Достижение личностных образовательных результатов у подростков посредством театральной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Кучма, М. П. Достижение личностных образовательных результатов у подростков посредством театральной деятельности / М. П. Кучма. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 466-470. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103452/ (дата обращения: 03.05.2024).



Насколько эффективна театральная деятельность как средство достижения подростками личностных образовательных результатов за счет ролевого экспериментирования?

Работа посвящена изучению влияния ролевого экспериментирования подростков на личностные образовательные результаты в рамках театральной деятельности. В последние годы театр все чаще используется для решения широкого круга задач, связанных с развитием, обучением и социализацией подростков. Во многих странах театральная деятельность на протяжении десятилетий успешно применяется в школьной практике в разных вариациях. Например, в Англии проводилось большое исследование о влиянии театральных представлений на личностные и образовательные результаты учеников, в ходе которого было выявлено, что театральная деятельность способствует повышению эмоциональной грамотности. Дети могут проживать новый опыт и извлекать уроки из ролевого экспериментирования, находясь в опосредованной и безопасной реальности, за счёт чего возрастает возможность понимания сложных эмоций и расширяется ролевой репертуар. [1]. Использование драмы в рамках обучения в школе также делает процесс обучения более приятным и повышает уровень уверенности в себе среди учащихся [2]

Использование театральных постановок в процессе обучения развивает коммуникативные навыки учащихся, в частности, улучшая беглость речи, умение слушать и понимать язык тела. [3]

Театр в образовательной среде оказывает положительное влияние на различные образовательные и личностные результаты, которые ученики способны применять как в рамках образования, так и в реалиях собственной жизни. [4]

Американские учащиеся, сообщающие об изучении драматического искусства и опыте написания оригинальных произведений и драматическое представление уже существующих в старшей школе, имеют большие успехи в устных предметах и обладают более высокими коммуникативные навыки, имеют более высокую самооценку чем те, кто не участвует в театральной деятельности. Такой опыт может помочь молодым людям осознать свой потенциал для достижения успеха. [5]

Изучение драматического искусства в средней школе в Великобритании связано с успехом на национальных экзаменах по английскому языку. [7]

В Португалии был реализован большой проект DICE, который являлся кросс-культурным исследованием, где изучалось влияние образовательного театра на различные компетенции обучающихся. Исследование проводилось двенадцатью странами (Венгрия, Чехия, Нидерланды, Норвегия, Палестина, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словения, Швеция и Великобритания). По итогу проекта удалось выявить, что участвовавшие в проекте ученики чувствуют себя более уверенно в общении, с большим интересом ходят на учёбу, лучше справляются со стрессом и решением различных проблем, являются более активными гражданами и проявляют интерес к общественным делам. [8]

Документально подтвержденные доказательства преимуществ, связанных с драматургией и театром в образовательных контекстах, побудили консорциум европейских исследователей и педагогов рекомендовать, чтобы “все дети имели регулярный доступ к образовательному театру и драме в школе, обязательный на протяжении всей учебной программы, и преподавался хорошо подготовленными специалистами по театру и драматургии”. [9]

Изучение различных концепций нравственного развития личности при помощи искусства показывает, что участие в театральном действии способствует становлению нравственной и эстетической культуры молодого поколения. [10, 11, 12] Через опыт театрального искусства и соприкосновение с социально значимым культурным опытом у детей формируется ценностное отношение к жизни.

Институт стратегии развития образования РАО представил примерную программу воспитания для образовательных организаций, в которой за основу взято личностное развитие школьников. Задачей педагогов является развитие личности учеников через сотрудничество с ребенком и формирование детско-взрослого сообщества. Партнерские отношения — важный фактор достижения результатов. [13] Такой опыт позволяет снизить противопоставление подростов взрослым, что свойственно данному возрастному периоду, и за счет этого достигнуть больших результатов, а также создать совместный эмоциональный опыт и сформировать межпоколенную связь. [14, 15, 16]

Вышеуказанные исследования доказывают, что театральная деятельность в учебном процессе способствует формированию у подростков повышению эмоциональной грамотности, уверенности в себе, активной гражданской позиции и проявлению интереса к общественным делам, развитию коммуникативных навыков, повышению учебной мотивации и стрессоустойчивости.

Театральная деятельность является одним из наиболее эффективных средств обучения в подростковом возрасте по теории Фельдштейна. В этом возрасте происходит активное формирование личности, а театральная деятельность помогает развивать у подростков такие качества, как самостоятельность, креативность, социальная адаптация, коммуникабельность, уверенность в себе и другие. [17]

Театральное обучение позволяет подросткам учиться проявляться разными способами, расширять свой круг общения, учиться работать в команде, а также развивать свою фантазию, творческий потенциал и эмоциональную отзывчивость. Театральные занятия могут также помочь подросткам преодолеть страх перед общением с людьми и некоторыми социальными ситуациями, что способствует повышению их самооценки и уверенности в себе.

Таким образом, театральная деятельность является важным инструментом для развития личности подростка и может быть использована в образовательном процессе для достижения целей по формированию личностных качеств и социальных навыков.

В данной работе развиваются идеи и представления об общественно полезной организованной педагогической деятельности с упором на теорию Д. И. Фельдштейна. Исследования и разработки в этом направлении могут привести к развитию педагогической теории и практики и в свою очередь вывести образование на качественно новый уровень. [17]

В российских школах театр используется достаточно редко и преимущественно в системе внеурочного образования. Исследования театральной деятельности как инструмента образования способствует внедрению новых эффективных способов обучения детей подросткового возраста.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что специально организованная театральная деятельность способствует формированию у подростков личностных образовательных результатов: повышение уровня рефлексии, повышение уровня организаторских способностей, развитие коммуникативных навыков.

Объект исследования : театральная деятельность как средство для ролевого экспериментирования в подростковом возрасте.

Предмет исследования : театральная деятельность как средство достижения подростками личностных образовательных результатов за счет ролевого экспериментирования.

Цель исследования : обосновать эффективность театральной деятельности как средства достижения подростками личностных образовательных результатов за счёт ролевого экспериментирования.

Задачи исследования

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме применения театральной проектной деятельности в образовательных целях с категорией учащихся подросткового возраста.

2. Провести диагностику входных параметров личностных образовательных компетенций, а именно: уровня развития коммуникативных компетенций, учебных мотивов, организаторских способностей и рефлексивных навыков.

3. Провести экспериментальное исследование возможностей применения театральной деятельности в развитии личностных образовательных результатов подростков.

4. Провести повторную диагностику параметров личностных образовательных компетенций, а именно: уровня развития коммуникативных компетенций, учебных мотивов, организаторских способностей и рефлексивных навыков.

5. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы исследования.

Гипотеза общая: специально организованная театральная деятельность способствует улучшению личностных образовательных результатов у обучающихся подросткового возраста за счёт ролевого экспериментирования.

Частная гипотеза: с пециально организованная театральная деятельность, рассматриваемая нами как вид проектной деятельности, за счёт ролевого экспериментирования способствует: повышению учебной мотивации, развитию коммуникативных навыков, развитию организаторских навыков и развитию рефлексивных навыков у обучающихся подросткового возраста.

Теоретические и методологические основания исследования образуют:

  1. Теории развития и возрастные особенности подросткового возраста (Л. С. Выготский, В. В. Рубцов, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн)
  2. Многовекторная модель зоны ближайшего развития (В. К. Зарецкий)
  3. Теоретические представления о проектировании социальной ситуации развития (Н. Н. Нечаев)
  4. Теория проектной деятельности как ведущей деятельности подросткового возраста (К. Н. Поливанова)
  5. Представления о ролевом экспериментировании как о ключевой задаче

развития в подростковом возрасте (А. М. Прихожан, О. В. Рубцова)

  1. Подходы к применению театральной деятельности в образовательных целях (О. В. Рубцова, Т. А. Поскакалова)
  2. Концепция ФГОС третьего поколения

Научно-практическая новизна работы

На данный момент театральная деятельность рассматривается как факультативное занятие и реализуется в малом количестве школ. Интерес исследования заключается в исследовании и обосновании эффективности театральной деятельности как инструмента достижения личностных образовательных результатов учащимися.

Практическая значимость исследования

Результаты научного исследования могут стать основанием включения театральной деятельности в школьную практику для приобретения учащимися личностных образовательных результатов в виде развития учебной мотивации, коммуникативных и организаторских способностей, а также и рефлексивных навыков.

Апробация работы

Обсуждения диссертационного исследования проводились на заседании кафедры «Возрастная психология им. проф. Л. Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета.

Экспериментальное исследование проходило на базе МБОУ «Старогородковская школа» Московской области. В исследовании приняли участие 33 подростка в возрасте 14–15 лет. Полученные данные были обработаны количественным методом.

Проведено :

— 2 диагностических занятия;

— 19 занятий, в формате групповой работы;

— 4 групповых интервью;

— 10 индивидуальных интервью.

Организация исследования:

Исследование включало 2 этапа:

Первый этап (18 октября 2021 г. — 29 января 2022 г.): входное тестирование экспериментальной и контрольных групп; блок занятий 1.

Второй этап (1 февраля 2022 г. — 20 апреля 2022 г.): блок занятий 2; выходное тестирование экспериментальной и контрольных групп.

Основные понятия и термины

Одно из основных понятий, на которое будет опираться данная работа, сформулировано Л. С. Выготским. Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений органично присуща детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. [19]

Следующее немаловажное понятие — подростковый возраст. Это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст — это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости». [18]

И последнее, но не по значимости, понятие, которое важно ввести — личностные образовательные результаты. Это понятие включает в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. (ФГОС). [20]

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, указывается степень разработанности обозначенной проблемы, ставится цель, формулируются задачи, определяются методы исследования.

В первой главе рассмотрен механизм формирования личностных образовательных результатов в образовательной среде у детей подросткового возраста через призму концепции ФГОС, психологических особенностей детей этого возраста и влияния театральной деятельности на формирование тех самых личностных образовательных результатов.

Основные выводы по первой главе

Театральная деятельность с давних пор стремится разместиться в образовательной среде. И сейчас как никогда раньше сама система образования взяла вектор на формирование свободной, субъектной личности и развитие личностных образовательных результатов. В свою очередь с точки зрения психологических возрастных особенностей подростков, новообразований этого возрастного периода, ведущей деятельности и социальной ситуации развития театральная деятельность может стать мощным инструментом развития необходимых в современном мире компетенций, таких как повышение учебной мотивации, развитие коммуникативных и организаторских способностей и рефлексивных навыков.

Во второй главе указаны методы и методики, используемые при проведении эмпирического исследования по теме диссертации.

Методы : тестирование, включенное наблюдение, индивидуальные и групповые интервью, анализ содержания рефлексивных дневников, анализ продуктов деятельности (видеозаписи групповой работы подростков, репетиций и финального спектакля).

Методики :

Констатирующие :

— Шкала оценки коммуникативных умений (Interpersonal Communication Skills Scale, Learning dynamics, 2002 г.).

— Тест «Школьная мотивация» (Лусканова Н. Г., 1993 г.).

— «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин, 1980).

— Шкалы социорефлексии и ауторефлексии (по «Методике уровня выраженности направленности рефлексии М. Гранта», 2005).

Формирующие : серия специально организованных занятий в контексте театральной деятельности, разработанных исследовательской группой ЦМИСД под руководством О. В. Рубцовой. Занятия направлены на развитие личностных образовательных результатов.

Результаты используемых методик (количественные данные приводятся в рисунках), анализируются и интерпретируются.

Основные выводы по второй главе

Проведенное исследование позволяет оценить театральную деятельность как достаточно уникальную проектную деятельность, неслучайно влияющую на широкий перечень навыков и личностных характеристик.

Заключение

В ходе исследования удалось подтвердить большинство гипотез: проектная деятельность благоприятно сказалась на выраженности рефлексии у подростков, на коммуникативных и организационных навыках, а также мотивационной сфере. Однако, не во всех методиках был выявлен статистически значимый прирост по итогу исследования. Выдвинута гипотеза об отсутствии взаимосвязей по некоторым измеряемым параметрам — изначально высокие результаты школьников по этим факторам.

Выделены основные ограничения данного исследования:

— Размер выборки;

— Способ формирования контрольной и экспериментальной группы;

— Возможность влияния личности и установок ведущего на итоговые результаты исследования

Перспективы дальнейших исследований:

  1. Увеличение объема выборки с целью получения более точных статистических денных;
  2. Анализ качественных данных и реализация лонгитюдного дизайна исследования с целью лучшего понимания механизмов влияния театральной деятельности и формирование личностных образовательных результатов;
  3. Проведение исследования с дополнительной контрольной группой, которая будет заниматься проектной деятельностью вне рамок театральной деятельности, чтобы выявить, влияет ли именно театральная деятельность, как форма ролевого экспериментирования, а не сама проектная деятельность или другие ее компоненты;
  4. Расширить исследование с участием разных ведущих, чтобы исключить фактор влияния личности конкретного преподавателя.

Выводы

1) Эмпирические данные позволяют говорить о том, что специально организованная театральная деятельность, способствует формированию у подростков личностных образовательных результатов: повышение мотивации к учебной деятельности, уровня организаторских способностей, развитие коммуникативных и рефлексивных навыков.

2) Ролевое экспериментирование, создание благоприятной среды для органичного освоения разнородных навыков являются важным компонентом театральной проектной деятельности и выступают механизмом формирования благоприятных эффектов на личностное развитие подростков.

3) Театральная деятельность оказывает разное по своей выраженности воздействие на подростков с умеренно выраженными навыками, склонностями и на подростков, у которых определенные навыки и качества выражены сильно. В рамках изучаемого промежутка времени театральная деятельность лишь незначительно увеличила результаты по склонностям, которые уже были сильно выражены. Однако подобные наблюдения могут быть результатом устройства самих психометрических методик.

Построения достоверных выводов на основе подобного рода исследований — это сложная методологическая задача. Основными способами совершенствования результатов будет являться варьирования способа формирования контрольной и экспериментальной группы, а также воспроизведения результатов исследования с разными ведущими проекта для определения возможности личности ведущего выступать как значимая побочная переменная.

Литература:

  1. Faull, E. The Impact of Theatre Performance in a School Setting on Children's Learning 2020 (1)
  2. Isyar, O. O., & Akay, C. (2017). The use of» Drama in Education» in primary schools from the viewpoint of the classroom teachers: A mixed method research. Online Submission, 8(28), 201–216. (2)
  3. Basom, J. (2005). The benefits of drama education. We are CCA. URL: http://www.wearecca.com/wpcontent/uploads/2012/06/Benefits-of-Drama-Education.pdf (3)
  4. Wagner, B. J. (1998). Educational drama and language arts: What research shows. Portsmouth, NH: Heinemann (4)
  5. Kassab L, «A Poetic/Dramatic Approach to Facilitate Oral Communication,” Critical Links: Learning in the Arts and Student Achievement and Social Development, ed. Richard Deasy (Washington, DC: Arts Education Partnership, 2002) 30–31 (5)
  6. Podlozny, A. (2000). Strengthening verbal skills through the use of classroom drama: A clear link. Journal of Aesthetic Education, 34(3–4), 239–275.] (6)
  7. Проект DICE - Drama Improves Lisbon Key Competences in Education. https://dramanetwork.eu/about_dice.html
  8. Wendy K. Drama and imagination: A cognitive theory of drama's effect on narrative comprehension and narrative production Mages 2006 (8)
  9. Чистякова О. А., Хаймовская Н. А. Взаимосвязь способности рефлексии и уровня самоактуализации личности в творческой деятельности // Социальная психология: вопросы теории и практики. — 2020. — С. 548–551. (9)
  10. Поливанова К. Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы — Психологическая наука и образование — 1998. Том. 3, № 1 (10)
  11. Нечаев Н. Н. А. Н. Леонтьев и П. Я. Гальперин: диалог во времени. «Вопросы психологии», 2003, № 2; (11)
  12. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива — М.: Просвещение, 1981.(12)
  13. Шацкий С. Т. Из доклада «Искусство как элемент детской жизни» (март 1918 г.)// Революция — искусство — дети: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Материалы и документы: Книга для учителя: В 2 ч. М.: Педагогика, 1987. — Ч. 1. (13)
  14. Лукьянова М. И., Калинина Н. В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. — М.: ТЦ «Сфера», 2004. — 208 с. (С.131–137). (14)
  15. Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988.(15)
  16. Тарасова Е. Н. Модель нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях. / Е. Н. Тарасова // Московский государственный институт культуры (Химки). — 2008 (16)
  17. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей: конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины 20 века: история и методология. / Ю. У. Фохт-Бабушкин. — СПб: Алетейя, 2016 (17)
  18. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т.Т. 4. С 258. (18)
  19. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Издательство: Перспектива, 2020 г. с.83 (19)
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приложение к приказу Минобрнауки России № 413 от 17.05.2012: с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 // Официальные документы в образовании. — 2015. — № 12 (апрель). (20).
Основные термины (генерируются автоматически): театральная деятельность, подростковый возраст, Ролевое экспериментирование, навык, организованная театральная деятельность, подросток, проектная деятельность, развитие, учебная мотивация, образовательная среда.


Похожие статьи

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

В настоящее время в сфере культурно — досуговой деятельности подростков можно обозначить следующие тенденции. Во-первых, значительная часть подростков чаще всего ассоциирует досуг с пассивным отдыхом, безделием, компьютерными играми.

Влияние школьного театра на формирование личности подростка

Радости и огорчения становятся общими, а успех одного становится успехом всех. Развитие эмпатийности - способности эмоционально отзываться на переживание другого, на этом отрезке театральной работы, является одной из важнейших наработок личности.

Воспитание творчески активной личности подростка средствами...

Сценическая деятельность — это вид творческой деятельности, в рамках которой

Сценическая деятельность, как элемент учебно-воспитательного процесса, в образцовом

Объектом является развитие и формирование креативных способностей подростков.

Библиографическое описание: Шилоносова, М. В. Театральная деятельность как средство.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития творческих особенностей детей, а также способствует развитию эмоциональной сферы школьников.

Формирование и развитие социальных навыков во...

В образовательной системе театрализованная деятельность является сильным мотиватором развития личности.

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.

Развитие творческих способностей у детей средствами...

Ведь театральная деятельность как источник развития творческих способностей — это средство, которое

Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми периодами [4].

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.

В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

 Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она лежит глубоко в его природе и находит свое отражение стихийно потому что связанна с игрой.

Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности...

Если говорить о театральной педагогике в высших театральных учебных заведениях, то тут существуют более широкие и углубленные тенденции изучения театра.

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Процесс таких занятий представляет собой систему творческих игр, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей ребёнка. Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на активное участие ребёнка.

Влияние социального окружения на проявление и развитие...

6. Деятельность, позволяющая детям оценивать их собственные идеи.

К таким видам занятий можно отнести внешкольную деятельность подростка, посещение им различных студий и кружков.

Театральная студия для подростка является идеальной социокультурной средой для

Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде.

Похожие статьи

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой...

В настоящее время в сфере культурно — досуговой деятельности подростков можно обозначить следующие тенденции. Во-первых, значительная часть подростков чаще всего ассоциирует досуг с пассивным отдыхом, безделием, компьютерными играми.

Влияние школьного театра на формирование личности подростка

Радости и огорчения становятся общими, а успех одного становится успехом всех. Развитие эмпатийности - способности эмоционально отзываться на переживание другого, на этом отрезке театральной работы, является одной из важнейших наработок личности.

Воспитание творчески активной личности подростка средствами...

Сценическая деятельность — это вид творческой деятельности, в рамках которой

Сценическая деятельность, как элемент учебно-воспитательного процесса, в образцовом

Объектом является развитие и формирование креативных способностей подростков.

Библиографическое описание: Шилоносова, М. В. Театральная деятельность как средство.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития творческих особенностей детей, а также способствует развитию эмоциональной сферы школьников.

Формирование и развитие социальных навыков во...

В образовательной системе театрализованная деятельность является сильным мотиватором развития личности.

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.

Развитие творческих способностей у детей средствами...

Ведь театральная деятельность как источник развития творческих способностей — это средство, которое

Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми периодами [4].

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.

В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

 Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества, она близка и понятна ребенку, она лежит глубоко в его природе и находит свое отражение стихийно потому что связанна с игрой.

Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности...

Если говорить о театральной педагогике в высших театральных учебных заведениях, то тут существуют более широкие и углубленные тенденции изучения театра.

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Процесс таких занятий представляет собой систему творческих игр, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей ребёнка. Театральные игры можно использовать, как элемент занятия, которые рассчитаны на активное участие ребёнка.

Влияние социального окружения на проявление и развитие...

6. Деятельность, позволяющая детям оценивать их собственные идеи.

К таким видам занятий можно отнести внешкольную деятельность подростка, посещение им различных студий и кружков.

Театральная студия для подростка является идеальной социокультурной средой для

Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде.

Задать вопрос