Органы прокуратуры и функция предупреждения преступности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.06.2023

Статья просмотрена: 452 раза

Библиографическое описание:

Насипов, Д. Д. Органы прокуратуры и функция предупреждения преступности / Д. Д. Насипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103745/ (дата обращения: 27.04.2024).



Борьба с преступностью остается одним из важнейших приоритетов государственно-правовой политики, при этом для органов прокуратуры как надзорному ведомству отведено особое место в государственной системе по предупреждению преступности. Однако действующее законодательство не в полной мере отвечает всем тенденциям политики государства, остается под вопросом действительная роль и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе и предупреждении преступности.

Ключевые слова: предупреждение преступности, органы прокуратуры, функция органов прокуратуры.

Борьба с преступностью в России — одна из приоритетных задач государственной политики, представляющей из себя целенаправленную деятельность государства по реализации мер для максимального снижения и ограничения деструктивного поведения до такого уровня, при котором она перестанет быть угрозой национальной безопасности.

Согласно данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД Российской Федерации общий уровень преступности в России в 2015 году значительно повысился после 8 лет ее устойчивого снижения: количество противозаконных деяний выросло на 8.6 %, что на 202,1 тыс. преступлений больше чем в 2014 году, при этом рост преступлений отмечен в 75 субъектах, а каждое двадцать третье преступление (4.3 %) было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. [1]

Указанные события продемонстрировали государству, что требуется срочное принятие мер по профилактике преступности. Одним из шагов, направленных на борьбу с деструктивным поведением, стало принятие Федерального закона № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 г. (далее по тексту — Закон об основах профилактики) и установление правовых и организационных основ системы профилактики правонарушений, а также дальнейшее реформирование законодательства и правоприменительной практики.

Указанные действия были направлены на организацию и совершенствование работы по профилактике преступности в системе государственных органов. После принятия Закона об основах системы профилактики на законодательном уровне особа была подчеркнута общая направленность всей системы государственных органов местного самоуправления на предупреждение и борьбу с преступностью, а также выделены отдельные формы профилактического воздействия и введены общие положения, регламентирующие полномочия органов прокуратуры.

Для органов прокуратуры в государственной системе по предупреждению преступности в Российской Федерации отведено особое место в соответствии с ст. 1 Федерального закона № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. (Далее по тексту — Закон о прокуратуре). [2]

Органы прокуратуры Российской Федерации — это в первую очередь надзорные органы, осуществляющие контроль за исполнением на территории России действующего законодательства. В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Положения ст. 129 Конституции Российской Федерации находят своё продолжение и дальнейшую детализацию в Законе о прокуратуре. Системный анализ конституционных норм, посредством которых определены органы власти в России, позволяет сделать вывод, что прокуратура представляет из себя целостное государственно-властное образование, состоящее из органов и учреждений, обеспечивающих надзор за исполнением действующих законов на территории всей страны.

При этом особое внимание заслуживает тот факт, что органы прокуратуры организованы таким образом, что они функционируют в условиях достаточной самостоятельности — в соответствии с действующим законодательством они не включены ни в одну из традиционно выделяемых базовых ветвей государственной власти.

Ряд специалистов в области юриспруденции в своих исследовательских работах определяют прокуратуру как полностью самостоятельный государственно-правовой институт власти. Согласно мнению Н. В. Казанник, прокуратура в России действительно осуществляет четвертую, самостоятельную ветвь государственной власти, которую с полным основанием называют прокурорско-надзорной. [3, стр. 142] Так, в частности, В. М. Семенова и В. А. Байдукова отмечают следующее: «наличие фундаментальных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), олицетворяющих единую государственную власть, не исключает возможность существования иных функционально-самостоятельных правовых институтов. Актуальным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной юриспруденции концепции контрольной власти». [4, стр. 314]

Анализ основ деятельности органов прокуратуры, направленной на укрепление законности, обеспечение верховенство закона и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государстве, сильно выделяется уклон в сторону предупреждения преступности. Из указанного можно сделать вывод, что для органов прокуратуры практически была предопределена новая функция. Предупреждение преступности — это самостоятельное направление деятельности, в частности, для органов прокуратуры, имеющее самостоятельное значение, которое нельзя отнести ни к прокурорскому надзору, ни к участию в судебных процессах и взаимодействию с государственными учреждениями.

Стоит отметить, что в настоящий момент законодательство об органах прокуратуры не в полной мере отвечает тенденциям политики государства: не ясным образом определена роль и значение прокуратуры, ее цели и задачи в деятельности по предупреждению преступности.

О необходимости реагирования органами прокуратуры и принятии мер по предупреждению преступности упомянуто в большом количестве административных и организационных документов Генерального прокурора Российской Федерации, например, Приказ № 7 «Об организации работы прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» от 16.01.2012 г., указания № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» от 06.07.1999 г. и другие.

В ходе проведенного сравнительного анализа Закона Об основах профилактики и Закона о прокуратуре было выявлено, что деятельность прокуроров по предупреждению преступности существенно отличается от деятельности по надзору за исполнением законов о предупреждении преступности. В законе «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» указано, что прокурор осуществляет предупреждение преступности и надзор за исполнением законов, то есть выполняет двойную роль в области предупреждения преступности.

Действующим законодательством на органы прокуратуры была возложена ведущая и руководящая роль в противодействии преступности. Стоит отметить, что осуществление органами прокуратуры деятельности по предупреждению преступности (ее профилактики) происходило всегда и до принятия Закона об основах профилактики путем применения актов прокурорского реагирования. Указанное подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, которая отражается в его определениях. Так, например, в Определении Верховного Суда Российской Федерации № 82-КГПР14–2 от 18.06.2014 г. указано, что предостережение о недопустимости нарушения закона в силу положений ст. 22, 25.1 Закона о прокуратуре является документом не только прокурорского реагирования, но и мерой профилактического воздействия. [5] При этом о профилактической деятельности главенствующего координатора в борьбе с преступностью ни в одном из законов, в том числе во всех редакциях Закона о прокуратуре это не отмечено.

В соответствии с ст. 9 Закона Об основах профилактики на органы прокуратуры возложена обязанность по осуществлению профилактики правонарушений, для осуществления которой прокуроры в пределах своей компетенции наделены полномочиями по предупреждению правонарушений при осуществлении надзора за исполнением законом иными субъектами профилактики правонарушений и их должностными лицами. При этом стоит отметить, что в основном кодифицированном акте — Законе о прокуратуре нет прямого закрепления положений о профилактической деятельности органов прокуратуры.

Как уже было отмечено в настоящей работе выше, принятие Закона об основах системы профилактики предопределило выделения отдельных форм профилактического воздействия и новой функции органов прокуратуры в Законе о прокуратуре — предупреждение (профилактика) преступности. При этом исходя из анализа законодательства о прокуратуре получается, что основным направлением в рамках деятельности по предупреждению преступности — это осуществление надзорной деятельности. Надзор за соблюдением законодательства выделяется в качестве основного направления и формы деятельности органов прокуратуры, в рамках которой осуществляется выявление и предупреждение правонарушений. Стоит обратить внимание на обоснованную позицию А. Ю. Винокурова, который указывал, что в период действия Закона СССР от 30.11.1979 г. «О прокуратуре СССР» профилактика преступлений и иных нарушений непреступного характера относилась законодателем к числу самостоятельных видов внешнефункциональной прокурорской деятельности [6, с. 1–8].

В юридической литературе встречается и противоположная точка зрения, согласно которой предупреждение преступности — это новая функция органов прокуратуры, которая изначально не предусматривалась законодательством, однако подразумевалась присущей деятельности прокуратуры. В частности, такой позиции придерживается М. А. Магомедов, который отмечал следующее «профилактика правонарушений — это по существу новая функция органов прокуратуры, которая не относится ни к ее надзорной функции, ни к ее функциям участия в судопроизводстве или взаимодействия с институтами власти и общества» [7, с. 168–172].

В заключение можно отметить, что динамичное развитие правоотношений и общества, появление новых составов правонарушений и изменения в социально- криминальной сфере влечет изменение в системе государственных органов и появление нового функционального назначения. При этом теоретическая и законодательная основа не всегда поспевает за динамичными изменениями в обществе, что сильно влияет на уровень эффективности осуществления государственно-правовой политики. В настоящий момент требуется осуществление соответствующих правовых реформ касательно важной функции органов прокуратуры по предупреждению преступности.

Литература:

  1. Состояние преступности — январь-декабрь 2015 года. — Текст: электронный // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/7087734 (дата обращения: 05.06.2023);
  2. Федеральный закон № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации от 20.02.1992 г. № 8., ст. 366;
  3. Казанник А. И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. — 2007. — № 5. — с. 13–16;
  4. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В. М. Семенова и В. А. Байдукова. М.: Норма — 2008. — с. 314.
  5. Определение Верховного Суда Российской Федерации № 82-КГПР14–2 «О признании незаконным вынесения предостережения прокурора недопустимости нарушения закона» от 18.06.2014 г. [Электронный доступ] // Консультант Плюс: справ. Правовая система (дата обращения: 05.06.2023 г.)
  6. Бобренев В. А. О соотношении функций и направлений прокурорской деятельности в Российской Федерации // Полицейская и следственная деятельность. — 2017. — № 4 — с. 1–8.
  7. Магомедов М. А. Профилактическая функция прокуратуры Российской Федерации и совершенствование ее правового регулирования // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — № 1. — с. 168–172.
Основные термины (генерируются автоматически): предупреждение преступности, Российская Федерация, орган прокуратуры, функция органов прокуратуры, действующее законодательство, основа профилактики, прокуратура, Россия, профилактическое воздействие, Верховный Суд.


Ключевые слова

предупреждение преступности, органы прокуратуры, функция органов прокуратуры

Похожие статьи

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

Прокуратура участвует фактически во всех регламентируемых законодательством

При этом органы прокуратуры не относятся к системе органов законодательной власти.

Прокуратура РФ согласно п. 4 ст. 1 Закона о прокуратуре, лишь принимает участие в.

С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов.

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской

Законодательство, регламентирующее надзорную деятельность органов прокуратуры в

[7]. Под принципами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по...

Проблемные аспекты организации деятельности органов...

Так, во-первых, в соответствии с ФЗ № 120 1999 года, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением действующего законодательства органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [3].

Деятельность суда по предупреждению преступности...

 Ключевые слова : предупреждение преступности, суд, несовершеннолетние

Судебные органы решают задачи предупреждения преступности с помощью присущих им средств.

мера воспитательного воздействия как предупреждение, закрепленная в п. 1 ст. 91 УК РФ.

В статье 5 Федерального Закона «Об основах системы профилактики правонарушений в...

Полномочия прокурора по предупреждению нарушений...

По данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2017 год иностранные

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. утв.

Прокурор — должностное лицо единой централизованной системы — прокуратуры РФ...

В связи с чем необходимо создание стабильных правовых основ предупреждения и.

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской...

Вопрос о функциях, которые выполняют органы прокуратуры Российской Федерации

Кроме того, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры

Росинский В. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

На сегодняшний день прокуратурой РФ проводится системный анализ и мониторинг состояния законности, в том числе в сфере исполнения и соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе и антикоррупционного законодательства.

Особенности полномочий прокурора в российской правовой...

Основные полномочия сотрудников органов прокуратуры закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» [1], а процессуальные полномочия прокурора раскрываются более полно в отраслевом процессуальном законодательстве.

Задачи, основные направления и формы деятельности...

Однако, мы считаем, что органы прокуратуры имеют право законодательной инициативы.

Эта функция напрямую закрепляется в статье 1 закона «О Прокуратуре РФ» Осуществляемая координационная деятельность

В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью.

порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Похожие статьи

Прокуратура в системе государственного контроля Российской...

Прокуратура участвует фактически во всех регламентируемых законодательством

При этом органы прокуратуры не относятся к системе органов законодательной власти.

Прокуратура РФ согласно п. 4 ст. 1 Закона о прокуратуре, лишь принимает участие в.

С проблематикой места и роли прокуратуры Российской Федерации в системе органов.

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган...

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской

Законодательство, регламентирующее надзорную деятельность органов прокуратуры в

[7]. Под принципами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по...

Проблемные аспекты организации деятельности органов...

Так, во-первых, в соответствии с ФЗ № 120 1999 года, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением действующего законодательства органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [3].

Деятельность суда по предупреждению преступности...

 Ключевые слова : предупреждение преступности, суд, несовершеннолетние

Судебные органы решают задачи предупреждения преступности с помощью присущих им средств.

мера воспитательного воздействия как предупреждение, закрепленная в п. 1 ст. 91 УК РФ.

В статье 5 Федерального Закона «Об основах системы профилактики правонарушений в...

Полномочия прокурора по предупреждению нарушений...

По данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2017 год иностранные

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. утв.

Прокурор — должностное лицо единой централизованной системы — прокуратуры РФ...

В связи с чем необходимо создание стабильных правовых основ предупреждения и.

К вопросу о правозащитной функции прокуратуры Российской...

Вопрос о функциях, которые выполняют органы прокуратуры Российской Федерации

Кроме того, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры

Росинский В. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

На сегодняшний день прокуратурой РФ проводится системный анализ и мониторинг состояния законности, в том числе в сфере исполнения и соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе и антикоррупционного законодательства.

Особенности полномочий прокурора в российской правовой...

Основные полномочия сотрудников органов прокуратуры закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» [1], а процессуальные полномочия прокурора раскрываются более полно в отраслевом процессуальном законодательстве.

Задачи, основные направления и формы деятельности...

Однако, мы считаем, что органы прокуратуры имеют право законодательной инициативы.

Эта функция напрямую закрепляется в статье 1 закона «О Прокуратуре РФ» Осуществляемая координационная деятельность

В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью.

порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Задать вопрос