К вопросу о взаимосвязи идентичности и коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 10.06.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Изварина, Е. Р. К вопросу о взаимосвязи идентичности и коммуникации / Е. Р. Изварина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 455-457. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103759/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует проблему взаимосвязи идентичности личности и коммуникационного процесса.

Ключевые слова: идентичность, коммуникация, отождествление, Другой.

Проблема исследования идентичности — один из важнейших междисциплинарных вопросов, не теряющий актуальности на протяжении последних столетий. Ученые подходят к обсуждению темы с различных точек зрения, однако соглашаются в том, что проблема идентичности обладает комплексным характером и ее необходимо рассматривать междисциплинарно, т. е. явление идентичности неразрывно связано с лингвистикой, социологией, философией, культурологией, конфликтологией и психологией и т. д.

Само же понятие «идентичность» возникло сравнительно недавно, в средине ХХ века, и было впервые употреблено американским психологом У. Джеймсом, который выделил такое свойства идентичности, как борьба своего и чужого, а в самом широком смысле понимается как «Я», ядро, основа личности, целостная структура.

Согласно другому известному исследователю темы идентичности, Э. Эриксону, это «процесс одновременного отражения и наблюдения, процесс, протекающий на всех уровнях психической деятельности, посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; в то же время он оценивает их суждения о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с типами, значимыми для него» [3, с. 32].

Идентичность, по Э. Эриксону — это воспринимаемый образ себя «во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития» [3, с. 12].

В исследовательской работе М. Хогга и А. Рида «Социальная идентичность, самоопределение и групповые нормы» также указывается на групповую природу идентификации и установок личности. Акцентируется внимание на том факте, что какие-либо общественные, групповые нормы, как правило, формирует малочисленная подгруппа лидеров. Таким образом, идентифицируя себя с группой, человек перенимает (сознательно или нет — другой вопрос) их внутригрупповые установки [4, с. 7–13].

Однако мы должны ответить на вопрос — как связаны идентичность и коммуникационный процесс?

Коммуникационный процесс (в любом его проявлении) — это процесс сообщения, передачи информации, обладающей значимостью и значением. Следовательно, человеку для развития, установления и осмысления собственной идентичности (самоидентификации) необходима коммуникация для «передачи» своего Я. В коммуникативном подходе понятие «идентичность» необходимо уточнять через категорию «коммуникативная». Очевидно, что нужно ввести уточняющее понятие «коммуникативная идентичность», которое мы определим как субъективное переживание принадлежности, целостности и протяженности во времени, возникающее в идентификационных процессах.

Идентичность личности в коммуникационном процессе происходит через идентификацию, т. е. определение себя как цельное через кого-то или что-то. Приходим к заключению, что мы вправе говорить только о проявленной (осознанно или бессознательно) мере отождествления себя с явлением, образом, группой и т. п. Мы можем заключить, идентичность может обладать разной степенью выраженности и осознания.

Отечественный ученый В. И. Кабрин изучал коммуникацию в качестве основного фактора становления личности. Личность, как сказано в его исследованиях, это «иерархия различных уровней внешних и внутренних коммуникаций, динамически интегрирующих компоненты «Я» в новое качество — коммуникативный мир» [1. с.7]. Согласно коммуникативному подходу В. И. Кабрина, идентичность возникает в результате коммуникативных процессов и представляет собой явление с нечеткими границами, находящееся в постоянном движении, поскольку разные и многомерные идентификационные векторы постоянно уходят и появляются.

Здесь и кроется сложность исследования указанной проблемы. Отождествление личности с кем-либо и чем-либо в коммуникационном пространстве сложно, но важно определить, поскольку это одно из важнейших феноменологических ее свойств. Идентичность многомерна и относительна, при этом выражает в своей сути процесс соотношения субъекта.

Важно сказать об образующей роли Другого в осознании и построении идентичности личности. Поскольку идентичность является продуктом коммуникационного процесса, то Другой, как непосредственный участник коммуникации, вступает в интеракцию, интернализацию и идентифицирует (как, впрочем, и идентифицируется сам) наше Я. Другой как социальное, объективное в субъективном, во взаимодействии с Я может привести к возникновению не только взаимных, но общих идентификаций, через призму культуры, особенности общества и т. п.

Обращаясь к трудам Дж. Г. Мида, мы как раз можем обнаружить Другого как общесоциальное [2]. Т. е. достижение идентичности личностью определяется его функционированием в обществе. «Получить» идентичность через взаимодействие с объективным, общим будет способствовать самосознанию и самоопределению.

Человек достигает тождественности и приходит к сознанию целостности собственной самости. Однако, с каким собой возникает эта тождественность, где начальная точка отсчета? Мы приходим к выводу, что идентичность как категорию внутри личности определить и вычленить невозможно, идентичность не может существовать без Другого. Т. е., из категории психологического совершается переход в социо-психологическое.

Коммуникативный характер идентичности личности подчеркивает ее важную характеристику — относительность. Потому как мы уже определили, что идентичность — это отождествление, сравнение Я и реальности.

Когда мы утверждаем, что обладаем идентичностью, мы должны обозначить, с кем или чем мы себя идентифицируем, иначе это не имеет смысла: как понять, с чем личность себя соотносит, если не назван предмет соотношения?

Подводя итог вышесказанному, мы можем заключить, что вне зависимости от исследовательского подхода, ученые определяют идентичность как сложносоставное многокомпонентное явление, источником возникновения и развития которого является коммуникационный процесс.

Изучая личностную идентичность, мы обязаны отметить, что идентичность в коммуникационном подходе будет являться не свойством, а отношением к кому-либо и чему-либо. Относительность идентичности человека — важнейшее свойство проблемы. Поскольку идентичность выступает как продукт коммуникативных процессов, то и исследовать данную проблему нужно принимая во внимание все пространство идентификаций. Личность, Я не существует без Другого.

Литература:

  1. Кабрин, В. И. Транскоммуникация и личностное развитие: психология коммуникативного развития человека как личности. / В. И. Кабрин. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. — 255 c. — Текст: непосредственный.
  2. Мид, Д. Интернализованные другие и самость. Американская социологическая мысль / Д. Мид. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 c. — Текст: непосредственный.
  3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996. — 344 c. — Текст: непосредственный.
  4. Hogg, M. A. Social Identity, Self-Categorization, and the Communication of Group Norms / M. A. Hogg, S. A. Reid. — Текст: непосредственный // Communication Theory. — 2006. — № 16. — С. 7–30.
Основные термины (генерируются автоматически): идентичность, коммуникационный процесс, коммуникативный подход, личность, процесс.


Ключевые слова

коммуникация, идентичность, другой, отождествление

Похожие статьи

Создание метода для измерения уровня чувства общности...

Подход социальной идентичности — это теория о групповых процессах и о междугрупповых отношениях, которая определила процессы, связанные с группой [4, с.204–222]. Теория социальной идентичности, а позже — подход социальной идентичности и теория самоиндетификации появились

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

...декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель.

Так, например, основатель информационного подхода, Клод Элвуд Шеннон определил, что «коммуникация

Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между

Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в процессе их совместной деятельности, типологические особенности мышления, организаторские и коммуникативные способности)

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы...

Предмет исследования: особенности коммуникативной сферы студентов-психологов.

Помимо того, у молодых людей активно развивается коммуникативная сфера личности.

В процессе общения внимательны, при этом контролируют личные эмоции.

Все выше перечисленные аспекты коммуникационной сферы имеют важное значение в становлении...

Феномен профессиональной самоидентификации

В статье рассматривается феномен профессиональной самоидентификации. Характеризуется сущность понятий идентичность, идентификация, профессиональная идентичность, профессиональная компетентность, профессиональная самоидентификация.

Научно-теоретические подходы к определению навыков...

...информации [7]. Коммуникативные навыки — это характеристика особенностей человека в коммуникационных процессах

Коммуникация выступала как взаимодействие личностей, как взаимодействие (по

умение выразить социальные функции в процессе коммуникации

способностью понимать и использовать телодвижения в процессе коммуникативной...

Межкультурное общение как процесс межличностного...

Библиографическое описание: Арустамян, Д. В. Межкультурное общение как процесс

Для осуществления продуктивного межкультурного общения, языковая личность должна

Понятие коммуникативной неудачи оказывается тесно связанным с понятием ошибки, так

характер, социокультурный компонент, профессиональное общение, коммуникативный подход, подход.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Ключевые слова:процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей.

Тактические же способности представляют собой более конкретные подходы и методы, которые личность предпринимает в процессе общения.

Повествовательная идентичность в контексте диалогизации

· повествовательная идентичность в процессе завязывания интриги

Такая игра воображения в дальнейшем может привести личность к самообману, бегству от себя и

Интерпретация текста, герменевтический подход и позволяет выявить повествовательную идентичность.

Таким образом, идентификация происходит в процессе воздействия высокого уровня на...

Коммуникативные качества личности и их роль в общении...

В процессе коммуникации происходит личностное формирование ребенка.

Темперамент накладывает свой отпечаток на свойства коммуникации личности.

Носова, К. А. Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников / К. А. Носова.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникация, коммуникативная компетенция.

Похожие статьи

Создание метода для измерения уровня чувства общности...

Подход социальной идентичности — это теория о групповых процессах и о междугрупповых отношениях, которая определила процессы, связанные с группой [4, с.204–222]. Теория социальной идентичности, а позже — подход социальной идентичности и теория самоиндетификации появились

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

...декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель.

Так, например, основатель информационного подхода, Клод Элвуд Шеннон определил, что «коммуникация

Р. Адлер и Н. Тоун описывают коммуникацию как «процесс, по меньшей мере, между

Коммуникативные способности развиваются в общении, в освоении культуры...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в процессе их совместной деятельности, типологические особенности мышления, организаторские и коммуникативные способности)

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы...

Предмет исследования: особенности коммуникативной сферы студентов-психологов.

Помимо того, у молодых людей активно развивается коммуникативная сфера личности.

В процессе общения внимательны, при этом контролируют личные эмоции.

Все выше перечисленные аспекты коммуникационной сферы имеют важное значение в становлении...

Феномен профессиональной самоидентификации

В статье рассматривается феномен профессиональной самоидентификации. Характеризуется сущность понятий идентичность, идентификация, профессиональная идентичность, профессиональная компетентность, профессиональная самоидентификация.

Научно-теоретические подходы к определению навыков...

...информации [7]. Коммуникативные навыки — это характеристика особенностей человека в коммуникационных процессах

Коммуникация выступала как взаимодействие личностей, как взаимодействие (по

умение выразить социальные функции в процессе коммуникации

способностью понимать и использовать телодвижения в процессе коммуникативной...

Межкультурное общение как процесс межличностного...

Библиографическое описание: Арустамян, Д. В. Межкультурное общение как процесс

Для осуществления продуктивного межкультурного общения, языковая личность должна

Понятие коммуникативной неудачи оказывается тесно связанным с понятием ошибки, так

характер, социокультурный компонент, профессиональное общение, коммуникативный подход, подход.

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Ключевые слова:процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей.

Тактические же способности представляют собой более конкретные подходы и методы, которые личность предпринимает в процессе общения.

Повествовательная идентичность в контексте диалогизации

· повествовательная идентичность в процессе завязывания интриги

Такая игра воображения в дальнейшем может привести личность к самообману, бегству от себя и

Интерпретация текста, герменевтический подход и позволяет выявить повествовательную идентичность.

Таким образом, идентификация происходит в процессе воздействия высокого уровня на...

Коммуникативные качества личности и их роль в общении...

В процессе коммуникации происходит личностное формирование ребенка.

Темперамент накладывает свой отпечаток на свойства коммуникации личности.

Носова, К. А. Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников / К. А. Носова.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникация, коммуникативная компетенция.

Задать вопрос