Стиль лолита как субкультура в массовой культуре Японии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 25.06.2023

Статья просмотрена: 971 раз

Библиографическое описание:

Опин, И. С. Стиль лолита как субкультура в массовой культуре Японии / И. С. Опин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 298-299. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104420/ (дата обращения: 30.04.2024).



Актуальность темы заключается в том, что японские субкультуры и культура в целом привлекает молодежь других стран мира и оказывает на нее существенное влияние. В статье рассмотрена одна из самых известных молодежных субкультур Японии, история ее появления, смысл и основные ценности.

Ключевые слова: японские субкультуры, японская мода, традиционная культура, Япония, массовая культура.

Культура Японии всегда была и будет визитной карточкой страны. Именно культура привлекает в Японию большое количество людей со всего мира. А японская молодежь является примером для подражания и источником вдохновения для молодых людей из других стран. Но молодежная культура сильно контрастирует с другой стороной Японии, где все одеты в строгие деловые костюмы, следуют определенным правилам и трудятся на благо своей страны.

Целью исследования является анализ одной из молодежных субкультур Японии, чтобы на ее примере понять, почему возникают неформальные молодежные группы и какие мотивы лежат в основе их философии. Поставленная цель требует решения следующих задач:

— рассмотреть историю Японии и найти причины появления субкультур;

— проследить историю их формирования и развития и выявить причины изменений;

— определить, как сформировалась японская массовая культура.

Лолита как субкультура. Точное время зарождения направления не определено, но стоит отметить, что в 70-х прошлого века в продаже появились первые вещи, которые в будущем стали прообразом данного стиля. В 90-х годах XX века стиль лолита стал популяризироваться благодаря музыкальным группам. Одной из них была Malice Mizer, участники которой выходили на сцену в бальных платьях и с макияжем. Их ранние композиции можно было охарактеризовать как стилизацию под барокко и ренессанс, позже появились готические очертания. В целом проявлялась внешняя схожесть со стилем викторианской эпохи. Стилистические особенности лолит зависели от многих аспектов. В основном это была музыка в жанре Visual kei, исполняемая ранее упомянутой группой. Некоторые образы становились отражением происходящего в обществе и стране.

Японская мода давно является полноценной частью японской массовой культуры. Так же, как и субкультура, мода несет особый смысл и даже философию. Для молодежи субкультуры ― это способ сбежать от реальности и выразить свой протест конформистскому обществу, с правилами которого они не согласны.

В случае лолит девушки пытаются сбежать от серого и грустного общества, одеваясь в яркие и красивые наряды. Раньше лолиты сами шили себе платья, но в связи со стремительным прогрессом такая необходимость отпала. Появилось множество компаний, которые шьют одежду в подобном стиле. Многие из них находятся в Японии и производят вещи высокого качества и в соответствии с канонами субкультуры. Но проблем добавляет Китай, который начал производить платья лолит в промышленных масштабах, превращая их в обычную одежду и убивая тем самым смысл культуры.

Субкультура лолит выглядит довольно невинной и не должна вызывать проблем в обществе. В отличие от босодзоку, гяру и отаку лолиты не радикальны. Философия лолит не несет никаких вредоносных идей, но даже в такой мирной субкультуре есть свои проблемы.

Лолиты обвинялись в тех же грехах, что и гяру. Более того, связь между молодостью и сексуальностью хотя и не является целью лолит, все же часто используется мужчинами ― потребителями японской поп-культуры, изображающей гибридизированную эстетику лолиты. Это привело к спорам вокруг лолит — в них стали видеть возможное топливо для педофилии и объективации женщин. Однако лолиты, несмотря на свою миловидность и скромность, выступают против объективации и сексуального подчинения женщин. Идеалом для них является женская сила в форме самоконтроля и правильного поведения.

Стоит отметить, что со временем субкультура разделилась на несколько направлений. Теперь лолиты подбирают наряды в зависимости от своего мировоззрения и состояния души. Так, например, лолиты, которые страдают и видят мир в темных красках, принадлежат к подстилю готическая лолита. Разберем его подробнее.

Готическая лолита . Направление сочетает готическую и лолитную моду. Готическая лолита была прототипом всей субкультуры и возникла в 90-х годах прошлого века. Такой стиль являлся неким социальным протестом по отношению к ярким, выбивающимся из общей массы людей гяру. Также большое влияние на готических лолит оказал жанр японской музыки Visual kei и один из его основателей, вокалист группы Malice Mizer Мана ― не только музыкант и участник готик-рок-группы, но и модельер. Мана создал свой личный лейбл Moi-meme-Moitie, который выпускает одежду в стиле готическая лолита.

В прошлом на молодых людей Японии оказывалось давление, чтобы они строго следовали гендерным ролям и выполняли свои обязанности. Переход девочек от детства к женственности был трудным, с потерей невинности и надвигающейся ответственностью. Это изменение заставляло их вести себя как сексуальные объекты. Но лолиты хотели исследовать и показать людям их существование. Увлечение детской одеждой позволило им сбежать от взрослой жизни и отправиться в мир фантазий, где они живут по-своему.

Они также говорят, что им нравится их культура и то, как они одеваются. Такой образ жизни придает им уверенности. Они никогда не хотели навредить традиционному японскому обществу, это их способ жить.

Литература:

  1. Волкова В. В. Основные признаки и функции субкультуры / В. В. Волкова. — Текст: электронный // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: [сайт]. — URL: http://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.htmlhttp://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.html (дата обращения: 18.11.2022).
  2. Павленко, Н. В. Чужой среди своих, свой среди чужих: молодежные субкультуры в национальном культурном ландшафте Японии / Н. В. Павленко, С. Н. Якушенко. — Текст: непосредственный // Galactica Media: Journal of Media Studies. — 2019. — № 1. — С. 177–205.
  3. Катасонова Е. Л. Другая Япония: лики молодёжной субкультуры / Е. Л. Катасонова. — Текст: непосредственный // Ежегодник «Япония». — 2008. — № 37. — С. 182–201.
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, мана, молодежная субкультура Японии, прошлый век, стиль, субкультура, японская массовая культура, японская мода.


Похожие статьи

Японские молодёжные субкультуры: история формирования...

Ключевые слова: японские субкультуры, японский национализм, босодзоку, традиционная культура, Япония, массовая культура, манга, аниме. Японская молодёжная культура стала новым культурным феноменом и распространилась по всему миру.

Субкультура отаку и ее место в прошлом и настоящем Японии

Среди субкультур, которые привлекают наибольшее внимание, как среди общественности, так и в научных кругах, является отаку — печально известные одержимые поклонники манги, аниме, видеоигр и других форм японской популярной культуры.

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги. Выявляются их влияние на современную массовую культуру. Отмечается вклад японского художественного стиля в новые западные визуальные продукты.

Босодзоку и гяру: рефлексия японского общества на падение...

Другой интересной субкультурой можно назвать гяру (японское слово от английского «girl»). Проблема гендерного неравенства всегда была в Японии, поэтому американская женская культура раскрепощённости и свободы нашла своё место в молодёжной культуре японцев.

Аниме как отражение японской культурной идентичности

Статья посвящена анализу содержания культурной самобытности Японии сквозь призму японской субкультурной традиции — аниме. Раскрыты основные элементы данной поп-культуры и факторы, влияющие на её становление и распространение в молодежной...

Связь старинных верований и обрядов с современной культурой...

Япония – страна, которая не только сохранила культурное наследие предков, но и смогла вписать его в современную жизнь.

Ёкаи открывают для исследователей культуры Японии кладезь информации о её современных воззрениях, уходя корнями в глубокое прошлое.

Инициатива Cool Japan как инструмент внешней политики...

Бурятская национальная одежда как способ укрепления национальной идентичности. япония, японец, японское общество, стыд, японская культура, чувство стыда, иностранный язык, русский...

Влияние азиатской поп-культуры на современную молодёжь

Направления азиатской поп-культуры включают в себя корейскую поп-музыку, получившую название «k-pop», и японскую анимацию, в широких кругах известную под названием «аниме».

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху...

Большое влияние на развитие японской литературы оказала и русская литературная традиция. После открытия в Токио в 1873 г. Школы иностранных языков, на одном из отделений которой изучался русский язык, в Японии началось постепенно знакомство с русской литературой.

Похожие статьи

Японские молодёжные субкультуры: история формирования...

Ключевые слова: японские субкультуры, японский национализм, босодзоку, традиционная культура, Япония, массовая культура, манга, аниме. Японская молодёжная культура стала новым культурным феноменом и распространилась по всему миру.

Субкультура отаку и ее место в прошлом и настоящем Японии

Среди субкультур, которые привлекают наибольшее внимание, как среди общественности, так и в научных кругах, является отаку — печально известные одержимые поклонники манги, аниме, видеоигр и других форм японской популярной культуры.

Феномен аниме и манга в современной массовой культуре

В данной статье исследуются причины мировой популярности аниме и манги. Выявляются их влияние на современную массовую культуру. Отмечается вклад японского художественного стиля в новые западные визуальные продукты.

Босодзоку и гяру: рефлексия японского общества на падение...

Другой интересной субкультурой можно назвать гяру (японское слово от английского «girl»). Проблема гендерного неравенства всегда была в Японии, поэтому американская женская культура раскрепощённости и свободы нашла своё место в молодёжной культуре японцев.

Аниме как отражение японской культурной идентичности

Статья посвящена анализу содержания культурной самобытности Японии сквозь призму японской субкультурной традиции — аниме. Раскрыты основные элементы данной поп-культуры и факторы, влияющие на её становление и распространение в молодежной...

Связь старинных верований и обрядов с современной культурой...

Япония – страна, которая не только сохранила культурное наследие предков, но и смогла вписать его в современную жизнь.

Ёкаи открывают для исследователей культуры Японии кладезь информации о её современных воззрениях, уходя корнями в глубокое прошлое.

Инициатива Cool Japan как инструмент внешней политики...

Бурятская национальная одежда как способ укрепления национальной идентичности. япония, японец, японское общество, стыд, японская культура, чувство стыда, иностранный язык, русский...

Влияние азиатской поп-культуры на современную молодёжь

Направления азиатской поп-культуры включают в себя корейскую поп-музыку, получившую название «k-pop», и японскую анимацию, в широких кругах известную под названием «аниме».

Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху...

Большое влияние на развитие японской литературы оказала и русская литературная традиция. После открытия в Токио в 1873 г. Школы иностранных языков, на одном из отделений которой изучался русский язык, в Японии началось постепенно знакомство с русской литературой.

Задать вопрос