Особенности работы педагога-вокалиста в классе постановки голоса на отделении хорового дирижирования в музыкальных колледжах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Романова, Т. В. Особенности работы педагога-вокалиста в классе постановки голоса на отделении хорового дирижирования в музыкальных колледжах / Т. В. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 436-438. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103604/ (дата обращения: 03.05.2024).



Вокальная подготовка является одним из основных предметов в блоке специальных дисциплин у дирижёров-хоровиков, которые помимо дирижерской специальности, получают ещё и квалификацию «артист хора».

Будущим хормейстерам для обеспечения творческого роста хорового коллектива, кроме общей музыкальной культуры и дирижёрских навыков, необходимо знание теоретических основ и владение техникой певческого искусства.

А будущим артистам хора для качественного исполнения хоровой партии нужны определённые вокальные умения: правильное дыхание, звукоизвлечение, звуковедение, точное и грамотное исполнение штрихов, дикция и т. д.

Все эти и другие проблемы находятся в центре внимания на уроках постановки голоса. В условиях индивидуальных занятий голосом ведётся тщательная и детальная работа, и что очень важно, с учётом голосовых особенностей студента, уровня его вокальных и музыкальных способностей и навыков.

Знание строения, функционирования, гигиены голосового аппарата, особенностей и возможностей исполнительства является одним из самых необходимых качеств профессионального руководителя хора.

Дирижёр (хормейстер) должен чувствовать и понимать причины ошибочности звучания, уметь указать хористам на недостатки и дать понятные и конкретные объяснения, как исправить ситуацию.

Словесные объяснения будут наиболее результативными, когда подкреплены голосовым показом руководителя. Поэтому будущий хормейстер должен владеть своим голосом не только на уровне возможностей, данных ему природой, но и технически грамотно, осмысленно и с полным пониманием того, как устроен и работает голосовой аппарат.

Основным и наиболее важным вокальным навыком для артиста хора является чистая интонация. Хорошая скоординированность слуховых и вокальных ощущений, высокопозиционное звучание даст возможность студенту, обучающемуся или окончившему отделение хорового дирижирования легко и качественно справляться с хоровой партией любой сложности.

Выстраивание именно таких навыков у студентов и является целью педагогов-вокалистов, которые работают со студентами-хоровиками на уроках «Постановки голоса».

На I курс приходят студенты, в основном, 15–17 лет.

В таком возрасте мы не можем говорить о полноценной вокальной работе и об использовании голоса на 100 %, голос ещё растёт и формируется. У некоторых студентов ещё не окончился мутационный период, как правило, совпадающий с начальным этапом обучения в музыкальном колледже. У каждого юноши и девушки мутация протекает индивидуально. Поэтому педагогу очень важно чутко реагировать на изменения голоса поющего.

Для таких студентов устанавливается щадящий режим работы: пение в ограниченном диапазоне, не требующем напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука без малейшего форсирования.

Это является наиболее трудновыполнимым условием работы со студентами на хоровом отделении, поскольку известно, что интенсивность хоровых репетиций весьма высока.

Задача педагога-вокалиста заключается в своевременном выявлении возможных отклонений в работе голосового аппарата студента и выработке (при необходимости, совместно с руководителем хора и педагогом по специальности) мер по устранению возникших проблем.

Занятия в классе постановки голоса начинаются с ознакомления с голосовыми и музыкальными данными студентов.

В 1 семестре I курса рекомендуется заниматься исключительно упражнениями и вокализами, постепенно осваивая принципы академического пения, отрабатывая на уроках основные приёмы и способы вокализации. Работа направлена на исправление недостатков в звукообразовании (открытый звук, форсирование, зажатое звучание, неточная интонация…).

Во 2 семестре добавляются небольшие и несложные произведения со словами. Студенты должны понимать вокальную фразировку, уметь формировать вокальные гласные и согласные, пробовать вокальную артикуляцию…

В современных условиях всё чаще на 1 курс приходят подростки, чьи певческие пристрастия и амбиции во многом находятся под мощным влиянием НЕ всегда положительных примеров современной эстрады, навязываемых средствами массовой информации. В таких случаях, приходится проводить не только вокальную, но и активную воспитательную и культурно-просветительскую работу. Необходимо убедить подобных студентов в важности приобретения базовых, общих для всех певческих жанров вокальных навыков. Петь неправильно — это плохо и очень вредно для здоровья, и, прежде всего, для здоровья голоса, каким бы видом пения человек не занимался.

На II курсе продолжается работа над звукообразованием и формирование вокального слова. Певческое дыхание развивается в координационной связи с другими мышцами голосового аппарата. Большое внимание уделяется работе над сглаживанием регистров.

Репертуар несколько усложняется, но всё же не рекомендуется избегать произведений с очень широким диапазоном и эмоциональной исполнительской нагрузкой.

III курс при обучении искусству вокала, чаще всего, посвящается расширению диапазона звучания голоса и работе по развитию кантиленного пения. Более подготовленным продвинутым студентам рекомендуется больше уделять внимание подвижности голоса, а также освоению динамических оттенков.

Немаловажным вопросом является развитие музыкальной памяти студентов. Пение наизусть большего количества произведений с чётким пониманием содержания и стилевых особенностей исполняемых произведений.

На IV курсе преподавателю необходимо активно «включать» студента в анализ хода всего урока, чтобы студент чётко понимал поставленные перед ним задачи и цели. Работа преподавателя направлена на развитие «живой» интонации у студента, воспитание активного, творческого отношения к исполняемому произведению.

Желательно присутствие на уроках 2–3 студентов с целью развития вокального слуха и практического применения полученных знаний под контролем педагога.

Важно, что IV курс — это выпускной курс в колледже и в классе «Постановки голоса» также ведётся работа по подготовке для поступления студентов в высшие учебные заведения.

Студенты отделения хорового дирижирования продолжают своё обучение не только по своей основной специальности, выбраной ещё при поступлении в колледж, т. е. на кафедрах хорового диржирования музыкальных ВУЗов, но также часто успешно продолжают своё образование и на вокальных факультетах высших учебных заведений.

Занятия происходят 1 час в неделю (на старших курсах один семестр в год занятия идут 2 раза в неделю). Это, безусловно, мало для познания всех тонкостей вокального искусства, но всё же достаточно для того, чтобы решить и закрепить на практике полученные вокальные навыки.

При работе с дирижёрами-хоровиками педагоги-вокалисты часто сталкиваться с тем, что ребята обладают небольшими, камерными голосами. Задача педагога — раскрыть такие голоса, выявить скрытые резервы, которые порой очень и очень богаты.

Но есть в каждом хоре и свои солисты — изначально ярко одарённые в певческом отношении студенты, обладающие хорошими вокальными данными, голосами с яркой тембральной окраской. С такими студентами работа ведётся более конкретно и тщательно. Поддерживается и развивается вокальный потенциал студента не только как артиста хора, но и как сольного вокального исполнителя.

Самой главной задачей в классе «Постановки голоса» у дирижёров-хоровиков является развитие сознательного отношения поющего к звуку, формирование вокального слуха, что, подразумевает самостоятельный слуховой контроль за певческим звуком, распознавание как в том или ином случае работает голосовой аппарат и умение быстро находить необходимое вокальное решение возникшей проблемы.

Таким образом, прежде всего, студенты должны научиться хорошо слышать и чувствовать себя во время вокализации, различать особенности своего звучания.

Литература:

  1. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики Текст. / В. А. Багадуров. Вып.2 -М.: Музгиз, 1956.
  2. Далецкий О. В. Обучение пению. Путь к бельканто. Из опыта педагога: учебное пособие. —4-е изд., доп. и перераб.— М.: ФАИНА, 2011.
  3. Дмитриев Л. Б. основы вокальной методики. — М.: Музыка, 1968
  4. Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. — М., 1959
  5. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса — М.: URSS, 2011
  6. Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. М., 1938.
  7. Малинина Е. М. Смена голоса у мальчиков и девочек в переходном возрасте. М.: АПН РСФСР, 1953.
  8. Менабени А. Методика обучения сольному пению. — М., 1987
  9. Романова Т. В. Особенности работы педагога-вокалиста в классе «Постановки голоса» на отделении хорового дирижирования в музыкальных колледжах. Инфоурок, 2022
Основные термины (генерируются автоматически): студент, голосовой аппарат, курс, работа, III, артист хора, вокальный слух, голос, навык, хоровое дирижирование.


Похожие статьи

Возможность применения интерактивного обучения...

работа в малых группах (разучивание хоровых партий с отдельными голосами; приём хоровых

Процесс вокально-хорового воспитания и обучения многогранен.

— развитие ладово-интонационного слуха; — работу с солистами и с малыми группами солистов хора

Через подобное разнообразие форм и видов вокально-хоровой работы студент-музыкант...

Вопросы формирования этапов самостоятельной работы...

Определены различные формы самостоятельной работы студента-вокалиста.

Даются определения вокальных методов, этапов самостоятельной вокальной работы.

Знания о работе голосового аппарата, о качестве вокального звучания, о способах его

Такая работа ведет к воспитанию «вокального слуха» певца, который при самостоятельной работе...

Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при...

Хор — это минимум 16–20 человек, для которых необходимо подобрать удобное время для

Затем следует кропотливая, детальная, трудоемкая работа над разучиванием произведения.

Во-первых, концертмейстер должен знать основные приемы дирижирования: 2х,3х,4х

хор на нужный характер песни, подготавливает голосовой аппарат хористов к нужным динамическим...

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники...

На II этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне.

Процесс вокального настроя хора можно условно разделить на 3 этапа

Сафонова В. И. Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора).

Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. М., Владос, 2002.

Методические рекомендации по работе со слабовидящими...

...по работе со слабовидящими студентами на отделении хорового дирижирования.

Так, дети с недостаточным зрением чаще всего обладают хорошим музыкальным слухом и

Н. М. Данилин подчеркивал, что «слаженность хора познается во вступлении после паузы.

Все описанные приемы работы успешно применяются на занятиях по дирижированию.

Вся её жизнь в искусстве: введение в педагогическую деятельность

Рис. 6. Т. П. Редько в процессе репетиционной работы в хоровом классе [2].

На хоровом отделении работала два учебных хора: хор младших курсов — рук.

Мало собрать хороших артистов хора и сказать, что это хор.

Не нужно забывать, что вокально-хоровое пение — это физическая работа, а профессия дирижёра — архи сложная.

Проблемы вокально-хорового воспитания детей младшего...

Руководитель хора должен найти особые пути, чтобы заинтересовать детей пением.

Их голос звучит сипло, часто они страдают частичным или полным несмыканием связок.

Процесс вокально-хорового воспитания должен пронизывать основной принцип клубной

С первых вокально-хоровых упражнений дети начинают приобретать вокально-хоровые навыки

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя...

...самое главное – развития творческой личности через исполнительскую вокально-хоровую.

мышечной свободы, знания механизма своего исполнительского, голосового или дирижерского аппарата.

Необходимо отметить, что первые занятия в классе хорового дирижирования

ими практических умений работы с детским репертуаром, навыков режиссерской работы.

Современные подходы к вокальному обучению детей

‒ Нарушение координации между слухом и голосом; ‒ Плохо развитый музыкальный слух; ‒ Нарушения, связанные с отклонениями от норм в органах слуха или голосовом аппарате

6) Практическую, формирующую навыки пения в коллективе, чтения с листа, сценического мастерства и опыт выступлений на сцене, транспонирования [15].

Справочник для студентов.

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

Рэби «артист мюзикла должен петь телом».[1]. Если по определению мюзикл – это жанр

акустки голосового аппарата, включающий два этапа: речевой и вокальный, в котором

При этом как сами вокальные навыки, постановка дыхания, так и координация движений у них

На начальном этапе ВП преобладала вокально-техническая работа, а на более позднем...

Похожие статьи

Возможность применения интерактивного обучения...

работа в малых группах (разучивание хоровых партий с отдельными голосами; приём хоровых

Процесс вокально-хорового воспитания и обучения многогранен.

— развитие ладово-интонационного слуха; — работу с солистами и с малыми группами солистов хора

Через подобное разнообразие форм и видов вокально-хоровой работы студент-музыкант...

Вопросы формирования этапов самостоятельной работы...

Определены различные формы самостоятельной работы студента-вокалиста.

Даются определения вокальных методов, этапов самостоятельной вокальной работы.

Знания о работе голосового аппарата, о качестве вокального звучания, о способах его

Такая работа ведет к воспитанию «вокального слуха» певца, который при самостоятельной работе...

Система взаимоотношений концертмейстера и дирижера при...

Хор — это минимум 16–20 человек, для которых необходимо подобрать удобное время для

Затем следует кропотливая, детальная, трудоемкая работа над разучиванием произведения.

Во-первых, концертмейстер должен знать основные приемы дирижирования: 2х,3х,4х

хор на нужный характер песни, подготавливает голосовой аппарат хористов к нужным динамическим...

К вопросу о развитии голосовых регистров и резонансной техники...

На II этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне.

Процесс вокального настроя хора можно условно разделить на 3 этапа

Сафонова В. И. Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора).

Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. М., Владос, 2002.

Методические рекомендации по работе со слабовидящими...

...по работе со слабовидящими студентами на отделении хорового дирижирования.

Так, дети с недостаточным зрением чаще всего обладают хорошим музыкальным слухом и

Н. М. Данилин подчеркивал, что «слаженность хора познается во вступлении после паузы.

Все описанные приемы работы успешно применяются на занятиях по дирижированию.

Вся её жизнь в искусстве: введение в педагогическую деятельность

Рис. 6. Т. П. Редько в процессе репетиционной работы в хоровом классе [2].

На хоровом отделении работала два учебных хора: хор младших курсов — рук.

Мало собрать хороших артистов хора и сказать, что это хор.

Не нужно забывать, что вокально-хоровое пение — это физическая работа, а профессия дирижёра — архи сложная.

Проблемы вокально-хорового воспитания детей младшего...

Руководитель хора должен найти особые пути, чтобы заинтересовать детей пением.

Их голос звучит сипло, часто они страдают частичным или полным несмыканием связок.

Процесс вокально-хорового воспитания должен пронизывать основной принцип клубной

С первых вокально-хоровых упражнений дети начинают приобретать вокально-хоровые навыки

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя...

...самое главное – развития творческой личности через исполнительскую вокально-хоровую.

мышечной свободы, знания механизма своего исполнительского, голосового или дирижерского аппарата.

Необходимо отметить, что первые занятия в классе хорового дирижирования

ими практических умений работы с детским репертуаром, навыков режиссерской работы.

Современные подходы к вокальному обучению детей

‒ Нарушение координации между слухом и голосом; ‒ Плохо развитый музыкальный слух; ‒ Нарушения, связанные с отклонениями от норм в органах слуха или голосовом аппарате

6) Практическую, формирующую навыки пения в коллективе, чтения с листа, сценического мастерства и опыт выступлений на сцене, транспонирования [15].

Справочник для студентов.

Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах...

Рэби «артист мюзикла должен петь телом».[1]. Если по определению мюзикл – это жанр

акустки голосового аппарата, включающий два этапа: речевой и вокальный, в котором

При этом как сами вокальные навыки, постановка дыхания, так и координация движений у них

На начальном этапе ВП преобладала вокально-техническая работа, а на более позднем...

Задать вопрос