Информационно-коммуникационные технологии как средство обогащения словаря подростков с умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Бахова, Н. Д. Информационно-коммуникационные технологии как средство обогащения словаря подростков с умственной отсталостью / Н. Д. Бахова, Т. А. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 381-382. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103465/ (дата обращения: 03.05.2024).



Встатье рассмотрена роль информационно-коммуникационных технологий в обогащении словарного запаса детей подросткового возраста с умственной отсталостью и с ОНР III уровня. Изложены результаты диагностического изучения словарного запаса детей с умственной отсталостью и с ОНР III уровня.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, умственная отсталость, общее недоразвитие развитие речи, развитие словарного запаса, подростковый возраст.

Речь — это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности и координатор поведения [1].

Умственная отсталость — это стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь, интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

Ученые считают, что для таких детей характерна задержка речевого развития, которая проявляется в замедленном понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного использования языка по сравнению с нормально развивающимися детьми из-за бедности словарного запаса.

Небольшой словарный запас мешает детям с нарушениями интеллекта использовать речь как средство общения. Их словарный запас характеризуется неоднозначным употреблением слов, использованием слов в неподходящих обобщенных функциях и незнанием конкретного значения слов [4].

Все большее число детей с рядом речевых трудностей, таких как неспособность свободно говорить или строить осмысленные высказывания, которые, несомненно, препятствуют полноценному развитию их личности [3].

Актуальность выбора данного направления определяется необходимостью решения развивающих и коррекционных проблем детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жизнь. Информационные технологии входят в жизнь детей с самого раннего возраста и оказывают значительное влияние на их развитие.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это совокупность учебных материалов, технических и инструментальных средств, форм и методов применения компьютерных технологий в учебном процессе с целью совершенствования работы специалистов в образовательных учреждениях.

Использование ИКТ в обучении детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на основной вид деятельности ребенка — игру, а все задания должны быть игровыми и развлекательными и не превышать соответствующий возрасту уровень сложности. Задания также должны отвечать возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями и развивать их способности.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания ребенка может помочь индивидуализировать этот процесс, повысить наглядность в предъявлении материала (за счет графических, иллюстративных, визуальных возможностей), что является важным для ребенка с интеллектуальными нарушениями [6].

В ходе эмпирического исследования словарного запаса детей с умственной отсталостью и с ОНР III уровня на базе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Ужурская школа-интернат», реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу, расположенного по адресу: Красноярский край, Ужурский район, г. Ужур, ул. Назаровская, 25, корпус 2 был выявлен исходный уровень сформированности словарного запаса. Для проведения эксперимента были отобраны пятеро детей-подростков с умеренной умственной отсталостью с ОНР III уровня возрастом от 12 до 14 лет. Для проведенич логопедического обследования мы испоьзовали методику Н. М. Трубниковой, которая состояла из трех блоков:

  1. выявление уровня сформированности понимания речи:

— понимание существительных,

— понимание предложений,

— понимание грамматических форм;

  1. обследование активной речи;
  2. обследование грамматической структуры.

Использование обоснованных методик в исследовании исследования словарного запаса детей с умственной отсталостью и с ОНР III уровня показало, что процент исследования словаря колеблется от 32 % до 56 %. Испытуемые имеют бедный словарный запас и используют слова не по назначению. Грамматические трудности речи проявляются в аграмматизме и искажении употребления падежей.

Речь испытуемых состоит из простых, разрозненных предложений, часто неструктурированных и без главных членов. Учащиеся экспериментальной группы показали низкий уровень сформированности словарного запаса.

Для того чтобы использование учителями информационно-коммуникационных технологий было максимально эффективным, при подготовке образовательных мероприятий следует придерживаться следующей логики:

— необходимо отобрать и проанализировать материал;

— определить методику проведения логопедического занятия;

— спланировать мероприятие с учетом оптимальности распределения времени [8].

В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы изучены теоретические подходы к развитию словарного запаса детей пятеро детей-подростков с умственной отсталостью и с ОНР III уровня с помощью информационно — коммуникационных технологий, рассмотрены методы и приемы развития словарного запаса. В ходе исследования выявлены педагогические условия использования ИКТ в развитии словарного запаса детей-подростков с умственной отсталостью и с ОНР III уровня.

Литература:

  1. Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Речь ребенка. М.: Институт психологии РАН, 2008.— 352 c.
  2. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника /Г. В. Бобровская // Начальная школа.-2012.-№ 4.-47–51 с.
  3. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов вузов- М.,: Астрель, 2007.
  4. Дмитриева А. И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ XIII вида. (Начальные классы): Учебное пособие. М.: МПСИ, 2009. — 128 с.
  5. Долгобородова Н. П. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. — Л., 2006. — 184 с.
  6. Кукушкина, О. И. Информационные технологии в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Образование для всех: совершенствование процесса обучения детей со специальными образовательными потребностями. Кишинёв: ООН в Молдове, 2004. С. 75–83.
  7. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов. М.: Просвещение, 2015. — 158 с.
  8. Таможняя, Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46
  9. Федосеева Е. С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии): учебное пособие/ Федосеева Е. С., Ярикова М. В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015.— 176 c.
Основные термины (генерируются автоматически): III, умственная отсталость, словарный запас, словарный запас детей, нарушение интеллекта, подростковый возраст, развитие, средство общения, уровень.


Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, подростковый возраст, умственная отсталость, общее недоразвитие развитие речи, развитие словарного запаса

Похожие статьи

Изучение словарного запаса у младших школьников...

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря (2,3).

Исследование связной речи у детей среднего школьного возраста...

Различия у детей возникают с раннего возраста, и в дошкольном возрасте у всех наблюдается серьёзное речевое недоразвитие.

Больше всего у детей с нарушением интеллекта страдает смысловая сторона речи.

Подросток показал высокий уровень. Исследование длилось 40 минут.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер.

Изучение состояния лексики у младших школьников...

Развитие и совершенствование лексики младших школьников с умственной отсталостью было и остаётся

На вопрос «Какие средства помогают расширить словарный запас учеников?» 13 % учителей ответили, «что цветные рисунки помогают расширить словарный запас», 21

У детей с нарушением интеллекта при поступлении очень низкий словарный запас; из-за...

Особенности развития словарного запаса у дошкольников...

Анализ полученных в исследовании данных свидетельствует о том, что большая часть дошкольников с общим недоразвитием речи имеют средний 40,6 % и низкий 38,6 % уровни сформированности словарного запаса. Высокий уровень выявлен лишь у 20,8 % испытуемых.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Нарушения поведения, как можно видеть, у детей и подростков с нормальным

Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не. Штрассмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / В. Штрассмайер.

ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, диагностика уровня психического развития, коррекция.

Формирование коммуникативной деятельности у детей...

Словарный запас большинства тех из них, которые владеют разговорной речью, не превышает 300–400

В целом, большая часть детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют возможность

Социализация детей с нарушением интеллекта.– СПб.: Речь, 2005.– 477 с.

ребенок, символ, альтернативное средство коммуникации, нарушение развития...

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

У умственно отсталых детей на уровне нервных процессов имеет место слабость

Бедность словарного запаса мешает умственно отсталым учащимся адекватно выражать

Проблема нарушения внимания у детей с умственной отсталостью изучалась сравнительно мало.

Таким образом, для детей с умственной отсталостью обучение имеет первостепенное...

Речемыслительные операции у младших школьников...

Для детей с умственной отсталостью характерно тотальное недоразвитие мышление.

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, уровень

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих.

Результаты обследования состояние словарного запаса умственно отсталых учеников...

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной...

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. Активный словарный запас учащихся начальных классов крайне ограничен, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений

Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков.

Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн.

Похожие статьи

Изучение словарного запаса у младших школьников...

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря (2,3).

Исследование связной речи у детей среднего школьного возраста...

Различия у детей возникают с раннего возраста, и в дошкольном возрасте у всех наблюдается серьёзное речевое недоразвитие.

Больше всего у детей с нарушением интеллекта страдает смысловая сторона речи.

Подросток показал высокий уровень. Исследование длилось 40 минут.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер.

Изучение состояния лексики у младших школьников...

Развитие и совершенствование лексики младших школьников с умственной отсталостью было и остаётся

На вопрос «Какие средства помогают расширить словарный запас учеников?» 13 % учителей ответили, «что цветные рисунки помогают расширить словарный запас», 21

У детей с нарушением интеллекта при поступлении очень низкий словарный запас; из-за...

Особенности развития словарного запаса у дошкольников...

Анализ полученных в исследовании данных свидетельствует о том, что большая часть дошкольников с общим недоразвитием речи имеют средний 40,6 % и низкий 38,6 % уровни сформированности словарного запаса. Высокий уровень выявлен лишь у 20,8 % испытуемых.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Нарушения поведения, как можно видеть, у детей и подростков с нормальным

Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не. Штрассмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / В. Штрассмайер.

ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, диагностика уровня психического развития, коррекция.

Формирование коммуникативной деятельности у детей...

Словарный запас большинства тех из них, которые владеют разговорной речью, не превышает 300–400

В целом, большая часть детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют возможность

Социализация детей с нарушением интеллекта.– СПб.: Речь, 2005.– 477 с.

ребенок, символ, альтернативное средство коммуникации, нарушение развития...

Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной...

У умственно отсталых детей на уровне нервных процессов имеет место слабость

Бедность словарного запаса мешает умственно отсталым учащимся адекватно выражать

Проблема нарушения внимания у детей с умственной отсталостью изучалась сравнительно мало.

Таким образом, для детей с умственной отсталостью обучение имеет первостепенное...

Речемыслительные операции у младших школьников...

Для детей с умственной отсталостью характерно тотальное недоразвитие мышление.

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, уровень

Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих.

Результаты обследования состояние словарного запаса умственно отсталых учеников...

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной...

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. Активный словарный запас учащихся начальных классов крайне ограничен, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений

Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков.

Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн.

Задать вопрос