Некоторые методики, используемые в речевом развитии детей (из опыта работы воспитателя с детьми подготовительной к школе группы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Некоторые методики, используемые в речевом развитии детей (из опыта работы воспитателя с детьми подготовительной к школе группы) / М. А. Барсукова, А. Г. Фетисова, А. С. Ильинцева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102011/ (дата обращения: 28.04.2024).



Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи является одним из главных направлений работы с дошкольниками. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Одним из таких является кинезиологический метод, который мы активно используем в работе с детьми. Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или, по-другому, «Гимнастика мозга». Кинезиология состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.

Как правило, ребёнок, имеющий достаточно высокую степень развития мелкой моторики, имеет высокие показатели по развитию памяти, связной речи, внимания, мышления, а также у него обнаруживается умение рассуждать логически, обосновывать свои ответы, определять причинно-следственные связи, что говорит о высоком уровне интеллектуальной готовности к обучению.

Кинезиологические игры и упражнения пользуются популярностью в нашей группе и вызывают у детей большой интерес.

Предлагаем вашему вниманию упражнение «Пройди по дорожке».

Правила: На дорожке расположены разноцветные круги. Пальчиком левой руки ребенок ведет по дорожке от одного кружка к другому, а правой рукой показывает жест, соответствующий цвету кружка. При выполнении упражнений на карточке имеется зрительная опора, которая помогает контролировать порядок выполнения движений (жестов). Дойдя до конца дорожки, ребенок меняет руки, и теперь в путь отправляется правая рука, а жесты показывает левая.

Большой популярностью у детей нашей группы пользуются кинезиологические сказки. Педагог читает сказку, а дети показывают руками знакомые движения. Эти движения разучиваются заранее в ходе специальных игровых занятий.

Одна из эффективных игровых методик речевого развития — это методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Елены Алексеевны. Мы так же используем эту методику в речевом развитии детей. Целью занятий по этой методике является развитие речи и мелкой моторики и координации слова с движением у детей. Чтение простых стихотворений сопровождается движениями рук, пальцев. Взрослый читает стихи по одной строчке, а дети воспроизводят эту строчку, сопровождая соответствующими движениями рук. У детей активно начинает развиваться речь, когда рассказывание стихов сопровождается движением пальцев рук, жестами, мимикой, позой. Так как двигательная функция руки оказывает большое стимулирующее значение на деятельность детского мозга. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Эти упражнения можно использовать на занятии в детском саду, на прогулке, в бытовой деятельности в семье. В этом их преимущество! Стихи детям очень нравятся, поэтому такие занятия вызывают у ребят живой интерес.

Алгоритм действия по методике:

  1. Стихотворение повторяется 2–3 раза с разучиванием движений рук и пальчиков;
  2. Проговаривание текста воспитателем, сопровождаемое движениями детей;
  3. Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.

Но, как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Предлагаю вам обыграть и разучить одно из стихотворений:

Иван Демьянов «Зиму всю мели метели»

https://logoped-valuiky.1c-umi.ru/images/cms/data/pal_chikovaya_gimnastika_5-7kl.png

Чтобы было легче запомнить такие стихи, мы предлагаем детям самим придумать то или иное движение на каждую строчку. Занятие в этом случае проходит очень весело, с большой пользой.

Литература:

  1. Крупенчук О.: Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи, Литера, 2023 г.
  2. Сиротюк А. Л. «Кинезиологические упражнения» М., 2003г.
  3. Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон. «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей, Москва, 2019г
  4. Ткачева М. В. Рисуем обеими руками. От линии к линии: рабочая тетрадь/М. В. Ткачева — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (Редакция «Поколение V»), 2018. — 32 с.
  5. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  6. Рыжонкова О. А. Расскажи стихи руками: [методическое пособие по пальчиковой гимнастике для педагогов дошкольных учрежд.] / О. А. Рыжонкова. — Армавир, 2020. — 47 с.
  7. Покажи стихи руками / Авт.-сост. А. В. Никитина. — СПб.: КАРО, 2009. — 96 с.: ил. — (Серия «Популярная логопедия»).
  8. https://bestlavka.ru/sinxronizaciya-polusharij-golovnogo-mozga-uprazhneniya-i-praktiki-aktivacii/
  9. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/rasskazhi_stixi_rukami/?ysclid=lgwrpeve6t878062888
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, головной мозг, движение, методика, правая рука, развитие речи.


Похожие статьи

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

Для предупреждения заболеваний, стабилизации здоровья, повышения работоспособности детей на базе детского сада разработан комплекс пальчиковой терапии для каждой возрастной группы. Рука является вышедшим наружу головным мозгом.

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

мелкая моторика, ребенок, упражнение, движение, развитие речи, сопряженная гимнастика, головной мозг, дошкольный возраст, мелкая моторика рук, Театр пальчиков.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции.

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Тренировка пальцев рук важна с момента рождения ребенка, она ускоряет процесс функционального созревания мозга, стимулирует созревание центральной нервной системы, влияет на общее интеллектуальное развитие, на развитие речи (устной и письменной) в целом.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки.

Кинезиологические упражнения как средство повышения...

Я советую использовать упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев руки и кисти руки. Можно использовать «рамки и вкладыши Монтессори». игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. В своей работе над формированием мелкой моторики ставим следующие цели и задачи

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

Чтоб развить у ребенка речь, недостаточно развивать только мелкую моторику, необходимо как можно больше

Павленко И. Развитие мелкой моторики рук. — М., 2009.

Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. № 3, 5, 6 2005. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем...

Центры мозга, отвечающие за движения пальцев, находятся рядом с речевыми центрами. Поэтому при активном развитии моторики у ребенка развивается речь.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

развитие правильного речевого дыхания и плавности речи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Похожие статьи

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

Для предупреждения заболеваний, стабилизации здоровья, повышения работоспособности детей на базе детского сада разработан комплекс пальчиковой терапии для каждой возрастной группы. Рука является вышедшим наружу головным мозгом.

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

мелкая моторика, ребенок, упражнение, движение, развитие речи, сопряженная гимнастика, головной мозг, дошкольный возраст, мелкая моторика рук, Театр пальчиков.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции.

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

Тренировка пальцев рук важна с момента рождения ребенка, она ускоряет процесс функционального созревания мозга, стимулирует созревание центральной нервной системы, влияет на общее интеллектуальное развитие, на развитие речи (устной и письменной) в целом.

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки.

Кинезиологические упражнения как средство повышения...

Я советую использовать упражнения, развивающие мелкие мышцы пальцев руки и кисти руки. Можно использовать «рамки и вкладыши Монтессори». игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. В своей работе над формированием мелкой моторики ставим следующие цели и задачи

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие...

Чтоб развить у ребенка речь, недостаточно развивать только мелкую моторику, необходимо как можно больше

Павленко И. Развитие мелкой моторики рук. — М., 2009.

Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. № 3, 5, 6 2005. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем...

Центры мозга, отвечающие за движения пальцев, находятся рядом с речевыми центрами. Поэтому при активном развитии моторики у ребенка развивается речь.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

развитие правильного речевого дыхания и плавности речи

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Задать вопрос