Телемедицина как новый этап цифровизации медицины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 17.05.2023

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Бакиева, М. Ю. Телемедицина как новый этап цифровизации медицины / М. Ю. Бакиева, Н. А. Мирякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 233-237. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102799/ (дата обращения: 27.04.2024).



Авторы статьи изучают одну из новинок современных технологий — телемедицину, которая предполагает дистанционное оказание медицинской помощи с использованием таких технологий, как видеоконференции и обмен данными. Акцентировано внимание на преимуществах телемедицины, нормативно-правовой базе в области телемедицинских услуг и популярных услугах телемедицины, доступных в России. Данная работа содержит исчерпывающий обзор состояния отечественной телемедицины и ее растущей популярности среди потребителей. В статье представлены статистические данные о росте телеконсультаций, который существенно увеличился за последние годы, особенно во время пандемии.

Ключевые слова : телемедицина, цифровизация, финтех, страхование, добровольное медицинское страхование.

Телемедицина — это, по определению, набор медицинских мероприятий, осуществляемых удаленно, включая консультации, диагностику, терапевтическое руководство, мониторинг и направление пациентов. Использование Интернета облегчает хранение данных и обмен ими, визуализацию необходимой информации для консультаций и запись разговоров с помощью видеоконференции. Телемедицина появляется как альтернатива консультациям в медицине, учитывая, что она может быть способна снизить спрос на медицинскую помощь и неравенство в доступе.

Нормативно-правовое регулирование регламентируется ФЗ от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». В том числе существует упоминание в ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а конкретнее статья 36.2, где прописаны 7 пунктов об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий. [1, 2]

Согласно исследованию BusinessStat от 2022 года, прослеживается следующая тенденция, которую можно увидеть на рис. 1. [3]

Численность медицинских телеконсультаций в 2018–2021 гг.

Рис. 1. Численность медицинских телеконсультаций в 2018–2021 гг.

Рассмотрим на графике растущий тренд на медицинские телеконсультации, количество которых в стране увеличилось почти в шесть раз, достигнув 1,07 миллиона. Легализация телемедицины и быстрое распространение сопутствующих услуг привели к расширению рынка. В 2020 году было проведено в четыре раза больше консультаций с врачами телемедицины, чем в 2019 году, что ознаменовало новый пик (4,51 миллиона). Это стало результатом карантинных ограничений, введенных в связи с пандемией. В 2021 году было проведено 4,95 миллиона телеконсультаций, что на 9,7 % больше, чем в 2020 году. Рост прекратился, и COVID-ограничения на посещение клиник были ослаблены.

На сегодняшний день предоставляются следующие виды услуг удаленной медицины: телемедицинские консультации, дистанционный биомониторинг, экстренные и плановые консультации, повышение квалификации врачей, трансляция хирургических операций. Также они позволяют в реальном масштабе времени вести прямой аудио-видеодиалог между врачами, пациентом и его родственниками. Наиболее популярные направления телемедицины — это ментальное здоровье, психотерапия, дерматология, кардиология, неврология, гастроэнтерология, общая терапия, педиатрия, пульмонология, лечение аллергии.

Выделим лидеров рынка телемедицины в таблице 1.

Таблица 1

Лидеры рынка телемедицины

1

«К Врачу», «ЕЦП.ЛИС», «ЕЦП.МИС»

2

«СберЗдоровье»

3

BestDoctor

4

«Доктор рядом Телемед»

5

«Доктис»

Представленные в таблице 1 сервисы собрали наибольшую популярность у пользователей. К ним относятся: «К Врачу», «ЕЦП.ЛИС», «ЕЦП.МИС», «СберЗдоровье», BestDoctor, «Доктор рядом Телемед», «Доктис». Одна из них является государственной разработкой совместно с порталом «Госуслуг». Это сервис «Доктор рядом», где возможно получить телемедицинские консультации благодаря регистрации на «Госуслугах». Однако пока это пилотный проект и действует лишь в 6 регионах РФ (Калужской, Нижегородской, Ивановской, Ульяновской, Сахалинской области и в Республике Татарстан). [3]

Тем не менее удобнее и выгоднее приобрести услугу в страховых компаниях с соответствующей репутацией и высоким рейтингом, чтобы не платить за каждую консультацию, а пользоваться услугой безлимитно. Страховщики предлагают различные пакеты услуг, где есть возможность выгодно приобрести полис телемедицины даже на семью.

Не так давно телемедицина стала доступна на страховом рынке, и несколько страховых компаний первыми предложили эту услугу. Сегодня она широко доступна у многих крупных страховщиков, включая «Сбербанк Страхование», «Ренессанс», «Капитал Лайф», «Росгосстрах», ВСК и другие. Этот полис может продаваться как самостоятельный продукт или как дополнительный вариант к страхованию жизни и здоровья и может охватывать как отдельных лиц, так и целые семьи. Семейные пакеты часто предоставляются со скидками. Веб-сайт страховой компании может предлагать дополнительные скидки, рекламные акции и промо-коды. Онлайн-полис имеет те же права, что и бумажная версия, но страховое покрытие может начаться не сразу, иногда через 2–6 дней после покупки. Регистрация обычно занимает 10–15 минут, а готовый документ высылается по электронной почте. [6]

Что касается стороны потребителя, здесь так же наблюдается рост, где прослеживается тенденция, связанная с событиями в мире по вышеуказанным предпосылкам. Проиллюстрируем это на рис. 2.

Численность потребителей телемедицинских сервисов в РФ, 2018–2021 гг. (млн. чел)

Рис. 2. Численность потребителей телемедицинских сервисов в РФ, 2018–2021 гг. (млн. чел)

За 2018–2020 гг. численность потребителей сервисов телемедицины в России выросла в 4 раз и к концу периода достигла 18,1 млн чел. Факторами роста клиентской базы послужили легализация телемедицины, открытие новых сервисов, цифровизация здравоохранения, пандемия коронавируса.

В 2021 г темп роста потребителей замедлился и за год увеличился на 11,2 % до 20,1 млн чел. Рост числа клиентов частично стабилизировался после взрывного скачка последних лет, обусловленного принятием закона о телемедицине и пандемией. [3]

Возможность перспектив обуславливается не только популярностью среди населения данного вида услуг, но и тем объемом денежных средств, которые готово инвестировать государство в развитие новой сферы. Рассмотрим инвестиции в медицинские технологии по секторам рынка (рис. 3).

Инвестиции в медицинские технологии по секторам рынка

Рис. 3. Инвестиции в медицинские технологии по секторам рынка

В период с января по июнь 2021 года инвестиции в цифровое здравоохранение в России составили $31,7 млн. Наибольший процент инвестиций (34 %) пришелся на телемедицинские услуги, за которыми следуют услуги для пациентов (24 %). Проекты медицинского страхования заняли третье место по доле инвестиций. Рассмотрим это на рис. 3. [5]

Ожидается, что телемедицина будет одной из наиболее прогрессивных разработок на рынке здравоохранения в сфере медицинских технологий, которая с каждым годом набирает все большие обороты, прогнозируя темп роста 10–15 % в год уже через 5 лет.

Существуют различные положительные аспекты применения телемедицины.

Во-первых, нехватка поставщиков медицинских услуг означает, что и врачи, и пациенты ищут эффективные способы предоставления и получения медицинских услуг соответственно, чтобы сэкономить время в пути и расходы на пациентов.

Во-вторых, старение населения в России побудило искать инновационные способы предоставления услуг по уходу за пациентами, и телемедицина снова соответствует шаблону. Врачи могут использовать телемедицину для диагностики, лечения и управления широким спектром заболеваний, от боли в горле до злоупотребления психоактивными веществами, а также заказывать продукты и услуги для этих целей.

Она также полезна для людей, живущих в сельской местности, где доступ к учреждениям первичной медико-санитарной помощи, включая больницы, диагностические клиники и психиатрические учреждения, может находиться в нескольких часах езды. Население, имеющее право на доступ к федеральной программе медицинской помощи, многие из которых имеют проблемы со здоровьем, связанные с возрастом и мобильностью, не позволяющие им лично посещать врача, также имеют выигрышную позицию от телемедицины.

Кроме того, данный способ охраны здоровья может облегчить контакт пациента с профессионалами, специализирующимися на высокорисковом уходе и медицине, и уменьшить бюрократические препятствия, связанные с составлением расписания и направлением пациентов.

С помощью аудио- или видеосвязи медики анализируют состояние пациентов, выявляют симптомы, указывающие на улучшение или ухудшение состояния, рассказывают, какие препараты следует принимать, отвечают на вопросы пациента, дают рекомендации. При необходимости пациента приглашают и записывают на очный прием. Все данные, которые фиксирует специалист в аудиопротоколе во время телемедконсультации, отражаются в электронной медицинской карте. Эта информация доступна врачам поликлиники и скорой помощи, а пациент может ознакомиться с ней в медкарте на специальном сайте и в мобильном приложении. [4, с. 30–31]

Действительно, преимущества телемедицины как для пациентов, так и для медицинских работников невозможно переоценить. Пациенты наслаждаются меньшим вмешательством в свои обязанности по уходу за пожилыми людьми, заботой о детях, большей конфиденциальностью и нулевым контактом с другими пациентами. Поставщики медицинских услуг получают повышенный доход за счет увеличения числа пациентов и возмещения расходов частными плательщиками, повышения эффективности офиса и улучшения результатов в отношении здоровья за счет лучшего наблюдения за пациентами.

Телемедицина также имеет несколько проблем с точки зрения ухода за пациентами. Врачи, медсестры и другие поставщики медицинских услуг могут использовать его лишь для последующих посещений, удаленного лечения хронических заболеваний или после госпитализации, профилактической помощи, поддержки центров престарелых и даже школьной телемедицины.

Несмотря на вышеперечисленные преимущества, в России все еще существует ряд проблем и недостатков, требующих решения. Одной из основных проблем является отсутствие интернет-инфраструктуры в отдаленных районах. Без высокоскоростного доступа в Интернет телемедицинские услуги не могут быть предоставлены.

Еще одной проблемой является отсутствие корректных правил для телемедицинских услуг. Неоднозначность подхода к дистанционной постановке диагноза, наличие рисков утечки персональных данных пациентов и нарушения режима врачебной тайны путем предоставления этой информации третьим лицам, недостаточный уровень достоверности идентификации пациентов ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей услуг по оказанию медицинской помощи через сеть интернет.

В качестве одного из превалирующих недостатков следует выделить отсутствие общественной осведомленности и доверия к телемедицине. Многие пациенты в России не знакомы с телемедициной и могут сомневаться в ее использовании, поэтому важно информировать их о преимуществах, а главное безопасности использования телемедицины и укреплять доверие к этим услугам.

Наконец, существует нехватка медицинских специалистов, обученных телемедицине. Многие врачи в России не изучали технологии в этой сфере, а соответственно ограничены в их использовании. Важно обеспечить подготовку медицинских кадров, чтобы они могли комфортно и профессионально оперировать телемедицинскими технологиями.

Чтобы решить возникшие проблемы, правительство может предоставить поставщикам интернет-услуг лишние стимулы для расширения инфраструктуры в отдаленных районах. Они могут профинансировать обучение и образовательные программы медицинских работников. Также возможно проводить кампании по повышению осведомленности общественности, чтобы информировать каждого о преимуществах и безопасности телемедицины. Нельзя не отметить, что решение обозначенных проблем невозможно без существенной корректировки законодательства в изучаемой области. Решая эти проблемы, телемедицина может стать ценным инструментом улучшения доступа к здравоохранению в России.

Перспективы развития телемедицины в России многообещающие. Правительство признало потенциальные преимущества телемедицины и активно работает над ее интеграцией в систему здравоохранения страны. С расширением интернет-инфраструктуры и разработкой правил, обеспечивающих качество и безопасность телемедицинских услуг, все больше пациентов в отдаленных районах получат доступ к врачам-специалистам и неотложной помощи. Телемедицина также может улучшить услуги в области психиатрии и снизить стигматизацию, связанную с проблемами психического здоровья в России. [4, с. 36]

Здравоохранение должно основываться на отношениях между врачом и пациентом. В идеальном мире у всех должен быть недорогой доступ к заботливым, компетентным врачам, которые проводили бы с каждым человеком необходимое на обследование время. Таким образом, дальнейший прогресс телемедицины потенциально может высвободить огромные ресурсы.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» от 29.07.2017 N 242-ФЗ
  3. https://businesstat.ru/catalog/id79104/ Дата обращения: 20.03.23
  4. Горбатов, С. Ю. Использование телемедицины в организациях здравоохранения [Электронный ресурс]: экспертный обзор / С. Ю. Горбатов, Е. И. Аксенова. — Электрон. текстовые дан. — М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. — URL: https://niioz.ru/moskovskaya-meditsina/izdaniya-nii/ob- zory/ — Загл. с экрана. — 40 с.
  5. https://webiomed.ru/blog/obzor-rossiiskikh-investitsii-v-tsifrovoe-zdravookhranenie/ Дата обращения: 21.03.23
  6. https://polis812.ru/blog/telemediczina-v-strahovanii-chto-eto-takoe-i-kak-rabotaet/ Дата обращения: 23.03.23
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, пациент, телемедицина, услуга, медицинская помощь, врач, консультация, проблема, вид услуг, Российская Федерация.


Похожие статьи

Телемедицина в современной системе здравоохранения

Телемедицина — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором

Нет связи с врачом, если пациент воспринимает только очное общение.

Телемедицина — направление достаточно новое, особенно для России.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, телемедицина, call-центры.

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

...услуга», её отличие от прочих видов услуг еще недостаточно исследовано экономистами [1, с. 52].

Также, в ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

На наш взгляд необходимо различать понятия «медицинская помощь» и «медицинская

медицинская услуга, услуга, оказание услуг, медицинская помощь, ГК РФ, оказание...

Информационно-технологические инновации в сфере платных...

− информационные технологии в системе «медицинское учреждение — медицинское учреждение» [7]. В-третьих, телемедицинские технологии реализуются с помощью консилиумов, консультаций, а также дистанционного медицинского наблюдения.

Понятие и юридическая сущность медицинских услуг...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Особенности предоставления платных медицинских услуг...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Субъекты правоотношений, возникающих при оказании...

Медицинская организация оказывает медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий по видам работ (услуг), указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности, согласно, Порядка, утвержденного Приказом Министерства Российской...

Информированное добровольное согласие, оформление для...

консультации с применением телемедицинских технологий; – дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента [10]. Таким образом, Минздрав предлагает дополнить перечень вмешательств указанными выше видами, расширяя основания для получения от пациента ИДС.

Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке

В Российской Федерации рынок платных услуг неизменно растет, как мы видим детального

В соответствии с Кодексом врачебной этики Российской Федерации врач не может

Понятие договора возмездного оказания услуг содержится в п. 1 ст. 779 ГК РФ (часть вторая).

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание...

Особенности медицинских правоотношений | Статья в журнале...

Основания возникновения, изменения и прекращения медицинских правоотношений .

предоставить такую услугу и обязанность пациента — выполнять все медицинские стандарты и требования

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание...

Похожие статьи

Телемедицина в современной системе здравоохранения

Телемедицина — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором

Нет связи с врачом, если пациент воспринимает только очное общение.

Телемедицина — направление достаточно новое, особенно для России.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, телемедицина, call-центры.

Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её...

...услуга», её отличие от прочих видов услуг еще недостаточно исследовано экономистами [1, с. 52].

Также, в ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

На наш взгляд необходимо различать понятия «медицинская помощь» и «медицинская

медицинская услуга, услуга, оказание услуг, медицинская помощь, ГК РФ, оказание...

Информационно-технологические инновации в сфере платных...

− информационные технологии в системе «медицинское учреждение — медицинское учреждение» [7]. В-третьих, телемедицинские технологии реализуются с помощью консилиумов, консультаций, а также дистанционного медицинского наблюдения.

Понятие и юридическая сущность медицинских услуг...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Особенности предоставления платных медицинских услуг...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг.

Субъекты правоотношений, возникающих при оказании...

Медицинская организация оказывает медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий по видам работ (услуг), указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности, согласно, Порядка, утвержденного Приказом Министерства Российской...

Информированное добровольное согласие, оформление для...

консультации с применением телемедицинских технологий; – дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента [10]. Таким образом, Минздрав предлагает дополнить перечень вмешательств указанными выше видами, расширяя основания для получения от пациента ИДС.

Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке

В Российской Федерации рынок платных услуг неизменно растет, как мы видим детального

В соответствии с Кодексом врачебной этики Российской Федерации врач не может

Понятие договора возмездного оказания услуг содержится в п. 1 ст. 779 ГК РФ (часть вторая).

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание...

Особенности медицинских правоотношений | Статья в журнале...

Основания возникновения, изменения и прекращения медицинских правоотношений .

предоставить такую услугу и обязанность пациента — выполнять все медицинские стандарты и требования

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание...

Задать вопрос