Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 19.05.2023

Статья просмотрена: 766 раз

Библиографическое описание:

Желтоусова, В. А. Понятие базовых логических действий младших школьников в педагогике: новый взгляд на развитие мышления учеников / В. А. Желтоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102865/ (дата обращения: 29.04.2024).



Данная статья посвящена общим вопросам базовых логических действий младших школьников в педагогике. Рассмотрены главные преимущества применения базовых логических действий на уроках литературного чтения. Рассмотрена роль анализа художественного произведения в формировании базовых логических действий, входящих в систему универсальных учебных познавательных действий у младших школьников.

Ключевые слова: базовые логические действия, мышление учеников, начальное образование, литературное чтение.

В современном образовании все большее внимание уделяется развитию мышления учеников. Одним из инновационных подходов является понятие базовых логических действий, которые помогают детям развивать логическое мышление и способность к абстрактному мышлению.

Одной из важнейших задач современной школы является формирование универсальных учебных действий у учащихся. Они позволяют развивать умение мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы и принимать решения. На уроках литературного чтения можно использовать различные средства для формирования универсальных учебных познавательных действий, среди которых выделяются базовые логические действия.

Базовые логические действия — это способы мышления, которые позволяют ученикам решать различные задачи, анализировать информацию, делать выводы и принимать решения. Они включают в себя такие способы мышления, как сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и другие [1, с. 45].

Одним из таких средств является использование текстов разного жанра и уровня сложности. Рассказы, сказки, стихи и романы могут быть использованы для развития универсальных учебных действий, таких как анализ, классификация, сравнение, обобщение и т. д. Учитель может задавать вопросы, направленные на формирование этих умений. Например, «Чем похожи и отличаются главные герои этого рассказа?", «Что общего у всех сказок?", «Какие события в романе наиболее важны для понимания его смысла?" и т. д.

Педагоги считают, что развитие базовых логических действий должно начинаться уже в младшей школе. Для этого учителя используют различные методы, например, обучение на основе проблемных ситуаций, различные игры и упражнения, задачи на логическое мышление.

Одним из главных преимуществ понятия базовых логических действий является то, что оно помогает детям не только развивать логическое мышление, но и обобщать знания, которые они получают в различных предметах. Например, базовое логическое действие «находить закономерности» помогает детям видеть общие черты в различных объектах и явлениях, что позволяет им лучше понимать мир вокруг себя [4, с. 60].

Другим средством формирования универсальных учебных познавательных действий на уроках литературного чтения может быть использование заданий, направленных на развитие умения анализировать и выделять главное в тексте. Например, учитель может предложить ученикам выделить ключевые слова из текста, описать главного героя или дать характеристику событий в рассказе. Это помогает детям развивать умение анализировать информацию и выделять главное.

Еще одним средством формирования универсальных учебных познавательных действий на уроках литературного чтения может быть использование игр. Например, учитель может предложить ученикам игру «Отгадай героя» или «Кто является автором этой книги?". Это помогает детям развивать такие базовые логические действия, как умение сравнивать и классифицировать информацию.

В целом, уроки литературного чтения являются прекрасной возможностью для формирования универсальных учебных действий у учащихся. Для этого можно использовать различные средства, такие как тексты разного жанра, задания на анализ текста, игры и др. Важно, чтобы учителя были готовы к творческому подходу к формированию универсальных учебных действий и использованию различных методов и средств [7, с. 64].

Кроме этого, анализ художественного произведения — это важный аспект обучения литературе в начальной школе. Он играет важную роль в формировании базовых логических действий у младших школьников. Анализ художественного произведения позволяет ученикам развивать базовые логические действия, такие как анализ, классификация, сравнение, обобщение, синтез и другие. Например, при анализе героя литературного произведения ученики вынуждены проанализировать его характеристики, поведение, поступки и мотивы. Это позволяет им развивать умение анализировать информацию, выделять главное и делать выводы [6, с.48].

При этом, анализ художественного произведения позволяет ученикам сравнивать героев, сюжеты, события и другие элементы разных литературных произведений. Это помогает им развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать информацию, что является важным для развития логического мышления.

Следующим важным аспектом анализа художественного произведения является формирование умения делать выводы на основе прочитанного. Ученики должны анализировать информацию, выделять главное и делать выводы на основе этого анализа. Это позволяет им развивать умение делать выводы и принимать решения.

Следовательно, анализ художественного произведения является важным для развития способности к абстрактному мышлению. Ученики должны уметь абстрагироваться от конкретных деталей и выделить общие черты, что является важным для развития абстрактного мышления.

Однако важно отметить, что развитие базовых логических действий требует от учителя большой подготовки и творчества. Ведь учитель должен не только выбрать подходящие методы обучения, но и создать атмосферу, в которой дети будут свободно выражать свои мысли и идеи.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что анализ художественного произведения играет важную роль в формировании базовых логических действий у младших школьников. Он позволяет ученикам развивать умение анализировать информацию, сравнивать, классифицировать, обобщать и делать выводы. Кроме того, анализ художественного произведения является важным для развития способности к абстрактному мышлению.

Литература:

  1. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф, 2021. — 98 с.
  2. Ефросинина Л. А. Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Л. А. Ефросинина // Начальная школа. –- 2021. — № 2. — С. 49–57.
  3. Жойкин С. А. Теоретическое обоснование опыта проектирования деятельности учителя и учащихся для формирования социально активной личности / С. А. Жойкин // Педагогика. — 2020. — № 1. Эксперимент и инновации в школе 2020/1. — С. 15–21.
  4. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для вузов / под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 255 с.
  5. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 468 с.
  6. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 468 с.
  7. Светловская, Н. Н. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 305 с.
  8. Симановский, А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: монография / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 188 с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественное произведение, действие, литературное чтение, абстрактное мышление, логическое мышление, анализ, умение, ученик, формирование, развитие способности.


Похожие статьи

Формирование литературно-творческих способностей младших...

Общение с искусством требует активной работы эмоций, воображений, мышления.

Анализ современных учебников по литературному чтению позволяет проанализировать и

Определенно, для развития литературно-творческих способностей младших школьников

Для развития творческих способностей учащихся необходимо развитие умения решать.

Развитие аналитического мышления у детей старшего...

Таков алгоритм действия аналитического мышления, независимо от возраста.

Но развитие аналитического мышления тесно связано с полноценным развитием остальных видов

– 5–7 лет — в этом возрасте ребёнок начинает пользоваться аналитическим мышлением.

картинок, анализ поступков героев литературных произведений, ребусы и головоломки, и не только.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

Цель исследования: исследовать особенности формирования абстрактного мышления у детей младшего и

Также развивается умение анализировать свои действия, выделять их значимые моменты

Исследование способности детей к абстрактному мышлению строится с учетом

Несмотря на недостаточное развитие абстрактно-логического мышления у детей...

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

Статистический анализ, показывает: 30 % школьников6–11 летчитают 1–2 часа в неделю; 29

Анализ исследований показывает, что чтение художественных произведений всегда

В это связи, считает О.В.Ткаченко, чтение художественных произведений решает следующие

Чакова И.Н. Влияние художественной литературы на формирование личности младших...

Принципы и методы обучения учащихся критической оценке...

Невозможно одномоментно и комплексно решить задачи творческого развития учащихся.

Учащиеся испытывают затруднения, встречаясь с заданиями абстрактного характера.

Критическое мышление оказывает значительное влияние на личную жизнь учащихся.

Процесс формирования критического мышления и обучение учащихся умениям...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности.

Во время обучения в начальной школе данному умению необходимо обучать.

Словесно-логическое мышление работает в абстрактно-вербальной форме и реализуется при

За счет развития интеллектуальных операций развивается мышление.

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

Вернемся к цели моей статьи и выясним, как же все-таки развить логическое мышление у детей

Развитие логического мышления при изучении математики состоит в формировании у

операций (анализ, синтез и др.) и формированию математических представлений детей.

логическое мышление школьников, примеры упражнений на развитие логики., примеры...

Развитие предпосылок логического мышления

Развитие логического мышления детей — М.: Ярославль: Академия развития, 1996.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон...

Несмотря на недостаточное развитие абстрактно-логического мышления у детей дошкольного

Решающее значение в формировании мышления играет развитие речи.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т

Особенности мышления учащегося характеризуются:(схема 2).

Мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

Особую роль в формировании мышления школьников играют законы и закономерности.

Похожие статьи

Формирование литературно-творческих способностей младших...

Общение с искусством требует активной работы эмоций, воображений, мышления.

Анализ современных учебников по литературному чтению позволяет проанализировать и

Определенно, для развития литературно-творческих способностей младших школьников

Для развития творческих способностей учащихся необходимо развитие умения решать.

Развитие аналитического мышления у детей старшего...

Таков алгоритм действия аналитического мышления, независимо от возраста.

Но развитие аналитического мышления тесно связано с полноценным развитием остальных видов

– 5–7 лет — в этом возрасте ребёнок начинает пользоваться аналитическим мышлением.

картинок, анализ поступков героев литературных произведений, ребусы и головоломки, и не только.

Исследование абстрактного мышления детей младшего...

Цель исследования: исследовать особенности формирования абстрактного мышления у детей младшего и

Также развивается умение анализировать свои действия, выделять их значимые моменты

Исследование способности детей к абстрактному мышлению строится с учетом

Несмотря на недостаточное развитие абстрактно-логического мышления у детей...

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

Статистический анализ, показывает: 30 % школьников6–11 летчитают 1–2 часа в неделю; 29

Анализ исследований показывает, что чтение художественных произведений всегда

В это связи, считает О.В.Ткаченко, чтение художественных произведений решает следующие

Чакова И.Н. Влияние художественной литературы на формирование личности младших...

Принципы и методы обучения учащихся критической оценке...

Невозможно одномоментно и комплексно решить задачи творческого развития учащихся.

Учащиеся испытывают затруднения, встречаясь с заданиями абстрактного характера.

Критическое мышление оказывает значительное влияние на личную жизнь учащихся.

Процесс формирования критического мышления и обучение учащихся умениям...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности.

Во время обучения в начальной школе данному умению необходимо обучать.

Словесно-логическое мышление работает в абстрактно-вербальной форме и реализуется при

За счет развития интеллектуальных операций развивается мышление.

Развитие логического мышления обучающихся средней школы...

Вернемся к цели моей статьи и выясним, как же все-таки развить логическое мышление у детей

Развитие логического мышления при изучении математики состоит в формировании у

операций (анализ, синтез и др.) и формированию математических представлений детей.

логическое мышление школьников, примеры упражнений на развитие логики., примеры...

Развитие предпосылок логического мышления

Развитие логического мышления детей — М.: Ярославль: Академия развития, 1996.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон...

Несмотря на недостаточное развитие абстрактно-логического мышления у детей дошкольного

Решающее значение в формировании мышления играет развитие речи.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т

Особенности мышления учащегося характеризуются:(схема 2).

Мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

Особую роль в формировании мышления школьников играют законы и закономерности.

Задать вопрос