К вопросу о роли прокуратуры в единой системе публичной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 19.06.2023

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Арзютова, Д. А. К вопросу о роли прокуратуры в единой системе публичной власти / Д. А. Арзютова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 156-160. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104277/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: власть, публичная власть, ветвь власти, прокуратура, прокурорский надзор.

Феномен власти в том или ином виде сопровождал общество на всех этапах его развития, с древности и до современности, но его понятие не нашло в отечественной и зарубежной литературе единого толкования, что вызывает дискуссию ввиду комплексности правовых, социологических и политических аспектов этого явления.

Как указывает профессор Марченко М. Н., нередко власть определяется как разновидность социальных отношений, отражающая способность оказывать влияние на характер и направления деятельности людей, индивидов и целых социальных групп. Ученым власть рассматривается как ресурс, выражающийся в наращивании порядка, уровня организации, организованности и регламентации жизни во всех ее параметрах. Общее понятие власти непосредственно связано с термином «публичная власть», имеющего особенности: во-первых, целью публичной власти является поддержание в обществе определенного порядка и придание ему организованности и свойства управляемости; во-вторых, публичная власть носит всеобъемлющий характер и распространяется на все общество в целом как необходимое условие функционирования общества [1].

С принятием поправок к Конституции Российской Федерации (далее — Конституции РФ) в 2020 году категория «единой публичной власти» была официально закреплена в тексте Основного закона, что представляется важным и своевременным шагом. Данный факт делает актуальным ряд вопросов, в частности, связанных с определением роли института прокуратуры в системе публичной власти.

Категория «публичная власть» давно известна судебной практике и доктрине конституционного права и, как указывают отдельные правоведы, была введена в российскую правовую действительность Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации (далее по тексту — КС РФ) от 24 января 1997 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г.». Традиционно в указанное понятие включаются государственная власть и местное самоуправление [2, с. 7].

В научной литературе отсутствует единообразное понимание природы публичной власти. Оригинальную точку зрения предложила Т. Н. Семенова, согласно которой публичная власть охватывает всех членов общества [3, с. 14]. A. A. Югов полагает, что публичная власть — «система всеобщего участия населения в решении совместных дел» [4, с. 12]. Советский и российский ученый В. Ф. Халипов предлагает подходить к публичной власти как к власти, открытой народу и его суждениям, общественной по своему характеру, привлекающей к управлению широкие массы [5, с. 134]. Представляется, что данное определение наиболее полно отражает аспекты указанных выше подходов.

Правовое регулирование системы публичной власти включает множество источников, в том числе положения Конституции Российской Федерации, а также федеральных конституционных законов, федеральных законов, подзаконных актов и многих других нормативных актов [6, с. 192–201]. Прежде всего, данный термин употребляется в ст. 67 Конституции РФ, где говорится об организации публичной власти на федеральных территориях. Ст. 71 Конституции РФ гласит, что организация публичной власти относится к ведению Российской Федерации, ст. 80 — что Президент Российской Федерации среди прочего обеспечивает согласованное функционирование и сотрудничество органов единой системы публичной власти.

Представляет интерес положение ст. 132 Конституции РФ, согласно которому органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти Российской Федерации. Данное положение является новеллой, которое было включено в текст Конституции РФ Законом о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, а затем выступило в качестве предмета толкования Конституционным Судом РФ в заключении от 16 марта 2020 г. № 1-З и многочисленных обсуждений в рамках научных статей.

Помимо Конституции РФ, публичная власть является предметом регулирования ряда федеральных законов. В частности, вступивший в силу 19 декабря 2020 г. Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» раскрыл сущность и содержание термина «публичная власть». Законодатель широко понимает термин «публичная власть» и относит к единой системе публичной власти федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и органы местного самоуправления.

Положения указанного закона отличаются от толкования системы публичной власти в Конституции РФ наличием в ней «иных государственных органов», под которыми, как отмечают исследователи, понимается, прежде всего, сам Государственный Совет Российской Федерации [7]. Вместе с тем возникает вопрос о том, какие еще органы относятся к системе публичной власти и включают ли они прокуратуру?

Как известно, существуют государственные органы, которые не относятся к той или иной ветви власти, но обладают публичными функциями [6, с. 198]. К числу таких органов также следует отнести Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ, Уполномоченного по правам человека РФ, деятельность которых регламентируется соответствующими федеральными законами.

Так, в доктрине, посвященной прокурорскому надзору, а также судебной практике традиционно рассматривается вопрос о том, какое место занимают органы прокуратуры в системе разделения властей. Одни исследователи причисляют прокуратуру к органам исполнительной власти [8, с. 696]. Другие — предполагают, что ввиду отнесения к ведению прокуратуры общего надзора данный институт следует отнести к законодательной ветви власти. Наибольшую критику вызывает предложение об отнесении прокуратуры к судебной власти [9, с. 69–81].

Имеет место точка зрения, в соответствии с которой прокуратура принадлежит к органам так называемой «президентской власти» [10]. Также в научной среде высказываются оригинальные мнения о том, что органы прокуратуры с присущими им самостоятельностью и независимостью образуют особенную «прокурорскую власть» [11, с. 10, 18]. Наиболее популярна точка зрения, согласно которой прокуратура является самостоятельным, независимым государственным органом, который не относится ни к одной из ветвей власти, но тесно взаимосвязана с ними [12, с. 313].

В зарубежных странах также, как и в России, нет единого подхода к месту прокуратуры и аналогичных ей органов в государственном механизме. Например, в Соединенных Штатах Америки функции прокуратуры выполняет атторнейская служба, независимая от системы судебной власти. Американские прокуроры рассматриваются как самостоятельные агенты системы уголовного правосудия, использующие свои полномочия для деятельности в интересах общественной безопасности. Прокуратура во Франции, как и в Германии сочетает в себе черты исполнительного и судебного органа. Органы прокуратуры зачастую создаются при судах, но при этом имеют непосредственное отношение к органам исполнительной власти и подчиняются Министерству юстиции [13, с. 141]. Прокуратурой Испании осуществляются задачи, связанные с отправлением правосудия, а из Конституции Болгарии следует, что контроль за соблюдением законов является основой деятельности местной прокуратуры.

Органы прокуратуры государств-участников СНГ имеют схожее регулирование и общие черты с прокуратурой в Российской Федерации. Вместе с тем в Конституции Республики Казахстан нормы, посвященные прокуратуре, находятся в разд. 7 Конституции РФ «Суды и правосудие», что не позволяет точно определить место прокуратуры в системе государственного управления [10]. Более последовательно вопрос о месте прокуратуры в системе органов власти решен в Конституции Республики Беларусь, где прокуратуре посвящена отдельная глава.

Важнейшее значение в определении правового статуса прокуратуры в Российской Федерации имеет, разумеется, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре РФ). Несмотря на то, что Закон о прокуратуре преследовал цель продолжить традиции прокуратуры советского периода, он привнес множество новелл, определивших место и роль прокуратуры в новых социальных, политических и экономических условиях. Так, ст.1 Закона о прокуратуре закрепила за прокуратурой осуществление надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принятие мер, направленных на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности в качестве основных полномочий. Надёжная защита прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка — условия развития государства, в обеспечении которых прокуратура играет особую роль.

В Конституции РФ впервые в истории России была введена статья о гарантированных правах и свободах человека и гражданина, а защита и реализация этих прав и свобод объявлена важнейшей задачей государства. Первоначальная редакция Конституции РФ 1993 года не содержала положений, закрепляющих функции прокуратуры. Однако в 2020 году впервые на конституционном уровне была закреплена система надзорных функций прокуратуры, а также ее единство и централизация [14, с. 457]. В соответствии с актуальной редакцией ст. 129 Конституции РФ прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. В соответствии с Конституцией РФ полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

Следует согласиться с Винокуровым А. Ю., который позитивно оценивает то, что российская прокуратура получила конституционное закрепление в качестве единой федеральной централизованной системы органов, поскольку в теории прокурорской деятельности единство и централизация традиционно рассматривались в качестве принципов организации и деятельности прокуратуры. Также в текущей редакции ст. 129 Конституции РФ обоснованно подчеркивается многофункциональность прокурорской деятельности.

Вместе с тем, прокурорский надзор подразделяется на отрасли в соответствии с Законом о прокуратуре, среди которых выделяются, в том числе, упоминаемые в ч.1 ст. 129 Конституции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При этом за скобками ст. 129 Конституции РФ остаются иные отрасли прокурорского надзора, что не соответствует идее системной взаимосвязи правовых норм [15]. Мы согласны с мнением, что важным направлением прокурорской деятельности является взаимодействие прокуратуры и органов государственной власти, поскольку такое сотрудничество оказывает влияние на состояние законности и правопорядка в государстве.

Таким образом, осуществляемая в государстве и обществе власть традиционно именуется публичной, поскольку существует для решения вопросов общественного (или публичного) значения. Несмотря на правовую позицию Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З, а также федеральных конституционных и федеральных законов, содержание категории «публичная власть» по-прежнему является предметом обсуждений. Поправки в Конституцию спровоцировали вариативность доктринальных теоретических позиций, но дискуссионным является дополнение Конституции РФ принципом «единства публичной власти», включающей местное самоуправление и государственную власть. По мнению ученых, такое положение предопределяет стратегию дальнейшего развития местного самоуправления [16].

Прокуратура РФ находится вне системы разделения властей, выполняет функцию надзора за исполнением законов и наделена для этого соответствующими полномочиями во взаимодействии с другими государственными органами. Независимость прокуратуры от ветвей власти продиктована характером и сущностью прокурорских функций.

Литература:

  1. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права России: учебное пособие: в 2 т. Т. 1. Государство. — М., «Проспект», 2019 г. СПС «Гарант».
  2. Турицын И. В., Упоров И. В. Теоретическая конструкция публичной власти и ее конституционно-правовое преломление в России // Право и практика. — 2015. — № 2. — С. 4–10.
  3. Семенова Т. Н. Государство и государственная власть в классово-антогонистическом обществе // Философские науки. — 1978. — № 6.
  4. Югов А. А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: Монография. — Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 1999. — 121 с.
  5. Халипов В. Ф. Власть. Основы кратологии. — М.: Луч, 1995. — 304 с.
  6. Кобзарь-Фролова М. Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие // Сибирское юридическое обозрение. 2021. — № 2. — С. 192–201.
  7. Корсун К. И. Система единой публичной власти в Российской Федерации: конституционное толкование и реальная практика // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2021. — № 3. СПС «Гарант».
  8. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. — 816 с.
  9. Кутафин О. Е. Избранные труды / сост. В. В. Комарова. — М.: Проспект, 2016. — 368 с.
  10. Надин А. Н. Особенности правового статуса органов прокуратуры государств-участников СНГ (на примере России, Казахстана и Беларуси) // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. — 2021. — № 2. СПС «Гарант».
  11. Ахметова А. Б. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации и Республике Казахстан: сравнительно-правовой анализ: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 258 с.
  12. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. 5-е изд. — М.: Проспект, 2018. — 578 с.
  13. Растопшин Р. А. Права и задачи прокурора в уголовном процессе РФ и ФРГ // Проблемы экономики и юридической практики. — 2017. — № 4. — С. 141–142.
  14. Гайнов И. Д. Правовой статус прокуратуры Российской Федерации: история развития и современное состояние // Журнал «Вестник Казанского юридического института МВД России». — Октябрь-декабрь 2021. № 4. — С. 456–463.
  15. Винокуров А. Ю. Поправки к Конституции Российской Федерации в контексте закрепления статусных положений о прокуратуре // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 4. СПС «Консультант Плюс».
  16. Усманова Р. М. Место органов местного самоуправления в системе публичной власти в свете конституционных поправок // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — Апрель-июнь 2020 г. — № 2 (88). СПС «Гарант».
Основные термины (генерируются автоматически): публичная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, орган, государственная власть, местное самоуправление, прокуратура, ветвь власти, прокурорский надзор, единая система.


Похожие статьи

Прокуратура в системе разделения властей в государственном...

Роль, основные функции и полномочия прокуратуры РФ таковы, что эту единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор, не представляется возможным отнести ни к одной самостоятельной ветви государственной власти, установленной в ст. 10.

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

Здесь необходимо подчеркнуть, что, согласно Конституции РФ и Закону о прокуратуре, прокуратура, как функционально, так и структурно, не относится ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветвям власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Стоит отметить, прокуратура РФ может быть отнесена к отдельной ветви власти, поскольку она организационно не зависит от структур других ветвей государственной власти (п. 1 ст. 4) [2]. Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти».

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

В статье автор пытается определить положение Прокуратуры РФ в современных реалиях, а также провести разграничения между надзорным органом и органами государственной власти РФ, определить их сходства и различия.

Прокуратура России в системе разделения властей: новый взгляд

Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти». Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по своей. Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган...

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации единственный орган государственной власти, при условиях своего особого правового статуса, который непосредственно реализует волю государства по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

В соответствии со статьёй 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, [1] что является одним из признаков правового государства.

Пути становления государственной власти в современной России

Органы государственной власти в РФ являются каналами, через которые народ России осуществляет свою власть, согласно Конституции РФ, ст.3. существует и другой канал — местные органы власти, которые не входят в систему государственных органов РФ.

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Прокурорский надзор наряду с государственным контролем является функцией власти, поэтому определять один из них как «высший» представляется не вполне корректным. Прокуратура сегодня не является и не должна быть законодательным органом власти.

Похожие статьи

Прокуратура в системе разделения властей в государственном...

Роль, основные функции и полномочия прокуратуры РФ таковы, что эту единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор, не представляется возможным отнести ни к одной самостоятельной ветви государственной власти, установленной в ст. 10.

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

Здесь необходимо подчеркнуть, что, согласно Конституции РФ и Закону о прокуратуре, прокуратура, как функционально, так и структурно, не относится ни к исполнительной, ни к законодательной, ни к судебной ветвям власти.

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Стоит отметить, прокуратура РФ может быть отнесена к отдельной ветви власти, поскольку она организационно не зависит от структур других ветвей государственной власти (п. 1 ст. 4) [2]. Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти».

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной...

В статье автор пытается определить положение Прокуратуры РФ в современных реалиях, а также провести разграничения между надзорным органом и органами государственной власти РФ, определить их сходства и различия.

Прокуратура России в системе разделения властей: новый взгляд

Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти». Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по своей. Российская Федерация, прокуратура, государственная власть, ветвь власти, судебная власть, орган...

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации единственный орган государственной власти, при условиях своего особого правового статуса, который непосредственно реализует волю государства по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

В соответствии со статьёй 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, [1] что является одним из признаков правового государства.

Пути становления государственной власти в современной России

Органы государственной власти в РФ являются каналами, через которые народ России осуществляет свою власть, согласно Конституции РФ, ст.3. существует и другой канал — местные органы власти, которые не входят в систему государственных органов РФ.

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Прокурорский надзор наряду с государственным контролем является функцией власти, поэтому определять один из них как «высший» представляется не вполне корректным. Прокуратура сегодня не является и не должна быть законодательным органом власти.

Задать вопрос