Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 01.05.2023

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Леошко, Е. М. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) / Е. М. Леошко, И. А. Пашинина, Е. П. Шубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102193/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Ключевые слова: проектная деятельность в условиях ДОУ, дети, родители.

В настоящее время эта тема весьма актуальна, она развивает детскую любознательность, логическое мышление, умственную работоспособность, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.

Одним из главных направлений ФГОС ДО является качественное дошкольное образования, использование эффективного деятельного подхода в работе с детьми, использование метода проектной работы, направленного на развитие познавательных и творческих способностей ребят в различных видах деятельности.

Перед собой и детьми поставили цель в развитии познавательно-исследовательской работы, интеллектуально-творческого развития через проектную деятельность. Это даст возможность развитию наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума.

Такие задачи использовали:

— интерес к исследовательскому поиску;

— создать проблемную ситуацию, которая вызовет детскую любознательность;

— работы с родителями;

— создание предметно-развивающей среды;

В рамках проектной работы мы использовали разнообразные формы, методы и средства познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

— ознакомление с художественной литературой;

— экскурсии. целевые наблюдения, прогулки;

— игры-путешествия;

— настольные игры и дидактические;

— квесты;

— подвижные игры;

— сюжетно-ролевые игры;

— экспериментирования деятельность, опыты;

— совместно-родительские и творческие детские работы.

В работе необходимы практические исследования в сочетании с наглядными приемами. Заинтересовавшись проблемой организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников, нами были созданы планы работы поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленные на способности дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности. Наша работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.

В старшем дошкольном возрасте активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально –волевая, интеллектуальная. Роль взрослого на этом этапе — развитие и поддержка познавательной активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её.

Все проекты, НОД, опыты и т. д. проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа в детском саду подгруппами.

Совместно с детьми и родителями были разработаны проекты «Я и моя семья», «Прекрасное время года — осень», «Долгожданный новый год», «9 мая — День Победы».

Проект: «Я и моя семья». Мы поставили цель: формировать у детей понятие «крепкая, дружная семья». Вместе с детьми и родителями была изготовлена книга «Наши праздники в кругу семьи», стенгазета «Самый лучший день». При реализации проекта «Моя родная семья» дети узнали о своей семье, о праздниках и традициях своей семьи.

Проект: «Прекрасное время года — осень». Была поставлена цель: расширять и обогащать словарный запас об осени, закрепить признаки осени, называть самостоятельно признаки.

Проектом «Долгожданный новый год». Цель — дать ребятам представление о празднике. В ходе исследования ребята получили представление о новогоднем празднике, был проведен новогодний утренник «На пороге новый год», изготовили книжку «Зимние игры».

С детьми старшей группы были реализованы экологические проекты:

Творческо-исследовательский проект «Сбережем нашу планету».

Цель: привлечь внимание детей и их родителей к необходимости защитить планету от мусора.

Познавательно-творческий проект: «Берегите от пожара лес».

Цель: Познакомить детей с правилами поведения при пожаре.

Познавательно-творческий проект: «Наши лесные друзья». Расширить представление о птицах.

В работе по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.

В ходе нашей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением творческо-исследовательского проекта во всех мероприятиях.

Экспериментальное исследование показало, что проектная деятельность повышает уровень познавательной активности у детей дошкольного возраста. В работе также использовали информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми, педагогического просвещения родителей и повышения собственной квалификации, помогли нам в работе привлечь детей к активной деятельности; сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной. При этом мы добились положительных результатов в реализации проекта.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей — познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки — они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности — игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. Организуем для родителей мини-вставки, мастер-классы, дни доверенности, открытые занятия. С огромным интересом и любознательностью родители участвуют во всех мероприятиях.

Мы считаем, что должно существовать сотрудничество с родителями, взаимодействие, взаимопонимание.

Пришли к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей; способствует развитию познавательной активности. Педагогу дошкольного образовательного учреждения нужно помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. И мы считаем, что каждый педагог должен внедрять в свою работу проектную деятельность. Таким образом, проектная деятельность способствует развитию у детей навыков синтезировать, мыслить, сравнивать, проект важен и актуален в саду.

Мы считаем, что достигли цели, так как развитие свободной творческой, познавательно-активной, креативной, позитивно-социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности.

Считаем, что проекты в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод.

Литература:

  1. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности. Новосибирск, 2006.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М. 2002.
  4. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М. Центр педагогического образования, 2012.
  6. Никишина И. В. «Инновационная деятельность современного педагога» Волгоград: Учитель, 2007.2.Ступницкая М. А. «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» Ярославль: академия развития, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, работа, проект, развитие, детская любознательность, моя семья, образовательная деятельность, познавательная активность, Прекрасное время.


Ключевые слова

дети, родители, проектная деятельность в условиях ДОУ

Похожие статьи

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития...

Метод проектов может быть ориентирован как на самостоятельную деятельность ребенка, так и на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Такая деятельность может носить поисковый, творческий, познавательный или и иной деятельности.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как это способствует развитию любознательности, мыслительных процессов, устойчивых познавательных интересов через исследовательскую деятельность.

Проектная деятельность как средство развития у старших...

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Организация проектной деятельности как средство развития...

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время

Проектный метод проходит через все виды детской деятельности в моей группе.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного...

Это способствует развитию любознательности. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте усложняются виды деятельности, которыми занимается ребенок, и активно развиваются новые виды деятельности, в частности, исследовательская деятельность и экспериментирование [4].

Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи...

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей.

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный.

От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее

Приведем пример совместной проектной деятельности: « Мир часов».

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

‒ Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Сущность понятия «познавательное развитие» | Молодой ученый

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника.

Так у ребенка со временем формируется любознательность и у ребенка появляются новые вопросы

6. Веракса, Н.Е Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Познавательная деятельность — это действия ребенка, при совершении которых он...

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии...

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию, как

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка

Второе направление пропедевтики детской проектной и исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает и игровую деятельность...

Похожие статьи

Применение проектной деятельности в ДОУ с целью развития...

Метод проектов может быть ориентирован как на самостоятельную деятельность ребенка, так и на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Такая деятельность может носить поисковый, творческий, познавательный или и иной деятельности.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей...

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как это способствует развитию любознательности, мыслительных процессов, устойчивых познавательных интересов через исследовательскую деятельность.

Проектная деятельность как средство развития у старших...

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Организация проектной деятельности как средство развития...

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время

Проектный метод проходит через все виды детской деятельности в моей группе.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного...

Это способствует развитию любознательности. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте усложняются виды деятельности, которыми занимается ребенок, и активно развиваются новые виды деятельности, в частности, исследовательская деятельность и экспериментирование [4].

Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи...

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей.

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный.

От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.

Развитие познавательной активности дошкольника при...

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее

Приведем пример совместной проектной деятельности: « Мир часов».

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

‒ Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Сущность понятия «познавательное развитие» | Молодой ученый

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника.

Так у ребенка со временем формируется любознательность и у ребенка появляются новые вопросы

6. Веракса, Н.Е Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Познавательная деятельность — это действия ребенка, при совершении которых он...

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии...

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию, как

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка

Второе направление пропедевтики детской проектной и исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает и игровую деятельность...

Задать вопрос