Проблемы прокурорского надзора в сфере противодействия торговле людьми и использованию рабского труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Зобнина, С. А. Проблемы прокурорского надзора в сфере противодействия торговле людьми и использованию рабского труда / С. А. Зобнина, М. О. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 364-365. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101963/ (дата обращения: 29.04.2024).



Проблемы, связанные с торговлей людьми и использованием рабского труда, волновали человечество на протяжении всей его истории. И современный мир не является исключением.

В настоящее время преступления такого характера находятся в числе самых опасных международных форм организованной преступности [3]. Противодействие их совершению — залог полноценного обеспечения социальных прав граждан и обязанность прокуратуры. В борьбе с уголовно наказуемыми деяниями, связанными с рабством, торговлей людьми и принудительным трудом именно полномочия прокурора оказывают значительный профилактический эффект.

Но при противодействии совершению данных преступлений правоохранительные органы сталкиваются с рядом проблем [2]. Во-первых, преступления данного вида занимают высокое место в криминальном среде и приносят большие деньги, в них вовлекается большое количество людей, а также средств для транспортировки и перемещения «живого товара» через границу. А борьба с сетевым бизнесом требует привлечения большого количества сил и ресурсов. Во –вторых, правоохранительным органам не всегда удаётся вовремя реагировать на нарушения законодательства, защищающего права граждан в этой сфере, поэтому повышается латентность таких преступлений.

В Российской Федерации эти проблемы, безусловно, не оставлены без внимания, в том числе и со стороны органов прокуратуры. Исходя из пункта 1.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности» [1] надзор за исполнением законов о противодействии преступности, в том числе ее предупреждении в сфере торговли людьми, является приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры РФ [4].

Законодательство РФ также закрепляет запрет принудительного труда в ст. 37 Конституции РФ, в ст. 4 Трудового кодекса РФ, в ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации». Ведь стоит помнить о том, что ограниченность доступа населения к эффективной занятости, социальной защите, образованию, и другим ресурсам — это не что иное, как распространение формы торговли людьми в виде принудительного труда. При этом наиболее незащищёнными субъектами рассматриваемых правоотношений являются инвалиды, несовершеннолетние, малоимущие граждане, женщины, мигранты, лица пожилого возраста. Следовательно, меры прокурорского реагирования необходимо принимать прежде всего по защите их прав [5].

Об этом можно говорить и исходя из судебной практики. Например, в 2017 году Чайковский городской суд Пермского края приговорил местную жительницу Ольгу Горячих к тюремного заключению. Она была признана виновной по статье 127.1 УК РФ «Торговля людьми, совершенная в целях их эксплуатации вербовки, перевозки, с перемещением через Государственную границу Российской Федерации, совершенные организованной группой».

В 2013 году Горячих организовала банду с участием шести подельников для продажи молодых девушек за границу, чтобы впоследствии те занимались проституцией. Своих жертв члены группы находили на территории Челябинской области и Пермского края. Они предлагали им интересную и хорошо оплачиваемую работу в Королевстве Бахрейн Саудовской Аравии. Когда девушки соглашались на переезд и пересекали государственную границу РФ, их передавали неустановленным лицам, а те в свою очередь принуждали потерпевших к занятию проституцией и иным формам сексуальной эксплуатации.

Банда занималась этим с 2013 года по март 2016 года. За этот период соучастники получили доход в долларах США, эквивалентный сумме не менее 4 миллионов рублей, завербовав и продав за границу 23 женщины. Деятельность группы была раскрыта благодаря тому, что одной из потерпевших удалось сбежать из плена и сообщить об этом в правоохранительные органы.

Во время следствия обвиняемая выразила желание сотрудничать. Она рассказала обо всем в подробностях, и с ней было заключено досудебное соглашение. Суд приговорил Горячих к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, а также удовлетворил гражданские иски потерпевших на сумму более 2 миллионов рублей [6].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблемы прокурорского надзора в сфере противодействия торговле людьми и использования рабского труда остаются актуальными. Поэтому мы хотели бы предложить следующие пути их решения:

  1. Необходимо тщательно организовывать прокурорский надзор за законностью деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые осуществляют услуги по трудоустройству и обучению граждан РФ за границей, а также брачных и модельных агентств;
  2. Своевременно и эффективно реагировать на нарушения законодательства, защищающего права граждан в сфере торговли людьми и использования рабского труда;
  3. Материалы прокурорских проверок при наличии оснований следует немедленно направлять в следственные органы для возбуждения уголовных дел по ст. 127.1 УК РФ (Торговля людьми), ст. 127.2 УК РФ (Использование рабского труда), ст. 210 УК РФ (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)), ст. 145.1 УК РФ (Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат), и других.
  4. Осуществлять надзор за соблюдением прав лиц, которые являются мигрантами, особенно несовершеннолетних. Меры прокурорского реагирования обязаны быть направлены на восстановление нарушенных прав, ведь нельзя допускать, чтобы жертвы торговли людьми впоследствии определялись как незаконные мигранты, а затем подлежали задержанию и депортации;
  5. В целях противостояния торговле «живым товаром» и обеспечения безопасности населения страны целесообразно при координирующей роли Генеральной прокуратуры РФ объединить усилия МВД России, Минтруда России, ФМС России и других заинтересованных органов государственной власти, а органам прокуратуры субъектов Федерации — организовать соответствующую работу на региональном уровне.

Таким образом, тенденция современной политики государства должна быть направлена на уделение особого внимания преступлениям, связанным с торговлей людьми и использованием рабского труда. А также на совершенствование механизма противодействия их совершению как средствами уголовного закона, так и с привлечением сил правоохранительных органов и органов прокуратуры.

Литература:

  1. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности» // Законность. 2012. № 3. С. 68–73.
  2. Аверинская С. А. Вопросы противодействия торговле людьми и эксплуатации человека // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2011. № 4. С.11–18.
  3. Акбарова С. С., Скворцова О. В. Торговля людьми и использование рабского труда: аналитический обзор генезиса, некоторых уголовно-правовых и криминологических аспектов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. 2019. Т. 5 (71). № 2. С. 203–216.
  4. Буряк М. Ю. Торговля людьми и борьба с ней (криминологические и уголовно-правовые аспекты). Автореф. дис....канд.юрид. наук. Владивосток: ДВГУ, 2005. С.26–27.
  5. Пудовочкин Ю. Е. Ответственность за торговлю людьми по российскому уголовному праву // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 3. С.13.
  6. В Пермском крае вынесен приговор женщине, обвиняемой в организации торговли людьми//Сайт МВД РФ URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/10439557/ (дата обращения: 17.03.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): торговля людьми, рабский труд, УК РФ, Российская Федерация, принудительный труд, нарушение законодательства, орган, Пермский край, прокурорский надзор, прокурорское реагирование.


Похожие статьи

Некоторые вопросы осуществления прокурорского надзора за...

В соответствии с положениями ст. 60.2 УИК РФ орган уголовно-исполнительной системы должен не позднее 10 суток

Никитин Е. Л., Кустов М. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов

Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ)...

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона...

В этих целях прокуратура Российской Федерации реализует функцию надзора за

Кроме того, для актов прокурорского реагирования на рассматриваемых стадиях

требование об устранении нарушений федерального законодательства (пункт 3 части 2 статьи 37 УПК РФ).

Проект новой редакции федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Проблемы квалификации использования рабского труда...

...использования рабского труда и торговли людьми в Российской Федерации / А. А

Российское законодательство данному вопросу посвятило норму не так давно, в УК РФ. Безусловно, рабский труд является по своей сути принудительным, а его использование...

Торговля людьми чаще связана с использованием труда мигрантов на тяжелых работах.

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной...

Проблемам прокурорского надзора в целом посвящали свои труды многие научные

незаконная миграция, УК РФ, Российская Федерация, сопровождение родителей, торговля.

КОАП — «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации»

И крайне близкая по описанию диспозиции статья 322 УК РФ «Незаконное пересечение.

Прокурорский надзор в области защиты трудовых прав граждан

Положения Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» усматривают нормы о квотировании

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, устранение...

Трудовое законодательство РФ в Гл.57, в частности, в статьях 353–353ТК РФ.

ТК РФ устанавливает должный уровень условий труда и права работников, поэтому.

Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека...

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — главнейшей

Библиографическое описание: Мусинян, А. Н. Прокурорский надзор в сфере защиты прав и

В случае поступления в прокуратуру информации о нарушении прав и свобод человека и

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции...

Пути повышения эффективности прокурорского надзора за...

Право на труд, на безопасные условия труда, а также на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, размер

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ...

Значимость прокурорского надзора за трудовой сферой

Поэтому деятельность прокурорского надзора и реагирование на обращение граждан

Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства как одно. прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган.

Статья посвящена прокурорскому надзору в сфере соблюдения прав и свобод человека и...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав...

 Автор статьи проводит обзорный анализ действующего законодательства по вопросу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также имеющихся проблем данной деятельности.

Похожие статьи

Некоторые вопросы осуществления прокурорского надзора за...

В соответствии с положениями ст. 60.2 УИК РФ орган уголовно-исполнительной системы должен не позднее 10 суток

Никитин Е. Л., Кустов М. Н. Прокурорский надзор за исполнением законов

Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ)...

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона...

В этих целях прокуратура Российской Федерации реализует функцию надзора за

Кроме того, для актов прокурорского реагирования на рассматриваемых стадиях

требование об устранении нарушений федерального законодательства (пункт 3 части 2 статьи 37 УПК РФ).

Проект новой редакции федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Проблемы квалификации использования рабского труда...

...использования рабского труда и торговли людьми в Российской Федерации / А. А

Российское законодательство данному вопросу посвятило норму не так давно, в УК РФ. Безусловно, рабский труд является по своей сути принудительным, а его использование...

Торговля людьми чаще связана с использованием труда мигрантов на тяжелых работах.

Проблемные аспекты прокурорского надзора в современной...

Проблемам прокурорского надзора в целом посвящали свои труды многие научные

незаконная миграция, УК РФ, Российская Федерация, сопровождение родителей, торговля.

КОАП — «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации»

И крайне близкая по описанию диспозиции статья 322 УК РФ «Незаконное пересечение.

Прокурорский надзор в области защиты трудовых прав граждан

Положения Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» усматривают нормы о квотировании

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, устранение...

Трудовое законодательство РФ в Гл.57, в частности, в статьях 353–353ТК РФ.

ТК РФ устанавливает должный уровень условий труда и права работников, поэтому.

Прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод человека...

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — главнейшей

Библиографическое описание: Мусинян, А. Н. Прокурорский надзор в сфере защиты прав и

В случае поступления в прокуратуру информации о нарушении прав и свобод человека и

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции...

Пути повышения эффективности прокурорского надзора за...

Право на труд, на безопасные условия труда, а также на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, размер

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ...

Значимость прокурорского надзора за трудовой сферой

Поэтому деятельность прокурорского надзора и реагирование на обращение граждан

Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства как одно. прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган.

Статья посвящена прокурорскому надзору в сфере соблюдения прав и свобод человека и...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав...

 Автор статьи проводит обзорный анализ действующего законодательства по вопросу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также имеющихся проблем данной деятельности.

Задать вопрос