Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нечаева, А. А. Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении / А. А. Нечаева, Е. Г. Ефимова, Е. Э. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103451/ (дата обращения: 03.05.2024).



Отношение человека к труду, обществу, людям, а также самому себе во многом определяет коллектив, поскольку именно в нем происходит процесс формирования творческой индивидуальности. Коллектив представляет собой наиболее значительную социальную среду, в которой воспитываются потребности, проявляются задатки способностей, формируется личность [2]. Значительная часть времени дошкольника, его игровой, познавательной, творческой деятельности, его общения и отношений складывается и протекает именно в условиях детского сада, поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет детский коллектив дошкольной организации. В коллективе дошкольников с его многосторонними связями, благодаря совместной деятельности его членов достигается всестороннее развитие личности, приобретается первый опыт активного участия в жизни общества [3].

Формирование детского коллектива представляет собой достаточно длительный и сложный процесс. Нельзя не отметить, что вопросы коллективного воспитания в советском пространстве были хорошо проработаны и привлекали внимание довольно значительного числа ученых, в числе которых Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский и многие другие.

На первом этапе формирования группы это, как правило, незначительные по числу участников объединения, которые крайне легко распадаются, поскольку по составу и по времени неустойчивы. На данном этапе одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные игры для малышей по типу хороводов, в которых они действуют одновременно и одинаково. Примером такого рода игр являются «Каравай», «Карусели» и т. д. Отсутствие предметов и принципа соревнований в такого рода играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Организатором такого рода групп является чаще всего воспитатель, предлагая детям объединиться для игровой деятельности и являясь ядром коллектива. Важным моментом здесь является поощрение объединения и привлечение менее активных и подвижных детей.

Следующим этапом, после создания групп, является усиление их устойчивости как с точки зрения состава, так и длительности по времени. Число участников на данном этапе становится уже больше, достигая 10 человек, повышается самостоятельность. Цели группы также становятся сложнее, повышаются организаторские умения участников. Роль воспитателя здесь в том, чтобы формировать организаторские умения у всех детей. На наш взгляд, наиболее оптимальным и эффективным является привлечение в качестве организаторов детей, которые в группе больше всего хулиганят.

Дальнейшее развитие групп заключается в том, что происходит уже процесс самоорганизации — дети уже сами регулируют поведение участников, могут принять или исключить из группы по своему усмотрению. В конечном итоге небольшие группы объединяются уже в единый коллектив. Мотивом объединения здесь становится формулировка единой цели для всей группы — например, работы на участке садика или создание игрушек для детей более младших возрастов. Крайне необходимо участие в мероприятиях, которые имеют значение для всех — дежурство или украшение комнаты к празднику. Воспитатель здесь выступает уже в роли советчика, корректируя, в том числе, поведение излишне активных детей, подавляющих деятельность других.

Согласно закону движения коллектива, сформулированному А. С. Макаренко, развитие коллектива должно находиться в постоянной динамике, без движения вперед произойдёт распад группы. В связи с этим необходимо наличие целей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Одним из сложнейших вопросов является работа с разногласиями и жалобами, как непременным элементом группы. В частности, необходимо крайне тщательно разбираться в причинах поступившей жалобы, а также давать возможность самостоятельно решить конфликтную ситуацию, выступив координатором, в случае необходимости, предоставляя варианты решения проблемы. Именно проработка навыков самостоятельного выхода из конфликтных ситуаций позволяет сделать группу более стабильной и сплоченной. Чем меньше взрослый вмешивается в конфликт детей, тем лучше. В противном случае, уводя ребенка от сложных ситуаций или пресекая их, нет возможности обучить ребенка способам выхода из конфликта. В конечном итоге ему будет трудно поддерживать дружеские отношения, поскольку он усваивает схему поведения: «все дети играют в то, что я говорю», а если это не так — то «это плохие дети, с ними не надо дружить» [5].

Таким образом, коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него воспитателя, который играет большую роль в формировании детского коллектива в дошкольной организации, оказывает существенное влияние на его развитие. Он является одним из авторитетных взрослых людей для детей этого возраста. Именно в коллективе происходит формирование таких личностных характеристик, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или неприятие себя как личности.

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог всегда решает двойную задачу — способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе с одной стороны и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности — с другой. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива. Для создания благоприятного функционирования детского коллектива крайне необходимо управление хорошим специалистом.

Литература:

  1. Аблёзгова С. А., Салова Я. О., Каверина Е. И., Бускина Н. А. Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении // Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 98–101. URL: https://apni.ru/article/424-formirovanie-detskogo-kollektiva-v-dou
  2. Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. — М.: Просвещение, 2000. — С.53–58.
  3. Психология и педагогика в вопросах и ответах. [Текст]: Серия: Учебники, учебные пособия / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Ростов-наДону: Феникс, 1999. — 576 с.
  4. Пивченко В. П. Педагогический коллектив в воспитательной системе А. С. Макаренко: исторический контекст и современный взгляд // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-kollektiv-v-vospitatelnoy-sisteme-a-s-makarenko-istoricheskiy-kontekst-i-sovremennyy-vzglyad (дата обращения: 29.05.2023).
  5. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский коллектив, ребенок, группа, дошкольная организация, коллектив, конечный итог, совместная деятельность, уж.


Похожие статьи

Формирование детского коллектива в период адаптации...

Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе.

Чтобы облегчить вступление ребёнка в детский коллектив, во время адаптации мы

ребенок, группа, детский сад, сверстник, друг, детский коллектив, дошкольный возраст, игра

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка...

Особенности коллективного воспитания дошкольников...

...дошкольников детский коллектив — это одна и та же группа дошкольного учреждения.

Таким образом, в детском коллективе, объединенном интересной содержательной

Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений.

Наконец, третье, коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный...

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

...и конкретность цели позволяют определить конечный результат совместной деятельности [3].

Организация совместной деятельности педагогического коллектива может проходить в

Критериями и показателями развития педагогического коллектива являются следующие [1]

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка...

Способы сплочения детского коллектива обучающихся...

 Статья посвящена проблеме сплочения детского коллектива младших школьников.

В данном определении раскрыта двойственная природа коллектива: организация и общность.

На сплочение коллектива влияет участие детей в различных командных играх.

Зарубежная практика свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с.

Технологии формирования и развития детского коллектива

Так, детский коллектив — это объединение детей на основе в данном случае, учебной деятельности.

от хорошо организованной группы и считают, что например, их класс является коллектив.

Также педагог может формировать детский коллектив через традиции [3, с.51].

Так, педагог может развить детский коллектив, отдавая предпочтение совместной...

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в течение дня находятся под наблюдением педагога, который

Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе.

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в

А каково детишкам, которые впервые приходят из дома в детский коллектив!

В конечном итоге, возникающие осложнения иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной

Распределив работу, педагог руководит организацией детьми мест для нее: подсказывает, что к стеллажу

В совместной трудовой деятельности дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои

ребенок, совместная деятельность, детский сад, игровая деятельность...

Организация методической работы в дошкольной...

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий для становления детского коллектива направлена на личностно-ориентированную модель, в которой педагог и ребенок выступают равными субъектами взаимодействия.

Похожие статьи

Формирование детского коллектива в период адаптации...

Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе.

Чтобы облегчить вступление ребёнка в детский коллектив, во время адаптации мы

ребенок, группа, детский сад, сверстник, друг, детский коллектив, дошкольный возраст, игра

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка...

Особенности коллективного воспитания дошкольников...

...дошкольников детский коллектив — это одна и та же группа дошкольного учреждения.

Таким образом, в детском коллективе, объединенном интересной содержательной

Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений.

Наконец, третье, коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный...

Эффективное взаимодействие руководителя и коллектива...

...и конкретность цели позволяют определить конечный результат совместной деятельности [3].

Организация совместной деятельности педагогического коллектива может проходить в

Критериями и показателями развития педагогического коллектива являются следующие [1]

дошкольная организация, дошкольное учреждение, детский сад, обучение ребенка...

Способы сплочения детского коллектива обучающихся...

 Статья посвящена проблеме сплочения детского коллектива младших школьников.

В данном определении раскрыта двойственная природа коллектива: организация и общность.

На сплочение коллектива влияет участие детей в различных командных играх.

Зарубежная практика свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с.

Технологии формирования и развития детского коллектива

Так, детский коллектив — это объединение детей на основе в данном случае, учебной деятельности.

от хорошо организованной группы и считают, что например, их класс является коллектив.

Также педагог может формировать детский коллектив через традиции [3, с.51].

Так, педагог может развить детский коллектив, отдавая предпочтение совместной...

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в течение дня находятся под наблюдением педагога, который

Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе.

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной...

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в

А каково детишкам, которые впервые приходят из дома в детский коллектив!

В конечном итоге, возникающие осложнения иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из.

Развитие коммуникативных способностей детей старшего...

Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной

Распределив работу, педагог руководит организацией детьми мест для нее: подсказывает, что к стеллажу

В совместной трудовой деятельности дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои

ребенок, совместная деятельность, детский сад, игровая деятельность...

Организация методической работы в дошкольной...

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий для становления детского коллектива направлена на личностно-ориентированную модель, в которой педагог и ребенок выступают равными субъектами взаимодействия.

Задать вопрос