Изучение зарубежными учёными конца XX — начала XXI века проявлений агрессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 04.06.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Гришин, К. Д. Изучение зарубежными учёными конца XX — начала XXI века проявлений агрессии / К. Д. Гришин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 362-365. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103541/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассмотрены взгляды зарубежных учёных на проблему агрессивного поведения в образовательной среде; раскрыто содержание основных периодов изучения агрессии зарубежными специалистами.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, изучение агрессии.

Утром 17 октября 2018 г. вся Россия наблюдала за судьбой студентов Керченского политехнического колледжа. В результате террористического акта пострадало 46 человек и 21 человек погиб. Виновным в этой трагедии оказался восемнадцатилетний студент названного колледжа. По версии следствия, он совершил акт агрессии на фоне издевательств со стороны однокурсников и сверстников. Событие, произошедшее в Керчи, заставило задуматься о качестве воспитательной работы в сфере образования, обратить внимание на изучение психологических особенностей студентов.

Подобные события происходили ранее и в других странах, более всего их фиксировали в США.

Конечно, специалисты сделали из этих событий выводы, но подобные акты продолжаются, что заставляет нас обратиться к более детальному рассмотрению такого явления как агрессия.

Термин «агрессия» существует со времён появления человека. В привычном понимании, агрессия — это проявление человеком ненависти или нападение на других людей. Однако свою современную интерпретацию термин получил лишь в конце XIX–начале XX вв. Начиная с этого времени, ученые и педагоги стали более подробно изучать это явление. Первыми наиболее яркими представителями, которые стали заниматься изучением данного термина стали З. Фрейд и К. Лоренц. Оба специалиста по праву считаются основателями изучения «агрессии» как социально-психологического явления.

В своих трудах они опирались на идею агрессии как врождённого явления, которое присуще каждому живому организму. Однако каждый из них выбрал свой объект исследования. З. Фрейд в своих исследованиях опирался на реальных людей и подробно их изучал, в то время как К. Лоренц изучал эту проблему на примере животных. Первый полагал, что агрессия это есть проявление Танатоса, влечения к смерти, которое закреплено в человеке на клеточном уровне [2]. Из его работ следует, что смысл всякой жизни есть смерть. К. Лоренц хоть и не придерживался теории З. Фрейда, но поддерживал его взгляды в подавлении агрессии, а также в факторе, который и провоцирует агрессивное действие. Главную причину этого явления они видели в неразделённой и несчастной любви. Избежание агрессии, по их мнению, можно было достичь путём сублимации, самосовершенствования и самопознания человека. Однако К. Лоренц видел агрессию не как закономерность жизни и смерти, а как инстинкт, который направлен на сохранение самой жизни. Взгляды этих специалистов противоположны, но важность их заключается в заложении основ для дальнейшего изучения данного явления.

В изучении агрессии можно выделить два периода:

  1. До Второй мировой войны.
  2. После Второй мировой войны.

До событий Второй мировой войны термин агрессия изучался многими учёными. Представителями данного периода и являются К. Лоренц и З. Фрейд, о которых упоминалось выше. Сильное влияние на их труды оказала Первая мировая война. Эта война во многом изменила сознание людей. Многие вещи перестали казаться привычными и обыденными. На первый план вышло психологическое состояние людей. Агрессия стала ярким явлением межвоенного периода. Во многом эта война коснулась и работ З.Фрейда. В первых работах он рассматривал агрессию как совершенно иное явление. В поздних трудах были пересмотрены его взгляды на это явление. Первая мировая война повлияла и на взгляды К. Лоренца. Его труды также подверглись доработке и пересмотру.

В целом период до Второй мировой войны можно назвать подготовительным и базовым периодом. В это время были заложены основы самого изучения данного явления, которые в дальнейшем пересматривались.

Второй период изучения должен был начаться в 1939 году. Однако в этот год началась новая война, которая продолжалась до 1945 года. Ни одна война в мире не демонстрировала такой жестокости по отношению к определённым народам таким как: славяне, евреи и цыгане. Огромное количеств представителей этих народов были отправлены в немецкие концентрационные лагеря, в которых агрессия приобрела совершенное иное значение — смерть. События Второй мировой войны показали, что взгляды К. Лоренца и З. Фрейда нуждаются в пересмотре. В научном мире начинает формироваться новая идея о том, что у людей нет гена, который отвечал бы за агрессию. В дальнейшем это подтвердило огромное количество учёных. Агрессия у фашистов сформировалась вследствие постоянного внедрения в умы людей мысли о спасении арийской расы, а агрессия выступила оправданием всего совершённого. Подтверждением этих слов служат два процесса, которые проходили после окончания войны. На Нюрнбергском и Токийском процесса люди оправдывали агрессию. Они считали это обычным явлением, которое присуще каждому.

Таким образом, хотя идеи К. Лоренца и З. Фрейда о природном гене агрессии не оправдались, они нашли своё отражение в виде пропагандируемой идеи нацисткой Германии о захвате жизненного пространства на Востоке ради защиты собственного народа.

Вторая мировая война создала основы для исследования агрессии в ином ключе. Учёных стали интересовать образовательные организации. На протяжении долгого времени об этой проблеме не писали, однако, начиная с 70-х гг.XXв. эта тема стала центральной в области изучения агрессии. Особое внимание образовательным организациям уделяли скандинавские специалисты. Первым крупным специалистом в области исследования агрессии в образовательной среде является П. Хайнеманн. Его исследования открыли новый этап в изучении агрессии. Свои взгляды и наблюдения он изложил в своём труде «Моббинг», который увидел свет в 1972 г. Его исследования показали, что агрессия выступает как этап, который в свою очередь состоит из трёх частей:

  1. Нейтральное (члены группы мирно общаются между собой).
  2. Проявление и развитие агрессии (причиной этого явления может стать появление нового сверстника, которого группа не принимает).
  3. Травля (чётко распределены роли жертвы, агрессора и наблюдателя) [9, c. 7].

Другой значимой работой стал труд норвежского специалиста Д. Олвеуса «Мальчики для битья и школьные хулиганы» 1973 г. Эта работа во многом дополняет труд П. Хайнеманна, однако она вобрала в себя больший материал. Работа Д. Олвеуса направлена на изучение не конкретных этапов агрессии, а самого человека. Он выделил два типа людей:

– Агрессор.

– Жертва.

Д. Олвеус уделял особое внимание именно личностным особенностям детей. Из его работы следует, что это предопределяет жертву и агрессора [9, c. 7]. Наработки Д. Олвеуса стали важной базой для создания программы противодействия агрессии. Она разрабатывалась в период с 1982 г. по 1985 г. в рамках Берлинского проекта. Программа получила название Bullying Prevention Program. Целью создания этой программы стало осведомление всех участников педагогического процесса о важности решения данной проблемы [4, c. 81].

Помимо скандинавских специалистов рассмотрением данной проблемы в этот период занимались и в Великобритании. Англичане также уделяли особое внимание агрессии со стороны учеников. Однако специалисты туманного Альбиона сосредоточились на исследовании не самой агрессии, а факторах, которые вызывают данное действие. В 1974 г. британский учёный Д. Лейн описал структуру буллинга и факторы, которые его вызывают. Он выделил семью и школьный коллектив как микросоциальную среду. Д. Лейн был одним из первых специалистов, подробно описавших факторы агрессии [9].

Наколенный специалистами разных опыт позволил выстроить программы по успешному преодолению агрессии в образовательной среде. Программа Д. Олвеуса до сих пор используется во многих странах. Однако возникает логичный вопрос об эффективности данной программы. Исследования показали, что в странах, где реализуется эта программа, процент агрессии намного ниже, чем в странах, где её нет. Однако у этой программы имеется весомая проблема — сами школы. Исследователи показывают, что программы хоть и распространены в школах США и Скандинавии, но их реализация осуществляется не на самом высоком уровне. Учителя нередко отказываются проводить необходимые мероприятия, которые могли бы помочь ученикам преодолеть эту проблему. Результатом этого стали случаи вооружённого нападения учеников в США. Одним из наиболее известных и обсуждаемых случая стала стрельба в штате Колорадо в 1999 г. Двое учеников, вооружившись огнестрельным оружием и самодельной взрывчаткой, вошли на территорию своей школы и открыли стрельбу по ученикам и персоналу самой школы. В результате 37 человек пострадало, а 13 человек оказались смертельно ранены. Этот инцидент побудил власти США серьёзно пересмотреть существующую программу по противодействию агрессии, а также разработать дополнение к уже существующей, которая была бы направлена снижение агрессии учащихся по отношению друг к другу. Но подобные акты не прекратились. В 2007 г. случаи стрельбы в США участились. Как показала проверка высших органов власти США, программа, которую разработали ранее, не дает ожидаемых результатов. Дети страдают от сверстников. Тенденция увеличения количества случаев стрельбы наметилась после теракта 11 сентября 2001 г. Террористический акт, который произошёл в США, стал основанием для введения военного контингента американских войск на территорию Ирака и побудил общество действовать агрессивнее по отношению к людям, которые прибывают из других стран.

На сегодняшний день в США случаи стрельбы стали реже, однако агрессивное поведение подростков сохранилось и приобрело новые очертания. Теперь ученики выражают свою агрессию не напрямую, а посредством видеоигр или в социальных сетях. Новое выражение агрессии вновь заставляет специалистов из разных стран, в том числе и из России, вырабатывать новые программы по противодействию агрессии в новой среде.

Подводя итогу всему вышесказанному, можно отметить, что активное и систематическое изучение агрессии в образовательной среде началось в 70-е гг. прошлого века, когда мир в полной мере отошёл от ужасов Второй мировой войны. Изучение агрессии специалистами разных стран показало, что её корни лежат в самих людях и их отношении друг к другу. Ведь порою мы сами порождаем агрессивное поведение в человеке, который всеми силами пытается защитить себя и свой внутренний мир. Работы в данной области предстоит сделать ещё много, но уже сейчас видно, что с каждым новым явлением агрессия будет приобретать новые формы, а полностью искоренить её практически невозможно.

Несмотря на имеющиеся негативные явления в образовательной среде можно утверждать, что работа в данной области активно ведётся. Научиться справляться с агрессивным поведением обучающихся способны только те педагогические работники, которые состоялись как профессионалы.

Литература:

  1. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе. Вестник Череповецкого государственного университета. 2020.
  2. Горохов С. А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ. Социально-гуманитарные знания. 2020. С.147–151.
  3. Иванова А. К. Буллинг и кибербуллинг как явление образовательной среды: примеры современных исследований проблемы. Мир науки. Педагогика и психология. 2018.
  4. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования. Вопросы образования. 2019. С.78–90.
  5. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. — 2006. — Т. 16. — № 5. — С. 3–18.
  6. Рослякова С. В., Черникова Е. Г. Современные формы девиатного поведения подростков и их социальная профилактика. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021 ВАК
  7. Селиванова, Е. А. Семья как фактор психосоматических заболеваний у детей / Е. А. Селиванова // Метеор-Сити:научно-популярный журнал. — 2016. — № 3. — URL: http://www.meteor-city. top/psihosomatika (дата обращения 04.08.2017)
  8. Сидоренко А. Р., Легенчук Д. В. Социально-педагогическая диагностика буллинга в городской гимназии. Форум молодёжной науки. 2020
  9. Фомина А. В., Молчанова Л. Н. Современные представления о школьном буллинге в России и за рубежом. Коллекция гуманитарных исследований. 2020.С.6–11.
  10. Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А. Половозрастные особенности школьников как предикторы риска буллинга. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019.
  11. Ford.R., King.T., Priest.N., Kavanagh.A. (2017) BullyingandMentalHealthandSuicidalBehaviouramong 14-to 15-Year-Oldsin a Representative Sample of Australian Children // Australian & New Zealand Journal of Psychiatry. Vol. 51. No 9. P. 897–908.
Основные термины (генерируются автоматически): мировая война, агрессия, образовательная среда, США, изучение агрессии, эта, агрессивное поведение, программа, работа, специалист.


Ключевые слова

агрессия, агрессивное поведение, изучение агрессии

Похожие статьи

Исследование проявлений агрессивности первокурсников...

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут».

Агрессивное поведение современных подростков

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением предполагает работу с самими детьми, их родителями, педагогами. Причин агрессии много. Дети черпают знания о моделях поведения из трех основных источников.

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного...

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агрессии у...

Профилактика вербальной агрессии подростков... | Молодой ученый

Значимая роль в предупреждении вербальной агрессии отводится оздоровлению ближайшего окружения подростков и, прежде всего, условий их семейного воспитания, так как антиобщественное поведение во многих случаях связано с семейным неблагополучием [5, 10].

Агрессия и пути ее предупреждения | Статья в журнале...

В то же время важным для понимания человеческой агрессии являются исследование Э. Фромма.

Если события 30-летней давности, связанные с окончанием «холодной войны», давали повод

Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение. Причин агрессии много.

Ключевые слова: насилие, агрессия, насилие в образовательной среде, буллинг.

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном...

Так, по опроснику Л. Г. Почебут результаты расположились следующим образом: высокую степень вербальной агрессии имеют 14 % учащихся, среднюю степень вербальной агрессии — 36 % и низкую степень вербальной агрессии — 50 % подростков.

Коррекция агрессивного поведения современных подростков...

 В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения. Агрессияэто поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой [4].

Особенности проявления агрессии у современных подростков...

...выраженные агрессивные проявления в своем поведении и нуждаются в оказании помощи со стороны специалистов

Для этого, на наш взгляд, нужно не только разработать программу

Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий уровень...

Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

Биологически агрессивная среда породила в человеке адаптивно-защитную агрессию в отношении

Агрессия (от лат. agressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее

Проявление вербальной агрессии на высоком уровне у 60 % испытуемых (18 человек).

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном...

Похожие статьи

Исследование проявлений агрессивности первокурсников...

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут».

Агрессивное поведение современных подростков

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Анализ причин подростковой агрессии | Статья в журнале...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением предполагает работу с самими детьми, их родителями, педагогами. Причин агрессии много. Дети черпают знания о моделях поведения из трех основных источников.

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного...

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агрессии у...

Профилактика вербальной агрессии подростков... | Молодой ученый

Значимая роль в предупреждении вербальной агрессии отводится оздоровлению ближайшего окружения подростков и, прежде всего, условий их семейного воспитания, так как антиобщественное поведение во многих случаях связано с семейным неблагополучием [5, 10].

Агрессия и пути ее предупреждения | Статья в журнале...

В то же время важным для понимания человеческой агрессии являются исследование Э. Фромма.

Если события 30-летней давности, связанные с окончанием «холодной войны», давали повод

Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение. Причин агрессии много.

Ключевые слова: насилие, агрессия, насилие в образовательной среде, буллинг.

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном...

Так, по опроснику Л. Г. Почебут результаты расположились следующим образом: высокую степень вербальной агрессии имеют 14 % учащихся, среднюю степень вербальной агрессии — 36 % и низкую степень вербальной агрессии — 50 % подростков.

Коррекция агрессивного поведения современных подростков...

 В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения. Агрессияэто поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой [4].

Особенности проявления агрессии у современных подростков...

...выраженные агрессивные проявления в своем поведении и нуждаются в оказании помощи со стороны специалистов

Для этого, на наш взгляд, нужно не только разработать программу

Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А

агрессивное поведение, агрессивное поведение подростков, подросток, высокий уровень...

Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

Биологически агрессивная среда породила в человеке адаптивно-защитную агрессию в отношении

Агрессия (от лат. agressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее

Проявление вербальной агрессии на высоком уровне у 60 % испытуемых (18 человек).

Изучение вербальной агрессии подростков в образовательном...

Задать вопрос