Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе / Е. А. Коноваленко, С. Н. Белянинов, А. Ю. Гончаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102131/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье авторы описывают опыт работы МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода в воспитании нравственности и патриотизма.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, концепция патриотического воспитания

С чего начинается воспитание гражданственности и патриотизма?

Прежде всего, с осознания маленьким человеком своего места в мире. С понимания, кажущихся простыми, истин: любви к матери, к Родине, к своему родному краю и не на словах, а искренне, ощущая свою значимость в этих взаимосвязях. Ведь нельзя говорить о любви к матери, если нет любви к ребенку, поэтому процесс воспитания этих нравственных ценностей в современной школе мы видим, как процесс взаимодействия в треугольнике: учитель-ребёнок-родитель, где наивысшей точкой будет ребёнок — ученик, а все компоненты связаны между собой прямой и обратной связью (рисунок 1).

Взаимосвязь «учитель — ребёнок — ученик -родитель»

Рис. 1. Взаимосвязь «учитель — ребёнок — ученик -родитель»

Воспитывая ребёнка, не надо забывать о его родителях и ценностях той семьи, в которой растёт наш ученик. Если семья не разделяет нравственные категории, о которых говорят в школе — пользы от такого воспитания не получиться. Поэтому систему нравственного воспитания: гражданственности и патриотизма мы начинаем строить с работы с родительской общественностью, не только приглашая их на родительские собрания, лектории, но и вовлекая их во внешкольную жизнь. Шефами нашей школы являются бойцы Росгвардии (ОМОН), поэтому, когда стали возникать кадетские классы, мы понимали, что у нас это будут Юные омоновцы. Ребята — кадеты с удовольствием встречаются с бойцами Росгвардии, посещают их базу, приглашают в школу на торжественные линейки, на школьные мероприятия, посвященные празднованию Дня защитника Отечества, профессиональным праздникам, и, конечно же, празднованию Дня Великой Победы — 9 мая. Очень часто на такие встречи мы приглашаем родителей учеников, для того чтобы те темы, о которых рассказывается на таких мероприятиях, не прошли мимо наших воспитанников, а закрепились в их сознании благодаря беседам в кругу своей семьи.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений. Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства. [1]

Безусловно, патриотизм — это, прежде всего, любовь к Родине, желание служить своему Отечеству, осознание необходимости защиты своей Отчизны, в случае необходимости.

Поэтому формирование этих нравственных идеалов должно вестись не только на одном Классном часе 1 раз в неделю, во время которого педагог передаёт информацию, а ученики его внимательно слушают. Нет! Продуктивность такого мероприятия будет наиболее низкой.

Мастерство педагога — воспитателя состоит в умении вовлечь максимальное количество своих учеников в воспитательный процесс, во время которого главным действующим лицом будет не педагог, а ученик, который вместе со своими товарищами находит то главное, о чем хотел сообщить учитель. В качестве примеров можно привести беседы старшеклассников с учениками начальной школе о пионерах — героях, о событиях в годы войн; беседы бойцов — ОМОН о трудовых буднях, рассказы детей о произведениях патриотической направленности, беседы с родителями учеников в рамках «Часа с интересным человеком». Конечно, подготовка к таким занятиям будет более трудоёмкой для учителя, но положительный результат от них будет наиболее длительным и останется не только в памяти маленького гражданина, но и проникнет в его душу, что в дальнейшем скажется на его поведении и нравственных идеалах.

Огромное влияние на формирование гражданственности и патриотизма в современном обществе играет социум: отношение государству, к народу, проживающему на территории нашей страны, общественное сознание и система основополагающих ценностей.

В системе воспитания по формированию гражданственности и патриотизмавнашей школе особое место занимает Школьный музей Боевой Славы Первой Гвардейской Армии. Посещая Школьный Музей обучающиеся не только самостоятельно готовят экскурсионные маршруты для учеников начальной школы и открывают для них страницы, посвященные боевой славе «Первой Гвардейской», но и пополняют экспозицию Музея — находят потомков воинов-фронтовиков и составляют Книги Памяти, Книги воспоминаний, приглашают их стать Почетными гостями Музея. Работая с материалами Музея, у учеников старших классов формируются необходимые нравственные ценности для полноценной жизни в современном обществе, и они становятся настоящими патриотами своей страны. Особое место в экспозиции Музея Боевой Славы занимает стенд, посвященный Герою России — Вячеславу Михайловичу Воробьёву. Сотрудник ОМОН 12 февраля 2009 года в очередной командировке в Назрань участвовал в ликвидации бандформирований и, вызвав «огонь на себя», обеспечил штурмовой группе успешное выполнение боевого задания. Вячеслав Михайлович в этом бою получил 16 проникающих огнестрельных ранений, его контузило, но он продолжал корректировать огонь своих товарищей. После боя сослуживцы нашли его и доставили в госпиталь. [5]

Ученики нашей школы писали Вячеславу письма, рисовали рисунки, писали стихи. Зинченко Полина сочинила стихи о Вячеславе. Командир отряда полковник милиции Чаплыгин И. Ф. передавал наши поздравления герою в Москву. Его палата была завешана рисунками и газетами. Со слезами на глазах все: обучающиеся и их родители, а также учителя нашей школы ждали «громкую связь с Вячеславом»- разговор по телефону из госпиталя осуществлялся через громкую связь по телефону — вся школа слышала голос нашего Вячеслава, и мы знали, что он борется за жизнь, «краповые береты не сдаются!» Учащиеся школы совместно с сотрудниками ОМОНа заложили аллею Героя и посадили молодые рябинки. И сегодня рябина- символ жизни и победы растет возле нашей школы, символизируя подвиг Вячеслава Воробьева.

С особым чувством гордости ученики старших кадетских классов нашей школы несут Вахту Памяти на Посту № 1. Каждый из них понимает, что это не просто мероприятие, во время которого надо выполнить определенные действия, это большая ответственность и высокая честь. Во время подготовки к Вахте Памяти ребята не только отрабатывают ритуал несения службы, но и совершенствуют свои знания по истории Великой Отечественной войны.

Воспитание гражданственности и патриотизма — это достаточно трудоемкий, но очень интересный процесс, во время которого под чутким руководством мудрого педагога и родителей рождается новая личность. Ведь патриотами люди не рождаются, все нравственные качества необходимо целенаправленно воспитывать не только в школе, но и в семье. Если сегодня мы правильно выстроим систему гражданско-патриотического воспитания, то завтра можно будет с уверенностью сказать, что наши ученики станут настоящими патриотами своей страны.

Литература:

  1. Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
  5. Вызвал огонь на себя: Подвиг.// Белгородские известия,- 2009.-№ 81,- 13мая.- С.1.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, Боевая Слава, патриотизм, ученик, громкая связь, начальная школа, особое место, патриотическое воспитание, современное общество, Школьный Музей.


Ключевые слова

патриотизм, гражданственность, концепция патриотического воспитания

Похожие статьи

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Именно в школе, в детские годы, закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям, к традициям. И поэтому не случайно одной из эффективных работ по патриотическому воспитанию подрастающего поколения является школьный музей.

Роль школьных музеев в патриотическом воспитании

Библиографическое описание: Мироненко, Е. М. Роль школьных музеев в патриотическом

Школьный музей является не только хранителем экспонатов, документов, но и местом, где

патриотическое воспитание, родной край, музей, малая родина, воспитание учащихся

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания. В юбилейном 2015 году...

О патриотическом воспитании школьников в современных...

Власенко, Е. Г. О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы) / Е. Г

Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают.

Однако методика и организация военно-патриотического воспитания в школах имеет свои.

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Библиографическое описание: Щербаков, С. А. Роль районного музея в патриотическом

В зале Боевой Славы собран большой материал: подлинные документы, фотографии.

Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое воспитание

Одним из итоговых мероприятий по патриотическому воспитанию в начальной школе...

Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи

– курсанты отмечают, что именно семья и школа влияют на первичное формирование патриотизма

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое.

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение...

Патриотическое воспитание школьников на основе...

Библиографическое описание: Вершинин, Р. Р. Патриотическое воспитание школьников на основе использования

Местом, где выполнялись данные исследования, был школьный музей. Школьный музей, в нашем понимании, это центр воспитательной работы школы [1].

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо.

Преемственность в нравственно-патриотическом воспитании...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, наследие, детский сад, начальная школа, преемственность.

К сожалению, в последнее время в современном обществе утрачиваются традиции нравственно-патриотического сознания.

Западный Особый военный округ. ВОВ застала его в штабе 3- й армии в Гродно.

Рис. 3 Экскурсия в музей школы № 18.

Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта...)

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание в сельской школе

В жизни сельского школьника классный руководитель занимает второе по значимости место

работы по патриотическому воспитанию в 10 классе учитываем возрастные особенности учащихся.

в школе, как экскурсия в сельский краеведческий музей, Агинский национальный музей им...

Формирование патриотического сознания школьников через...

Долгий путь формирования патриотического сознания начинается в школе.

Большую помощь в этом оказывает комплексный краеведческий музей «Осколье» (МБОУ «ЦО — СШ № 22»), в котором широко освещены военные годы нашей страны

В школьном музее действует зал Боевой славы.

Отголосками военного времени являются памятные места нашего города.

Проектная деятельность как способ формирования...

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников

воспитание патриотизма у обучающихся образовательных школ района

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Великой Отечественной Войны имеет особое место в системе патриотического воспитания, формирования патриотического сознания.

Похожие статьи

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Именно в школе, в детские годы, закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям, к традициям. И поэтому не случайно одной из эффективных работ по патриотическому воспитанию подрастающего поколения является школьный музей.

Роль школьных музеев в патриотическом воспитании

Библиографическое описание: Мироненко, Е. М. Роль школьных музеев в патриотическом

Школьный музей является не только хранителем экспонатов, документов, но и местом, где

патриотическое воспитание, родной край, музей, малая родина, воспитание учащихся

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания. В юбилейном 2015 году...

О патриотическом воспитании школьников в современных...

Власенко, Е. Г. О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы) / Е. Г

Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Особое место в системе гражданско-патриотического воспитания занимают.

Однако методика и организация военно-патриотического воспитания в школах имеет свои.

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Библиографическое описание: Щербаков, С. А. Роль районного музея в патриотическом

В зале Боевой Славы собран большой материал: подлинные документы, фотографии.

Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое воспитание

Одним из итоговых мероприятий по патриотическому воспитанию в начальной школе...

Изучение гражданско-патриотических качеств молодежи

– курсанты отмечают, что именно семья и школа влияют на первичное формирование патриотизма

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое.

Великая Отечественная война, занятие спортом, патриотическое воспитание, особое назначение...

Патриотическое воспитание школьников на основе...

Библиографическое описание: Вершинин, Р. Р. Патриотическое воспитание школьников на основе использования

Местом, где выполнялись данные исследования, был школьный музей. Школьный музей, в нашем понимании, это центр воспитательной работы школы [1].

В современном обществе патриотическое воспитание молодежи приобретает особо.

Преемственность в нравственно-патриотическом воспитании...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, наследие, детский сад, начальная школа, преемственность.

К сожалению, в последнее время в современном обществе утрачиваются традиции нравственно-патриотического сознания.

Западный Особый военный округ. ВОВ застала его в штабе 3- й армии в Гродно.

Рис. 3 Экскурсия в музей школы № 18.

Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта...)

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание в сельской школе

В жизни сельского школьника классный руководитель занимает второе по значимости место

работы по патриотическому воспитанию в 10 классе учитываем возрастные особенности учащихся.

в школе, как экскурсия в сельский краеведческий музей, Агинский национальный музей им...

Формирование патриотического сознания школьников через...

Долгий путь формирования патриотического сознания начинается в школе.

Большую помощь в этом оказывает комплексный краеведческий музей «Осколье» (МБОУ «ЦО — СШ № 22»), в котором широко освещены военные годы нашей страны

В школьном музее действует зал Боевой славы.

Отголосками военного времени являются памятные места нашего города.

Проектная деятельность как способ формирования...

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников

воспитание патриотизма у обучающихся образовательных школ района

Школьный музей боевой славы как средство патриотического...

Великой Отечественной Войны имеет особое место в системе патриотического воспитания, формирования патриотического сознания.

Задать вопрос