Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и деятельность органов местного самоуправления в условиях пандемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Матвеева, М. С. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и деятельность органов местного самоуправления в условиях пандемии COVID-19 / М. С. Матвеева, К. И. Коробко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 565-567. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102867/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье исследуются актуальные проблемы деятельности органов местного самоуправления, касающиеся их полномочий в условиях пандемии. Автор приходит к выводу о необходимости наделении органов местного самоуправления собственными полномочиями в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предлагается конкретный круг полномочий, которыми следует их наделить в сфере санитарного и эпидемиологического благополучия населения.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, полномочия, деятельность, пандемия COVID-19, коронавирусная инфекция.

The article examines the actual problems of the activities of local self-government bodies concerning their powers in the context of a pandemic. The author comes to the conclusion that it is necessary to endow local self-government bodies with their own powers in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population, and also suggests a specific range of powers that should be given to them in the field of sanitary and epidemiological welfare of the population.

Keywords: local governments, powers, activities, COVID-19 pandemic, coronavirus infection.

Надлежащее соблюдение и защита права на здоровье в современной России является первостепенной задачей. Осуществление права на здоровье может происходить при помощи многочисленных взаимодополняющих подходов, таких как формулирование политики в области здравоохранения или принятие конкретных правовых документов.

Право на здоровье не ограничивается правом на медицинское обслуживание, а включает в себя широкий спектр других факторов, позволяющих людям вести здоровый образ жизни. К числу таких факторов также относится санитарно-эпидемиологическое благополучие населения России.

Пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [5] закреплена солидарная ответственность по вопросам координации в сфере здравоохранения, а ч. 1 ст. 132 предусматривается, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах своей компетенции, обеспечивают наличие медицинской помощи[1].

Сегодня область здравоохранения населения имеет особое значение, поскольку с конца 2019 года во всем мире началась чрезвычайная ситуация — пандемия коронавирусной инфекции.

По состоянию на 07 ноября 2022 года, общее число заболевших с начала мировой пандемии достигло 21 468 271 человек [6], на 30 ноября 2022 — 21 590 828 заболевших [7].

В этих условиях, деятельность органов местного самоуправления в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения оказалась востребованной как государством, так и самим населением.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [2] (далее — Закон № 52-ФЗ) особую роль, в данной области, конечно, отводит органам государственной власти. Вместе с тем Закон № 52-ФЗ не устанавливает собственных полномочий органов местного самоуправления, что порождает проблемы правоприменительной деятельности.

При этом, как представляется в период обострения и начала коронавирусной инфекции, особый удар на себя приняли муниципальные органы государственной власти, в задачи которых входило разрешение проблем, связанных с системой здравоохранения, поддержкой малого и среднего бизнеса, недопущение массового распространения инфекции среди граждан [3].

Таким образом, в процессе борьбы с пандемией COVID-19 и устранения ее последствий активно применялись ресурсы муниципальных органов в координации с региональными органами власти и подразделениями органов исполнительной власти федерального уровня.

Кроме того, муниципальные органы самостоятельно осуществляют функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения — дезинфекция и донесение информации до граждан, надзор за приезжающими на территорию муниципального образования, координационная работа с общественными организациями.

И хотя Закон № 52-ФЗ не устанавливает собственные полномочия органов местного самоуправления, тем не менее, муниципальные органы осуществляют определенную деятельность в исследуемой сфере.

Так, например, органам местного самоуправления вменена обязанность исполнения и содействия в выполнении санитарно-эпидемиологических требований[2], осуществление профилактических мероприятий в данной области, в том числе путем принятия муниципальных правовых актов (ст. 39 Закона № 52-ФЗ). Кроме того, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ [1], органы местного самоуправления наделены правом осуществлять муниципальный контроль, касающийся соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, с учетом муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Как показал опыт, деятельность органов местного самоуправления в условиях пандемии (COVID-19) оказала влияние на управленческую деятельность как органов государственной власти, так и местного самоуправления.

В этот период наиболее четко проявилась необходимость принятия конкретных решений, связанных с санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, на местном уровне, что должно служить ориентиром для дальнейшего развития законодательства в рассматриваемой области.

Представляется обоснованным внести в ст. 1 Закона № 52-ФЗ изменения, указав, что помимо федеральных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения муниципальные органы также наделяются полномочиями, с целью предоставления гражданам должного санитарного и эпидемиологического благополучия. К таким полномочиям органов местного самоуправления следует отнести:

а) организацию предоставления гражданам медико-санитарной помощи по территориальной программе государственной гарантии бесплатного предоставления гражданам медико-санитарной помощи, а также закону субъекта РФ;

б) информирование населения муниципального образования о риске возникновения заболеваний, угрожающих окружающим, в муниципальном образовании;

в) пропаганду донации среди граждан;

г) проведение мероприятий по предупреждению опасных ситуаций, предоставление гражданам информации о санитарной и эпидемиологической обстановке;

д) организацию в границах муниципальной территории профилактических мероприятий по недопущению болезней, направление населения к здоровому образу жизни согласно региональному закону.

Правовое регулирование в исследуемой сфере позволит обеспечить решение таких важнейших задач, как:

— предоставление достоверной информации об осуществлении деятельности со стороны компетентных органов в лице муниципалитета РФ;

— оценка результативности осуществляемой деятельности со стороны компетентных органов в лице муниципалитета РФ;

— обеспечение взаимодействия всех ветвей власти;

— корректировка и улучшение социально-экономической ситуации муниципалитета;

— осуществление поддержки финансового характера, направленная на улучшение и эффективность показателей.

Таким образом, нормативная правовая база требует тщательной доработки как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровнях власти.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.04.1999, № 14, ст. 1650.
  3. Закстельская Л. Я. Коронавирусы человека и животных / Л. Я. Закстельская, А. В. Шеболдов. -М.: Медицина, 2020. 222 с.
  4. Каммизули С. Применение в клеточной иммунологии гаптенизированных антител к поверхностным антигенам клеток // Иммунология: Методы исследований / Под ред. И. Лефковитса, Б. Перниса. -М., 2020.-С. 160–187.
  5. «Конституция Российской Федерации». Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: // http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 27.02.2023).
  6. В России выявили менее пяти тысяч случаев коронавируса // URL: https://le№ ta.ru/№ ews/2022/11/07/covidddd/ (дата обращения: 27.02.2023).
  7. Статистика коронавируса в России на 30 ноября 2022. URL: https://coro№ avirus-co№ trol.ru/koro№ avirus-v-rossii-№ a-30-№ oyabrya-2022-goda-skolko-zabolevshix-№ a-segod№ ya/. (дата обращения: 27.02.2023).

[1] Эти поправки закреплены в Конституции РФ после всенародного голосования 2 июня 2020 года.

[2] Большая часть полномочий органов местного самоуправления в этом направлении связана с непосредственным исполнением постановлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предписаний главных государственных санитарных врачей и иных актов по результатам различных проверок.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, орган, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, государственная власть, муниципальное образование, деятельность органов, здоровый образ жизни, лицо муниципалитета РФ, медико-санитарная помощь, собственное полномочие органов.


Похожие статьи

Принципы формирования перечня вопросов местного значения...

обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарному

Поскольку местное самоуправление является подчиненным органом власти

в ведение муниципалитета, а также права и полномочия органов местного самоуправления.

Примечательно, что в ст. 130–133 Конституции РФ специально не закреплены обязанности...

Административно-правовые основы охраны здоровья...

Административно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в нашей стране

В области охраны здоровья и благополучия населения имеются и другие регуляторы.

Деятельность правоохранительных органов в условиях ЧС.

Так согласно ч. 3, 4 ст. 18 Закона 2010 и ч. 16 Положения о Совете Безопасности РФ органы.

Взаимодействие государственных органов власти и органов...

Взаимодействие их с органами местного самоуправления и его должностными лицами в

- правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления

Рис. 1. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- созданием координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов.

Административно-правовое регулирование управления в сфере...

Если рассмотреть Вторую группу органов, то в нее входит: Федеральная служба по надзору в

Данный орган власти осуществляет координацию и контроль деятельности за

К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ №...

Особенности государственного управления в области...

Муниципальные и государственные органы власти должны идти к увеличению

Таким образом, выделим несколько направлений развития системы здравоохранения в РФ

Одним из важных требований, предъявляемых к органам публичной власти, является

Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что основной орган управления...

Охрана здоровья граждан Российской Федерации как одно из...

Здоровый образ жизни связан с тем, чтобы каждый занимался физическими упражнениями

– права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья

полномочия и ответственность органов государственной власти Российской

Это означает, что государственные органы должны применять нормы Конституции...

Принципы и проблемы разграничения предметов ведения...

Ни в полномочия органов государственной власти субъектов РФ, ни в полномочия органов местного самоуправления не включены организация и финансирование специализированной медицинской помощи в муниципальных медицинских учреждениях.

Административно-правовое регулирование здравоохранения

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 206 [7] ФМБА России

Федеральным законом N 93-ФЗ [13]) органы государственной власти субъектов РФ владеют полномочиями в сфере

17. Богма К. А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения

Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что основной...

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления

и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; и другие меры [9].

В частности, главным в деятельности органов управления здравоохранением является

Таким образом: а) принципы охраны здоровья граждан есть закрепленные в федеральном...

Похожие статьи

Принципы формирования перечня вопросов местного значения...

обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарному

Поскольку местное самоуправление является подчиненным органом власти

в ведение муниципалитета, а также права и полномочия органов местного самоуправления.

Примечательно, что в ст. 130–133 Конституции РФ специально не закреплены обязанности...

Административно-правовые основы охраны здоровья...

Административно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в нашей стране

В области охраны здоровья и благополучия населения имеются и другие регуляторы.

Деятельность правоохранительных органов в условиях ЧС.

Так согласно ч. 3, 4 ст. 18 Закона 2010 и ч. 16 Положения о Совете Безопасности РФ органы.

Взаимодействие государственных органов власти и органов...

Взаимодействие их с органами местного самоуправления и его должностными лицами в

- правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления

Рис. 1. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- созданием координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов.

Административно-правовое регулирование управления в сфере...

Если рассмотреть Вторую группу органов, то в нее входит: Федеральная служба по надзору в

Данный орган власти осуществляет координацию и контроль деятельности за

К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ №...

Особенности государственного управления в области...

Муниципальные и государственные органы власти должны идти к увеличению

Таким образом, выделим несколько направлений развития системы здравоохранения в РФ

Одним из важных требований, предъявляемых к органам публичной власти, является

Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что основной орган управления...

Охрана здоровья граждан Российской Федерации как одно из...

Здоровый образ жизни связан с тем, чтобы каждый занимался физическими упражнениями

– права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья

полномочия и ответственность органов государственной власти Российской

Это означает, что государственные органы должны применять нормы Конституции...

Принципы и проблемы разграничения предметов ведения...

Ни в полномочия органов государственной власти субъектов РФ, ни в полномочия органов местного самоуправления не включены организация и финансирование специализированной медицинской помощи в муниципальных медицинских учреждениях.

Административно-правовое регулирование здравоохранения

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 206 [7] ФМБА России

Федеральным законом N 93-ФЗ [13]) органы государственной власти субъектов РФ владеют полномочиями в сфере

17. Богма К. А. Особенности государственной политики в сфере здравоохранения

Деятельность органов управления системой здравоохранения показывает, что основной...

Принципы охраны здоровья граждан и их классификация

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления

и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; и другие меры [9].

В частности, главным в деятельности органов управления здравоохранением является

Таким образом: а) принципы охраны здоровья граждан есть закрепленные в федеральном...

Задать вопрос