Образ интеллигенции в понимании деятелей русской культуры XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 03.05.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Лысых, Е. А. Образ интеллигенции в понимании деятелей русской культуры XIX века / Е. А. Лысых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102013/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена изучению интеллигенции как культурного феномена. Автор анализирует основные этапы развития и формирования образа интеллигенции, определяет ключевые характеристики, вкладываемые в данный термин. На основе анализа материалов автором сделан вывод о том, что интеллигенция выступает не только в качестве обозначения конкретной социальной группы, но и сложного антропологического явления.

Ключевые слова: интеллигенция, история России, XIX век, антропология.

The article is devoted to the study of the intelligentsia as a cultural phenomenon. The author analyzes the main stages of the development and formation of the image of the intelligentsia, defines the key characteristics invested in this term. Based on the analysis of the materials, the author concludes that the intelligentsia acts not only as a designation of a specific social group, but also as a complex anthropological phenomenon.

Keywords: intelligentsia, history of Russia, XIX century, anthropology.

Культура — неотъемлемое звено общества. В большинстве исследований как исторического, так и социального плана интеллигенция рассматривается как чрезвычайно интересный и сложный феномен. Работая с данным явлением, всегда необходимо понимать, что несмотря на попытки ученых определить этапы и границы интеллигенции, в итоге мы получаем лишь неполную систему разрозненных представлений. Как отмечал русский классик С. Н. Булгаков, интеллигенция — «проклятый вопрос русской жизни».

Понятие «интеллигенция» существовало во многих культурах. В античности понятием «интеллигенция» обозначали философскую интерпретацию человеческого разума. Средневековая эпоха на основе античного наследия выстроила представление об интеллигенции как о способности познавать мир. И только в период Просвещения впервые возникает идея интеллигенции как мыслящей части общества.

Впервые термин «интеллигенция» в России появляется в работе П. Д. Бобрыкина в 1866 году. В статье «Русская интеллигенция» автор не дает четкого определения данного понятия, лишь указывает некоторые национальные особенности. Однако в данной статье нам хотелось уделить особое внимание другой работе П. Д. Бобрыкина «Обличители интеллигенции», в которой исследователь выделяет более конкретные характеристики: «верность», «религиозность без слияния с народом».

В. Глебкин дает следующее определение понятию «интеллигенция»: «обозначение социальной группы, занятой интеллектуальной деятельностью, в процессе которой происходит трансляция и развитие культуры, а также характеризующейся необходимым для такой деятельности уровнем образования» [3]. Однако важно понимать, что данное определение не совсем корректно. «Интеллигенция» как социальная группа имеет неопределенные и противоречивые внутренние признаки, одним из которых является удивительная разрозненность её представителей. В исторических исследованиях присутствуют упоминания разных «видов» интеллигенции: техническая, научная, художественная, военная. Из этого многие исследователи выделяют интеллигенцию не как «социальную группу», а как явление.

Важно также понимать, что образ интеллигентного человека, культивируемый современной массовой культурой далек от истинного первоисточника. Интеллигент — это не только человек, исключительно занимающийся «интеллектуальной» деятельностью, это в первую очередь личность, ищущая ответы в духовной сфере общества. Культура для интеллигента важнее материального производства. Как пишет Н. А. Бердяев «Интеллигенция всегда была увлечена какими-либо идеями, преимущественно социальными, и отдавалась и беззаветно. Она обладала способностью жить исключительно идеями» [2].

На сегодняшний день существует несколько подходов к пониманию интеллигенции. К примеру, в западной историографии обычно предполагается использование социологического подхода М. Вебера, который интерпретировал интеллигенцию как «доминирование интеллектуализма». В рамках предмета нашего исследования, в отечественной традиции превалирует использование позиции Д. И. Писарева, который относил интеллигенцию к «мыслящему пролетариату». Придерживаясь позиции, что интеллигенция — это скорее психолого-социальное явление, мы обращаем внимание также на то, что существует четкое разделение между европейской и отечественной оценкой. Западная Европа рассматривает интеллигенцию исключительно в контексте образованности, в отечественном историко-культурном контексте мы сталкиваемся с несколько другими факторами общественной жизни: воспитанием, психологией. Однако образованность, точнее её обязательное наличие не является ключевым и решающим фактором. Интересное мнение относительно данного вопроса высказывает Ю. М. Лотман: «Интеллигент — это человек, обладающий интеллигентностью».

В понятие «интеллигентность» входят противостояние «духовному лакейству» (А. С. Пушкин), умение слушать и отвечать, но не сопротивляться, умение вести диалог и способность «жить одними идеями». Важно отметить, что в рамках взаимодействия интеллигенции и общества важнейшим аспектом является построение диалога. Как отмечают отечественные исследователи термина «интеллигенция» под диалогом понимают «всеобщую характеристику и содержание мышления. Но одновременно и организационный принцип построения общества, его саморазвития» [1]. Только через диалог может раскрыться личность, только умение вести диалог и гарантирует существование этой личности, интеллигентности.

Таким образом, при работе с понятием «интеллигенция» необходимо рассматривать данное явление не только как определение конкретной социальной группы, занимающейся интеллектуальной деятельностью, а как сложное социальное, психологическое явление. В контексте формирования интеллигенции необходимо учитывать существующие отличия в характеристиках и отличительных чертах, предписываемых отечественными и западными исследователями. Проблема не разработанности единой системы критериев выделения интеллигенции как явления. Совершенствование диалога, формирование соответствующих институтов, отношений возможно лишь как формирование открытого общества, как формы само изменения человека, его культуры.

Литература:

  1. Ахиезер А.С. Россия между открытым и закрытым обществом // Изв. Урал. гос. ун-та. 1997. – № 6. – С. 68.
  2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Societe a responsabilite limitee. Paris. Tour droits reserves. Imp. De. Navarre.11. rue des Cjrdillers. P. 1995. – М., 1990. – С. 18.
  3. Глебкин В.В. Интеллигенция // Вестник культурологии. – 2015. – №1 (72). – С. 221.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллигенция, социальная группа, умение вести.


Похожие статьи

Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся...

Горелова, Э. В. Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности современного мира / Э. В. Горелова.

Феномен социальной смерти.2001 г.

Проверка усвоения написания группы слов. Покажу на примере изучение одной из групп.

Русская интеллигенция как субкультура | Статья в журнале...

Главным источником протеста, породившего интеллигенцию в середине XIX века, был социальный конфликт, который соединил в себе два компонента русской жизни. Первое: политический и нравственный деспотизм, угнетающий человеческую личность.

Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг. | Статья в журнале...

Более того, строительство новой культуры не базировалось на прежних достижениях, а лишь разрушало культурные ценности предыдущих веков (сносились памятники царям, генералам, помещичьи усадьбы). С этим фактом не могли смириться представители интеллигенции.

Российская интеллигенция в условиях НЭПа | Статья в журнале...

В первые годы после революции интеллигенция в России делилась на две категории: старую и новую. Старая интеллигенция, сложившаяся до революции, поначалу численно преобладала и составляла основную часть квалифицированных кадров.

Особенности ценностной парадигмы субкультуры русской...

Возникающая русская интеллигенция не совпадает ни с одним из существовавших сословий – ни образованным и творческим слоем, ни с какой-либо профессиональной группой, занятой умственным трудом. Более того, отношения интеллигенции с людьми умственного труда...

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

Коммуна русской интеллигенции – это, по существу, не столько реальная организация, сколько состояние сознания, напоминающее состояние «коммунитас», которое описывают исследователи ритуалов инициации в первобытных обществах.

История формирования тувинской интеллигенции

Духовная интеллигенция существовала в Туве еще задолго до провозглашения ТНР. Это была исторически сложившаяся социальная общность, которая в своем развитии опиралась на богатое наследие поколения своих предшественников, на преемственность опыта и традиций.

Социальная база формирования сельской интеллигенции...

Социальная база формирования является важным штрихом к портрету исследуемой общности.

Важным для духовенства являлось умение писать.

Социальная база формирования сельской медицинской интеллигенции не была столь разнородной.

Похожие статьи

Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся...

Горелова, Э. В. Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности современного мира / Э. В. Горелова.

Феномен социальной смерти.2001 г.

Проверка усвоения написания группы слов. Покажу на примере изучение одной из групп.

Русская интеллигенция как субкультура | Статья в журнале...

Главным источником протеста, породившего интеллигенцию в середине XIX века, был социальный конфликт, который соединил в себе два компонента русской жизни. Первое: политический и нравственный деспотизм, угнетающий человеческую личность.

Трагедия русской интеллигенции 1920–30-х гг. | Статья в журнале...

Более того, строительство новой культуры не базировалось на прежних достижениях, а лишь разрушало культурные ценности предыдущих веков (сносились памятники царям, генералам, помещичьи усадьбы). С этим фактом не могли смириться представители интеллигенции.

Российская интеллигенция в условиях НЭПа | Статья в журнале...

В первые годы после революции интеллигенция в России делилась на две категории: старую и новую. Старая интеллигенция, сложившаяся до революции, поначалу численно преобладала и составляла основную часть квалифицированных кадров.

Особенности ценностной парадигмы субкультуры русской...

Возникающая русская интеллигенция не совпадает ни с одним из существовавших сословий – ни образованным и творческим слоем, ни с какой-либо профессиональной группой, занятой умственным трудом. Более того, отношения интеллигенции с людьми умственного труда...

Коммуна как отражение образа жизни русской интеллигенции...

Коммуна русской интеллигенции – это, по существу, не столько реальная организация, сколько состояние сознания, напоминающее состояние «коммунитас», которое описывают исследователи ритуалов инициации в первобытных обществах.

История формирования тувинской интеллигенции

Духовная интеллигенция существовала в Туве еще задолго до провозглашения ТНР. Это была исторически сложившаяся социальная общность, которая в своем развитии опиралась на богатое наследие поколения своих предшественников, на преемственность опыта и традиций.

Социальная база формирования сельской интеллигенции...

Социальная база формирования является важным штрихом к портрету исследуемой общности.

Важным для духовенства являлось умение писать.

Социальная база формирования сельской медицинской интеллигенции не была столь разнородной.

Задать вопрос