Особенности рассмотрения дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с юридических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 18.07.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Смирнов, Е. Н. Особенности рассмотрения дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с юридических лиц / Е. Н. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104937/ (дата обращения: 15.04.2024).



В статье рассмотрена внесудебная процедура взыскания обязательных платежей и санкций в рамках взыскания налогов и разрешения налоговых споров. Изучен бесспорный порядок взыскания задолженности на основании решения (акта) контролирующего органа, принятого в соответствии с единым упрощенным регламентом, а также возможность апелляционного обжалования данного решения (акта) в вышестоящий орган исполнительной власти, а затем, при несогласии с решением вышестоящего органа, — в суд. Также дана характеристика судебного порядка рассмотрения дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с юридических лиц, в том числе приказный порядок судопроизводства.

Ключевые слова : обязательные налоговые платежи, санкции налоговых органов, контрольные органы, приказное производство, бесспорный порядок взыскания.

В современных условиях нарастающей роли налогообложения в экономических и финансовых системах каждого государства процедура взыскания налогов становится одним из ключевых моментов обеспечения бюджетной стабильности и экономической безопасности. Правильное понимание процесса взыскания и особенностей рассмотрения дел о взыскании налогов, обязательных платежей и санкций с юридических лиц помогает юристам и налоговым консультантам более эффективно обслуживать юридические лица, сопровождая их в диалоге с налоговыми органами и предотвращая возникновение столкновений с ними. Кроме того, отдельное внимание привлекает вопрос эффективности и юридической правильности применяемых налоговыми органами мер взыскания. Практика показывает, что не всегда процесс экономического принуждения соответствует принципам справедливости и законности. Учитывая вышесказанное, актуальность тематики вытекает из необходимости разработки и обоснования конструктивных предложений по усовершенствованию процедур взыскания обязательных платежей и санкций, направленных на стремление к наибольшей юридической корректности и охране прав и законных интересов юридических лиц.

Правовой основой рассмотрения дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с юридических лиц является Налоговый кодекс Российской Федерации. Именно этот документ определяет правильность учёта налогов и иных обязательных платежей, порядок их уплаты и отражения в бухгалтерском учёте, порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства.

Согласно Налоговому кодексу, налоговые органы вправе проверить правильность расчета и уплаты налогов, а также использования льгот. В случае обнаружения нарушений, налоговые органы могут выписать требование о доплате недостающих сумм и применить штрафные санкции [2].

В соответствии со статьями 45–47 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), недоимки по налогам и пеням обычно взыскиваются по бесспорному порядку, основанным не на судебном, а на административном акте. Иными словами, решение о взыскании принимается налоговыми органами на основании имеющихся у них данных, и ошибка в нем может быть опротестована в суде уже после его принятия. Однако есть некоторое число исключений (предусмотренных в части 2 статьи 45 НК РФ), при которых решение о взыскании долгов происходит в судебном порядке. Например, это может быть связано с определенными видами налоговых нарушений или субъектами, которые злоупотребляют своими налоговыми обязательствами. Сборы, страховые взносы и штрафы также взыскиваются на основании решения налогового органа, как указано в части 10 статьи 46 НК РФ [2].

Если юридическое лицо не согласно с решением налогового органа, оно может обжаловать его в вышестоящем налоговом органе или судебном порядке. Обжалование решения налогового органа не освобождает юридическое лицо от обязанности уплатить налоги и сборы в установленные сроки, если иное не предусмотрено решением налогового органа или суда.

Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган (может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, которая действительно подлежит уплате, но которая была упущена налоговым органом за определенный срок. Судебный порядок такого взыскания детально регулируется ст. 212 и ст. 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [2].

Статья 212 АПК РФ регулирует исковое производство, которое представляет собой типичный сценарий решения судебных дел в России. В его рамках, суд рассматривает споры по существу, учитывая доказательства, представленные обеими сторонами [1].

Согласно ст. 212 АПК РФ, «дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства», либо «в порядке приказного производства». «Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций» [1].

Статья 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет права и обязанности контрольных органов, которые могут быть государственными органами, органами местного самоуправления, или другими органами, выполняющими контрольные функции на основании федерального закона. Контрольные органы имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и другие виды экономической деятельности. Это право появляется в случае, если федеральным законом не предусмотрен другой порядок взыскания этих платежей и санкций. Таким образом, если юридическое лицо, осуществляющее экономическую деятельность, не выполняет свои законные обязательства по уплате определенных платежей, контрольные органы могут обратиться в суд для их взыскания [1].

Статья 229.2 АПК РФ говорит о приказном производстве. Это специфический процедурный механизм, при котором, в определенных условиях, суд может выносить решение в пользу заявителя без проведения полноценного судебного разбирательства и без участия ответчика. Этот механизм часто применяется при взыскании небольших сумм [1].

Приказное производство — это специализированная процедура, применяемая налоговыми органами при взыскании обязательных платежей и санкций с юридических лиц. Особенности рассмотрения дел о взыскании налоговыми органами обязательных платежей и санкций с юридических лиц в порядке приказного производства включают такие как [4]:

  1. Быстрая процедура. Приказное производство позволяет налоговым органам быстро и эффективно венчать налоговые обязательства на основании установленной законом процедуры.
  2. Упрощенные правила. В рамках приказного производства налоговые органы разрешены к применению упрощенные правила, что ускоряет процесс взыскания налогов.

Лишь в некоторых случаях юридические лица могут оспорить требования налоговых органов в суде. Для этого требуется обоснование, доказательства и соответствующие документы, подтверждающие недействительность приказа налогового органа о взыскании налогов.

Статья 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возможность разрешения требований о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, когда общая сумма требований не превышает 500 тысяч рублей. Однако с учетом постоянного роста экономической активности и соответствующего увеличения количества споров, подлежащих рассмотрению в арбитражных судах, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможности увеличения максимального порога суммы требований, которые могут быть рассмотрены в порядке приказного производства [1].

В рамках этой инициативы предлагается увеличить упомянутую сумму до 1 миллиона рублей. Это позволит снизить нагрузку на арбитражные суды и ускорить процесс разрешения некоторых категорий споров.

Подобные изменения могут требовать корректировки в существующих нормативных актах и могут потребовать проведения дополнительного анализа последствий и расчетов затрат [3].

Таким образом, российское законодательство предусматривает возможность внесудебного взыскания обязательных платежей, включая санкции за нарушение всех видов платежей и штрафов. Эта процедура также предусмотрена в случаях, связанных с взысканием налогов и разрешением налоговых споров. Процесс начинается с выпуска решения или акта контролирующим органом. Этот акт выдается в соответствии с упрощенной процедурой, которая упрощает и ускоряет процесс взыскания. Это решение является основанием для начала бесспорного взыскания задолженности. Однако, если виновный не согласен с данным решением, у него есть право на апелляционное обжалование. Первым шагом является обращение в вышестоящий орган исполнительной власти, который проводит повторное рассмотрение дела и может изменить или подтвердить решение.

При сохранении несогласия с решением вышестоящего органа после апелляционного обжалования сторона может обратиться в суд. Здесь дело рассматривается повторно, и суд может принять окончательное решение относительно действительности решения контролирующего органа и соответствующего взыскания.

Указанная процедура может изменяться в зависимости от конкретной ситуации или видов платежей и санкций, которые подлежат взысканию.

Литература:

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023, с изм. от 22.06.2023) // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Додарова З. Р. Приказное производство в арбитражном судопроизводстве: современное состояние и пути реализации // Эпомен. — 2020. — № 48. — С. 107–112.
  4. Усольцева З. А. Внесудебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций // Российское правосудие. — 2019. — № 6. — С. 25–31.
Основные термины (генерируются автоматически): приказное производство, налоговый орган, орган, платеж, Российская Федерация, санкция, взыскание, вышестоящий орган, лицо, Налоговый кодекс.


Ключевые слова

приказное производство, контрольные органы, обязательные налоговые платежи, санкции налоговых органов, бесспорный порядок взыскания

Похожие статьи

Особенности приказного производства по делам о взыскании...

Статьей 48 НК РФ определена процедура взыскания обязательных платежей и санкций при которой налоговый орган вправе обратится с заявлением о взыскании задолженности

Административный порядок взыскания обязательных платежей...

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Порядок взыскания обязательных платежей и санкций...

кодекса РФ (НК РФ) [3]. В рамках данной статьи будет рассмотрен порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не имеющих статуса ИП и не осуществляющих предпринимательской деятельности регламентированным КАС РФ.

Теория и практика взыскания обязательных платежей и санкций

В данном случае в силу положений пунктов 1, 2 ст. 286 КАС РФ, пп. 1, 2 ст. 213 АПК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям в порядке искового производства.

Правовое регулирование, проблемы и перспективы развития...

В российской правовой системе приказное производство регулируется главой 11 Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), главой 11.1 Кодекса административного производства РФ (КАС РФ) и главой 29.1 Арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ).

К вопросу о проблеме соотношения некоторых норм Кодекса...

течения срока подачи административного искового заявления в судебный орган, необходимо учитывать, как в положениях Налогового кодекса РФ определяется момент истечения срока исполнения требования налоговых органов об уплате обязательных платежей и санкций».

Арбитражная практика по спорам о взыскании обязательных...

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций может возбуждаться как в арбитражном суде, так и в судах общей юрисдикции. Рассмотрим исполнение решений арбитражных судов по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК РФ).

Исполнение решений по делам о взыскании обязательных...

В ч. 1 ст. 290 КАС РФ имеется подобная отсылка, как и в АПК РФ, на то, что принятие решения суда по административным делам относительно взысканий обязательных платежей и санкций, осуществляется в соответствии с нормами, определенные гл. 15 КАС РФ.

Особенности применения финансовой ответственности за...

В таком случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу только в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Похожие статьи

Особенности приказного производства по делам о взыскании...

Статьей 48 НК РФ определена процедура взыскания обязательных платежей и санкций при которой налоговый орган вправе обратится с заявлением о взыскании задолженности

Административный порядок взыскания обязательных платежей...

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Порядок взыскания обязательных платежей и санкций...

кодекса РФ (НК РФ) [3]. В рамках данной статьи будет рассмотрен порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не имеющих статуса ИП и не осуществляющих предпринимательской деятельности регламентированным КАС РФ.

Теория и практика взыскания обязательных платежей и санкций

В данном случае в силу положений пунктов 1, 2 ст. 286 КАС РФ, пп. 1, 2 ст. 213 АПК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям в порядке искового производства.

Правовое регулирование, проблемы и перспективы развития...

В российской правовой системе приказное производство регулируется главой 11 Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), главой 11.1 Кодекса административного производства РФ (КАС РФ) и главой 29.1 Арбитражного процессуального кодекса (АПК РФ).

К вопросу о проблеме соотношения некоторых норм Кодекса...

течения срока подачи административного искового заявления в судебный орган, необходимо учитывать, как в положениях Налогового кодекса РФ определяется момент истечения срока исполнения требования налоговых органов об уплате обязательных платежей и санкций».

Арбитражная практика по спорам о взыскании обязательных...

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций может возбуждаться как в арбитражном суде, так и в судах общей юрисдикции. Рассмотрим исполнение решений арбитражных судов по делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК РФ).

Исполнение решений по делам о взыскании обязательных...

В ч. 1 ст. 290 КАС РФ имеется подобная отсылка, как и в АПК РФ, на то, что принятие решения суда по административным делам относительно взысканий обязательных платежей и санкций, осуществляется в соответствии с нормами, определенные гл. 15 КАС РФ.

Особенности применения финансовой ответственности за...

В таком случае налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу только в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Задать вопрос