Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 10.05.2023

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Гармаш, А. К. Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ / А. К. Гармаш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102472/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье рассматривается сфера бренд-журналистики в контексте формы реализации корпоративных СМИ.

Ключевые слова: бренд-журналистика, корпоративные СМИ, медиа.

Бренд-журналистика — это гибридная форма традиционной журналистики, маркетинга и коммуникаций. Она основана на принципах качественного сторителлинга и традиционной журналистики, однако при этом отличается от последней [1, С. 11].

Бренд-журналистику принято считать современной формой традиционной журналистики, но, обратившись к истории, можно понять, что первый пример реализации контент-маркетингового проекта был ещё в 1885 году. Производитель дорожной техники Джон Дир выпустил журнал the Furrow. Журнал рассказывал не только о продукции компании и её успехах, а говорил об аграрной отрасли в целом. Такой подход позволил the Furrow стать информационным монополистом, который регулярно делился с аудиторией полезными сведениями, при этом продвигая товары своей компании.

Впервые наиболее серьёзно и полно описал концепцию бренд-журналистики Ларри Лайт, директор по маркетингу McDonald’s. В 2004 году он выступил с презентацией антикризисной стратегии компании на конференции Advertising Age: «В нашу мобильную, цифровую, мультиплатформенную, многопользовательскую эру бренд-журналистика — еще более актуальный способ коммуникации, чем 10 лет назад» [2]

При этом широкое распространение бренд-журналистика получила только в 2010 году. Этому предшествовал кризис 2008–2009 годов в США, по итогам которого традиционные подходы к маркетингу устарели для многих компаний. Помимо кризиса, было еще два фактора, способствующих укреплению бренд-журналистики на мировом рынке. Первый — пресыщение потребителя большим количеством рекламных объявлений заставило компании искать новые пути коммуникации. В итоге, бизнес обратил внимание на потребность человека в установке реальных взаимоотношений, в необходимости обратной связи.

Второй — изменения информационной среды. Ввиду прогресса развивалась интернет-среда, что поспособствовало обращению брендов к сайтам, социальным сетям и блогосфере. Компании стали обходить посредников и общаться с потребителем напрямую.

Переход к прямой коммуникации с пользователем дает возможность сделать вывод, что бренд-журналистика — это возможность взаимодействия с аудиторией через разработанную коммуникационную стратегию с помощью вовлекающего контента: онлайн-трансляции, обратная связь в комментариях в социальных сетях, видео- и фоторепортажи. Суть и цель бренд-журналистики — дать пользователю социальной сети расширенный опыт взаимодействия с брендом.

В основе бренд-журналистики лежит три фундаментальных принципа: постоянство, многомерность и журналистичность [3]. Под постоянством имеют в виду создание актуального и информационно полезного контента, привлекающего пользователя. Помимо этих двух качеств контент должен идти непрерывным потоком, чтобы потребитель постоянно находился в окружении бренда.

Многомерность включает в себя двустороннюю коммуникацию бренда и аудитории. Привычный ранее монолог компании переходит не только в диалог, но и в мультилог в коммуникациях с потребителем. Инструменты веб-коммуникаций позволяют получать от пользователя обратную связь, учитывать его мнение и пожелания. Креативный директор digital-агентства Re:evolution Иван Сиденко считает бренд-журналистику «созданием компаниями собственных медиа в социальных сетях» [4] что показывает ведение компанией диалога с пользователем с помощью сторителлинга на собственных веб-площадках.

Журналистичность же отвечает за профессиональный журналистский подход к реализации идеи, следование принципам традиционной журналистики. Основная миссия СМИ — информировать о социально важных событиях и явлениях объективно, интерпретировать факты без искажений. Так как бренд-журналистика граничит с PR-менеджментом, возникают вопросы об объективности первой. Однако практика показывает, что бренды, создавая масс-медиа, остаются искренними и объективными. Примером является издание производителя сахара Imperial Sugar Company, посвященное проблемам сахарной отрасли. Редакция издания готовила качественные аналитические экспертизы, не скрывала свои низкие экономические показатели. Наоборот, она подчеркивала недостатки бренда в рейтингах технологического развития. Бренд-журналистика позволила компании стать более узнаваемой и увеличить число продаж, при этом не прибегая к чистой рекламе и принося пользу потребителям.

Важной составляющей бренд-журналистики является сторителлинг («рассказывание истории»). Иначе его можно назвать — «трансмедийное повествование». Американский философ и культуролог, профессор коммуникации и журналистики Генри Дженкинс выводит это понятие как «процесс, позволяющий создать целую пространственно-сюжетную композицию посредством разделения медиаэлементов между различными площадками, каждая из которых раскрывает аудитории разные грани повествуемой истории» [5, С. 71]. С его помощью новый контент-маркетинг передает интересы компании потребителю. Истории не навязывают ничего и ни к чему не обязывают зрителя, однако ассоциируются с продуктом компании. Сторителлинг используется во всех жанрах бренд-журналистики, и особенно четко его можно заметить в корпоративных фильмах. К примеру, серия короткометражных фильмов бренда «Дядя Ваня» объединена новеллами под темой «Иваны, помнящие родство». Основой является сюжет и история, а продукция бренда появляется в кадре как часть реквизита.

К особенностям бренд-журналистики относят:

  1. Появление новых жанров.
  2. Комьюнити-менеджмент — обратная связь с потребителями в форме инфографик, фотографий, общения в социальных сетях, а не через сухие фразы-шаблоны.
  3. Продуманный контент — использование собственного, а не готового контента.

Основные задачи бренд-журналистики — формирование через контент единого информационного пространства для аудитории, работа с сообществами и организация обсуждения качеств идеи, товара и прочего [6, С. 67]. Бренд-журналистика формирует и развивает контекст, в котором потребитель будет воспринимать продукцию компании. Можно сказать, что бренд-журналистика работает на формирование позитивной узнаваемости бренда, а не на продажи напрямую.

Английский журналист и исследователь Энди Булл выделяет четыре модели бренд-журналистики. Первая — brand awareness («информация о бренде»). Узнаваемость бренда отвечает за способность целевой аудитории узнать или вспомнить торговую марку компании в момент совершения выбора или непосредственно перед покупкой товара — именно это лежит в основе этой модели. Используется она для уже известных компаний, со своей лояльной аудиторией.

Вторая модель — industry news («новости индустрии»). Эта модель бренд-журналистики отличается от предыдущей тем, что вы пишите не столько о своем бренде, сколько об индустрии в целом. В узконаправленных бизнесах, как правило, недостаточно отраслевых СМИ — рынок слишком мал для появления на нём традиционного СМИ. Бренды используют этот недостаток для продвижения в формате бренд-журналистики и берут на себя бремя поиска информации о рынке. Такая модель подходит компаниям, которые только на стадии развития.

Третья модель наиболее нестандартная из всех. Create & sponsor («вклад в других») — подразумевает создание компанией собственного сайта-агрегатора, собирающего материалы с разных ресурсов для узкой или специфической аудитории. Она отличается от других тем, что материалы могут быть в принципе не связаны с самим брендом, главное — ориентация на определённую тематику.

И четвёртая модель — lead generation («лендинг-контент»). Она наиболее часто используется в России, создание лидогенерирующего контента считается наиболее простым способом работы в бренд-журналистике. В основном, используется формат блога на собственном сайте бренда — создание единой страницы с материалами, интересными потенциальному потребителю.

Говоря о бренд-журналистике, нельзя упускать одну из важнейших её особенностей — появление новых форматов и жанров. Привычные форматы сейчас проходят процесс гибридизации, и бренд-журналистика, подстраиваясь под условия современности, реализует контент-проекты двух типов: традиционного одноплатформенного и конвергентного. К первому относят блоги, журналы, газеты, радио и ТВ, ко второму — сайты с мультимедиа контентом и интерактивом и новые медиа. Профессор коммуникативных исследований Мичиганского университета У. Рассел Ньюман определяет новые медиа как «новый формат работы СМИ, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента» [7]. Такие форматы являются инструментами корпоративной журналистики, которая освещает деятельность компании для узкой и заинтересованной аудитории.

Внешний корпоративный фильм же направлен на широкую аудиторию и формирует имидж бренда в глазах потребителя. Именно это и позволяет нам реализовывать такие проекты в сфере бренд-журналистики.

Исходя из вышеперечисленных тезисов, мы можем прийти к выводу о том, что бренд-журналистика меняет традиционные представления не только об управлении брендом, но и о журналистике. Она эволюционирует в создание контента с использованием журналистских навыков; она заново определяет, что такое новости и как их передавать от имени бренда.

Можем выделить основные значения бренд-журналистики для управления брендом. Во-первых, это необходимость для маркетинга в наше время — бренд-журналистика создает развивающуюся историю бренда и является лучшим способом привлечь и заинтересовать потребителя непрерывным потоком актуального и интегрированного контента (статьи, посты в блогах, видео и прочее).

Во-вторых, бренд-журналистика дает возможность многосторонней коммуникации с потребителем — мультилога. Благодаря множеству форматов, предоставляющих контент, монолог перешел к многосторонней коммуникации и обратной связи с пользователем.

В-третьих, появляется необходимость мыслить, как журналист — текущие коммуникации бренда можно рассматривать как его журнал, где каждая статья поднимает разные темы, собирающиеся вместе как динамичная, своевременная, актуальная и последовательная история бренда. Стоит сказать, что бренд-журналистика объединяет менеджмент и журналистское повествование в коммуникационную платформу.

Литература:

  1. Bull, A. Brand Journalism / A. Bull. — Routledge: Routledge, 2013.
  2. Light, L. How Brand Journalism Is Impacting Brand Management / L. Light. — Текст: электронный // Adage: [сайт]. — URL: http://adage. com/article/guest-columnists/brand-journalism-a-modern-marketing-imperative/294206/ (дата обращения: 09.05.2023).
  3. Гаврилов, И. Как бизнес и медиа становятся единым / И. Гаврилов. — Текст: электронный // Uplab: [сайт]. — URL: www.uplab.ru/blog/as-the-business-and-media-become-one/ (дата обращения: 09.05.2023).
  4. Сиденко, И. Что такое бренд-журналистика и как с помощью SMM получить ТВ-охват / И. Сиденко. — Текст: электронный // Cossa: [сайт]. — URL: https://www.cossa.ru/152/153172/ (дата обращения: 09.05.2023).
  5. Ярных, В. И. Бренд-журналистика в современном медиапространстве: возможности и ограничения / В. И. Ярных. — Текст: непосредственный // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». — 2020. — № 6. — С. 65–21.
  6. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз / С. Блэк. — Ростов-на-Дону, 2018. — Текст: непосредственный.
  7. W, Russell The Digital Difference: Media Technology and Theory of Communication Effects / Russell W. — Текст: непосредственный // Harvard University Press. — 2016. — № 5. — С. 19–30.
Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, традиционная журналистика, потребитель, аудитория, многосторонняя коммуникация, модель бренд-журналистики, непрерывный поток, продукция компании, сфера бренд-журналистики, управление брендом.


Ключевые слова

медиа, бренд-журналистика, корпоративные СМИ

Похожие статьи

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или...

Появление самого термина «бренд-журналистика» связывают с компанией «МакДональдс», директор по маркетингу которой Ларри Лайт в 2004 году на конференции «Эдвартайзинг Эйдж» представил новую маркетинговую стратегию продвижения бренда под девизом I’m loving it!».

Социокультурная сущность рекламной коммуникации

Итак, рекламная коммуникация содержит все этапы традиционной коммуникации.

Рис. 2. Модель массовой коммуникации. Теперь рассмотрим схему рекламной коммуникации.

Раскрывая коммуникацию необходимо учитывать феномен обратной связи аудитории с

Эффективность обратной связи напрямую связана с процессом кодирования информации.

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале...

Начинается раздел сфер воздействия журналистики и пиара с понимания целей.

Рекламу можно назвать особым пластом журналистики, который имеет тесную связь с ее инфраструктурой.

Она позволяет рекламировать товар незаметно для потребителя, включая бренд в сюжет.

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях...

В данной статье проанализированы направления формирования бренда.

Рис. 1. Модель образования капитала бренда. Рис. 2. Влияние факторов бренда на поведение покупателей.

Рис. 3. Влияние внешних сил бренда на поведение потребителей.

Формирование стратегии разработки и управления брендом предприятия — длительный процесс.

Современные направления интегрированных маркетинговых...

Коммуникация – это постоянная активность, основная и универсальная характеристика как

В связи с тем, что основным понятием в интегрированных маркетинговых коммуникациях

Особенно эффективно в образовательной сфере, недвижимости, банковском деле

Следовательно, бренд – это продукт, обросший не придуманной искусственной историей, а...

Коммуникационная стратегия бренда в сети Интернет

В статье рассмотрены особенности коммуникационной стратегии бренда в сети Интернет.

В связи с этим, вторым этапом для разработки стратегии коммуникации с аудиторией для бренда

связи, образуемые фирмой с контактными аудиториями (потребителями, поставщиками.

В связи с этим всё больше компаний уделяют внимание процессу брендинга.

PR-инструменты брендинга как способ управления сознанием...

Брендинг представляет собой процесс управления брендом, основанный на совместном

PR-компании, первоначальная и постоянная реклама, SMM-продвижение — всё это статьи...

Приобретая продукцию данной фирмы, потребитель ее оценивает и принимает решение о.

В современном мире корпоративный бренд имеет большое значение для компании.

Формирование положительного информационного образа как...

...маркетинговых коммуникаций (ИМК) и формирования информационного образа компании.

К примеру, в Северо-западном университете журналистики (Northwestern University,s Medill

потребителю идентифицировать товар определенной компании, была вытеснена концепцией бренда.

Формирование же единого образа требует интеграции маркетинговых коммуникаций.

Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций...

Бренд и брендинг также входят в комплекс маркетинговых коммуникаций. По сути, бренд — это представление потребителя о товаре, которое возникает у него в голове при упоминании какого-либо

Основная миссия компании Procter & Gamble — служение потребителю.

Коммуникация – это постоянная активность, основная и универсальная характеристика как.

Похожие статьи

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или...

Появление самого термина «бренд-журналистика» связывают с компанией «МакДональдс», директор по маркетингу которой Ларри Лайт в 2004 году на конференции «Эдвартайзинг Эйдж» представил новую маркетинговую стратегию продвижения бренда под девизом I’m loving it!».

Социокультурная сущность рекламной коммуникации

Итак, рекламная коммуникация содержит все этапы традиционной коммуникации.

Рис. 2. Модель массовой коммуникации. Теперь рассмотрим схему рекламной коммуникации.

Раскрывая коммуникацию необходимо учитывать феномен обратной связи аудитории с

Эффективность обратной связи напрямую связана с процессом кодирования информации.

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале...

Начинается раздел сфер воздействия журналистики и пиара с понимания целей.

Рекламу можно назвать особым пластом журналистики, который имеет тесную связь с ее инфраструктурой.

Она позволяет рекламировать товар незаметно для потребителя, включая бренд в сюжет.

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях...

В данной статье проанализированы направления формирования бренда.

Рис. 1. Модель образования капитала бренда. Рис. 2. Влияние факторов бренда на поведение покупателей.

Рис. 3. Влияние внешних сил бренда на поведение потребителей.

Формирование стратегии разработки и управления брендом предприятия — длительный процесс.

Современные направления интегрированных маркетинговых...

Коммуникация – это постоянная активность, основная и универсальная характеристика как

В связи с тем, что основным понятием в интегрированных маркетинговых коммуникациях

Особенно эффективно в образовательной сфере, недвижимости, банковском деле

Следовательно, бренд – это продукт, обросший не придуманной искусственной историей, а...

Коммуникационная стратегия бренда в сети Интернет

В статье рассмотрены особенности коммуникационной стратегии бренда в сети Интернет.

В связи с этим, вторым этапом для разработки стратегии коммуникации с аудиторией для бренда

связи, образуемые фирмой с контактными аудиториями (потребителями, поставщиками.

В связи с этим всё больше компаний уделяют внимание процессу брендинга.

PR-инструменты брендинга как способ управления сознанием...

Брендинг представляет собой процесс управления брендом, основанный на совместном

PR-компании, первоначальная и постоянная реклама, SMM-продвижение — всё это статьи...

Приобретая продукцию данной фирмы, потребитель ее оценивает и принимает решение о.

В современном мире корпоративный бренд имеет большое значение для компании.

Формирование положительного информационного образа как...

...маркетинговых коммуникаций (ИМК) и формирования информационного образа компании.

К примеру, в Северо-западном университете журналистики (Northwestern University,s Medill

потребителю идентифицировать товар определенной компании, была вытеснена концепцией бренда.

Формирование же единого образа требует интеграции маркетинговых коммуникаций.

Использование интегрированных маркетинговых коммуникаций...

Бренд и брендинг также входят в комплекс маркетинговых коммуникаций. По сути, бренд — это представление потребителя о товаре, которое возникает у него в голове при упоминании какого-либо

Основная миссия компании Procter & Gamble — служение потребителю.

Коммуникация – это постоянная активность, основная и универсальная характеристика как.

Задать вопрос