Виды недобросовестной конкуренции, определенные законодательством Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (474) июль 2023 г.

Дата публикации: 06.07.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Фидченко, С. В. Виды недобросовестной конкуренции, определенные законодательством Российской Федерации / С. В. Фидченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104718/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье автор рассматривает виды недобросовестной конкуренции, которые регламентированы законодательством РФ.Автор анализирует понятие недобросовестной конкуренции и ее последствия в экономике. В статье подробно описываются законодательные нормы, регулирующие недобросовестную конкуренцию, и процедуры защиты прав потребителей и участников рынка от недобросовестных действий. Результаты исследования могут быть полезны для предпринимателей, правоохранительных органов и экспертов в области конкурентного права.

Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, малое и среднее предпринимательство, конкурентное права, злоупотребление гражданским правом, конкурентный рынок.

В современном мире конкуренция является ключевым элементом экономики и способствует развитию новых технологий и улучшению качества товаров и услуг. Однако, некоторые участники рынка могут заниматься недобросовестной конкуренцией, что может привести к нарушению прав и нанести вред другим участникам рынка. В России, нарушение правил конкуренции запрещено законодательством, и нарушители подвергаются наказанию.

В целях обеспечения и формирования здоровой конкурентной среды Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О защите конкуренции» (далее ФЗ-135) предусматриваются основные положения, регулирующие институт конкуренции. В частности, Гл. 2.1 ФЗ-135 определяет основные формы и виды недобросовестной конкуренции и ответственность за их использование.

В отечественной правовой системе, в отличие от иностранного законодательства, есть легальное определение терминов «конкуренция» и «недобросовестная конкуренция». Согласно положениям Ст. 4 Гл. 1 ФЗ-135, конкуренция — это «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке», в то время как недобросовестная конкуренция это «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» [1].

Несмотря на то, что действующее законодательство определяет основные формы недобросовестных конкурентных действий и меры их пресечения, на практике существует большое количество недоработок в области применения и толкования существующих законодательных норм.

Можно выделить следующие методы конкурентной борьбы при добросовестной конкуренции:

Качество товаров и услуг. Если ваша компания предлагает товары или услуги высокого качества, то потребители будут предпочитать вашу компанию конкурентам. Качество может быть измерено многими показателями, такими как надежность, эффективность, работоспособность и удобство использования. Компании, которые особое внимание уделяют качеству своей продукции, могут успешно конкурировать на рынке.

Цена. Ценовая стратегия является одним из важнейших методов конкурентной борьбы. Снижение цен может помочь привлечь новых клиентов и удержать существующих. Однако, рассмотрение только цены может привести к неприятностям для самой компании, поэтому ценообразование должно быть проанализировано и взвешено с другими критериями.

Реклама. Эффективная реклама может привлечь новых клиентов и удержать существующих. Важными элементами рекламы могут быть информация о новых продуктах или услугах, дополнительные скидки, акции и т. п.

Расширение ассортимента. Расширение ассортимента товаров и услуг может привлечь новых клиентов, удержать существующих и увеличить доходы от продаж.

Инновации. Разработка новых технологий, методов производства и продажи может увеличить эффективность компании и привлечь новых клиентов.

Улучшение обслуживания. Компании, которые заботятся о своих клиентах и предоставляют высококачественное обслуживание, могут увеличить лояльность потребителей и удержать их на рынке. Причины для улучшения обслуживания могут варьироваться от быстрого решения проблем и высокого уровня удобства до сохранения клиентских данных.

Следует отметить, что в конкурентной борьбе каждый метод представляет собой комплексное решение проблем, наличие которых зависит от многих факторов.

По мнению А. Маловой, добросовестная конкуренция позволяет создать и поддерживать на рынке здоровую конкурентную среду, которая побуждает компании к постоянному улучшению своих продуктов и услуг в интересах потребителей [2, с. 35].

Действующее законодательство РФ определяет следующие формы недобросовестной конкуренции (в виде положений запретов на использование недобросовестной конкуренции этим путем):

Ложная реклама. Реклама часто содержит ложную информацию, которая может привести потребителей в заблуждение. Такие действия могут значительно повлиять на решение потребителей, купить товар или услугу, которая в конечном итоге может оказаться не такой, как обещано. В России, ложная реклама и ложная информация в рекламе являются недобросовестной конкуренцией, и нарушители должны нести ответственность за свои действия.

Искажение информации о товарах или услугах на рынке. Это означает предоставление недостоверной информации о характеристиках товаров или услуг, например, о качестве, количестве или стоимости. Отличительная черта этого вида недобросовестной конкуренции заключается в том, что информация о товарах или услугах привлекает внимание потребителей, которые покупают товары и услуги, полагаясь на эту информацию.

Завышение качества товаров или услуг. Этот вид недобросовестной конкуренции означает представление типа товаров или услуг на рынке с заявлениями о несуществующем или завышенном качестве. Обычно фирмы используют такие методы для увеличения продаж, но это может нанести вред потребителям, так как они получают не то, что они ожидали.

Нарушение авторских прав. Он связан с использованием творческих работ других лиц без их согласия. Это может произойти, когда фирма использует чужие работы или проекты, чтобы продвигать свои товары или услуги. Недобросовестная конкуренция в этом контексте состоит в том, что фирма пользуется фактом несвоевременного выполнения авторской работы до ее использования без легального разрешения.

Недобросовестная конкуренция в любом ее проявлении нарушает права других участников рынка. Использование любого вида недобросовестной конкуренции является грубым нарушением прав потребителей и других участников рынка. Честная конкуренция на рынке помогает обеспечить доступность и качество товаров и услуг для всех участников, а также способствует развитию индустрии и экономики в целом.

Важно отметить, что указанный выше перечень видов недобросовестной конкуренции не является исчерпывающим.

В научных кругах единая классификация актов (форм) недобросовестной конкуренции на сегодняшний день отсутствует, что приводит к возникновению дискуссий и коллизий в данной области.

Наиболее распространенной классификацией форм недобросовестной конкуренции является классификация, предложенная профессором О. А. Городовым:

— недобросовестная конкуренция с использованием сведений, способствующих достижению конкурентных преимуществ;

— недобросовестная конкуренция с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации [3, с. 119-120].

О. А. Городов считает недобросовестную конкуренцию не только неправомерной, но и вредной для развития рыночных отношений в целом. Недобросовестная конкуренция может привести к снижению качества продукции и услуг, повышению цен и ограничению выбора потребителей. Более того, использование недобросовестных методов может нанести ущерб не только конкурентам, но и сами компании-нарушители могут пострадать от нежелательных последствий, таких как ущерб репутации, потеря клиентов и наказание со стороны властей [3, с. 121].

Развитие предпринимательства, технический прогресс, развитие рынка товаров привели к необходимости совершенствования продукции, видов ее реализации. Большое количество форм недобросовестной конкуренции говорит о постоянном развитии рынка товаров.

Действия государства направлены на стабилизацию ситуации, устранение недостатков в законодательстве, своевременное обнаружение и пресечение появляющихся видов недобросовестной конкуренции, а также развитие и поддержание добросовестной конкуренции.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует ряд мер профилактики недобросовестной конкуренции, направленных на предотвращение возможности ее возникновения, а именно:

Развитие открытых рыночных отношений. Чем больше рыночное развитие страны, тем менее возможны проявления недобросовестной конкуренции.

Поддержка малого и среднего предпринимательства. Наличие множества малых и средних компаний на рынке также уменьшает вероятность монополизации сфер деятельности, а значит и появления недобросовестной конкуренции.

Введение регулятивных ограничений скрытой рекламы. Контроль за использованием скрытой рекламы способствует защите прав потребителей и уменьшению рисков появления недобросовестной конкуренции.

Усиление контроля со стороны антимонопольных служб. Антимонопольные службы могут выявлять нарушения законодательства о конкуренции и налагать штрафы на компании, использующие недобросовестные методы конкуренции.

Обмен опытом с зарубежными странами. Участие в международных проектах и программ, направленных на борьбу с недобросовестной конкуренцией, позволяет России поддерживать сотрудничество с зарубежными партнерами в этой области.

Проведение информационных кампаний о правилах конкуренции и ответственности за их нарушения. Информирование широкой общественности и бизнес сообщества о правилах конкуренции и последующих наказаниях за ее нарушения также снижает вероятность возникновения недобросовестной конкуренции в стране.

Проведение мониторинга на рынке. Регулярный мониторинг рынков и ценообразования, а также прогнозирование потенциальных нарушений конкуренции, также способствуют борьбе с недобросовестной конкуренцией.

К сожалению, несмотря на все описанные меры борьбы с недобросовестной конкуренцией и профилактики ее возникновения действующее законодательство не всегда способно в полной мере осуществить борьбу с этим явлением, ведь по мере развития рынка появляются все новые и новые формы конкурентной борьбы, на которые, например, Закон о защите конкуренции может даже не распространяться.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о систематическом отсутствии обоснования возможности причинения ущерба в результате действий, квалифицируемых в качестве недобросовестной конкуренции.

Исходя из этого, можно предположить, что сложившаяся ситуация связана с трудностью выявления потенциального ущерба как такового. Вместе с тем с целью соблюдения интересов спорящих сторон и обеспечения адекватного правоприменения, соответствующего принципу законности, представляется целесообразным повышение внимания к вопросу об убытках и о вреде в результате действий, содержащих признаки нарушения ст. 14.1–14.8 ФЗ-135 [1].

Подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день в российском законодательстве существуют достаточно большие резервы в области развития института борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006. № 31. Ст. 3434.
  2. Малова А. Виды недобросовестной конкуренции / А. Малова // Юстиция. — 2019. — № 3. — С. 33–41.
  3. Городов, О. А. Недобросовестная конкуренция: учеб.-практич. пособ. / О. А. Городов, А. В. Петров, Н. А. Шмигельская; Под ред. О. А. Городова. — М.: Юстицинформ, 2020. — С. 115–127.
Основные термины (генерируются автоматически): недобросовестная конкуренция, услуга, участник рынка, конкурентная борьба, добросовестная конкуренция, Россия, рынок, ваша компания, здоровая конкурентная среда, ложная информация.


Похожие статьи

Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения...

Конкуренция понимается как соперничество, борьба между субъектами экономической деятельности за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров [1]. Проблемы развития конкуренции наиболее важный аспект развития современной российской экономики.

Правовое регулирование защиты конкуренции...

Легальное определение конкуренции содержится в п.765 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

Понятие «добросовестная конкуренция» не получило законодательного закрепления, хотя

Законодательством предусмотрены следующие виды недобросовестной конкуренции

Вересаев О. Т. Основы конкурентной борьбы в России [Текст] / О. Т. Вересаев.

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция — это такое правонарушение, которое совершается хозяйствующим субъектом и посягает на отношения в сфере реализации свободы экономической деятельности и осуществления добросовестной конкуренции.

Конкуренция на рынке банковских услуг: проблемы и тенденции...

Кроме того, конкуренцию на рынке банковских услуг можно рассмотреть как борьбу [2] участников рынка банковских услуг для получения потенциальных клиентов.

Можно сделать вывод, что российский рынок банковских услуг характеризуется как высококонцентрированный.

К вопросу о современных проблемах регулирования...

Среди прочих участников виртуального рынка чаще всего в сферу внимания

2) низкий уровень развития конкурентного права в ряде стран и множественные пробелы нормативной

Нарушения в сфере добросовестной конкуренции на рынке цифровых технологий могут проявляться в

6 Кулешова, Н. Н. Недобросовестная конкуренция как фактор нарушения...

Основные проблемы конкуренции в современной России

Также разработаны рекомендации по решению обозначенных проблем развития конкурентного рынка в РФ.

Для развития здоровой конкуренции необходимо предпринять следующие действия

Рассмотрю первоочередные задачи по развитию конкуренции в РФ.

Для этого требуется проводить постоянный мониторинг состояния конкурентной среды и на основе...

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

Рынок в настоящее время основывается на конкуренции.

Конкурентная среда — это понятие, для которого нет единого определения.

Сущность конкурентной среды заключается в обеспечении механизма конкуренции.

[6]. На основе этой информации производится оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке и готовится аналитический отчет.

Недобросовестная конкуренция и ее соотношение...

В современном бизнесе огромную важность составляет конкуренция.

Третий признак предусматривает наличие определённого рынка товаров, работ или услуг, где продавцы и

К ним относится: – дискредитация (распространение ложной информации о конкуренте)

Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, введение в заблуждение, дискредитация.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

4. Динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм.

— Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2013. 4. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность.

предприятие, долгосрочный спрос, рынок, конкурентная борьба, конкурентоспособность предприятия, вид

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма...

Роль конкуренции в рыночной экономике | Статья в журнале...

Интенсивность конкуренции резко различается на разных рынках.

Наличие товаров-заменителей (или услуг-заменителей) ограничивает цену, которую могут запросить

рыночная экономика, конкурентная борьба, конкуренция, услуга, покупатель, рынок, рыночная

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма...

Похожие статьи

Анализ и оценка состояния конкурентной среды с точки зрения...

Конкуренция понимается как соперничество, борьба между субъектами экономической деятельности за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров [1]. Проблемы развития конкуренции наиболее важный аспект развития современной российской экономики.

Правовое регулирование защиты конкуренции...

Легальное определение конкуренции содержится в п.765 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

Понятие «добросовестная конкуренция» не получило законодательного закрепления, хотя

Законодательством предусмотрены следующие виды недобросовестной конкуренции

Вересаев О. Т. Основы конкурентной борьбы в России [Текст] / О. Т. Вересаев.

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция — это такое правонарушение, которое совершается хозяйствующим субъектом и посягает на отношения в сфере реализации свободы экономической деятельности и осуществления добросовестной конкуренции.

Конкуренция на рынке банковских услуг: проблемы и тенденции...

Кроме того, конкуренцию на рынке банковских услуг можно рассмотреть как борьбу [2] участников рынка банковских услуг для получения потенциальных клиентов.

Можно сделать вывод, что российский рынок банковских услуг характеризуется как высококонцентрированный.

К вопросу о современных проблемах регулирования...

Среди прочих участников виртуального рынка чаще всего в сферу внимания

2) низкий уровень развития конкурентного права в ряде стран и множественные пробелы нормативной

Нарушения в сфере добросовестной конкуренции на рынке цифровых технологий могут проявляться в

6 Кулешова, Н. Н. Недобросовестная конкуренция как фактор нарушения...

Основные проблемы конкуренции в современной России

Также разработаны рекомендации по решению обозначенных проблем развития конкурентного рынка в РФ.

Для развития здоровой конкуренции необходимо предпринять следующие действия

Рассмотрю первоочередные задачи по развитию конкуренции в РФ.

Для этого требуется проводить постоянный мониторинг состояния конкурентной среды и на основе...

Конкурентная среда: методы исследования | Статья в сборнике...

Рынок в настоящее время основывается на конкуренции.

Конкурентная среда — это понятие, для которого нет единого определения.

Сущность конкурентной среды заключается в обеспечении механизма конкуренции.

[6]. На основе этой информации производится оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке и готовится аналитический отчет.

Недобросовестная конкуренция и ее соотношение...

В современном бизнесе огромную важность составляет конкуренция.

Третий признак предусматривает наличие определённого рынка товаров, работ или услуг, где продавцы и

К ним относится: – дискредитация (распространение ложной информации о конкуренте)

Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, введение в заблуждение, дискредитация.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

4. Динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм.

— Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2013. 4. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность.

предприятие, долгосрочный спрос, рынок, конкурентная борьба, конкурентоспособность предприятия, вид

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма...

Роль конкуренции в рыночной экономике | Статья в журнале...

Интенсивность конкуренции резко различается на разных рынках.

Наличие товаров-заменителей (или услуг-заменителей) ограничивает цену, которую могут запросить

рыночная экономика, конкурентная борьба, конкуренция, услуга, покупатель, рынок, рыночная

рынок, конкурентная среда, монополистическая конкуренция, компания, товар, фирма...

Задать вопрос