Парадокс политических партий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 25.06.2023

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Пшиншев, А. А. Парадокс политических партий / А. А. Пшиншев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 271-279. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104342/ (дата обращения: 27.04.2024).



Политическая партия — особый институт общественной жизни. Он появился давно, но несмотря на это, политические партии до сих пор остаются предметом дискуссий учёных. И, учитывая специфику партийных систем в разных правовых школах, спорить о данном институте можно долго. В том числе остаётся неопределённой принадлежность политических партий к той или иной сфере общественной жизни. В этой статье представлен анализ двух главных элементов природы политической партии как института — социального и политического.

Ключевые слова: политическая партия, социальный институт, политический институт, признаки политической партии, функции политической партии, природа политической партии.

1. Политическая партия — кратко

Партии, как уже было сказано, появились давно. Первые их аналоги существовали еще в Византии периода позднеантичного рабовладения. К ним относились так называемые «димы» — «ипподромные партии», чьими членами были болельщики, имевшие связь с квартальным самоуправлением и политической верхушкой. Изначально главной обязанностью данных партий была организация различных мероприятий, таких как скачки или иные соревнования. Однако они всё же являлись ячейкой в структуре власти, хоть и не занимали высокого положения. Различали эти организации болельщиков по цветам — их фавориты были разукрашены по-разному. Известнейшими из таких партий были «голубые» (венеты), «зелёные» (прасины), «белые» (левки), «красные» (русии).

Современному пониманию политической партии едва ли исполнилось сто лет. Причём возникновение данного института различается в разных народах, что объясняет многообразие партийных систем. Французский политолог Морис Дюверже в своей книге «Политические партии» [1] описывает создание партий как совместное функционирование парламентских объединений и избирательных комитетов, причём вторые создаются позже. Ведь необходимость «организовать избирателей» с помощью комитетов появилась после того, как расширилось право голоса у народа и умножилось число голосующих.

Сейчас политическая партия представляет собой в самом широком смысле особую организацию, члены которой объединены общей идеологией, целями, интересами и стремятся к получению и реализации государственной власти или контролю над её осуществлением. Бывают государства с однопартийной (КНДР) двухпартийной (США, Великобритания) или многопартийной (Дания, Швеция, Чехия и др.) системами. Есть страны, в которых политическая партия вообще не указывается в конституции. Например, ст. 12 Основного низама Саудовской Аравии гласит: «Государство препятствует всем действиям, вносящим раскол, смуту, разобщённость»[1]. Данное положение делает невозможным институционализацию политических партий a priori (по крайней мере в рамках правового поля).

Однако если в государстве установлена многопартийная система, то политическая партия как институт отражает фундаментальный принцип демократии — политический плюрализм. Его важность подчёркивает то, что он закрепляется в конституции каждой страны, где реализуется (ст. 13 Конституции РФ, ст. 51 Конституции Португалии, ст. 49 Конституции Италии, ст. 59 Конституции Норвегии, ст. 38 Конституции Аргентины и др.). Однако каждое из этих государств запрещает создание нелегальных, неконституционных партий, чьими целями является, например, нарушение конституционного строя или основ демократии. Знаменитым примером противодействия таким организациям является «Дело о Социалистической имперской партии» 1952 г., в котором Федеральный конституционный суд ФРГ признал созданную в 1949 г. Социалистическую имперскую партию наследницей НСДАП[2], что подчёркивало неконституционность партии.

Одним из главных признаков политический партий, как уже было сказано, является стремление к получению и реализации государственной власти. И именно с этим связана большая и актуальная проблема этого института. Безусловно, у разных партий разные идеологии, поэтому данные политические объединения соперничают друг с другом. Порой внешнее соперничество сочетается с внутренним. Российский политолог М. Я. Острогорский писал: «Партия представляла из себя лишь вывеску, прикрывающую иногда глубокое расхождение во мнениях, борьбу между фракциями, иногда более ожесточённую, чем та борьба, в которую она вступала с соперничающей партией» [2]. Это суждение подчёркивает противоречие партий как явления — с одной стороны, их наличие отражает политический плюрализм. С другой же стороны, каждая партия (неважно, составляет ли она представительный орган власти или нет), желает реализации государством её интересов по максимуму, не учитывая интересы других объединений. А если партия становится главной политической силой в стране, то с огромной вероятностью и вовсе устанавливается идеологический режим, что полностью уничтожает политический плюрализм. Данное противоречие отражает сложность социальной и политической природы партии.

2. Политическая партия как социальный институт

Рассматривая социальную природу партий, следует сначала ответить на вопрос «что такое социальный институт?» Обществоведы О. А. Котова и Т. Е. Лискова дают следующее определение: «социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества» [3]. Социальным институтом, исходя из этого определения, могут быть самые разные образования (семья, религия, государство и т. д.). И здесь мне хотелось бы выделить проблему терминологии. Дело в том, что, например, семья является институтом социальной сферы общественной жизни и также является социальным институтом. Государство же является, очевидно, институтом политической сферы, но, исходя из вышесказанного определения, оно тоже подпадает под термин «социальный институт». А так как социальная, политическая, экономическая и духовная сферы жизни стоят на одном уровне в науке обществознания[3], то в социальные институты, по сути, входят социальные институты. Два явления определяются одним и тем же термином, просто одно явление шире. Во избежание путаницы в рамках данной статьи мне бы хотелось использовать для определения, данного Котовой и Лисковой, термин «общественный институт». А «социальный институт» использовать для отражения социальной природы партий.

А теперь к теме главы. Политические партии всегда зиждутся на конкретных социальных обстоятельствах конкретных времени и места. Чаще всего это связано с какой-то проблемой в обществе (революция, война, борьба классов и т. д.). Поначалу политические партии представляют из себя объединение единомышленников, увидевших как раз ту или иную проблему и пожелавших заявить о ней и о своём намерении её решить. И только потом, став официальными, они приобретают, наряду с социальной, и политическую форму. Вот несколько примеров в подтверждение данного суждения: Лейбористская партия Великобритании была создана в начале ХХ в. Известно, что в эту эпоху проблемой многих государств был рабочий вопрос. Трудовое законодательство или отсутствовало, или не отвечало реальным потребностям рабочих, из-за чего с их стороны имели место множественные бойкоты, забастовки. И именно на этой почве, этой социальной проблеме и была создана Лейбористская партия, хотевшая защитить права рабочих. Она не могла образоваться в начале XIX в., до промышленного переворота, когда рабочий вопрос ещё не стоял. Таково влияние социальной обстановки в природе партий.

Ещё один пример. После Первой мировой войны Италия была разбита. Хоть формально она и была победительницей, но понесла огромные людские и финансовые потери. Сравнительно с другими странами-победительницами к Италии присоединились незначительные территории. Более того, после войны последовал экономический упадок (рост цен, массовая безработица, фаза рецессии в экономике и т. д.). Итальянцы считали себя «проигравшими среди победителей». Все эти факторы привели к развитию идеологии реваншизма, а её главным реализатором стал Бенито Муссолини, создавший для популяризации реваншизма и фашизма Национальную фашистскую партию. Вот ещё один пример влияния социальных фактов на политические партии. Возможно, эта партия вообще не существовала бы, если история сложилась б иначе и Италия изначально вступила бы в Антанту, а не в Тройственный союз и, соответственно, добилась бы по результатам войны лучших условий мира для себя.

Природу политических партий следует рассматривать также через их функции, ведь в них содержатся основные цели деятельности партий. Одной из главных социальных функций партий является отражение и формулирование потребностей различных социальных групп, воли граждан. Это отражается в выявлении существующих в обществе проблем. Партия почти всегда отражает их в своём политическом курсе. Иными словами, трудно представить партии, которые желают реализовать невозможные в определённой социальной и политической обстановке идеи (иначе они, чаще всего, либо признаются неконституционными, либо из-за отсутствия поддержки распускаются). Таким образом, будущие члены и, особенно, лидеры партий анализируют обстановку в государстве и обществе, из чего и рождается идеология. После этого они исследуют определённые социальные группы (рабочие, экозащитники, молодёжь, пенсионеры и т. д.), чьи интересы они будут представлять. И только тогда формулируют свой политический курс. Соответственно, популярность партии зависит от степени актуальности общественных проблем, которые она обещает решить, придя к власти. Это напрямую отражает социальную природу партий.

Следует также поставить вопрос о роли идеологии. Существует суждение, что идеология партий — политизированное явление. По моему мнению, следует различать понятия «идеология» и «политический курс». Как уже было сказано, идеология напрямую рождается из проблем в обществе и его потребностей. Э. Дюркгейм писал, что идеология играет интегрирующую и организующую роль в обществе, а также формирует стремление человека достичь социального благополучия и создаёт чувство уверенности [4]. Она регулирует социальное поведение людей и ориентирует их на достижение ценностей и идеалов, которые часто нарушаются, что и приводит к дестабилизации общества. Французский философ Луи Альтюссер включал в идеологию понятие бессознательного механизма рождения идеологии и бессознательного следования ей. Люди «претерпевают» своё отношение к реальным условиям своей жизни. По Альтюссеру, идеология представляет из себя символические средства, отражённые в обыденных представлениях, образах, текстах, обращаясь к которым человек «осмысливает свою дорогу в социальной реальности», приобретает мотивацию и, наконец, формируется именно как социальный субъект [5]. А вот политический курс партии рождается как раз из идеологии и основан на ней. Он представляет из себя конкретный план партии, который она будет выполнять, став правящей. Подробнее о политическом курсе партии будет рассказано в следующей главе. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие идеологии у партии является отражением её социальной природы.

Для того, чтобы реализовать свой курс, политической партии, безусловно, нужны сторонники. Массовая поддержка партии в народе помогает ей прийти к власти легитимным путём. Для должной поддержки редко хватает просто круга единомышленников, поэтому партия старается привлечь «на свою сторону» как можно больше граждан. Таким образом, ещё одной социальной функцией политических партий является пропагандистское воздействие на людей. Эта функция больше всего отражается в распространении своего политического курса через различные СМИ, что часто сопровождается громкими заголовками. Достаточно вспомнить статьи в газете, рекламу в интернете или огромные баннеры на дороге, которые своего рода рекламируют партию. «Наша партия — за людей», «Нашей партии не всё равно», «Ваши проблемы — наши проблемы» — эти и другие заголовки, безусловно, привлекают внимание обывателя. Но как это отражается на социальной сфере? А так, что СМИ — инструмент партии в формировании мировоззрения граждан, их поведения. Обыватели слушают или читают речи лидеров партий, которые, несомненно, обладают высоким уровнем ораторских навыков, смотрят их выступления на конференциях и становятся всё более уверенными в том, что именно данная партия поможет им. Так СМИ можно назвать рупором политический партий в социальной сфере.

Другим способом привлечения всё новых и новых членов является работа партий с определёнными социальными группами. Отличным примером может служить молодёжная политика ЛДПР[4]. Одним из её проявлений можно считать стандартную процедуру прохождения гражданина через структуру общественных приёмных и региональных отделений партии. Несомненно, это производит сильный эффект на молодого человека, ведь он имеет возможность лично встретиться с депутатом. ЛДПР также предоставляет молодым членам партии ограниченную свободу действия — они сами могут собираться в специально построенном отдельном помещении — так партия даёт молодёжи понять, что рассчитывает на неё и доверят ей. Несомненно, такая возможность привлекает молодых людей, если учитывать, что юношество — это тот возраст, когда человек стремится к самостоятельности. Отсюда вывод — активное социальное взаимодействие партии с людьми приводит к её росту, что придаёт ей массовый характер и повышает шансы иметь политический вес.

Как уже было сказано, политические партии почти всегда отражают те или иные проблемы в обществе за исключением некоторых случаев. И именно эти случаи также помогают раскрыть социальную природу партий. Хотелось бы привести пример такого политического объединения. В 1963 г. в Канаде была создана Партия носорогов, которая действовала в рамках политической сатиры. Называя себя потомками бразильского носорога Какареко, открыто шутя над другими партиями Канады, члены Партии носорогов обещали своим единомышленникам, что не выполнят ни одного обещания, данного ими в ходе агитационной компании, если они придут к власти. Партия хотела отменить закон всемирного тяготения, снести Скалистые горы, уничтожить окружающую среду из-за того, что «она занимает слишком много места» и др. Тем не менее, партия не раз участвовала в выборах, а её некую значимость в обществе подчёркивает то, что она была распущена только в 1993 г. Действительно, обывателям нравилось высмеивание политической борьбы Партией носорогов. Именно тот факт, что эта партия не получила политической поддержки, но всё равно внесла свою лепту в историю канадского парламентаризма, говорит о значении социальной природы партии. Более того, сейчас в Канаде существует преемница Партии носорогов — Вечеринка носорогов, которая следует той же политике, что и её прародитель. Действительно, такие партии существовали или существуют в разных государствах (Партия любителей пива в России[5], Партия красивых в Румынии[6], Партия двухвостой собаки в Венгрии[7] и др.). Поэтому важно осознавать, что политические партии порой влияют на общество больше социально нежели политически.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальную природу партий как общественного института можно раскрыть через некоторые её признаки. Партии всегда рождаются из социально-политических проблем в обществе и государстве. Идеология партии строится как раз на том, чтобы решить эти проблемы. Идеология партии влияет на массы, а грамотное её распространение через СМИ помогает партии стать популярнее. Но этого недостаточно — партии преуспевают в пропаганде идей в том числе при помощи прямых взаимодействий с гражданами. И, конечно же, многие партии не приобретают политического веса, не становятся не просто правящими, но и даже значимой оппозицией, однако всё равно влияют на социум. Так политические партии являются отражением социальной сферы жизни.

Глава 3. Политическая партия как политический институт

Однако, безусловно, партии обладают и политической природой. Не зря этот общественный институт известен под названием «политические партии». По моему мнению, разговор на эту тему лучше начать с истории политического влияния партий. Поначалу данный общественный институт представлял из себя элитарные клубы внутри парламента. Отличительным признаком таких партий, сравнительно с их современными аналогами, было отсутствие принципа членства, чёткой структуры. Примером могут служить тори и виги английского парламента XVII в. После гражданской войны высший законодательный орган разбился на две фракции. Тори выступали за сохранение старых традиций, отстаивали нерушимость королевских прав, а виги защищали права парламента, выступали за экономические и политические реформы в стране. Трансформация ториев и вигов в политические партии произошла только в XIX в., а их наследницы — Консервативная партия Великобритании и Либеральная партия Великобритании — существуют и по сей день. Таким образом, изначально партии представляли собой простые фракции внутри парламента. Более того, ни о какой оппозиции снизу не могло идти речи: долгие годы партии представляли из себя объединения только членов политической верхушки. Превращение партий в чётко организованные и структурированные объединения произошло в XIX в., когда политическая культура развивалась и такая трансформация стала необходимостью. А мелкая оппозиция, т. е. не занимающая политическую верхушку, массово появилась лишь в ХХ в. Это обусловлено появлением большого количества идеологий, о которых было рассказано в предыдущей главе.

Политическую природу партий стоит также рассматривать через их политические функции. Проанализируем несколько из них. Важной функцией партий является формирование органов государственной власти, а именно, законодательных. Здесь раскрываются два преимущества партий: во-первых, формирование парламента позволяет выразить желания народа на бумаге, реализовать их в форме нормативного правового акта. А во-вторых, партии становятся правящими путём выборов, что придаёт власти легитимный характер. Так, подчёркивая два данных следствия законодательной деятельности партий, российский правовед Н. А. Богданова называет этот общественный институт «посредником в процессе формирования воли социальных групп и функционирования органов публичной власти» [6]. Таким образом, важнейшим отражением политической природы партии является выражение воли граждан в законодательных органах власти, которые формируются политическими партиями.

Партии защищают интересы граждан в соответствии со своей идеологией и, в частности, политическим курсом. Политический курс партии — совокупность конкретных направлений её деятельности, которые, как правило, закрепляются в программных документах. Он, как уже было сказано, тесно связан с идеологией. Однако курс — это уже не просто мысли, взгляды, заголовки в СМИ. Это определённая программа партии по реализации своих идей. И, действуя в соответствии со своим курсом, правящая партия активно влияет на политическую жизнь общества. Примером может служить испанская партия Podemos[8]. Партия была основана в 2014 г. на почве демонстраций против «жёсткой экономии» в Испании, заключавшейся в высоком уровне безработицы, сокращении социального обеспечения и т. д. А уже через год на парламентских выборах получила 69 мест в нижней палате. Основными направлениями политического курса партии являются выход на пенсию в 60 лет (вместо 67), отмена мер «строгой экономии» (экономических и трудовых реформ), национализация и социализация энергетических предприятий и др. Данный политический курс отражает главную идеологию партии — демократический социализм. Став правящей, партия голосует за законопроекты, отвечающие её интересам, и, наоборот, выступает против положений, противоречащих её курсу. Так Podemos влияет и на политику, и на правотворчество Испании. Таким образом, политический курс является неким проводником идеологии партии в политическую сферу и придаёт ей политико-правовую форму. Он является неотъемлемой частью политической природы партии.

Став правящей, партия приобретает ещё одну важную политическую функцию. Для грамотного функционирования принципа разделения властей необходима реализация системы сдержек и противовесов. Это понятие было введено французским философом Монтескье и означает, что три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) контролируют деятельность друг друга. Следовательно, партии, являясь частью законодательного органа государства, могут влиять на институты исполнительной и судебной власти. Отличным примером может служить Конгресс США, обе палаты которого состоят из демократов и республиканцев. У этого органа есть право учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному Суду [7, ст.1 разд.8], что отражает влияние на судебную ветвь. Также, если Президент наложил вето на принятый палатами закон, у Конгресса есть право преодолеть данное вето при помощи 2/3 голосов[7, ст.1 разд.7], что отражает влияние на исполнительную ветвь. Участие законодательного органа в системе сдержек и противовесов показывает, что правящие партии имеют возможность влиять не просто на принятие законов, но и на всю национальную политическую систему, что не может не отражать их политическую сущность.

Ещё одной функцией партий является политическая мобилизация граждан. Каждый гражданин имеет право избирать, но не все им пользуются. Это явление называется абсентеизмом. Несмотря на то, что это понятие означает неучастие граждан в политической жизни, большинство политологов считают абсентеизм формой участия граждан в политике. Ведь тем, что граждане не голосуют за представленных кандидатов, они, по сути, выражают своё несогласие с возможными политическими курсами. В этом есть определённая логика, однако, если абсентеизм является обыденностью среди граждан, это приводит к плохим последствиям. Государству остаётся неизвестной политическая позиция и желания большого количества граждан. Из этого вытекает две проблемы: во-первых, власти не видят некоторые социальные, экономические, политические, культурные проблемы в обществе, что может привести к его дестабилизации. Во-вторых, государство, таким образом, не имеет возможности реализовывать фундаментальный принцип демократии — подчинение интересам большинства при учитывании интересов меньшинства. Оно и понятно — как власти могут защищать интересы большинства, если это самое большинство не выражает свои интересы через выборы? Эту проблему помогают решить партии. Чем больше партий — тем больше идеологий, а значит, больше вероятность того, что граждане найдут своих политических единомышленников и воспользуются активным избирательным правом. Примером огромной избирательной кампании могут служить выборы в Государственную Думу РФ 1995 г., на которых были представлены депутаты из 43 партий. В голосовании участвовало свыше 69 млн граждан, что составляло на тот момент целых 64,4 % населения России. Как можно заметить, благодаря большому количеству представленных партий и их предвыборным кампаниям большое количество людей смогли выразить свою политическую позицию. Таким образом, партии привлекают граждан к участию в политической жизни государства, что и помогает властям изучить ситуацию в обществе, и позволяет учитывать интересы всё большего количества людей, и развивает политическую культуру. Эта функция партий также отражает их политическую природу.

Субъектами политики, как и любой сферы общественной жизни, являются люди. Логично, что без них никаких политических институтов не существовало бы. Есть разные способы стать активным участником политической жизни. Партии могут в этом помочь. Ещё одной их функцией является подготовка политических кадров. Члены партий повышают свою политическую культуру, квалификацию. Этим партии помогают сразу в двух смыслах. С одной стороны, программами по привлечению граждан в партию и по повышению квалификации они помогают человеку реализоваться в жизни, если его привлекает политика. Примером может служить Коммунистическая партия Бразилии, которая проводит отдельную политику обучения кадров в партийной школе. Её целями являются овладевание учениками основами научного социализма, изучение ими положения дел в стране, проводимой партией политики и т. д. Это помогает членам Коммунистической партии Бразилии стать профессиональными политиками. С другой же стороны, данная функция партий развивает политику как таковую, обеспечивает её кадрами. Ведь пиком политической карьеры может стать не просто членство в партии. В таких случаях партия выступает для политиков проводником в высшие органы государственной власти. Примером может служить нынешний президент Мексики — Андреас Обрадор. После окончания университета он вступил в Институционно-революционную партию[9]. В ней он двигался вверх по карьерной лестнице и, возглавив партию, участвовал в президентских выборах в 2006 и 2012 гг. Президентом Мексики Обрадор стал в 2018 г., когда он был лидером уже другой партии — Движение национального возрождения. Этот пример показывает важность партий в обеспечении политики её субъектами. Нередко главами государств становятся члены каких-либо партий. Таким образом, партии, организуя подготовку профессиональных кадров для политики, напрямую влияют на её развитие. На основе этого также можно сделать вывод, что партии — политический институт.

Подводя итоги, можно сказать, что политический элемент партий является неотъемлемой частью их природы по многим причинам. Партии до того, как они стали отдельным институтом, представляли из себя политические фракции внутри законодательного органа. Сегодня партии приходят к власти легитимным путём — через выборы. Став правящими, они отстаивают и реализуют свой политический курс, составленный на основе идеологии партии. Более того, партии, являясь составной часть законодательного органа, участвуют в системе сдержек и противовесов, влияя на всю политическую систему. Партии также развивают политическую культуру граждан и помогают им выразить свои интересы тем, что привлекают их к участию в выборах. А если человек вступает в партию, то он имеет возможность стать активным субъектом политики и повлиять на развитие государства в целом. Так политические партии являются отражением политической сферы жизни.

4. Почему не экономика и не культура?

Как уже было сказано, экономическая и духовная сферы общественной жизни находятся на одной ступени с политической и социальной. И чтобы, рассуждая о месте партии в системе общественных институтов, рассматривать её лишь через призму политической и социальной сфер, нужно, по моему мнению, поставить вопрос о принадлежности партий к экономической и духовной сферам. В предыдущих главах мы рассмотрели партии как политический и социальный институт, опираясь на их функции и характеристики. У партий есть определённые экономические и духовные признаки, но они не позволяют отнести политические партии к институтам культурной или экономической жизни в силу того, что они не являются отличительными и определяющими. В подтверждение своей мысли, приведу несколько примеров.

Начнём с экономических признаков. Как и любому институту, партии необходимо её обеспечивание за счёт материальных средств. Источниками формирования денежных средств партии являются, например, вступительные и членские взносы. Они могут носить добровольный (например, в партии «Единая Россия» [8, п.4.1.2.1]) или обязательный (например, в КПРФ [9, п.2.4]) характер. Однако есть и другие источники: пожертвования, средства федерального бюджета, поступления от мероприятий, проводимых партий и др. Все эти источники являются также важными в формировании денежных средств партии. Поэтому членские взносы партии нельзя назвать определяющими — партия может функционировать и без них. Более того, вышесказанные источники можно отнести к одной большой группе незапрещённых законом поступлений. А перечислить все институты, имеющие право зарабатывать при помощи не запрещённых законом поступлений просто невозможно в силу их огромного множества. Даже членские взносы, являющиеся первой ассоциацией, связанной с экономической деятельностью партии, не являются отличительным признаком — в российской практике такие некоммерческие объединения, как саморегулируемые организации (СРО), могут устанавливать членские взносы. Поэтому материальное обеспечение партии нельзя отнести к её определяющим и отличительным признакам.

Что касается хозяйственной деятельности партий, в большинстве государств с многопартийной системой политическим партиям даётся большая свобода в ведении экономической деятельности по вопросам получения и использования денег и иного имущества, вопросам оплаты труда, предпринимательства[10]. Партия расходует свои средства любыми способами в рамках правового поля. Более того, если проанализировать траты партий, можно сделать вывод, что многие средства направлены на достижение социо-политических целей. Например, для того, чтобы привлечь избирателей, в 2021 г. на дополнительных выборах в Хартлпуле Лейбористская партия Великобритании потратила почти 900 фунтов стерлингов на печать листовок ко Дню Святого Георгия. Таким образом, можно сделать вывод, что экономические признаки партий свойственны огромному количеству других общественных институтов. Они не являются отличительными и определяющими, поэтому не позволяют отнести партии к экономическим институтам.

Говоря о признаках политических партий, как институтах духовной сферы жизни, можно выделить всего пару характеристик. Первая из них связана с пропагандой определённых ценностей. Например, одним из направлений политического курса Семейной партии за объединение и мир во всём мире Республики Кореи является пропаганда семейных ценностей. Казалось бы, партии являются плацдармом для развития духовности общества. Но это не совсем так. Объясню почему. Представим, что Семейная партия получила большое количество голосов на парламентских выборах и стала гегемоном среди остальных правящих партий. Безусловно, она начнёт продвигать законопроекты, связанные с защитой семейных ценностей, и, скорее всего, эти проекты будут приниматься. Тогда соблюдение семейных установок станет обязанностью граждан Республики Кореи. Однако это нельзя назвать в полной мере развитием культа семьи, ведь придача любыми ценностям правовой формы, по моему мнению, является в каком-то плане насаждением этих ценностей, какими бы правильными, т. е. соответствующими морали, они не были. Неследование семейным ценностям может стать правонарушением, за что последует санкция. И поэтому соблюдение этих ценностей может исходить не из внутреннего уважения человека к семье, а из страха наказания, что никак не может служить развитием духовности общества.

Классическим институтом культурной сферы общества являются образовательные учреждения. Соответственно, обучение является одним из элементов этой сферы. В СССР существовала Высшая партийная школа, имевшая множество филиалов, находящихся под руководством соответствующих ЦК союзных республик. На базе высшего и среднего образования школа готовила будущих партийных руководителей. Даже из природы Высшей партийной школы можно понять, что, помимо общего обучения студентов, главной целью КПСС в рамках данного проекта было снабжение партии кадрами, что, безусловно, отвечало политическим интересам партии. Партийные школы существуют и сейчас по всему миру. Однако их нельзя назвать отражением духовной природы партий в силу политических целей, преследуемых во время обучения в подобных школах.

Таким образом, говоря об отнесении партий к той или иной сфере общественной жизни, важно понимать, что выбирать стоит только из политической и социальной сфер. Партия почти не обладает экономическими или духовными признаками, иначе они политизированы или социализированы, т. е. зиждутся на достижении политических или социальных целей партии. Поэтому политические партии нельзя отнести к экономическим или культурным институтам общественной жизни.

5. Парадокс политических партий

Как мы выяснили, партия как общественный институт обладает большим количеством социальных и политических признаков, определяющих её сущность. Так к какой же сфере жизни можно отнести данный институт: к политической или социальной? С одной стороны, многие характеристики обособлены и не пересекаются друг с другом. Однако, с другой стороны, есть основополагающие признаки, в какой-то мере касающиеся и социальной и политической природы партии (например, её корни, идеология). Можно было бы ответить на данный вопрос с точки зрения построения иерархии признаков по критерию их важности, но сделать это не представляется возможным. Все перечисленные в главах 2 и 3 признаки партии являются её некими кирпичиками, и, если вынуть хотя бы один, то «здание» станет шатким и в конечном итоге разрушится. Также нельзя отнести партии или к политическим, или к социальным институтам категорично, что означает игнорирование остальных признаков.

По моему мнению, решить данную проблемы можно двумя способами. Первый заключается в прослеживании развития партий как исторически, так и в рамках конкретной партии. В историческом плане, как было сказано в предыдущих главах, партии изначально представляли собой объединения единомышленников из высшего общества в парламенте. Можно было бы сказать, что партии с самого начала были политическим институтом, но, по моему мнению, это не совсем так. Ведь тогда партии не имели того, вида, что имеют сейчас: они были просто совокупностью мнений без какой-либо политической организации. Только когда партии обрели политико-правовую форму, они стали полноценными членами политической жизни. Поэтому появившиеся когда-то из социальных противоречий партии поначалу являлись социальными институтами, а только потом, спустя века, став организованными объединениями, стали политическими институтами. Общую историческую тенденцию развития партий можно применить и к конкретной партии. Каждая новая партия изначально представляет собой объединение людей, увидевших одни и те же проблемы и желающих их решить. Только зарегистрировавшись как официальная партия, этот круг единомышленников становится членом политической жизни государства, будь он оппозицией или правящей партией. Таким образом, в соответствии с этим решением, партии берут своё начала из социальной сферы жизни, являясь социальным институтом. И только потом они развиваются (или эволюционируют, если говорить исторически), обретают признаки политического института и в итоге становятся таковыми, соединяя в себе социальную и политическую природу. Поэтому этот подход к пониманию природы политических партий можно назвать эволюционным.

Второй способ решения парадокса партий заключается в одновременном учитывании и социальных, и политических характеристик партии на всех этапах её развития. В современном мире в государствах с многопартийной системой регистрация круга единомышленников, желающих привнести изменения на законодательном уровне, как официальной партии является вопросом времени (если, конечно, она не признаётся неконституционной). Эти единомышленники с самого начала видят себя как участников политической жизни, с самого начала в их объединении зарождается политический элемент. Ещё во 2-й главе было сказано, что отличительным признаком партии является желание её членов осуществлять государственную власть. Таким образом, партии зиждутся не только на социальных началах, но и на воле её участников осуществлять политическую власть. А потом развиваются в социально-политическом плане, обретая всё новые и новые социальные и политические характеристики. Такой подход к пониманию партий можно назвать межсферным (партии одинаково являются отражением и социальной, и политической сфер общества изначально).

Таким образом, по моему мнению, для решения парадокса политических партий можно воспользоваться двумя подходами понимания сущности, природы партий: эволюционным, заключающимся в развитии партии из социального в социально-политический институт, и межсферным, основывающимся на социально-политических началах партии как явления[11].

Заключение

В данной статье нам удалось рассмотреть корни партий, развитие этого общественного института. Проанализировав социальную и политическую природу партий, мы смогли выявить два подхода к решению парадокса партий. Остаётся лишь сказать, что сейчас партии являются неотъемлемым институтом общественной жизни. Они существуют в большинстве современных государств и устанавливают определённую связь общества и государства, заставляя последнего учитывать интересы граждан. Но так было не всегда — политические партии прошли огромный путь эволюции через века и даже сейчас их природа понимается учёными по-разному. Поэтому сущность партий сложна и нуждается в дальнейших исследованиях.

Литература:

  1. М. Дюверже. «Политические партии» (перевод с франц. Академический проект. — 2002).
  2. М. Я. Острогорский — «Демократия и политические партии: Англия. Том 1» (Коммунистическая Академия. — 1927).
  3. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. «Обществознание 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» (Москва, «Просвещение». — 2019).
  4. Электронная библиотека ИФ РАН («Новая философская энциклопедия»).
  5. Л. Альтюссер. «Идеология и идеологические аппараты государства» (Неприкосновенный запас. — 2011).
  6. Н. А. Богданова и А. А. Троицкая — «Конституционное право. Общая часть. Книга первая» (Зерцало-М. — 2022).
  7. Конституция США.
  8. Устав «Единой России».
  9. Устав КПРФ.

[1] Из constituteproject.org – “The State shall foster national unity and preclude all that may lead to disunity, mischief and division”.

[2] На это указывали следующие признаки: партия поддерживала курс НСДАП, выступала за возвращение Германии «бывших восточных областей», большинство членов партии были бывшими членами партии Гитлера и др.

[3] Имеется в виду современного обществознания. Данный вопрос не будет рассматриваться в главе 4 с точки зрения экономической теории К. Маркса, называющей экономику базисом общества, а остальные сферы – его надстройками.

[4] Из выступления депутата Государственной Думы от ЛДПР Власова В.М.: «…роль молодёжи с каждым годом возрастает, это наша кузница кадров».

[5] Просуществовала с 1994 по 1998 гг.; главные цели – отмена акцизов на пиво и «отстаивание интересов рядовых граждан от посягательств бюрократии и криминалитета» и др.

[6] Основана румынской моделью Санзианой Буруяной в 2010 г.; основные цели – применение наказания в виде лишения свободы к лицам, «шутящим над блондинками», введение штрафов за папилломы и др.

[7] Зарегистрирована в 2014 г., основные цели – залатать озоновые дыры, вывести новые виды растений и животных на замену вымершим и др.

[8] От исп. – «Мы можем».

[9] Позже была преобразована в Партию демократической революции.

[10] Впрочем, предпринимательская деятельность партии может быть ограничена, но, опять же, из политических соображений. Например, партии может быть запрещено заключать сделки с иностранными гражданами, международными организациями и т.д.

[11] Подходы выделены автором статьи.

Основные термины (генерируются автоматически): партия, политическая партия, политический, институт, общественная жизнь, политический курс, социальный институт, мое мнение, общественный институт, государственная власть.


Ключевые слова

политическая партия, социальный институт, политический институт, признаки политической партии, функции политической партии, природа политической партии

Похожие статьи

«Жизненный цикл» государства как политического института

Государство как политический институт имеет длинную и сложную историю. Политическая наука предполагает, что государственный союз возник в борьбе нескольких родовых союзов

В современной политической науке нет единого мнения по поводу основной движущей силы

Таким образом, на современном этапе развития институт государства в имеет три формы...

Политическое пространство современной России: состояние...

Отметим, что Закон определяет, общественные отношения, которые являются связующим элементом объединения и регулирования политических организаций, а также гражданам Российской Федерации предоставляется свобода действий при выборе партий.

Основы взаимодействия политических партий и государства

Современное развитие института политических партий в России отличается высокой динамикой.

В статье 3 названного Закона дано определение понятия «политическая партия»: это

На взаимоотношения политических партий и государства, по мнению В. Д. Зорькина

Политические партии как социальные институты зародились ещё в античные времена...

Проблемы деятельности политических партий...

государственное управление, политические партии, проблемы политических партий, ВПП

Как можно заметить, политический курс российских властей направлен на дальнейшее.

Российские политические партии. Партия — это политическая общественная...

Специфика же политических партий состоит в том, что они создаются с целью вовлечения.

К вопросу о роли политических партий в современном...

Вопрос о роли политических партий в современном обществе обсуждается уже давно, и все же однозначных ответов так и не

Политические партии как социальные институты зародились ещё в античные времена...

Роль политических партий в системе политической власти...

Партии выступают легитимными носителями идеологий на государственном уровне...

О характере деятельности Коммунистической партии Российской...

Несомненно, на сегодняшний день партии играют одну из ведущих ролей в политической жизни России.

Это путь политической реакции и социального регресса, путь национальной катастрофы

2) Общественное мнение подтверждает оппозиционный характер партии.

Что касается общественного мнения, то по данному аспекту существуют серьезные вопросы.

Политическая социализация студенческой молодёжи (на примере...

В статье рассмотрены основные социологические теории политической социализации.

Мнения, о том, откуда же студенты получают информацию о каких-либо политических событиях, были единогласны.

Что же касается политических институтов, оказывающих влияние на молодёжь, тут важную

Политическая система и политическая жизнь общества.

Основные особенности политической системы общества

В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном.

Роль политических партий в системе политической власти...

В статье описывается сущность политических партий.

Политические партии можно считать общественными объединениями.

Партия — это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

Политические партии как социальные институты зародились ещё в античные времена...

Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества...

...общественное движение; орган общественной самодеятельности; политическая партия [2].

23,28. Общественно-государственное общественное объединение.

институты гражданского общества – объединения, сформировавшиеся в форме различных.

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть...

Похожие статьи

«Жизненный цикл» государства как политического института

Государство как политический институт имеет длинную и сложную историю. Политическая наука предполагает, что государственный союз возник в борьбе нескольких родовых союзов

В современной политической науке нет единого мнения по поводу основной движущей силы

Таким образом, на современном этапе развития институт государства в имеет три формы...

Политическое пространство современной России: состояние...

Отметим, что Закон определяет, общественные отношения, которые являются связующим элементом объединения и регулирования политических организаций, а также гражданам Российской Федерации предоставляется свобода действий при выборе партий.

Основы взаимодействия политических партий и государства

Современное развитие института политических партий в России отличается высокой динамикой.

В статье 3 названного Закона дано определение понятия «политическая партия»: это

На взаимоотношения политических партий и государства, по мнению В. Д. Зорькина

Политические партии как социальные институты зародились ещё в античные времена...

Проблемы деятельности политических партий...

государственное управление, политические партии, проблемы политических партий, ВПП

Как можно заметить, политический курс российских властей направлен на дальнейшее.

Российские политические партии. Партия — это политическая общественная...

Специфика же политических партий состоит в том, что они создаются с целью вовлечения.

К вопросу о роли политических партий в современном...

Вопрос о роли политических партий в современном обществе обсуждается уже давно, и все же однозначных ответов так и не

Политические партии как социальные институты зародились ещё в античные времена...

Роль политических партий в системе политической власти...

Партии выступают легитимными носителями идеологий на государственном уровне...

О характере деятельности Коммунистической партии Российской...

Несомненно, на сегодняшний день партии играют одну из ведущих ролей в политической жизни России.

Это путь политической реакции и социального регресса, путь национальной катастрофы

2) Общественное мнение подтверждает оппозиционный характер партии.

Что касается общественного мнения, то по данному аспекту существуют серьезные вопросы.

Политическая социализация студенческой молодёжи (на примере...

В статье рассмотрены основные социологические теории политической социализации.

Мнения, о том, откуда же студенты получают информацию о каких-либо политических событиях, были единогласны.

Что же касается политических институтов, оказывающих влияние на молодёжь, тут важную

Политическая система и политическая жизнь общества.

Основные особенности политической системы общества

В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном.

Роль политических партий в системе политической власти...

В статье описывается сущность политических партий.

Политические партии можно считать общественными объединениями.

Партия — это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

Политические партии как социальные институты зародились ещё в античные времена...

Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества...

...общественное движение; орган общественной самодеятельности; политическая партия [2].

23,28. Общественно-государственное общественное объединение.

институты гражданского общества – объединения, сформировавшиеся в форме различных.

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть...

Задать вопрос