Приемы решения комбинаторных задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (475) июль 2023 г.

Дата публикации: 14.07.2023

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Петрушенко, С. Ю. Приемы решения комбинаторных задач / С. Ю. Петрушенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 28 (475). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/475/104891/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассмотрены основные приемы решения элементарных и комбинированных комбинаторных задач.

Ключевые слова: комбинаторика, приемы решения.

Каждая комбинаторная задача индивидуальна, и не существует единого метода, пригодного для любой из них. Всегда приходится думать, искать пути решения. Вместе с тем многие задачи, хотя и отличаются по содержанию, сходны по подходу к их решению, позволяют использовать аналогичные приемы рассуждений. Это дает возможность обратить внимание на ряд типичных ситуаций, дать некий набор «ключей», которые можно попробовать, чтобы «открыть» задачу. Хотя, конечно, без гарантии успеха: к иной нешаблонной задаче может не подойти ни один ключ из имеющего набора, и придется «изготовлять» новый.

Задачи можно разделить на элементарные и комбинированные. Элементарные — это те, которые решаются в одно действие; для их решения достаточно подобрать соответствующую формулу и провести вычисления. В этих задачах самое главное — проанализировать условие и правильно определить тип комбинаций [2].

В комбинированных задачах размещения, перестановки, сочетания оказываются компонентами более сложных комбинаций. Обычный подход в комбинированных задачах — расчленить их на элементарные, найти ответ в каждой такой части, а затем искать способ подсчета тех более сложных комбинаций, которые отвечают условию задачи.

Принцип суммы и произведения

На заключительном этапе решения комбинаторных задач часто возникают следующие ситуации:

— для осуществления сложной комбинации нужно, чтобы имела место каждая из образующих ее элементарных ситуаций;

— для осуществления сложной комбинации достаточно, чтобы имела место хотя бы одна из образующих ее элементарных комбинаций.

Рассмотрим пример, который вместе с тем позволит обнаружить закономерности, возникающие в каждой из отмеченных ситуаций.

Имеются три яблока и две груши, причем каждый плод имеет свои отличия. Первый вопрос: сколькими способами можно выбрать яблоко и грушу? Второй вопрос: сколькими способами можно выбрать яблоко или грушу?

В первом случае рассуждаем так: поскольку очередность выбора значения не имеет, то предположим, что сначала выбираем яблоко. Это можно сделать тремя способами. К каждому из выбранных яблок можно присоединить любую из двух груш. Каждый выбор яблока приводит к образованию 2 пар «яблоко-груша», а таких выборов 3, значит, всех способов выбрать яблоко и грушу будет . Если бы начали с выбора груши, то получилось способов выбора груши и яблока, т. е. тот же результат. Ответ на вопрос «Сколькими способами можно выбрать яблоко и грушу?» мы получили так: нашли отдельно число выборов яблока и число выборов груши, и так как в вопросе требовалось выбирать яблоко и грушу, то найденные числа перемножили.

Во втором случае начинаем с того, что яблоко можно выбрать тремя способами, а грушу двумя. Но теперь нам нужно выбрать яблоко или грушу, т. е. один плод. Ясно, что способов это сделать будет . Таким образом, чтобы определить число выборов яблока или груши, следует число выборов яблока и число выборов груши сложить. Нужно обратить внимание: при заключительном подсчете числа комбинаций, соответствующих условию задачи, логическая связка «и» привела к нахождению ответа путем умножения, а логическая связка «или» — путем сложения.

Аналогичные соображения позволяют в общем случае сформулировать правила, которые обычно называют принцип произведения и принцип суммы.

Принцип произведения: если комбинацию А можно осуществить способами, а комбинацию В (независимо от А) способами, то обе комбинации вместе, можно осуществить способами.

Действительно, в каждом из способов осуществления комбинации А образуется пар, состоящих из комбинаций А и В. Значит, всего таких пар «А и В» будет .

Полезны и другие формулировки принципа произведения:

— если выбор объекта А можно сделать способами, а выбор объекта В (независимо от А) способами, то выбор обоих объектов, т. е. пары «А и В» можно сделать способами;

— если какой-либо объект А может находиться в состояниях, а объект В (независимо от А) в

состояниях, то вся система, состоящая из А и В, может находиться в состояниях.

Ради простоты принцип произведения сформулирован для двух комбинаций (объектов), но ясно, что он справедлив и для любого их числа.

Принцип суммы: если комбинацию А можно осуществить способами, а комбинацию В (независимо от А) способами, то одну из комбинаций А или В можно осуществить способами. Справедливость принципа суммы очевидна. Его также можно распространить на любое число комбинаций (объектов).

Важным частным случаем использования принципа суммы является применение его к так называемой «полной системе событий».

Если условию задачи удовлетворяет одно и только одно из событий , то говорят, что эти события образуют полную систему. Таким образом, условие задачи будет выполнено в том и только в том случае, если произойдет одно из событий полной системы. Из принципа суммы следует: если событие может произойти

раз, событие может произойти раз и так далее до события , которое может произойти раз, то одно из событий полной системы может осуществиться раз. Это и есть число решений данной задачи.

На рисунке 1 представлен учебный алгоритм для решения комбинаторных задач (рисунок 1) [1].

Учебный алгоритм для решения комбинаторных задач

Рис. 1. Учебный алгоритм для решения комбинаторных задач

На рисунках 2 и 3 представлены алгоритмы решения элементарных и комбинированных задач.

Алгоритм решения элементарных задач

Рис. 2. Алгоритм решения элементарных задач

Алгоритм решения комбинированных задач

Рис. 3. Алгоритм решения комбинированных задач

Типичный ход мысли в задачах по комбинаторике представлен в виде учебного алгоритма. Заметим при этом, что нашему мышлению свойственно как бы «проскакивать» отдельные этапы, получать выводы, не фиксируя каждый шаг поиска. Разумеется, это хорошо, но чтобы процесс мышления был осознанным и не свелся к действиям наугад, полезно, особенно, на первых порах, отдавать себе время от времени отчет, почему и как мы пришли к тому или иному заключению. Учебный алгоритм помогает организовать мышление, направить его в нужное русло, в случае необходимости внести коррективы. Таким путем учитель получает возможность в известной мере управлять процессом мышления учащегося в ходе его поисковой деятельности при решении комбинаторных задач.

Литература:

  1. Василенко Ю. К. Начала комбинаторики. Как преподавать их учащимся. — Белгород.: БелГУ, 1993.
  2. Виленкин Н. В. Индукция. Комбинаторика. — М.: Просвещение, 1976.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, комбинация А, принцип суммы, условие задачи, учебный алгоритм, яблоко, алгоритм решения, груша, полная система, принцип произведения, событие, число выборов яблока.


Ключевые слова

комбинаторика, приемы решения

Похожие статьи

Комбинаторика. Ее изучение в школе | Статья в журнале...

Такие задачи называют комбинаторными. С ними люди столкнулись в глубокой древности.

Например, при бросании двух костей сумма 6 получается из сочетаний (1, 5), (2, 4), (3, 3), а сумма 7 — из

С ее помощью можно подсчитать число решений различных комбинаторных задач.

По условию задачи грушу можно выбрать пятью способами, персик — четырьмя.

Теоретический подход к решению комбинаторных задач

Этой же цели служит учебный алгоритм.

С ее помощью можно подсчитать число решений различных комбинаторных задач.

Раздел «Комбинаторика» включает 16 задач на правило произведения, 13 задач на перестановку

Задача 1. На листе бумаги написано число 11. За один ход разрешается прибавить к двум соседним числам одно и то же целое число.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Содержание проблемного обучения представлено системой проблемных задач различного уровня сложности.

Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.

Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи

Задачи с излишними данными. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг.

Задачи на переливание: от головоломки к алгоритму

...отлить какую-либо ее часть при помощи других сосудов за наименьшее число переливаний.

Поэтому мы решили найти рациональный алгоритм решения задач на переливание.

– «Открытая система» — задачи, в которых необходимо получить некоторое количество

Рассмотрим эти методы на примере решения задачи Винни-Пуха, которая относится к типу...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий...

Мы с вами познакомимся с двумя видами плана: план как алгоритм (решение учебных задач) и как инструкция.

План решения учебной задачи предлагается учителем в устной форме: «Сегодня мы с

новой учебной задачи, а именно, выполнение действий с числами второго десятка.

проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок, ситуация...

Изучение опыта применения проблемного подхода в обучении...

Данная цель реализовалась через следующие задачи: описание условий, в которых

Здесь ученики решают примеры и дают полное объяснение выполнения задания.

Технология проблемного подхода в обучении решает эту задачу, через систему методов и приемов обучения.

Формулировка выводов по учебному занятию, оценка степени решения проблемы.

Приемы составления открытых задач по математике в системе...

Основным ее инструментом является «открытая задача». В отличие от «закрытых» задач, в которых есть четкое условие, известный алгоритм решения и единственный ответ, «открытые» задачи имеют «размытое» условие, различные пути решения и неоднозначные ответы.

Особенности методической деятельности учителя при...

(Число событий, удовлетворяющих условиям, при которых выигрывает купец и Соловей-Разбойник.)

— Каким будет событие - сумма выпавших очков равна 1 - достоверным или невозможным ?

— Подсчитаем число событий, при которых выиграет Соловей Разбойник.

— Итак, существует 18 выигрышных комбинаций для Соловья-Разбойника.

Применение метода математической индукции к решению задач...

Многие задачи на доказательство в теории делимости натуральных чисел удобно решать с применением метода математической индукции, можно даже сказать, что решение задач данным методом вполне алгоритмизировано, достаточно выполнить 4 основных действия.

Похожие статьи

Комбинаторика. Ее изучение в школе | Статья в журнале...

Такие задачи называют комбинаторными. С ними люди столкнулись в глубокой древности.

Например, при бросании двух костей сумма 6 получается из сочетаний (1, 5), (2, 4), (3, 3), а сумма 7 — из

С ее помощью можно подсчитать число решений различных комбинаторных задач.

По условию задачи грушу можно выбрать пятью способами, персик — четырьмя.

Теоретический подход к решению комбинаторных задач

Этой же цели служит учебный алгоритм.

С ее помощью можно подсчитать число решений различных комбинаторных задач.

Раздел «Комбинаторика» включает 16 задач на правило произведения, 13 задач на перестановку

Задача 1. На листе бумаги написано число 11. За один ход разрешается прибавить к двум соседним числам одно и то же целое число.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Содержание проблемного обучения представлено системой проблемных задач различного уровня сложности.

Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.

Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи

Задачи с излишними данными. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг.

Задачи на переливание: от головоломки к алгоритму

...отлить какую-либо ее часть при помощи других сосудов за наименьшее число переливаний.

Поэтому мы решили найти рациональный алгоритм решения задач на переливание.

– «Открытая система» — задачи, в которых необходимо получить некоторое количество

Рассмотрим эти методы на примере решения задачи Винни-Пуха, которая относится к типу...

Формирование регулятивных универсальных учебных действий...

Мы с вами познакомимся с двумя видами плана: план как алгоритм (решение учебных задач) и как инструкция.

План решения учебной задачи предлагается учителем в устной форме: «Сегодня мы с

новой учебной задачи, а именно, выполнение действий с числами второго десятка.

проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок, ситуация...

Изучение опыта применения проблемного подхода в обучении...

Данная цель реализовалась через следующие задачи: описание условий, в которых

Здесь ученики решают примеры и дают полное объяснение выполнения задания.

Технология проблемного подхода в обучении решает эту задачу, через систему методов и приемов обучения.

Формулировка выводов по учебному занятию, оценка степени решения проблемы.

Приемы составления открытых задач по математике в системе...

Основным ее инструментом является «открытая задача». В отличие от «закрытых» задач, в которых есть четкое условие, известный алгоритм решения и единственный ответ, «открытые» задачи имеют «размытое» условие, различные пути решения и неоднозначные ответы.

Особенности методической деятельности учителя при...

(Число событий, удовлетворяющих условиям, при которых выигрывает купец и Соловей-Разбойник.)

— Каким будет событие - сумма выпавших очков равна 1 - достоверным или невозможным ?

— Подсчитаем число событий, при которых выиграет Соловей Разбойник.

— Итак, существует 18 выигрышных комбинаций для Соловья-Разбойника.

Применение метода математической индукции к решению задач...

Многие задачи на доказательство в теории делимости натуральных чисел удобно решать с применением метода математической индукции, можно даже сказать, что решение задач данным методом вполне алгоритмизировано, достаточно выполнить 4 основных действия.

Задать вопрос