Первая Олимпиада искусств народов Закавказья: воплощение культурного единства и многообразия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Алиев, Д. А. Первая Олимпиада искусств народов Закавказья: воплощение культурного единства и многообразия / Д. А. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 665-666. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102728/ (дата обращения: 29.04.2024).



Ключевые слова: национальные меньшинства Азербайджана, талышская культура, талышское искусство, талышский музыкальный фольклор, Миргусейн Талышинский

В 1934 году в Тифлисе, столице Закавказья, произошло историческое событие, которое стало вехой в культурной жизни региона. С 30 мая по 2 июня прошла первая Олимпиада искусств народов Закавказья, собравшая под своим крылом почти все национальные меньшинства этого многонационального региона. Несмотря на то, что СМИ того времени часто называли эту Олимпиаду «первой», отражая ее масштаб и значимость, ежегодное проведение подобных музыкальных фестивалей казалось заложенным в планах руководства страны.

Однако Закавказская федерация была распущена в 1936 году и все 3 республики вошли в состав СССР как самостоятельное политическое образование, а художественные олимпиады больше не проводились.

Одно из народностей, активно участвовавших в этом историческом событии, были талыши, представители этой уникальной культуры, наследие которой до сих пор вдохновляет и поражает своим многообразием.

Следует отметить, что власти охарактеризовали этот музыкальный праздник как национальную фольклорную олимпиаду, поскольку в программе главенствующее место занимали народные музыкальные проявления, танцы, хоровые песни, сольные выступления и другие аспекты фольклора. Большинство народов, проживающих в Закавказье, включая талышей, тюрков, курдов, аварцев, азги, грузин, армян, айсоров, аджаров, атаров, сванов, мигре, меретов, рачей, мегрелов, каргалин-кахетинцев, курдов-езидов, айсоров, хевсоров, карталинцев, аджарцев, абхазов и других, принимали участие в олимпиаде.

Общее число участников олимпиады варьировалось от 1300 до 1900, представляя 17 национальностей и 164 коллектива Закавказья. Интересно отметить, что олимпиада привлекла не только представителей художественной сферы, но и Красную Армию, которая участвовала с численностью около 400 человек.

Заслуживает внимания тот факт, что трио Талышского хора представляло команду Аздивизии, которая состояла из 150 человек. Команда Аздивизии включала певцов, артистов, музыкантов и других участников.

Для участия в Олимпиаде в Азербайджане на конкурсном основе из 280 музыкальных коллективов были отобраны 8. Кроме этого, 10 лучших коллективов самодеятельности представляли профсоюз республики. Также на Олимпиаде свое мастерство показали 17 театральных коллективов.

В рамках Первой Олимпиады искусств народов Закавказья Азербайджан представил 300 участников, включая известных деятелей искусства, таких как Бюльбюль, Джаббар Гарьягды, Шавкет Мамедова, Гурбан Пиримов (тар), Самвел Григорян (каманче), Сеид Шушинский и Хагикат Рзаева.

В дни олимпиады в Тифлисе были организованы различные художественные и изобразительные выставки, а также показаны театральные постановки. Председателем оргкомитета Олимпиады был Филипп Махарадзе, председатель ЦИК Закфедерации.

Согласно описанию в газетах «Заря Востока», «Бакинский рабочий», «Восточный рубеж» и других, открытие арт-фестиваля было впечатляющим для того времени: на улицах города звучали трубачи, армейские оркестры, проходили конные упряжки, а участники были нарядно одеты. Во время открытия самолеты кружили над городом, разбрасывая поздравительные листовки.

Выступления лучших коллективов были записаны на аудио и видео с помощью сотрудников Тифлисской консерватории. Вероятно, эти записи можно найти и изучить в государственных архивах Грузии.

По единогласному решению жюри, 30 коллективов были награждены I степенью, 25 коллективов — II степенью, 12 коллективов — III степенью почетной грамотой ЦИК Закавказья. Кроме того, 10 участникам были вручены похвальные грамоты.

На Олимпиаде было распределено общее количество денежных премий в размере 25 тысяч рублей среди 53 участников.

Талышский хор под руководством Народного артиста Азербайджана Гусейнгулу Сарабского и ансамбль лезгинского танца Азербайджанской дивизии были удостоены Почетной грамоты Олимпиады.

Малека Елизарова из Кубинского района Азербайджанской ССР, исполняющая на гармони татский народный танец, курдский народный ансамбль из Лачинского района и аварский танцевальный ансамбль из Закатальского района были награждены Почетной грамотой I степени Олимпиады, а также получили различные денежные премии.

Среди обладателей Почетной грамоты I степени также были Хагикат Рзаева, Гурбан Пиримов, Хан Шушинский, Джаббар Гарьягды, ашук Мамед Гасанов (Гянджа) и Восточный оркестр при Клубе тюркских женщин им. Али Байрамова.Хагикат Рзаева, Гурбан Пиримов, Хан Шушинский, Джаббар Гарьягды, ашук Мамед Гасанов (Гянджа) и Восточный оркестр при Клубе тюркских женщин им.Али Байрамова.

Представленная в газете «Ашкарлыг», издаваемой в Ленкоране, а также в книге «M.Talışlı,E.Əhədov.Lənkəran: ensiklopedik məlumat», свидетельствует о присутствии выдающегося деятеля Талышского региона Азербайджана, Миргусейна Талышинского (1895–1956) на Первой Олимпиаде искусств народов Закавказья. Он, самоотверженный интеллигент, посвятивший всю свою жизнь развитию национальной культуры, образования и искусства, приехал в Тифлис в качестве руководителя талышского хорового коллектива. В связи с особыми обстоятельствами советского периода, Миргусейн Талышинский сменил свою фамилию на Гусейна Атакишиева.

Данные сведения, приведенные в указанных источниках, расширяют наше понимание участия Миргусейна Талышинского в Олимпиаде искусств.

Первая Олимпиада искусств народов Закавказья стала значимым событием в культурной и исторической жизни региона. Этот фестиваль подчеркнул важность культурного наследия каждой из национальностей Закавказья и показал, что многоликость культурных традиций не является препятствием для установления дружественных отношений между народами.

Резюмируя вышеуказанную статью, можно сделать следующие выводы:

Первая Олимпиада искусств народов Закавказья, которая проходила в Тифлисе с 30 мая по 2 июня 1934 года, была организована в виде национальной фольклорной олимпиады, где народные музыки, танцы, хоровые песни и сольные выступления занимали главное место. В мероприятии приняли участие почти все национальные меньшинства Закавказья, включая талышей.

Олимпиада собрала от 1300 до 1900 участников, представлявших 17 национальностей и 164 коллектива. Важно отметить, что на мероприятии также приняли участие представители Красной Армии. Значительные усилия были приложены для документирования выступлений, и лучшие выступления были записаны на аудио и видео.

Значимость участия талышского хора и других азербайджанских коллективов подтверждается награждением ими Почетной грамоты Олимпиады. Также были вручены денежные премии суммарной стоимостью 25 тысяч рублей среди 53 участников. Дополнительная информация указывает на участие Миргусейна Талышинского, выдающегося деятеля Талышского региона Азербайджана, в роли руководителя талышского хорового коллектива. Его самоотверженный вклад в развитие национальной культуры и искусства остается значимым в советский период.

В целом, Первая Олимпиада искусств народов Закавказья была зрелищным и значимым событием, способствующим продвижению и популяризации национальных культур и искусства региона.

Литература:

  1. Газета «Коммунист»,(Баку) 31.05.1934;03.06.1934; 04.06.1934; 05. 06.1934; 06.06. 1934.
  2. Газета «Бакинский рабочий» 31.05.1934;03.06.1934; 04.06.1934; 05. 06.1934; 06.06. 1934.
  3. Газета «Заря Востока» (Тифлис) 31.05.1934;03.06.1934; 04.06.1934; 05. 06.1934; 06.06. 1934.
  4. M.Talışlı,E.Əhədov.Lənkəran: ensiklopediк məlumat.Bakı,2007.стр 58
  5. Q.Atakişiyev.˝Hüseyn-125˝, Məşəl журнал,№ 1, 2020 г.
  6. Etibar Əhədov, Cahangir İbrahimov. ˝Seminariyadan kollecə˝ B.2004
Основные термины (генерируются автоматически): Олимпиада искусств народов Закавказья, олимпиада, талышский хор, Тифлис, Восточный оркестр, историческое событие, Красная Армия, национальная культура, национальная фольклорная олимпиада, Почетная грамота.


Ключевые слова

талышская культура, национальные меньшинства Азербайджана, талышское искусство, талышский музыкальный фольклор, Миргусейн Талышинский

Похожие статьи

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

В 1709 году, как утверждает П. В. Николаева, прошел первый фестиваль искусств в Лондоне [3, с. 144].

Так было, например, на Международном фестивале молодежной политической песни «Красная гвоздика»

Во-вторых, в фестивале принимают участие только национальные фольклорные

Главными функциями фестиваля национальных культур являются

Использование народных игр как духовного наследия в процессе...

Народные игры являются неотъемлемой частью национального духовного наследия.

Народные игры передавались из поколения к поколению. В них народ воплощал свои мечты, надежды и устремления.

Исторически сложившиеся народные игры, в которых воплощены национальное

II-ю Олимпиада народных игр была проведена там же в 1996 году.

Из истории классической талышской литературы. Пир Шерефшах...

Библиографическое описание: Алиев, Д. А. Из истории классической талышской литературы.

 Ключевые слова: талышская культура, талышская литература, Шарафшах Дулаи.

Со временем стал известным как автор таких любимых в народе двустиший (дубейты)

Сейид также не забыл упомянуть в своем Диване свою национально-этническую принадлежность.

Формирование творческих способностей учащихся на основе...

Казахский народ издавна славится богатством и разнообразием музыкального фольклора.

Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только

Казахский народ пронес через века самобытные традиции своей музыкальной культуры.

В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение музыкальной грамоте.

Первая Олимпиада искусств народов Закавказья: воплощение...

Библиографическое описание: Алиев, Д. А. Первая Олимпиада искусств народов Закавказья: воплощение культурного единства и многообразия / Д. А. Алиев.

Библиографическое описание: Алиев, Д. А. Из истории классической талышской литературы.

Русские народные танцы как бесценный источник культурного...

Ключевые слова: базовые национальные ценности, хореография, композиция танца

Стоит выделить в данном случае хореографическое творчество как вид искусства, который

Особый интерес в области хореографии вызывает народная танцевальная культура.

В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Выбранная тема: «Воспитание интереса к национальной культуре младших школьников

К. Насыйри отмечал, что музыка — это искусство эмоциональное, оказывающее большое

Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа.

Организация народных праздников подчиняется культурно-историческим традициям их проведения.

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Хор написан в размере 11/4 и является языческим поклонением Яриле-солнцу.

Архаические истоки проявляются в хоре из 1 картины «Будет красен день в половину дня» и в

Действие происходит в давние времена и связано с историческими событиями — битвой русских и татар.

[9]Былина — это русская фольклорная эпическая песня. В основу сюжета положено...

Документирование песен и песенных обрядов финно-угорских...

Этнографические документы отечественных и зарубежных историков содержат множество древних рун и песен, причитаний и заговоров, которые привлекают внимание к прошлому, пробуждают национальное самосознание и духовное возрождение финно-угорских народов.

Похожие статьи

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

В 1709 году, как утверждает П. В. Николаева, прошел первый фестиваль искусств в Лондоне [3, с. 144].

Так было, например, на Международном фестивале молодежной политической песни «Красная гвоздика»

Во-вторых, в фестивале принимают участие только национальные фольклорные

Главными функциями фестиваля национальных культур являются

Использование народных игр как духовного наследия в процессе...

Народные игры являются неотъемлемой частью национального духовного наследия.

Народные игры передавались из поколения к поколению. В них народ воплощал свои мечты, надежды и устремления.

Исторически сложившиеся народные игры, в которых воплощены национальное

II-ю Олимпиада народных игр была проведена там же в 1996 году.

Из истории классической талышской литературы. Пир Шерефшах...

Библиографическое описание: Алиев, Д. А. Из истории классической талышской литературы.

 Ключевые слова: талышская культура, талышская литература, Шарафшах Дулаи.

Со временем стал известным как автор таких любимых в народе двустиший (дубейты)

Сейид также не забыл упомянуть в своем Диване свою национально-этническую принадлежность.

Формирование творческих способностей учащихся на основе...

Казахский народ издавна славится богатством и разнообразием музыкального фольклора.

Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только

Казахский народ пронес через века самобытные традиции своей музыкальной культуры.

В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение музыкальной грамоте.

Первая Олимпиада искусств народов Закавказья: воплощение...

Библиографическое описание: Алиев, Д. А. Первая Олимпиада искусств народов Закавказья: воплощение культурного единства и многообразия / Д. А. Алиев.

Библиографическое описание: Алиев, Д. А. Из истории классической талышской литературы.

Русские народные танцы как бесценный источник культурного...

Ключевые слова: базовые национальные ценности, хореография, композиция танца

Стоит выделить в данном случае хореографическое творчество как вид искусства, который

Особый интерес в области хореографии вызывает народная танцевальная культура.

В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Воспитание у младших школьников интереса к национальной...

Выбранная тема: «Воспитание интереса к национальной культуре младших школьников

К. Насыйри отмечал, что музыка — это искусство эмоциональное, оказывающее большое

Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа.

Организация народных праздников подчиняется культурно-историческим традициям их проведения.

Фольклор в операх Н. А. Римского-Корсакова | Статья в журнале...

Хор написан в размере 11/4 и является языческим поклонением Яриле-солнцу.

Архаические истоки проявляются в хоре из 1 картины «Будет красен день в половину дня» и в

Действие происходит в давние времена и связано с историческими событиями — битвой русских и татар.

[9]Былина — это русская фольклорная эпическая песня. В основу сюжета положено...

Документирование песен и песенных обрядов финно-угорских...

Этнографические документы отечественных и зарубежных историков содержат множество древних рун и песен, причитаний и заговоров, которые привлекают внимание к прошлому, пробуждают национальное самосознание и духовное возрождение финно-угорских народов.

Задать вопрос