Повышение энергоэффективности и энергосбережения железнодорожного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 26.04.2023

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Кажихин, К. О. Повышение энергоэффективности и энергосбережения железнодорожного транспорта / К. О. Кажихин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101954/ (дата обращения: 29.04.2024).



Железнодорожный транспорт − один из крупнейших транспортных потребителей энергоресурсов в стране (около 6 % электроэнергии и почти 11 % дизельного топлива).

Годовое потребление российских железных дорог составляет около 23 млн. т условного топлива (рис. 1).

Топливный баланс в ОАО «РЖД» в 2020 г

Рис. 1. Топливный баланс в ОАО «РЖД» в 2020 г

1 — электроэнергия на тягу поездов; 2 — дизельное топливо на тягу поездов; 3 — дизельное топливо в стационарной энергетике; 4 — уголь; 5 — мазут топочный; 6 — газ природный; 7 — бензин автомобильный; 8 — тепловая энергия со стороны; 9 — электроэнергия в стационарной энергетике; ТЭР — топливно-энергетические ресурсы

Основной объем этой электроэнергии приходится на электрическую тягу поездов, что составляет более 35 млрд. кВтч. В 2016 году ОАО «РЖД» утвердило энергетическую стратегию до 2020 г. И на перспективу до 2030 г. []3].

Согласно «Стратегии», повышение энергетической эффективности планируется за счет внедрения: энергоэффективных технологий управления процессом перевозок; экономичных средств на основе светодиодного оборудования и «интеллектуальных систем управления освещением»; систем управления энергоресурсами на основе результатов энергетических аудитов, паспортизации, и приборного учета расхода энергоресурсов; энергосберегающих технологий на объектах инфраструктуры [2]

Среди основных направлений к тяговым показателям реализации энергосбережения относят:

— повышение энергоэффективности перевозочного процесса;

— совершенствование методов управления движением поездов;

— повышение значений показателей использования локомотивов и показателей системы тягового электроснабжения.

Нетяговые показатели энергосбережения следующие:

— улучшение технического состояния подвижного состава и путевого хозяйства;

— повышение уровня возврата энергии рекуперации на электрической тяге;

— повышение энергоэффективности на нетяговые нужды:

— модернизация и оптимизация режимов работы систем отопления;

— оптимизация режимов работы систем освещения;

— повышение энергетической эффективности технологических процессов [1].

Кроме того, в настоящее время ставится задача определения основных технических средств и технологий во всех сферах деятельности железных дорог технически достижимых и экономически оправданных предельных показателей, влияющих на энергопотребление (реальный потенциал энергосбережения). К таким показателям относятся:

— электрификация железнодорожных линий и замещение по электрификации железнодорожных линий и замещение потребляемого на тягу поездов дизельного топлива на электрическую энергию, ограничению использования тяжелых видов топлива, развитие возобновляемой энергетики (в том числе солнечных электростанций, тепловых насосов);

— перевод объектов теплоснабжения, работающих на дизельном топливе, мазуте и угле, с вводом взамен котельных, работающих на природном газе, электрической энергии и пеллетах, а также на прочих возобновляемых источниках энергии;

— увеличение доли использования газомоторного топлива на автономном железнодорожном подвижном составе и автотранспортной технике;

— улучшение технического состояния и показателей использования путевого хозяйства, влияющих на энергетическую эффективность перевозочного процесса [4].

Исходя из потенциальных возможностей энергосбережения в целом на железнодорожном транспорте, безусловно, основной ресурс экономии ТЭР находится в перевозочном процессе и, прежде всего, в рациональном энергоэкономном использовании подвижного состава. Сделать это возможно при комплексном внедрении высокотехнологических способов и методов повышения энергоэффективности во всех сферах деятельности железных дорог.

Литература:

  1. Андреев В. А. Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» и актуальные вопросы ее реализации/ Андреев В. А. — Текст: непосредственный / Евразия Вести XI — 2021.
  2. Кобзев С. А. О приоритетах в инновационной деятельности ОАО «РЖД» // Железнодорожный транспорт. 2019. No 2. С. 29–36.
  3. Колесник, И. О. Экономия электроэнергии электропоездов / И. О. Колесник. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 159–161. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34715/.
  4. Энергосбережение на железнодорожном транспорте. Под общей редакцией В. А. Гапановича. М.:Изд. Дом МИСиС, 2012. — 620с.
Основные термины (генерируются автоматически): дизельное топливо, перевозочный процесс, тяг поездов, энергетическая эффективность, железнодорожный транспорт, подвижной состав, путевое хозяйство, стационарная энергетика, техническое состояние, электрическая энергия.


Похожие статьи

Энергосберегающие технологии, применимые в тепловозной тяге

Большую роль в экономном расходовании топлива играет цилиндро-поршневая группа.

АСК-ВИС-2ВК — система технического контроля состояния локомотивов.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

Основные термины (генерируются автоматически): расход топлива, дизельное топливо, Система, подвижной...

Методы экономии затрат в путевом комплексе на...

Библиографическое описание: Наумкин, Д. А. Методы экономии затрат в путевом комплексе на

повышение грузооборота и развития высокоскоростного движения поездов.

Сокращение затрат непосредственно связано с эффективностью развития производства.

Путевое хозяйство — важная составная часть железнодорожного транспорта.

Анализ причин снижения безопасности железнодорожного...

Приведен анализ структуры объема железнодорожного транспорта углеводородов.

Анализ состояния пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2019 году.

Развитие трубопроводного транспорта — важная составляющая энергетической и.

Определены основные виды отказов подвижного состава и проведен их анализ по рейтингу.

Методы управления железнодорожными перевозками

Управление железнодорожными перевозками включает в себя следующие главные функции

Это позволяет эффективно применять все имеющиеся технические средства и подвижной состав.

Также для того, чтобы обеспечивать устойчивую работу поездов, вагонов (подвижной состав) и

Отрасли: локомотивная, вагонная, путевая, пассажирская и другие.

Обоснование обновления парка грузовых локомотивов методами...

промышленных условий по оснащению а также технологические процессы, основанные на

В связи с этими фактами по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства МПС

– методами математического моделирования, которые опираются на теорию тяги поездов.

состав, локомотив, перевозочный процесс, подвижной состав, работа, теория тяги поездов.

Аналитические подходы к оценке эксплуатационной экономичности...

Время работы тепловоза в режиме тяги и выбега при движении поезда по участку обращения

, где – протяженность участка обслуживания; - масса состава; – суммарный расход топлива

Согласно работе [3], в продуктах сгорания дизельного топлива среднего элементарного

при известных значениях основных параметров процесса выгорания топлива в цилиндре двигателя.

Анализ вариантов тяги, используемой в высокоскоростном...

Такая композиция характерна для составов немецких поездов серии ICE-1 и ICE-2.

TGV, Россия, Китай, железнодорожный транспорт, скоростной железнодорожный транспорт

Его движение осуществляется либо колесным подвижным составом по рельсовому пути.

Системы управления электрическим подвижным составом постоянного тока: методические...

Применение участковой системы содержания пути в путевом...

Общие положения по ведению путевого хозяйства железнодорожного транспорта.

работ по содержанию стрелочных переводов — специализированная бригада в составе 5–6 чел.

Околотком работы руководит дорожный мастер, который отвечает за состояние пути и

Экономика путевого хозяйства: учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта.

О повышении конкурентоспособности железнодорожного...

Другая система, призванная повысить эффективность управления перевозочным процессом — АПК «ЭЛЬБРУС».

— замена пригородных поездов локомотивной тяги автомотрисами; — замена подвижного состава в пригородных поездах, обращаемых по МЖЛ облегченными рельсовыми автобусами.

Подвижной состав также и технически устарел.

Похожие статьи

Энергосберегающие технологии, применимые в тепловозной тяге

Большую роль в экономном расходовании топлива играет цилиндро-поршневая группа.

АСК-ВИС-2ВК — система технического контроля состояния локомотивов.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

Основные термины (генерируются автоматически): расход топлива, дизельное топливо, Система, подвижной...

Методы экономии затрат в путевом комплексе на...

Библиографическое описание: Наумкин, Д. А. Методы экономии затрат в путевом комплексе на

повышение грузооборота и развития высокоскоростного движения поездов.

Сокращение затрат непосредственно связано с эффективностью развития производства.

Путевое хозяйство — важная составная часть железнодорожного транспорта.

Анализ причин снижения безопасности железнодорожного...

Приведен анализ структуры объема железнодорожного транспорта углеводородов.

Анализ состояния пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» в 2019 году.

Развитие трубопроводного транспорта — важная составляющая энергетической и.

Определены основные виды отказов подвижного состава и проведен их анализ по рейтингу.

Методы управления железнодорожными перевозками

Управление железнодорожными перевозками включает в себя следующие главные функции

Это позволяет эффективно применять все имеющиеся технические средства и подвижной состав.

Также для того, чтобы обеспечивать устойчивую работу поездов, вагонов (подвижной состав) и

Отрасли: локомотивная, вагонная, путевая, пассажирская и другие.

Обоснование обновления парка грузовых локомотивов методами...

промышленных условий по оснащению а также технологические процессы, основанные на

В связи с этими фактами по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства МПС

– методами математического моделирования, которые опираются на теорию тяги поездов.

состав, локомотив, перевозочный процесс, подвижной состав, работа, теория тяги поездов.

Аналитические подходы к оценке эксплуатационной экономичности...

Время работы тепловоза в режиме тяги и выбега при движении поезда по участку обращения

, где – протяженность участка обслуживания; - масса состава; – суммарный расход топлива

Согласно работе [3], в продуктах сгорания дизельного топлива среднего элементарного

при известных значениях основных параметров процесса выгорания топлива в цилиндре двигателя.

Анализ вариантов тяги, используемой в высокоскоростном...

Такая композиция характерна для составов немецких поездов серии ICE-1 и ICE-2.

TGV, Россия, Китай, железнодорожный транспорт, скоростной железнодорожный транспорт

Его движение осуществляется либо колесным подвижным составом по рельсовому пути.

Системы управления электрическим подвижным составом постоянного тока: методические...

Применение участковой системы содержания пути в путевом...

Общие положения по ведению путевого хозяйства железнодорожного транспорта.

работ по содержанию стрелочных переводов — специализированная бригада в составе 5–6 чел.

Околотком работы руководит дорожный мастер, который отвечает за состояние пути и

Экономика путевого хозяйства: учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта.

О повышении конкурентоспособности железнодорожного...

Другая система, призванная повысить эффективность управления перевозочным процессом — АПК «ЭЛЬБРУС».

— замена пригородных поездов локомотивной тяги автомотрисами; — замена подвижного состава в пригородных поездах, обращаемых по МЖЛ облегченными рельсовыми автобусами.

Подвижной состав также и технически устарел.

Задать вопрос