 125(2). Pp. 276–302. URL: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0033–2909.125.2.276
  7. Nel Noddings. Happiness and Education.. New York: Cambridge University Press., 2003. 320 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://epdf.pub/happiness-and-education.html
  8. Seligman M. E., Steen T.A, Park, N. Peterson C. Positive psychology progress: Empirical validation of interventions. American Psychologist . 2005; 60 (5): 410–421. Available from: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0003–066X.60.5.410
  9. Şükran Cal. Peaceful and Happy Schools: How to Build Positive Learning Environments// International Electronic Journal of Elementary Education. 2020. Volume 12, Issue 4. Pp. 311–320. DOI: 10.26822/iejee.2020459460. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1250424.pdf.
  10. Nguyen Thi Thuy Anh. Feeling happy at school of students of Vinh Bao High School — Hai Phong. Hanoi: 2017. 100p. Available from: https://repository.vnu.edu.vn/flowpaper/simple_document.php?subfolder=69/07/28/&doc=69072839530838960275090515260023167341&bitsid=f3d637e7–5fe0–4b34–8cec-a10ca4db0338&uid
  11. Nguyễn Thị Thanh Hà. Cảm nhận hạnh phúc của trẻ em lứa tuổi tiểu học. Hà Nội: 2019. 97 tr. URL: https://m.elib.vn/doc/2020/20200911/cam-nhan-hanh-phuc-cua-tre-em-lua-tuoi-tieu-hoc229.pdf (на Вьетнамском).
  12. Hoàng Thị Thanh Tâm, Đinh Thị Hạnh. Phân tích tác động của các nhân tố ảnh hưởng đến mức độ hạnh phúc của người dân Việt Nam// Tạp chí Công Thương. 2020. № 16.. (на Вьетнамском).URL: http://tapchicongthuong.vn/bai-viet/phan-tich-tac-dong-cua-cac-nhan-to-anh-huong-den-muc-do-hanh-phuc-cua-nguoi-dan-viet-nam-76068.htm\
  13. Nguyễn Văn Tường, Nguyễn Hoàng Anh Thư. Cảm nhận hạnh phúc của sinh viên khoa giáo dục, trường đại học khoa học xã hội và nhân văn, đại học quốc gia thành phố Hồ Chí Minh// Journal of Education and Society. Số đặc biệt tháng 05/2020. — Tr. 149- 155. URL: https://www.researchgate.net/publication/343178692_CAM_NHAN_HANH_PHUC_CUA_SINH_VIEN_KHOA_GIAO_DUC_TRUONG_DAI_HOC_KHOA_HOC_XA_HOI_VA_NHAN_VAN_DAI_HOC_QUOC_GIA_THANH_PHO_HO_CHI_MINH
  14. Delors Jacques. Learning: the treasure within; report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century (highlights)// Delors Jacques. - 1996 //Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty-first Century. - UNESCO PUBLISHING. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000109590
Основные термины (генерируются автоматически): PERMA, образование, подход, счастье, педагогический оптимизм, переживание счастья, проблема счастья, субъективное благополучие, счастливая школа, счастливое образование.


Похожие статьи

Взаимосвязь осмысленности жизни и субъективного...

Шкала субъективного счастья Любомирски. Субъективное счастье, в данной методике, означает внутреннее переживание человеком самого себя, как счастливого, ощущение удовлетворенности собственной жизнью, а также, чувство душевной гармонии.

Субъективное благополучие как условие формирования...

Опираясь на известные исследования в области субъективного благополучия и счастья [3,5,11], Пучкова Г.Л. выделила следующие психологические признаки субъективного благополучия [7]: 1. Субъективность.

Управление благополучием сотрудников как один из...

В данной статье под «счастьем» подразумевается не то счастье, которое является сиюминутной эмоцией, так называемой «аффективное счастье», «счастье момента», а внутреннее ощущение устойчивого жизненного благополучия.

Психологическое благополучие: проблемы и подходы...

Сам феномен психологического благополучия был определен в исследованиях Н. Брэдбурна. Он представляет термин «психологическое благополучие» и отождествляет его с субъективным чувством счастья и общего удовлетворения в жизни.

Педагогика — наука о том, как воспитать счастливого человека

Дети могут быть добрыми и злыми, ленивыми и трудолюбивыми, заинтересованными и безразличными, веселыми, грустными — разными. И задача педагога состоит в том, чтобы к каждому воспитаннику найти подход и помочь ему раскрыть себя.

Воспитание оптимистического отношения к жизни...

Все зависит от успеха первой попытки и постепенности следующих, от оптимистической настроенности. Большая заслуга в понимании путей образования в учеников оптимистического отношения к жизни в педагогической мысли принадлежит ученым-педагогам.

Новая позитивная психология: пути и методы достижения счастья...

В статье дается определение счастья в рамках новой позитивной психологии, описываются возможные типы счастья и условия достижения длительного состояния счастья с учетом российского менталитета.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Проблема субъективного благополучия является актуальной на современном этапе развития общества, так как переживание личностью состояния собственного благополучия является основой ее успешного функционирования в социуме.

Теоретический анализ проблемы психологического...

В рамках многообразия подходов к изучению феномена «психологическое благополучие» были выявлены две основные тенденции, доминирующие при определении теории психологического благополучия, определяющие основные направления его исследования.

Похожие статьи

Взаимосвязь осмысленности жизни и субъективного...

Шкала субъективного счастья Любомирски. Субъективное счастье, в данной методике, означает внутреннее переживание человеком самого себя, как счастливого, ощущение удовлетворенности собственной жизнью, а также, чувство душевной гармонии.

Субъективное благополучие как условие формирования...

Опираясь на известные исследования в области субъективного благополучия и счастья [3,5,11], Пучкова Г.Л. выделила следующие психологические признаки субъективного благополучия [7]: 1. Субъективность.

Управление благополучием сотрудников как один из...

В данной статье под «счастьем» подразумевается не то счастье, которое является сиюминутной эмоцией, так называемой «аффективное счастье», «счастье момента», а внутреннее ощущение устойчивого жизненного благополучия.

Психологическое благополучие: проблемы и подходы...

Сам феномен психологического благополучия был определен в исследованиях Н. Брэдбурна. Он представляет термин «психологическое благополучие» и отождествляет его с субъективным чувством счастья и общего удовлетворения в жизни.

Педагогика — наука о том, как воспитать счастливого человека

Дети могут быть добрыми и злыми, ленивыми и трудолюбивыми, заинтересованными и безразличными, веселыми, грустными — разными. И задача педагога состоит в том, чтобы к каждому воспитаннику найти подход и помочь ему раскрыть себя.

Воспитание оптимистического отношения к жизни...

Все зависит от успеха первой попытки и постепенности следующих, от оптимистической настроенности. Большая заслуга в понимании путей образования в учеников оптимистического отношения к жизни в педагогической мысли принадлежит ученым-педагогам.

Новая позитивная психология: пути и методы достижения счастья...

В статье дается определение счастья в рамках новой позитивной психологии, описываются возможные типы счастья и условия достижения длительного состояния счастья с учетом российского менталитета.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Проблема субъективного благополучия является актуальной на современном этапе развития общества, так как переживание личностью состояния собственного благополучия является основой ее успешного функционирования в социуме.

Теоретический анализ проблемы психологического...

В рамках многообразия подходов к изучению феномена «психологическое благополучие» были выявлены две основные тенденции, доминирующие при определении теории психологического благополучия, определяющие основные направления его исследования.

Задать вопрос