Обеспечение полного цикла медицинской помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 11.05.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Албаев, Р. К. Обеспечение полного цикла медицинской помощи / Р. К. Албаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102066/ (дата обращения: 27.04.2024).



В работе даны результаты разработки организационной технологии систематизации и моделирования процессов обеспечения полного цикла непрерывной медицинской помощи обслуживаемому населению в условиях многопрофильной клинической больницы.

Ключевые слова: многопрофильная больница, медицинская помощь, обеспечение полного цикла, систематизация процессов.

Как известно, в системе оказания медицинских услуг населению классическими этапами являются амбулаторно-поликлиническая (первичная медико-санитарная), стационарная и оздоровительно-профилактическая помощь [1]. Эти же этапы включают в себя оказание бесплатной гарантированной медицинской помощи [2, 3]. Вместе с тем, в литературе имеются данные о том, что в указанные этапы включена также паллиативная медицинская помощь [4]. По данным этого же автора, медицинскую помощь теоретически можно разделить на 12 этапов, каждый из которых имеет два подэтапа — диагностики и коррекции услуг. Между тем, конечная эффективность системы здравоохранения зависит от организационного наличия всех этапов без исключения, их технологического наполнения и качества медицинской помощи на каждом из них.

В данном контексте следует отметить, что в условиях расширения хозяйственной самостоятельности медицинских организаций, формирования конкурентной среды при получении государственного заказа на все виды медицинской помощи, включая специализированную и высокотехнологичную, вопросы преемственности, обратной связи между клиниками и между различными структурными подразделениями одной и той же клиники, являющимися обязательными звеньями в непрерывного полного цикла системы оказания медицинской помощи населению, является важной задачей.

Известно, что в практическом оказании медицинской помощи часто наблюдается несогласованность действий различных функциональных структур одной и той же больницы — поликлиника — стационар — диагностические службы, из-за которой часто отмечается дублирование в выполнении большинства диагностических процедур, которые могут быть назначены и при амбулаторно — поликлиническом приеме, и при госпитализации в стационар.

Изложенное обстоятельство явилось основанием для выбора основного направления настоящей работы.

Цель работы- систематизация и моделирование процессов организационно-технологического обеспечения полного цикла медицинской помощи в условиях многопрофильной клинической больницы.

Методы исследования. Базой исследования явилась Больница Медицинского центра (БМЦ) Управления делами Президента Республики Казахстан, которая имеет в своем составе все основные функционирующие звенья, могущие обеспечить полный цикл непрерывной медицинской помощи — поликлинику, стационар, диагностические и вспомогательные службы.

Результаты исследования и их обсуждение.

В работе представлены результаты систематизации и организационно-технологического моделирования процессов организации обеспечения полного цикла непрерывной медицинской помощи, разработанного в условиях БМЦ. Следует отметить, что к данной больнице для медицинского обслуживания прикреплены действующие и бывшие работники центральных государственных органов, члены их семей, заслуженные люди (Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Халык Кахарманы, Герои Труда Республики Казахстан, академики Национальной Академии наук и т. д.). Особенностью медицинского обслуживания указанной категории лиц (прикрепленный контингент) является их ежегодный обязательный комплексный профилактический медицинский осмотр (КПМО). В этой связи отметим, что главной задачей больницы является организация всех видов медицинской помощи бывшим и действующим государственным служащим, а также другим прикрепленным категориям граждан по полному циклу.

Отметим, что первичным контактом прикрепленного к больнице контингента являются ежегодные обязательные КПМО. На этом этапе полного цикла медицинской помощи контингенту осуществляется тестовая лабораторная, инструментальная, функциональная и клиническая диагностика предболезненных состояний и заболеваний. В результате этой целенаправленной организационной работы формируется четыре группы обслуживаемого контингента. I -группа — это практически здоровые люди, но нуждающиеся в систематическом мониторинге основных параметров гомеостаза и уровня приспособительных механизмов, устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов окружающей и професиональной среды.

2-группу составляют лица с высоким риском развития основных социально-значимых заболеваний (болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические, эндокринные и неврологические заболевания, психосоматические расстройства), которые нуждаются в динамическом наблюдении и проведении профилактических, лечебных и реабилитационно-оздоровительных мероприятий.

В 3- группу включается контингент, у которого в процессе КПМО и динамического наблюдения выявляются явные признаки заболеваний, получивших диагностическую верификацию.

4-группа формируется из числа лиц, у которых выявляются клинически обоснованные заболевания, требующие принятия целенаправленных, плановых и экстренных лечебно-диагностических мер.

Таким образом, базовой основой для определения дальнейшей тактики дифференциальной диагностики и определения стратегии лечения и оздоровления, являются данные ежегодных обязательных КПМО. На следующем этапе проводится определение объемов предстоящей поликлинической и стационарной помощи. При этом для каждой из групп разрабатываются целевые программы профилактических, диагностических и лечебных мероприятий, обеспечивающих последовательность полного цикла непрерывной медицинской помощи.

Конечно, большая часть контингента получают необходимую профилактическую и медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, в том числе в дневном стационаре или стационаре на дому. Однако, при необходимости пациенты из наиболее «рискованных» групп преимущественно в плановом порядке направляются на стационарное лечение.

Здесь уместно упомянуть, что в больнице функционирует автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом, позволяющая в режиме «реального времени» формировать и отслеживать «досье» на каждого пациента, накапливаемого в процессе комплексных профилактических осмотров, динамического наблюдения и оздоровления лиц, находящихся на диспансерном учете в поликлинике. Можно с удовлетворением отметить, что таким образом удалается решить главную проблему дублирования диагностических исследований, так как и на поликлинику, и на стационар работают одни и те же диагностические службы и исключено традиционное недоверие врачей стационара к этим службам.

Этот организационный элемент является ключевым звеном улучшения преемственности между поликлиникой и стационаром и одновременно пусковым механизмом сокращения неоправданных затрат на проведение дополнительных исследований и обеспечивает рациональное использование дорогостоящих коек.

При этом предыдущее поликлиническое диагностическое «досье» не дублируется, а безусловно учитывается при определении тактики и стратегии стационарного лечения в объемах специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

На следующем этапе организации обеспечения полного цикла медицинской помощи постоянно обновляемые клинические данные на каждого больного в автоматизированном режиме передаются в поликлинику, врачи которой безусловно их учитывают при построении динамического наблюдения и определении тактики дальнейшего ведения больных.

Поэтому очевидно, что при конкурсном получении государственного заказа на те виды медицинской помощи, которые должны оказываться населению по полному циклу, наряду с уже действующими правилами, приоритет должен отдаваться тем организациям здравоохранения, которые берут на себя именно такие обязательства.

Это не только экономическая, но и социальная цель, реализация которой позволяет не только эффективно использовать государственные ресурсы здравоохранения, но и увеличить доступность самых широких слоев населения к качественной и безопасной медицинской помощи по полному циклу.

В условиях необходимости постоянного повышения конкурентоспособности больницы на рынке государственных и частных медицинских услуг, достижения необходимого уровня стандартов качества и безопасности, возрастает значение разработки и внедрения новых организационных технологий, обеспечивающих объективную оценку эффективности внутрибольничной интеграции различных структурно-функциональных подразделений многопрофильных клиник.

Заключение . Разработанная организационная модель обеспечения полного цикла непрерывной медицинской помощи в условиях современной многопрофильной больницы на основе систематизации функциональной деятельности различных служб позволяет внедрить и эффективно использовать клинические технологии, повышать качество диагностики заболевания, определить тактику своевременного и эффективного лечения больных, повысить результативность больничного менеджмента и конкурентоспособность клиники на рынке государственных и частных медицинских услуг населению.

Литература:

  1. Стародубов В. И., Щепин О. П. Общественное здоровье и здравоохранение. Руководство. –М.: ГЭОАР-Медиа. -2014, 624с.
  2. Шарманов Т. Ш. Алматинский рубеж мирового здравоохранения (от Алматы к новому тысячелетию человеческого развития). –Алматы–Вашингтон — Женева. — 2008, 184с.
  3. Романовский Г. Б. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи//Правовые вопросы в здравоохранении. -2014. -№ 2.
  4. Ростовцев В. Н. Этапы медицинской помощи//Организация здравоохранения. -2015. -№ 6.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, полный цикл, непрерывная медицинская помощь, динамическое наблюдение, государственный заказ, Казахстан, медицинское обслуживание, многопрофильная клиническая больница, система оказания, стационарное лечение.


Ключевые слова

медицинская помощь, многопрофильная больница, обеспечение полного цикла, систематизация процессов

Похожие статьи

Разработка плана развития медицинской организации...

Библиографическое описание: Урих, Д. Р. Разработка плана развития медицинской

Ключевые слова: система здравоохранения, развитие предприятия, медицинская организация.

– хирургическое лечение различных видов патологий органа зрения (более 50 видов различных операций)

– Глаукомный кабинет с диспансерным наблюдение данной категории пациентов.

Эволюция государственной политики Республики Казахстан...

В статье исследованы государственные программы Республики Казахстан в сфере

Первой государственной программой является «Здоровье народа» (принята в 1998 году).

Цель — сформировать успешную концепцию и создать систему оказания медицинской помощи, основанная на

На программу «100 школ, 100 больниц» предусмотрено 45 млрд. тенге.

Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее...

В статье рассмотрены вопросы оказания скорой медицинской помощи населению

Ключевые слова:скорая медицинская помощь, догоспитальная помощь, интерполяция

В вопросах развития службы скорой медицинской помощи Казахстан изучает передовой зарубежный опыт.

Во Франции система скорой медицинской помощи функционирует по региональному...

Этапы реформирования системы финансирования сферы...

- общественную солидарность; - социальное равенство всех граждан в системе ОМС

- развитие товарно-денежных отношений в сфере оказания медицинских услуг населению

Медицинская помощь не обладает товарной формой и стоимостью в отличие от.

помощь; стоматологическая помощь; экстренное и плановое стационарное обслуживание...

Этапы становления системы управления качеством медицинской...

Повышение качества медицинской помощи и создание систем управления качеством является одним из приоритетных направлений развития систем здравоохранения в мире. В этой связи, одной из наиболее трудных задач является проблема оценки качества медицинской помощи.

Изучение доступности первичной медико-санитарной помощи...

Система здравоохранения Абдулинского городского округа представлена ГБУЗ «Городская больница» г. Абдулино со станцией скорой медицинской помощи. Кроме этого, в округе работают 2 амбулатории (Покровская, Степановская) и 38 фельдшерско-акушерских пунктов.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Необходимо добиваться непрерывного образования медицинских работников [3].

Грамотная организация медицинского обслуживания играет важную роль в системе здравоохранения.

Патронажную и госпитальную медицинскую помощь оказывают многопрофильные

учреждение, медицинская помощь, система здравоохранения, медицинская наука...

Обзор по развитию регионализации перинатальной помощи на...

Среди мероприятий, направленных на совершенствование медицинского обслуживания

Предрасполагающими факторами к оказанию перинатальной помощи в условиях

развитых странах система оказания перинатальной помощи базируется на принципе регионализации.

Ш. Н. Муканова, А. У. Уаисова «Сеть медицинских организаций Республики Казахстан...

Моделирование сценарного развития различных вариантов...

Для оценки эффективности оказания медицинской услуги из всей совокупности методологической базы экономики здравоохранения был выбран ряд индикаторов оценки качества оказания медицинской помощи, в частности ее эффективности.

Похожие статьи

Разработка плана развития медицинской организации...

Библиографическое описание: Урих, Д. Р. Разработка плана развития медицинской

Ключевые слова: система здравоохранения, развитие предприятия, медицинская организация.

– хирургическое лечение различных видов патологий органа зрения (более 50 видов различных операций)

– Глаукомный кабинет с диспансерным наблюдение данной категории пациентов.

Эволюция государственной политики Республики Казахстан...

В статье исследованы государственные программы Республики Казахстан в сфере

Первой государственной программой является «Здоровье народа» (принята в 1998 году).

Цель — сформировать успешную концепцию и создать систему оказания медицинской помощи, основанная на

На программу «100 школ, 100 больниц» предусмотрено 45 млрд. тенге.

Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее...

В статье рассмотрены вопросы оказания скорой медицинской помощи населению

Ключевые слова:скорая медицинская помощь, догоспитальная помощь, интерполяция

В вопросах развития службы скорой медицинской помощи Казахстан изучает передовой зарубежный опыт.

Во Франции система скорой медицинской помощи функционирует по региональному...

Этапы реформирования системы финансирования сферы...

- общественную солидарность; - социальное равенство всех граждан в системе ОМС

- развитие товарно-денежных отношений в сфере оказания медицинских услуг населению

Медицинская помощь не обладает товарной формой и стоимостью в отличие от.

помощь; стоматологическая помощь; экстренное и плановое стационарное обслуживание...

Этапы становления системы управления качеством медицинской...

Повышение качества медицинской помощи и создание систем управления качеством является одним из приоритетных направлений развития систем здравоохранения в мире. В этой связи, одной из наиболее трудных задач является проблема оценки качества медицинской помощи.

Изучение доступности первичной медико-санитарной помощи...

Система здравоохранения Абдулинского городского округа представлена ГБУЗ «Городская больница» г. Абдулино со станцией скорой медицинской помощи. Кроме этого, в округе работают 2 амбулатории (Покровская, Степановская) и 38 фельдшерско-акушерских пунктов.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Необходимо добиваться непрерывного образования медицинских работников [3].

Грамотная организация медицинского обслуживания играет важную роль в системе здравоохранения.

Патронажную и госпитальную медицинскую помощь оказывают многопрофильные

учреждение, медицинская помощь, система здравоохранения, медицинская наука...

Обзор по развитию регионализации перинатальной помощи на...

Среди мероприятий, направленных на совершенствование медицинского обслуживания

Предрасполагающими факторами к оказанию перинатальной помощи в условиях

развитых странах система оказания перинатальной помощи базируется на принципе регионализации.

Ш. Н. Муканова, А. У. Уаисова «Сеть медицинских организаций Республики Казахстан...

Моделирование сценарного развития различных вариантов...

Для оценки эффективности оказания медицинской услуги из всей совокупности методологической базы экономики здравоохранения был выбран ряд индикаторов оценки качества оказания медицинской помощи, в частности ее эффективности.

Задать вопрос