Маркетинговые коммуникации в современных реалиях в сфере общественного питания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Комаров, Т. А. Маркетинговые коммуникации в современных реалиях в сфере общественного питания / Т. А. Комаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103645/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются следующие аспекты: роль маркетинговых коммуникаций в современном мире. Определение маркетинговых коммуникаций, анализ ситуации в сфере общественного питания.

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, сфера общественного питания, социальные сети, коронавирусная инфекция, период кризиса.

Понятие «маркетинговые коммуникации» имеет разные определения. Например, А. П. Панкрухин рассматривает их как совокупность средств и действий, которые направлены на поиск, анализ и распространение информации. Дж. Бернет и С. Мориарти оценивают маркетинговые коммуникации как механизм трансляции информации о товаре, для целевой аудитории. В понятие маркетинговых коммуникаций можно включить множество элементов, таких как: реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, связи с общественностью, управление событиями, прямой маркетинг и разработку коммуникационного бренд-имиджа компании.

Для эффективного продвижения любого продукта нужно применять индивидуальный подход. Во-первых, важно выявить целевую аудиторию. Во-вторых, установить взаимопонимание с покупателем. В-третьих, необходимо определить самый актуальный комплекс маркетинговых коммуникаций. Который, в свою очередь, позволит эффективно продвигать продукт.

В соответствии с ГОСТ Р 50647–2010 «Услуги общественного питания. Понятия и определения» понятие «общественное питание» можно определить как самостоятельную сферу экономики. Главной целью является производство и реализация готовой продукции и полуфабрикатов. Сфера общественного питания играет значительную роль в жизни любого современного человека. В настоящее время все больше людей вынуждены или предпочитают питаться вне дома. Этот факт, безусловно, делает индустрию общественного питания крайне важной в сфере услуг. В современном мире, где каждый час на вес золота, заведения общественного питания освобождают людей от покупки продуктов, готовки, уборки посуды и т. д. Что помогает людям гораздо более эффективно использовать свое свободное время. Помимо этого, как правило, сфера общепита предоставляет дополнительные услуги, которые способствуют организации досуга. Сюда входят различные мероприятия, кулинарные шоу, мастер-классы и другие развлечения.

Множество ресторанов становится центром социальной активности, где люди могут не только насладиться вкусной едой, но и, к примеру провести время в приятной обстановке, пообщаться с близкими, провести деловую встречу.

Важно отметить, что в настоящее время общепит находится под воздействием различных факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на эту отрасль. Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) кардинально изменила жизнь как общества, так и сферу общественного питания. Новые ограничения и условия вынудили большое количество предпринимателей переосмыслить направление бизнеса и перейти на онлайн-модель доставки еды/напитков. Наиболее насущной проблемой, требующей обязательного решения, оказались новые требования в сфере гигиены и безопасности. Они привели к необходимости жесткого контроля процессов приготовления и обработки продовольственных товаров, а также инвестиций в обновление оборудования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590–2020 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 32 от 27.10.2020, зарегистрированные 11.11.2020 в Минюсте России № 60833.

СанПиН 2.3/2.4.3590–2020 содержит требования технических регламентов Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», специальным техническим регламентам, содержащим требования безопасности к отдельным видам пищевой продукции, а также положениям Федеральных законов «О качестве безопасности пищевой продукции», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим требования к качеству и безопасности пищевой продукции и условиям ее оборота.

Еще одну из наиболее ощутимых проблем можно определить как нехватка кадров. Большое количество людей не высоко оценивают профессиональные навыки в этой сфере. Кроме того, низкие зарплаты могут быть второй причиной постоянной текучки персонала. Как результат, некоторые заведения вынуждены сокращать график своей работы.

Ситуация с закупкой сырья также может стать проблемой в будущем. Например, кофейни спешалти сегмента закупают еще зеленое кофейное зерно в валюте. Резкое изменение курса валют, экономические кризисы и внешнеполитические проблемы могут быть причиной существенных изменений в этой сфере. Все эти факторы могут привести к тому, что сфера общественного питания столкнется с проблемой недостатка качественного сырья и продуктов.

Конкуренция, безусловно, также остается одной из главных проблем для ресторанов и кафе. С растущей популярностью, растет и число конкурентов, в том числе и виртуальных, что осложняет ситуацию.

Если рассматривать с точки зрения продвижения, то маркетинговые коммуникации являются одним из главных элементов успеха в бизнесе. Коммуникационные стратегии, которые используют в сфере общественного питания, могут заключаться: в устном общении с клиентами, рекламе, дизайне интерьера и даже в кулинарном искусстве.

Можно выделить следующие пункты:

1. Создание уникального бренда

Бренд позволит создать уникальную идентичность бизнеса, которая будет легко узнаваться и запоминаться. Маркетинговые коммуникации, как раз необходимы для того, чтобы продвигать бренд через логотипы, слоганы и уникальное меню.

2. Привлечение клиентов

Эффективные маркетинговые коммуникации способны завлекать гостей, убеждая их в том, что в данном заведении есть определенная изюминка. Например, здоровое питание, экзотические блюда или уютный интерьер.

3. Удержание клиентов

Маркетинговые коммуникации помогают поддерживать связь с клиентами, например, через рассылку информации о новинках в меню или акциях, других новостях. Гости, благодаря этому, начинают чувствовать свою значимость и хотят вернуться в заведение снова.

4. Увеличение продаж

С помощью маркетинговых коммуникаций присутствует возможность увеличить продажи заведения. Как вариант, за счет заказов на доставку или проведения праздничных (тематических) мероприятий.

Маркетинговые коммуникации — это процесс обмена информацией между бизнесом и клиентами. Задача бизнеса — грамотно транслировать информацию о своем предложении, тем самым завлекая клиентов.

При всем этом, в современном мире, важно не только передавать информацию, но и уделять внимание визуальным элементам, таким как оформление корпоративного профиля, интерьер заведения и фотографии блюд.

Еще один немаловажный аспект разработки маркетинговых коммуникаций — это анализ мнения клиентов и конкурентов. Обратная связь поможет понять заведению, что улучшить или изменить, а мониторинг конкурентов позволяет учится на чужих ошибках.

Как и во многих других странах, в России сфера общественного питания быстро развивается и постоянно меняется. Хочу выделить следующие тенденции:

  1. Увеличение числа ресторанов, кафе и баров. По данным отраслевых экспертов, количество мест общественного питания в России продолжит расти в ближайшие годы. Это связано с приростом населения и увеличением потребительской активности.
  2. Рост популярности онлайн-заказов. В связи с этим, увеличивается роль маркетинга в интернете, в том числе использование социальных сетей, платформ для заказа еды и т. д. Коронавирусная инфекция (COVID-19) оставила след на сфере общественного питания. Большое количество людей предпочитают заказывать еду, вместо посещения. В 2023 году, я считаю, это должно сохраниться как одна из основных тенденций.
  3. Инновационные технологии. В России все больше ресторанов принимают заказы через мобильные приложения. В будущем эти технологии станут еще более популярными.
  4. Рост популярности здоровой пищи. В связи с этой тенденцией, рестораны и кафе активнее проводят маркетинговые кампании, связанные с здоровым образом жизни и правильным питанием.
  5. Укрепление позиций местных производителей. В связи с популяризацией здорового образа жизни, многие рестораны предпочитают отечественных поставщиков. Тем самым повышая качество и оставаясь экологичными.

К слову, в наш век цифровизации, социальные сети давно перестали быть местом, где друзья общаются. Сейчас соцсети стали мощным инструментом маркетинга и продвижения бизнеса.

Давайте рассмотрим, как использование социальных сетей и прочих инновационных решений может помочь продвинуть сферу общественного питания.

Начнем, пожалуй, с основных. Во-первых, привлечение новых клиентов в заведение через социальные сети. Реклама в социальных сетях может быть точно настроена на целевую аудиторию, что поможет привлечь именно тех людей, которые заинтересованы (например, в мексиканской кухне). Рекламные посты/истории/анонсы могут содержать информацию о акциях, новом меню и т. д.

Во-вторых, социальные сети могут помочь удержать клиентов, которые уже посещали заведение. Публикация интересных фотографий, новостей, обзоров, рецептов и прочих материалов, которые помогут поддерживать интерес к заведению.

В-третьих, различные интерактивные кампании в социальных сетях могут также помочь повысить узнаваемость. Это может включать в себя проведение конкурсов, опросов, розыгрышей. Для примера приведу интересную реализацию конкурса в заведении Ucafe (по адресу: г. Москва, Artplay — центра дизайна и архитектуры, ул. Нижняя Сыромятническая, 10 ст2.). Ucafe уже 7 лет в культуре общественного питания и успела изучить все фишки и тонкости работы с разными командами, форматами и направлениями, глубоко анализирует концепцию, изучает ситуацию на рынке и окружающую обстановку, чтобы нативно влиться в любую среду. Кафе Ucafe по типу предприятия относят к кафе при университете (Universal University), рассчитанному на удовлетворение спроса как постоянных гостей (учеников), так и прохожих. Основная целевая аудитория Ucafe это: студенты и администрация 10 школ Universal University (Британская высшая школа дизайна, Московская школа кино, Архитектурная школа МАРШ, Moscow food academy и т. д.); Офисные работники центра дизайна и архитектуры Artplay.

Конкурс был приурочен к 14-ому февраля, дню святого Валентина. Для участия в конкурсе необходимо было приобрести напиток любого объема. После чего гостям предлагали вытащить из корзинки половину бумажного сердца с номером. К моменту проведения конкурса был разработан специальный праздничный напиток, который можно было получить, найдя человека с таким же номером на половинке. Гости выкладывали фотографию своей половинки в социальную сеть, отмечая аккаунт Ucafe, который в свою очередь репостил это к себе, где можно было отследить и найти «своего» человека. Помимо продвижения в социальных сетях, благодаря активным отметкам, конкурс поднял настроение постоянным гостям, поднял волну сарафанного радио и познакомил между собой большое количество студентов.

Онлайн-резервирование еще одно интересное решение. Инновация, которая существенно упрощает поход в ресторан. Социальные сети, сайты и разные платформы могут использоваться для онлайн-бронирования мест в заведении. Это может быть удобным инструментом для клиентов.

Хочется отметить необычные офлайн-решения. Как пример, приведу ресторан северной кухни Björn. Расположен по адресу: Москва, ул. Пятницкая, 3. Björn — первый zero waste ресторан в России (Zero Waste — один из главных экотрендов последних лет. Движение «ноль отходов» призывает к осознанному и ответственному потреблению). У ресторана разработана своя экологическая программа, цель которой — стремление к нулевому следу и безотходному производству. У заведения есть необычное офлайн-мероприятия: «Дикие ужины Björn»

«Дикие ужины» Björn– уникальный формат гастрономических ужинов. Каждый «дикий ужин» — это импровизированный ресторан под открытым небом за пределами города. Блюда, приготовленные шеф-поваром с использованием огня, авторские коктейли от шеф-бармена, душевные разговоры у костра и красота подмосковной природы. А после ужина все следы людского пребывания на месте исчезают, словно их и не было: следуя эко-философии ответственного потребления zero waste и заботясь о природе, ресторан делает все для того, чтобы у гостей от мероприятия остались только яркие воспоминания.

Увеличение прибыли может быть достигнуто путем повышения среднего чека или посещений ресторана (желательно и то, и другое). Важнейшим фактором здесь является создание атмосферы в заведении и обеспечение высокого уровня сервиса. Для достижения может быть предложено дополнительные меню, например, веган/глютен фри, советы шеф-повара, расширяющие выбор гостей.

Продвижение сферы общественного питания может быть организовано с помощью следующих концепций:

  1. Акцент на качество продуктов. Клиенты всё больше становятся гурманами и требуют высококачественной продукции (изучив рынок, можно обратить внимание на возросшую культуру потребления спешалти кофе).
  2. Технологии. Необходимо использовать технологии для повышения качества обслуживания клиентов и ускорения процесса обработки заказов. Системы онлайн-заказов, самообслуживания, а также системы лояльности будут становиться всё более популярными.
  3. Экологичность и здоровый образ жизни. Поскольку охрана окружающей среды и здоровый образ жизни становятся все более важными для людей, заведениям необходимо активно использовать экологически чистые и здоровые продукты. Концепции кофеен с экологичными продуктами, например, снижающие влияние глобальных климатических изменений, становятся более популярными.
  4. Инновации и уникальность. Заведения будут продолжать соперничать между собой. Это может включать в себя оригинальные меню, дизайн интерьера или разработка приложения для выбора блюд, которые учитывают предпочтения клиента, его аллергии, режим питания и т. д. А также создание особых эмоциональных впечатлений для гостей: специальные мероприятия, дегустации, курсы обучения, мастер-классы.
  5. Активное продвижение в социальных сетях. Создавать контент, а также проводить интерактивные мероприятия.

В настоящее время, в связи с осложнением кризисной ситуации, становится все сложнее развивать маркетинговые коммуникации. Переход на цифровые платформы помог уменьшить часть маркетинговых затрат заведений. Однако, запрет определенных интернет-ресурсов требует перехода на отечественные аналоги, которые еще не до конца освоены широкой аудиторией. Мир стоит на пороге серьезных изменений, и компаниям необходимо адаптироваться к новым рыночным условиям.

В целом, современные реалии сферы общественного питания в России сложны, и требуют внимания. Однако, с правильным подходом и управлением, места общественного питания могут добиться успеха и дальнейшего развития.

Мы рассмотрели некоторые способы продвижения сферы общественного питания. В заключении хочется отметить, что всегда важно учитывать мнения клиентов, которые помогают понять, какие изменения можно внести, чтобы улучшить качество продукции и сервиса.

Литература:

  1. Алексунин В. А. Маркетинговые коммуникации: практикум. — М.: Дашков и Ко, 2016.
  2. Амирова, Д. Р., Храмова А. И. Маркетинговые коммуникации: теоретический аспект // E-Scio. 2019.
  3. ГОСТ Р 50647–2010 Услуги общественного питания. Термины и определения. [Электронный ресурс] (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 200)
  4. Жабина, С. Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании. / С. Б. Жабина, О. М. Бурдюгова, А. В. Колесова. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2017.
  5. Логунцова И. В. Актуальные тренды рынка маркетинговых коммуникаций в условиях пандемии COVID-19 // Государственное управление. Электронный вестник. 2020.
  6. Павлова Н. Н. Маркетинг в практике современной фирмы. — М.: Норма, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): общественное питание, Россия, заведение, коммуникация, пищевая продукция, здоровый образ жизни, сеть, сфера, современный мир, целевая аудитория.


Похожие статьи

Популяризация здорового образа жизни как фактора неценовой...

Библиографическое описание: Копылова, Е. О. Популяризация здорового образа жизни как

 Здоровое питание повсеместно проникло в сознание современного человека.

поступающих из этого набора в организм пищевых и биологически активных веществ питание должно

Конкуренция в современном сегменте рынка предприятий общественного питания высока.

Социальные сети как инструмент продвижения бизнеса на...

Ключевые слова: социальная сеть, заведение, SMM, Российская Федерация, продвижение бизнеса. Современному человеку практически невозможно представить, что интересующая его

С февраля 2022 года в общественно-политической жизни Российской Федерации

Так, например, подписчиков аккаунтов точек общественного питания в социальных сетях можно...

Популяризация здорового образа жизни и его влияние на...

 Ключевые слова: здоровый образ жизни, спортивное питание, тренды в спортивном питании, изменение спортивной индустрии после пандемии. ЗОЖ — это образ жизни, способствующий укреплению здоровья и сохранению молодости собственного организма.

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России.

Рассмотрены наиболее популярные типы и форматы заведений общепита.

Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок общественного питания...

Современные форматы предприятий общественного питания

В статье проведен обзор современных форматов предприятий общественного питания, дано понятие формата предприятия общественного питания и рассмотрены такие современные форматы, совмещающие профессиональную деятельность и отдых, как коворкинги и антикафе.

Тенденции развития рынка общественного питания

Формат заведения общественного питания включает в себя тип предприятия, особенности

Масштабное открытие антикафе и распространение их по миру началось в 2012 году.

Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. [1].

Общественное питание — неотъемлемая часть образа жизни современного человека.

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного...

Также сфера общественного питания является достаточно чувствительной к изменениям в экономике.

Динамика оборота рынка общественного питания РФ, % за период с 2011 по 2019 гг.

Общественное питание — неотъемлемая часть образа жизни современного человека.

Структура рынка общественного питания по количеству заведений отражена в диаграмме...

Функции и особенности системы общественного питания

Таким образом, можно говорить, что общественное питание выполняет две основные функции: это, во-первых, воспроизводство человека, его физических возможностей; во-вторых, социализация индивидуумов посредством различных систем общественного питания [4].

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

Незнание своей целевой аудитории влечет за собой полный провал продукта на рынке.

В-четвертых, целевая аудитория косметической продукции в основном женщины, которые не

акустическая продукция, Россия, сеть, рынок, целевая аудитория, акустическая продукция

продукта, рынок мороженого, инновационный продукт, здоровый образ жизни, тренды.

Похожие статьи

Популяризация здорового образа жизни как фактора неценовой...

Библиографическое описание: Копылова, Е. О. Популяризация здорового образа жизни как

 Здоровое питание повсеместно проникло в сознание современного человека.

поступающих из этого набора в организм пищевых и биологически активных веществ питание должно

Конкуренция в современном сегменте рынка предприятий общественного питания высока.

Социальные сети как инструмент продвижения бизнеса на...

Ключевые слова: социальная сеть, заведение, SMM, Российская Федерация, продвижение бизнеса. Современному человеку практически невозможно представить, что интересующая его

С февраля 2022 года в общественно-политической жизни Российской Федерации

Так, например, подписчиков аккаунтов точек общественного питания в социальных сетях можно...

Популяризация здорового образа жизни и его влияние на...

 Ключевые слова: здоровый образ жизни, спортивное питание, тренды в спортивном питании, изменение спортивной индустрии после пандемии. ЗОЖ — это образ жизни, способствующий укреплению здоровья и сохранению молодости собственного организма.

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России.

Рассмотрены наиболее популярные типы и форматы заведений общепита.

Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынок общественного питания...

Современные форматы предприятий общественного питания

В статье проведен обзор современных форматов предприятий общественного питания, дано понятие формата предприятия общественного питания и рассмотрены такие современные форматы, совмещающие профессиональную деятельность и отдых, как коворкинги и антикафе.

Тенденции развития рынка общественного питания

Формат заведения общественного питания включает в себя тип предприятия, особенности

Масштабное открытие антикафе и распространение их по миру началось в 2012 году.

Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. [1].

Общественное питание — неотъемлемая часть образа жизни современного человека.

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного...

Также сфера общественного питания является достаточно чувствительной к изменениям в экономике.

Динамика оборота рынка общественного питания РФ, % за период с 2011 по 2019 гг.

Общественное питание — неотъемлемая часть образа жизни современного человека.

Структура рынка общественного питания по количеству заведений отражена в диаграмме...

Функции и особенности системы общественного питания

Таким образом, можно говорить, что общественное питание выполняет две основные функции: это, во-первых, воспроизводство человека, его физических возможностей; во-вторых, социализация индивидуумов посредством различных систем общественного питания [4].

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

Незнание своей целевой аудитории влечет за собой полный провал продукта на рынке.

В-четвертых, целевая аудитория косметической продукции в основном женщины, которые не

акустическая продукция, Россия, сеть, рынок, целевая аудитория, акустическая продукция

продукта, рынок мороженого, инновационный продукт, здоровый образ жизни, тренды.

Задать вопрос