Особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 04.06.2023

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Коваль, В. Г. Особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР / В. Г. Коваль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103594/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена выявлению уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР. В работе проведен анализ понятий «тяжелые нарушения речи», «мыслительные операции», представлены результаты диагностической работы.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, диагностики развития (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения).

«Мыслительные операции — умственные действия, совершаемые в процессе мышления» [3].

Выделяют следующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, систематизация. Рассмотрим каждую мыслительную операцию подробнее.

«Анализ — это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон» [7, с. 347]. Синтез — соединение частей в целое.

«Сравнение — мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями» [4, с. 9].

«Абстракция — это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных» [7, с. 348].

«Обобщение –мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств, и признаков, процесс сведения менее общих понятий к более общим» [4, с. 9].

«Конкретизация — мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе — мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю» [4, с. 9].

«Классификация (систематизация) мысленное распределение предметов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и различий (деление категорий по существенному признаку)» [4, с. 10].

В дошкольном возрасте необходимо вести работу по развитию мыслительных операций. Однако у детей с нарушениями речи отмечают трудности в овладении мыслительными операциями.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [6].

К тяжелым нарушениям речи относят следующие нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; общее недоразвитие речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т. д.

Многие авторы отмечают, что при общем недоразвитии речи у детей отмечают своеобразие отдельных сторон мышления (несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации). Филичева Т. Б. и Чиркина Г. В. отмечают: «Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления» [8, с. 16].

Артищева Л. В. говорит о том, что у детей с алалией выделяют следующие характерные особенности мыслительных операций: при осуществлении операций невербального образного и понятийного мышления со знакомыми предметами детям требуется большее, по сравнению с нормой, число попыток при выполнении мыслительных операций; характерно нарушение функционально-операционной стороны мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, исключения лишнего понятия и другое): бедность логических операций, снижение способности к символизации, низкий уровень обобщения, замедленный темп усвоения причинно-следственных связей и закономерностей; замедленность мыслительных процессов [1, с. 36].

Мы провели исследование, целью которого являлось выявление уровня сформированности мыслительных операций старших дошкольников с ТНР.

Исследование проводилось на базе муниципального детского образовательного учреждения комбинированного вида. В проведении констатирующего эксперимента приняли участие дети старшего дошкольного возраста в составе 11 человек.

Цель констатирующего эксперимента определялась постановкой следующих задач:

1)подобрать и реализовать диагностики в соответствии с возрастом;

2)выполнить анализ результатов работ.

Обследование проводилась с каждым ребенком индивидуально.

Для определения уровня развития мыслительных операций мы подобрали следующие методики:

— «Складывание разрезных картинок»

Автор: Семаго Н. Я., Семаго М. М.

Цель: исследование аналитико-синтетической характеристик мышления, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть синтез на предметном уровне (конструктивный праксис).

Материал: четыре картинки (в качестве картинок взяты изображения: мяч, кастрюля, варежка, пальто).

— «Невербальная классификация» [5].

Автор: Марцинковская Т. Д.

Цель: изучение словесно-логического мышления и операции классификации.

Материал: 20 картинок, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий (например: фрукты и овощи, одежда и обувь и т. д.). количество картинок в каждой группе по 10.

— «Самое непохожее».

Автор: Венгер Л. А

Цель: выявить уровень развития операций анализа и сравнения.

Материал: набор геометрических фигур (8 фигур, из них 4 круга, 4 квадрата), которые отличаются тремя признаками (размер, форма, цвет).

— «Исключение предметов» (выявление уровня обобщения) [2].

Автор: Белопольская Н. Л.

Цель: исследование категориального мышления; выявление уровня обобщения.

Материал: набор карточек с изображением четырёх предметов. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории.

Анализ результатов диагностики «Разрезные картинки» показал, что у 55 % детей уровень сформированности операций анализа и синтеза в норме, у 45 % ниже нормы. При выполнении заданий у некоторых обследуемых были трудности. Например, при сборе картинки, состоящей из 6 элементов, дети переставляли два элемента местами или говорили, что один из элементов лишний.

Результаты методики «Невербальная классификация», направленный на выявление уровню сформированности операций классификации, показал следующие результаты: у 64 % детей уровень сформированности операции классификации в норма, у 36 % нет, дети не поняли принцип разложения картинок. Стоит отметить, что 3 человека просто хаотично раскладывали картинки не задумываясь.

Проанализировав результаты диагностики «Самое непохожее», мы выяснили, что только у 9 % обследуемых высокий уровень сформированности операций анализа и сравнения, 18 % средний уровень и у 73 % — низкий уровень.

Последняя методика «Исключение предметов» была направлена на выявление уровня сформированности различных обобщений (простых, стандартных, дифференцированных и обобщений более сложных по существу и по названию). Результаты мы представим в виде таблицы.

Таблица 1

Результаты диагностики «Исключение предметов»

Сформировано (кол-во человек)

Частично сформировано (кол-во человек)

Не сформировано (кол-во человек)

Простые обобщения

9

2

-

Стандартные обобщения

7

3

1

Дифференцированные обобщения

5

5

1

Обобщения более сложные по существу и по названию

-

10

1

По данным таблицы 1 мы видим, что большинство детей способны понять задания на простые обобщения и владеют стандартными обобщениями. Однако мы видим, дифференцированные обобщения и обобщения более сложные, по существу, и по названию у большинства сформированы только частично, это говорит о том, что дети частично способны к дифференцировке стандартных обобщений и самостоятельному анализу, поиску обобщающего признака.

Вывод. На основании результатов диагностик мы можем сделать вывод: 1) у половины обследуемых уровень сформированности операции анализа и синтеза ниже нормы; 2) способность классифицировать только у 36 % недостаточно сформирована; 3) 73 % обследуемых имеют низкий уровень операции сравнения; 4) дифференцированные обобщения и обобщения более сложные, по существу, и по названию у многих сформированы частично.

Мы считаем, необходимо проводить специальную работу по развитию мыслительных операций старших дошкольников.

Литература:

  1. Артищева, Л. В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / Л. В. Артищева. — Казань: Издательство Казанского университета, 2016. — 60 с.
  2. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию / Н. Л. Белопольская. — 3-е изд., стереотип. — Москва:Когито-центр, 2009. — 53 с.
  3. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. — 2-е изд. — Москва: Джангар, 2012. — 864 с.
  4. Зефиров, Т. Л. Физиологические основы мышления: учебно-методическое пособие / Т. Л. Зифиров, Н. И. Зиятдинова, А. М. Купцова. — Казань: КФУ, 2015. — 42 с.
  5. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. — Москва: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. — 176 с.
  6. Пханаева С. Н. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / С. Н. Пханаева, Б. Х. Хамукова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — № 5/3. — С. 30–35.
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 712 с.
  8. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — Москва: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): обобщение, ребенок, операция, операция анализа, операция классификации, тяжелое нарушение речи, выявление уровня, выявление уровня обобщения, мыслительная операция старших дошкольников, общее недоразвитие речи.


Ключевые слова

классификации, сравнения, тяжелые нарушения речи, диагностики развития (анализа, синтеза, обобщения)

Похожие статьи

Исследование мыслительной деятельности детей...

Исследования мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, проводимые с различных

Очень низкий выявлен у дошкольников с общим недоразвитием речи (16,7 %).

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее недоразвитие речи

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мышление, речь, старший дошкольный возраст.

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим...

Общее недоразвитие речи — различные речевые расстройства, при которых у детей

Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания.

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим...

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

...звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

возраста с ОНР III уровня с учетом уровня нарушений звуковой стороны речи. При составлении комплекса занятий с дошкольниками с ОНР III уровня мы опирались на

– формирование у детей умения безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

...четкость и выразительность речи, «сжатая» артикуляция, общая смазанность речи.

детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем

Таким образом, проблема выявления и коррекции недостатков речи у детей старшего дошкольного...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

 В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи.

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых...

В данной публикации рассматриваются проблемы восприятия речи, обусловленные нарушениями фонематических процессов у детей с очаговыми поражениями мозга преимущественно в перинатальном и раннем постнатальном периодах (до 3-х лет).

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

 Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, общее недоразвитие речи (ОНР), нейропсихологическая диагностика.

Для анализа были взяты дети в возрасте от 5–7 лет с общим недоразвитием речи.

Нарушения речи определялись как общее недоразвитие речи 3 уровня.

(От 5 до 7 лет), из которых 20 детей имели нарушение речи.

Формирование мыслительной деятельности детей...

1) нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования)

- включение речи в процесс мышления. Рассмотрим на примере одного недели. Таблица 1.

4. Обобщение. Цель: Объединять различные объекты по каким-то общим признакам, и оформление

Одной из основных мыслительных операций является сериация.

Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого...

1) педагогическая диагностика (выявление уровня музыкального и психомоторного развития

Анализ данных уровня музыкального и психомоторного развития детей с ТНР показал то, что

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ.

Похожие статьи

Исследование мыслительной деятельности детей...

Исследования мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, проводимые с различных

Очень низкий выявлен у дошкольников с общим недоразвитием речи (16,7 %).

уровень развития, ребенок, процесс, речевое развитие, общее недоразвитие речи

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мышление, речь, старший дошкольный возраст.

Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим...

Общее недоразвитие речи — различные речевые расстройства, при которых у детей

Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания.

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи и мышление.

Особенности мышления у старших дошкольников с общим...

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

...звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

возраста с ОНР III уровня с учетом уровня нарушений звуковой стороны речи. При составлении комплекса занятий с дошкольниками с ОНР III уровня мы опирались на

– формирование у детей умения безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...

...четкость и выразительность речи, «сжатая» артикуляция, общая смазанность речи.

детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи формирует у детей комплекс проблем

Таким образом, проблема выявления и коррекции недостатков речи у детей старшего дошкольного...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

 В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи.

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых...

В данной публикации рассматриваются проблемы восприятия речи, обусловленные нарушениями фонематических процессов у детей с очаговыми поражениями мозга преимущественно в перинатальном и раннем постнатальном периодах (до 3-х лет).

Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи...

 Ключевые слова: нейропсихологическая коррекция, общее недоразвитие речи (ОНР), нейропсихологическая диагностика.

Для анализа были взяты дети в возрасте от 5–7 лет с общим недоразвитием речи.

Нарушения речи определялись как общее недоразвитие речи 3 уровня.

(От 5 до 7 лет), из которых 20 детей имели нарушение речи.

Формирование мыслительной деятельности детей...

1) нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования)

- включение речи в процесс мышления. Рассмотрим на примере одного недели. Таблица 1.

4. Обобщение. Цель: Объединять различные объекты по каким-то общим признакам, и оформление

Одной из основных мыслительных операций является сериация.

Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого...

1) педагогическая диагностика (выявление уровня музыкального и психомоторного развития

Анализ данных уровня музыкального и психомоторного развития детей с ТНР показал то, что

ребенок, речевое развитие, нарушение, общее недоразвитие речи, старший дошкольный.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ.

Задать вопрос