Медиаобразование как противодействие практикам «постправды» в современной медиасфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Ширяева, И. А. Медиаобразование как противодействие практикам «постправды» в современной медиасфере / И. А. Ширяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 368-371. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103619/ (дата обращения: 03.05.2024).



Ключевые слова: постправда, медиасфера, медиаобразование.

События, произошедшие в публичной политике с 2016 года, ясно продемонстрировали, что особенность политической коммуникации на современном этапе заключается в том, что выстроена она в основном на принципе внушения. То есть здесь господствует не логика, способствующая самостоятельному участию граждан в современных политических процессах, а манипулирование его эмоциями, обращение к способности индивида воспринимать слова авторитетных политических деятелей и политтехнологов как должное [4, с. 114]. В связи с этим стоит отметить, что политическая стабильность во многом теперь будет зависеть от мер противодействия таким информационным, искусственно созданным угрозам. Главным инструментом здесь выступает развитое критическое мышление.

Успех современных политических кампаний, в ходе которых была применена «постправда», доказал, что на восприятие пользователя влияет то, как подана и оформлена информация. В науке такая технология обозначена как «эффект фрейминга». «Теория фрейминга основывается на предположении, что в зависимости от того, как проблема освещена в СМИ или какая интерпретация ей дана, аудитория будет по-разному воспринимать данную проблему» [2, с. 69].

Особенность человеческой психики такова, что в основном мы неосознанно стремимся оценить все через призму своего опыта и мировоззрения, которого придерживаемся. «Фрейминг работает таким образом, что направляет внимание людей на определённую информацию, формируя необходимую мысль, то есть, «эффект фрейминга» — это некое когнитивное искажение, оказывающее влияние на восприятие какой-либо информации в зависимости от того, каким образом она представлена» [7, с. 2]. То есть несмотря на все попытки представить человека как абсолютно рациональное существо, практика показывает обратное.

Современные исследователи поведения пользователей в медиасфере указывают на то, что развитие критического мышления позволит уменьшить влияние страха и тревоги (которые вызывают специально сконструированные сообщения) на человеческую психику, ведь именно дополнительные смыслы, а также грамотно выстроенная презентация способствуют развитию всего этого [7, с. 4].

Некоторые исследователи делают акцент на том, что необходимо тщательно перерабатывать представленную информацию через модель, предложенную Г. Лассуэлом. Оценка коммуникатора, информации, которую он передает, а также целей, которые он может преследовать [6, с. 99].

Дэниел Левитин в своей работе «Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды» выделяет следующие критерии оценки, представленной информации:

Во-первых, крайне важно найти экспертное мнение по этому вопросу. Для этого важно уделить внимание альтернативным источникам, так как одному довольно сложно быть «и судьей, и присяжными в одном лице» [5, с. 129].

Во-вторых, стоит обратить внимание на причину. Нужно знать, нет ли у коммуникатора другого интереса, кроме как проинформировать.

В-третьих, он обращает внимание на такой феномен как «контрзнание». Это «дезинформация, поданная как факт, в который уже начала верить некая критическая масса людей» [5, с. 165]. Таким образом, получается, что первичное внимание как раз и способно ввести заблуждение. Однако здесь стоит упомянуть и об опасности, которые происходят именно из-за огромного информационного потока, в котором сложно сосредоточиться на чем-либо одном.

Работа над критическим мышление всегда происходит на личностном уровне. Поэтому большое внимание следует уделять мотивационным и этическим когнитивные установки индивидов: автономности мышления, наблюдательности, перманентного самопознания и готовности к метапознанию, пониманию диалектической взаимосвязи между разумом и чувствами, готовности к планированию, интеллектуальному смирению и пониманию эго-социоцентричности, гибкости мышления и интеллектуальной смелости, поиску компромиссных решений, а также терпению и настойчивости [2, с. 5].

Сюда же стоит отнести и развитие такого направления как «фактчекинг», к процедурным элементам которого относятся следующие условия:

  1. Начинать анализ всегда стоит с заголовка с целью определить наличие кликбейта;
  2. Необходимо определить степень доверия к первоисточнику информации;
  3. Немаловажным является также поиск официальных источников информации;
  4. Важно отличать субъективное мнение от объективной информации;
  5. Прежде чем вынести суждение, нужно услышать мнение противоположной стороны, что означает поиск альтернативного источника информации для составления полной картины. Если сравнивать несколько источников, то в процессе могут остаться только общие факты и отсеяться субъективная информация (или идеологическая составляющая);
  6. Культивирование рефлексивного чтения/слушания;
  7. Изначально не следует доверять тексту, необходимо занять критическую позицию, даже если источник представляется достаточно авторитетным;
  8. Точность важнее скорости;
  9. Не должно верить интернету и всем сетям мира; необходимо овладеть контекстом; информацию сообщают, а в фейках, как правило, пытаются убедить [3, с. 7].

Таким образом, противодействие разрушительным тенденциям «постправды» начинает реализовываться, многие исследователи обращают внимание на область медиаобразования, как самую качественную тенденцию в современной политической коммуникации.

Литература:

  1. «Политика постправды» и популизм: Коллективная монография / В. А. Ачкасов, Н. А. Баранов, Д. А. Будко [и др.]. — Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2018. — 216 с. — ISBN 978–5–98620–336–2. — EDN YTTLGX.
  2. Богдан Сергей Сергеевич, Лашкова Лия Луттовна, Лукиянчина Елена Владимировна Формирование критического мышления на основе универсальных когнитивных установок, стратегий и инструментов // Вестник НГПУ. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-na-osnove-universalnyh-kognitivnyh-ustanovok-strategiy-i-instrumentov
  3. Бочаров А. Б., Демидов М. О. Технология фактчекинга в борьбе с «информационным мусором»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Управленческое консультирование. 2020. № 12 (144). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-faktchekinga-v-borbe-s-informatsionnym-musorom-problemy-i-perspektivy
  4. Булва, В. И. Технологии коммуникативного воздействия — вызов цифрового общества / В. И. Булва // Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы: Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием, Москва, 27–28 ноября 2020 года / Под редакцией О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — С. 113–114. — EDN REGIDR.
  5. Левитин, Дэниел Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды / Дэниел Левитин; пер. с англ. О. Терентьевой; [науч. ред. Н. Шихова]. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 272 с.
  6. Новицкая, Т. Е. Критическое мышление в контексте негативных эффектов медиатизации / Т. Е. Новицкая // Трансформация коммуникации в цифровую эпоху: Материалы научной онлайн-конференции с международным участием, посвященной всемирному дню почты, Москва, 09 октября 2019 года / Ред. А. К. Мамедов, И. Н. Чудновская. — Москва: ООО «МАКС Пресс», 2020. — С. 97–103. — EDN ZNJJJS.
  7. Петухова, А. В. Ффект фрейминга в политической коммуникации / А. В. Петухова // Современные тренды развития регионов: управление, право, экономика, социум: Материалы XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Челябинск, 27–28 апреля 2022 года / Отв. редактор С. В. Нечаева. Том Часть 1. — Челябинск: Челябинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2022. — С. 104–106. — EDN IAANNB.
  8. Смеюха Виктория Вячеславовна Поведение аудитории в социальных сетях: этический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-auditorii-v-sotsialnyh-setyah-eticheskiy-aspekt
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, критическое мышление, представленная информация, человеческая психика.


Похожие статьи

Развитие критического мышления как актуальная проблема...

По мнению многих учёных, развитие критического мышления учащихся ‒ одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.

Это мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Современный взгляд на проблему изучения психики

Психика помогает человеку отразить окружающую реальность в виде психических процессов, психических состояний, благодаря свойствам личности. Однако важно обратить внимание на то, что, безусловно, в психическом отражении присутствует субъективный опыт личности.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

Ключевые слова: афазия, коммуникация, речь, язык, сознание, мышление.

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно…

«Поле» сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в виде круга, куда вписан крест, делящий его на

Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией.

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Этот отдел центральной нервной системы «отвечает» за человеческую энергию

Возраст 5,5–7 и 9–10 лет — критические периоды для формирования систем мозга

Общая выраженность СДВГ высокая. Результаты исследования представлены на рисунке 1. Рис. 1. Выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

«Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие...

 Мышление современного обучаемого отличается образностью, и, как упоминается в ряде публикаций, «клиповостью». «Клиповое» мышление — это преобладание большого объема информации отрывистого характера.

Когнитивная (познавательная) функция мозга | Статья в сборнике...

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную

Процессы запоминания информации регулируются посредством работы нейромедиаторных систем в головном мозге.

Похожие статьи. Особенности мышления при локальных поражениях мозга.

К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

Под самим принципом системности понимается следующее — психика является сложной системой взаимосвязанных элементов, таких, как память, воля, мышление, воображение и т. д., которые следует рассматривать не как нечто автономное, а как составные элементы целого.

Проблема нервно-психического и речевого развития ребёнка...

Цель его исследований — намерение представить весь путь развития от обезьяны до

З.Фрейд основоположник психоаналитического подхода к пониманию развития психики в

Теоретики данного направления считают не стоящими внимания психические структуры и

эмпирическое/теоретическое; кризис 13 лет; пубертатный возраст (14–17 лет) — мышление.

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Одна из важных особенностей детей с нарушениями развития интеллекта является незрелость их эмоциональной сферы. Ведь в совокупности различных личностных качеств очень важное место отводится эмоциям, влияющим на любое проявление человеческой деятельности.

Похожие статьи

Развитие критического мышления как актуальная проблема...

По мнению многих учёных, развитие критического мышления учащихся ‒ одна из актуальнейших задач современного процесса обучения.

Это мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Современный взгляд на проблему изучения психики

Психика помогает человеку отразить окружающую реальность в виде психических процессов, психических состояний, благодаря свойствам личности. Однако важно обратить внимание на то, что, безусловно, в психическом отражении присутствует субъективный опыт личности.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

Ключевые слова: афазия, коммуникация, речь, язык, сознание, мышление.

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно…

«Поле» сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в виде круга, куда вписан крест, делящий его на

Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией.

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Этот отдел центральной нервной системы «отвечает» за человеческую энергию

Возраст 5,5–7 и 9–10 лет — критические периоды для формирования систем мозга

Общая выраженность СДВГ высокая. Результаты исследования представлены на рисунке 1. Рис. 1. Выраженность синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

«Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие...

 Мышление современного обучаемого отличается образностью, и, как упоминается в ряде публикаций, «клиповостью». «Клиповое» мышление — это преобладание большого объема информации отрывистого характера.

Когнитивная (познавательная) функция мозга | Статья в сборнике...

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную

Процессы запоминания информации регулируются посредством работы нейромедиаторных систем в головном мозге.

Похожие статьи. Особенности мышления при локальных поражениях мозга.

К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

Под самим принципом системности понимается следующее — психика является сложной системой взаимосвязанных элементов, таких, как память, воля, мышление, воображение и т. д., которые следует рассматривать не как нечто автономное, а как составные элементы целого.

Проблема нервно-психического и речевого развития ребёнка...

Цель его исследований — намерение представить весь путь развития от обезьяны до

З.Фрейд основоположник психоаналитического подхода к пониманию развития психики в

Теоретики данного направления считают не стоящими внимания психические структуры и

эмпирическое/теоретическое; кризис 13 лет; пубертатный возраст (14–17 лет) — мышление.

Особенности личностного развития у детей с выраженной...

Одна из важных особенностей детей с нарушениями развития интеллекта является незрелость их эмоциональной сферы. Ведь в совокупности различных личностных качеств очень важное место отводится эмоциям, влияющим на любое проявление человеческой деятельности.

Задать вопрос