Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Мачко, К. В. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема / К. В. Мачко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 415-418. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103519/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте. Автор также анализирует современные реалии организации условий работы по развитию эмоционального интеллекта в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО).

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, дети дошкольного возраста, социальная сфера, умственный интеллект, развитие эмоционального интеллекта.

Актуальность развития эмоционального интеллекта у детей в ДОО не может быть недооценена, так как это является основой для успешного социального и эмоционального развития, что имеет важное значение для их будущей жизни.

«Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач» [8].

«Идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует, возникла из концепции социального интеллекта, которая была разработана такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. С развитием когнитивной науки в определенный период времени слишком большое внимание было уделено информационным, «компьютерным» моделям интеллекта, и аффективный компонент мышления, по крайней мере в западной психологии, отошел на второй план» [1].

«Концепция социального интеллекта была именно той связью, которая связывает воедино аффективные и когнитивные аспекты познавательного процесса. В области социального интеллекта был разработан подход, который понимал человеческое познание не как «компьютер», а как когнитивно-эмоциональный процесс» [8].

Еще одной предпосылкой особого внимания к эмоциональному интеллекту была гуманистическая психология. «После того, как Авраам Маслоу представил концепцию самореализации в 1950-х годах, в западной психологии произошел «гуманистический бум», который вызвал серьезные интегральные исследования личности, сочетающие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы» [4].

«Питер Салоуэй, один из исследователей гуманистической волны, опубликовал в 1990 году статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, как признается большинством в профессиональном сообществе, была первой публикацией на эту тему. Питер Салоуэ писал, что за последние несколько десятилетий представления об интеллекте и эмоциях радикально изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции — как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной жизни человека» [6].

«Развитие моделей эмоционального интеллекта можно рассматривать как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой была работа Салоу и Майера, и она включала только познавательные способности, связанные с обработкой информации об эмоциях. Затем в интерпретации был выявлен сдвиг в сторону усиления роли личностных характеристик» [6].

«Если «эмоциональный интеллект» интерпретируется как исключительно личностная характеристика, то само использование термина «интеллект» становится необоснованным» [3].

Развитие эмоционального интеллекта начинается еще в период дошкольного детства. Эмоциональный интеллект включает в себя умение чувствовать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект у детей дает возможность управлять стрессом, эффективно решать конфликтные ситуации и лучше взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Родители и воспитатели могут способствовать развитию эмоционального интеллекта у детей, предоставляя им безопасную и поддерживающую среду, в которой они могут выражать свои эмоции и изучать их. Родители и педагоги могут также научить детей называть свои эмоции и учить их понимать эмоции других людей. Игры и различные активности, такие как сценарии и импровизация, могут помочь детям в изучении эмоциональных навыков. Дошкольные образовательные учреждения должны внедрять образовательно-воспитательные программы, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта. Они могут включать в себя обучение управлению эмоциями, коммуникации и улучшению социальных навыков.

«По мнению В. Е. Лёвкина, основными составляющими эмоционального интеллекта являются:

1) способность осознавать у себя и других наличие определённых эмоций и чувств;

2) умение понимать причины появления определённых эмоций и чувств у себя и у других людей;

3) навыки управления эмоциональными состояниями (включая их выражение и использование).

В. Е. Лёвкин считает, что управлять эмоциональными состояниями и понимать чувства других людей крайне важно, как в личной жизни, так и в эмоциональной. Так же по мнению В. Е. Левкина, уровень эмоционального интеллекта отражает уровень психической зрелости человека. Эмоциональный интеллект низкого уровня характерен для детей, а также для не повзрослевших, инфантильных и эгоистичных взрослых, т. е. взрослых лишь биологически. Напротив, эмоциональный интеллект высокого уровня характерен для психически зрелых людей, обладающих активной жизненной позицией» [2].

Говоря в целом, развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте имеет важное значение для здорового развития детей и их будущего успеха.

В исследовании Филипповой О. Г., Терещенко М. Н., Батеновой Ю. В., Прохоровой А. А. 2021 года отмечено, что с помощью программы «Азбука эмоций», направленной на использование совместной деятельности детей и взрослых, разнообразие материалами развивающей предметно-пространственной среды, создающими положительное эмоциональное состояние ребенка, привлечение семьи к взаимодействию с ДОО по развитию эмоционального интеллекта, можно эффективно развить у дошкольников эмоциональный интеллект, что позволит быть успешным в социальной сфере.

«На контрольном этапе они выявили повышение уровня развития эмоционального интеллекта детей, позволив отметить позитивные изменения. Так, на констатирующем этапе исследования расхождение между контрольной и экспериментальной группами было незначительное: высокий уровень на 0 %, средний уровень на 4,2 %, низкий уровень на 4,2 %; на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы расхождение в результатах увеличилось: высокий — на 8,3 %, средний — на 21 %, низкий — на 29,3 %, что является статистически значимым (Тэмп=45, при р <0,01)» [7].

«М. Н. Мартыненко разработала специализированный курс занятий, предназначенных для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Она выдвинула гипотезу о том, что при проведении психолого-педагогических занятий, направленных на развитие таких компонентов эмоционального интеллекта как восприятие, анализ и оперирование эмоциональной информацией, у детей повышаются показатели уровня развития эмоционального интеллекта. Ею был использован экспериментально-генетический метод, который позволил активно воздействовать на участников исследования с целью развития у них определенных знаний, навыков или умений. Исходя из полученных автором результатов, можно сделать вывод, что дети, прошедшие диагностические процедуры, показали улучшение в выполнении задач, связанных с восприятием, анализом и обработкой информации эмоциональных состояний. Эти процессы считаются важными компонентами эмоционального интеллекта, согласно многим современным психологическим теориям. Их осуществление в сознании необходимо для эффективного решения когнитивно-эмоциональных задач. В результате проведенного курса обучения была подтверждена гипотеза исследования. В процессе эмпирического исследования также обнаружилась побочная переменная, сдерживающая эффективность проведения данного курса. Ей является низкая произвольность, как свойство психики воспитанников. Возможно, в случае низкого показателя произвольности у ребенка, нужно производить ряд мероприятий, направленных прежде всего на развитие у него способности к саморегуляции, поскольку это является первостепенной задачей. А затем включать детей в процесс группового обучения» [5].

На практике дошкольных учреждений воспитатели часто сталкиваются с проблемой, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка. Для этого требуется дополнительная работа с педагогами, по повышению квалификации в вопросах, развития эмоционального интеллекта. Из опыта работы некоторых ДОО мы выявили, что организация условий для развития эмоционального интеллекта у дошкольников может представлять сложности. Перечислим наиболее распространенные проблемы в современных реалиях детских образовательных учреждений:

  1. Неэффективные методы обучения: Некоторые методы обучения, используемые для развития эмоционального интеллекта, могут быть неэффективными или неприемлемыми для некоторых детей.
  2. Отсутствие поддержки со стороны родителей: Родители могут не понимать важности развития эмоционального интеллекта у детей и не поддерживать их участие в таких занятиях.

Для решения данных проблем необходимо приложить большие усилия к образованию и повышению квалификации педагогов, а также выбору эффективных методов обучения и повышению осведомленности в вопросе развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у дошкольников на сегодняшний день является достаточно актуальной педагогической проблемой, так как оно необходимо для успешной социализации детей в обществе:

Во-первых, эмоциональный интеллект помогает детям понимать свои эмоции и реагировать на них правильно. Ребенок, который может управлять своими эмоциями, лучше умеет общаться со сверстниками и взрослыми, что помогает ему легче адаптироваться к различным социальным ситуациям. Кроме того, развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста может помочь им справляться со стрессом и негативными эмоциями, которые могут возникать в их жизни.

Во-вторых, развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста может помочь им развивать свои когнитивные навыки. Недавние исследования показали, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта имеют более развитые когнитивные способности, такие как лучшее понимание причинно-следственных связей, более точное рассуждение и более продвинутое решение проблем.

В целом, развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста имеет множество преимуществ, которые оказывают положительное влияние на их социальное и эмоциональное благополучие. Родители, педагоги и воспитатели могут помочь детям развивать свой эмоциональный интеллект путем создания подходящей среды, где дети могут свободно выражать свои эмоции, а также путем обучения социальным навыкам и эмоциональному регулированию. Такие усилия могут иметь долгосрочные выгоды и помочь детям стать более успешными и уверенными в себе в будущем.

Литература:

  1. Гиниятуллина Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника // Universum: психология и образование. 2019. № 2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika
  2. Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2016.
  3. Люсин Д. В. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. — М., 2004.
  4. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 71–72
  5. Мартыненко М. Н. Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta
  6. Салоуэй П. Эмоциональный интеллект. — СПб.: Речь, 1990.
  7. Филиппова О. Г., Терещенко М. Н., Батенова Ю. В., Прохорова А. А. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2021. № 4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  8. Шабанов, С. Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, ребенок, развитие, эмоция, высокий уровень, социальный интеллект, западная психология, контрольный этап, социальная сфера.


Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы.

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны несколько рассказов Л. Н

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Критерии оценки развития социального интеллекта старших...

Таким образом, мониторинг развития компонентов социального интеллекта старших дошкольников направлен на выявление как текущего уровня развития, так и положительной динамики в соответствии с комплексом критериев, представленных в программе.

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей...

Человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно

Развитие эмоционального интеллекта у детей по основным этапам. Ранний возраст.

Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта такими как

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии. Эмоции — это движение!

В тоже время социальная сфера современного ребенка становится все более уязвимой.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста мы считаем очень...

Развитие социального интеллекта детей старшего...

Библиографическое описание: Адамова, П. А. Развитие социального интеллекта детей

Развитие социального интеллекта у детей — это важный и необходимый этап в развитии

Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития социального интеллекта в процессе...

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Роль взрослого в развитии социального интеллекта в дошкольный период заключается в.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного...

Опыт организации образовательной деятельности по развитию...

Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста.

Анализируя состояние уровня социального интеллекта на начальном этапе и на этапе мониторинга 2020 года, были

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны.

социальный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, друг, ход игры, старший.

Методы и технологии формирования эмоционального...

Одна из наиболее интересных модель эмоционального интеллекта дошкольника, представленную в трудах Куракиной А. О. [3] в соответствии которой, эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект...

Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального интеллекта

эмоциональный интеллект, эмоциональное развитие, эмоции, чувства, управление

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект.

Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы.

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны несколько рассказов Л. Н

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Критерии оценки развития социального интеллекта старших...

Таким образом, мониторинг развития компонентов социального интеллекта старших дошкольников направлен на выявление как текущего уровня развития, так и положительной динамики в соответствии с комплексом критериев, представленных в программе.

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей...

Человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно

Развитие эмоционального интеллекта у детей по основным этапам. Ранний возраст.

Очень важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта такими как

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии. Эмоции — это движение!

В тоже время социальная сфера современного ребенка становится все более уязвимой.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста мы считаем очень...

Развитие социального интеллекта детей старшего...

Библиографическое описание: Адамова, П. А. Развитие социального интеллекта детей

Развитие социального интеллекта у детей — это важный и необходимый этап в развитии

Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития социального интеллекта в процессе...

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Роль взрослого в развитии социального интеллекта в дошкольный период заключается в.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного...

Опыт организации образовательной деятельности по развитию...

Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста.

Анализируя состояние уровня социального интеллекта на начальном этапе и на этапе мониторинга 2020 года, были

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны.

социальный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, друг, ход игры, старший.

Методы и технологии формирования эмоционального...

Одна из наиболее интересных модель эмоционального интеллекта дошкольника, представленную в трудах Куракиной А. О. [3] в соответствии которой, эмоциональный интеллект дошкольника имеет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект...

Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Развитие эмоционально-волевой сферы, в частности эмоционального интеллекта

эмоциональный интеллект, эмоциональное развитие, эмоции, чувства, управление

Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект.

Задать вопрос