Характерные черты становления современной политической системы Японии в 1945–1955 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 27.04.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Двуреченский, А. А. Характерные черты становления современной политической системы Японии в 1945–1955 гг. / А. А. Двуреченский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 467-470. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101928/ (дата обращения: 29.04.2024).



Характерные черты становления современной политической системы Японии в 1945–1955 гг.

Двуреченский Андрей Андреевич, студент

Новосибирский государственный педагогический университет

В статье автор пытается выявить характерные черты в становлении современной политической системы Японии в 1945–1955 гг.

Ключевые слова: характерная черта, становление, демократизация, синкретизм, политическая система.

Характерная черта этого начального этапа связана с прямым вмешательством США в политическое переустройство Японии и контролю над политической жизнью страны, проведение реформ по примеру собственной политической системы. Так начался процесс демократизации страны под контролем США.

Коренные преобразования начались под руководством американских властей, данный период принято называть «Оккупационным», который подразделяется на «Первый оккупационный период 1945–1948 гг., и Второй оккупационный период 1949–1952 гг.».

Основными центрами политических преобразований в послевоенной Японии стали: американский оккупационный штаб во главе с генералом Дугласом Мак-Артуром и обновленным правительством Японии, которое должно было реализовывать политику США.

Основные принципы оккупационной политики США изложены в подписанном 6 сентября 1945 г. Гарри Трумэном документ «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Основные цели: «Конечная цель Организации Объединенных Наций в отношении Японии заключается в создании условий, которые дадут максимально возможную гарантию того, что Япония больше не станет угрозой миру и безопасности во всем мире, и позволят в конечном итоге принять ее в качестве ответственного и миролюбивого члена семьи наций» [1].

Из этих целей мы видим, что приоритетной задачей была демилитаризация Японии по американскому образу и ее последующее принятие в международное сообщество, с целью поддержки интересов США и устранения военной угрозы со стороны Японии. Именно в таком политическом контексте проводились политические преобразования в послевоенный период.

Прежде чем начать политические преобразования, Оккупационные власти: провели зачистку политических лиц, которые представляли угрозу в связи со старым режимом. Были амнистированы политические заключенные и сформированы политические партии. Были расформированы крупные монополистические концерны, такие как дзайбацу Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда. Так как они имели большое влияние на формирование политики, необходимо было ликвидировать этот сектор для последующих преобразований. На смену монархической конституции 1889 г. была принята Конституция 1947 г., образцом которой стала конституция США, коренное политическое переустройство Японии будет базироваться на этом документе.

Таким образом, демократизация коренным образом изменила политическое устройство Японии. В этом процессе наблюдается антитеза в отношении прежнего режима: вместо милитаристского характера государства, оно стало антимилитаристским, вместо однопартийной системы, появилась многопартийность, вместо монарха, который обладал высшею властью, власть перешла к коллегиальному правлению парламента.

Второй характерной чертой данного периода являются законодательные изменения. Была проведена конституционная реформа, которая заложила основной фундамент для последующих преобразований в стране.

Ранее власть в стране принадлежала императору, по конституции 1889 г., император считался священной и неприкосновенной личностью. Ему принадлежала вся власть, он один имел право объявлять войну и заключать мир, различные договоры, издание и утверждение законов, имел право созыва и роспуска парламента, также мог назначать и увольнять должностные лица, имел право верховного командующего.

Проект новой конституции был разработан при активном участии США, что свидетельствует о подобии данной конституции американской. После утверждения проекта Д. Мак-Артуром и императором Японии, документ был опубликован в 1946 г., как Японский проект. В июне месяце, он был передан на рассмотрение в парламент. О каком-либо участии США в разработке Конституции не говорилось [2].

Необходимо проанализировать текст новой конституции 1947 г. [3].

Принципы данного документа изложены в прологе:

«исполненные решимости не допустить ужасов новой войны в результате действий правительств, провозглашаем, что народ облечен суверенной властью, и устанавливаем настоящую Конституцию… Мы, японский народ, желаем вечного мира и преисполнены сознания высоких идеалов… Мы убеждены, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами».

Данные принципы свидетельствуют о антимилитаристском характере данного документы, о приоритетном стремлении к дипломатии на международной арене, на развитии высоких идеалов внутри страны. Рассмотрим подробнее статьи:

В первых восьми статьях Конституции мы видим децентрализацию монархической власти: «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Конституция не упразднила монархический строй, но полностью изменила его статус, превратив из Абсолютной монархии в Конституционную монархию.

Император стал зависимым от Кабинета, без которого он не мог утвердить те или иные указы.

Все действия императора регламентированы Конституцией, он больше не имеет власти осуществлять государственную власть.

Государственные дела, которые мог осуществлять император:

— промульгацию поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

— созыв Парламента;

— роспуск Палаты представителей;

— объявление всеобщих парламентских выборов;

— подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц.

В соответствии с законом, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

— подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах; пожалование наград;

— подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов в соответствии с законом;

— прием иностранных послов и посланников;

— осуществление церемониала.

Были введены имущественные ограничения для императорской семьи, которые регулировались резолюцией Парламента.

Таким образом, монархия в Японии преобразовалась в представительскую форму. Ночвина Б. А. отмечает: «…если раньше император, согласно конституции 1889 г., являлся центром власти, заключающим в своих руках все рычаги правления и сосредотачивающий все ветви власти, то теперь его функции стали носить чисто церемониальный репрезентативный характер».

Монархия сменилась на парламентскую монархию, где законодательная власть теперь принадлежит Парламенту, состоящему из двух палат: Палата представителей (нижняя) и Палата советников (верхняя). В Палату представителей избирались участники с полномочиями на четыре года, в случае роспуска Палаты, их срок заканчивался.

Кандидаты и избиратели больше не определялись по расовым, религиозным, социальным, имущественным или каким другим мотивам, дискриминация была упразднена.

В Палату советников члены избирались сроком на шесть лет, с учетом переизбрания каждые три года половины членов палаты.

Каждая палата избирает председателя и его заместителей, которые ведут заседания и организуют деятельность парламентариев. В структурном отношении палаты японского парламента, так же как и палаты других парламентов, подразделяются на комитеты и комиссии и на партийные фракции.

Также каждая Палата может проводить работу только при наличии трети ее членов. Все заседания проходят в открытом доступе.

В пятой главе написано, что исполнительную власть осуществляет Кабинет, который состоит из премьер министра и других министров. Кабинет несет ответственность перед Парламентом.

Премьер-министр избирается Парламентом из ее членов палаты.

Полномочия премьер-министра:

— Назначает государственных министров, которые в большинстве своем должны были быть избраны из числа членов Палаты;

— Имеет власть отстранять министров;

Премьер-министр в качестве представителя Кабинета вносит на рассмотрение Парламента законопроекты, докладывает Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений, а также осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления. Именно за должность премьер министра будет проводиться политическая борьба.

Судебная власть принадлежит Верховному Суду и нижестоящим инстанциям, которые учреждены законом.

Все судьи являются независимыми и отвечают только перед Конституцией и законом.

Полномочия судей:

Верховный суд наделен властью: устанавливать правила, процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами. Прокуроры подчиняются Верховному суду.

Судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства.

Верховный суд состоит из главного судьи и такого числа судей, которое устанавливается законом; все судьи, за исключением главного судьи, назначаются Кабинетом.

Рассмотрим отдельно статьи Конституции о выборах и народовластии:

— Народ получил гражданские права, свободу, определенные обязанности.

— Все люди обрели равенство перед законом.

— Народ обладает неотъемлемым правом избирать должностных лиц органов публичной власти и отстранять их от должности.

— Гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних.

— Наличие анонимности в голосовании.

Проанализировав данные разделы и статьи, можно сделать вывод, что образцом данной Конституции является Конституция США. Например, власть принадлежит Конгрессу, который состоит из сената и палаты представителе, судебная власть, разделение властей.

Таким образом, произошла демократизация политического устройства страны, что коренным образом изменило последующее ее развитие.

В 1951 г., представителями США и Японии в Сан-Франциско, был подписан договор, известный как «Договор безопасности», состоявший из пяти пунктов. Фактически, это был договор об американо-японском военно-политическом союзе, обязывавший Японию, однако, позволить США размещать свои военные базы и любой контингент вооружённых сил на территории страны.

«Подписание 8 сентября 1951 г. Сан-Францисского мирного договора ознаменовало собой завершение периода американской оккупации и вступление страны в новый этап послевоенной политической истории, который завершился 19 января 1960 г. подписанием японо-американского «договора безопасности» в новой редакции «системы 1955 года».

Третьей характерной чертой этого периода — преобразования в партийной системе или ее восстановление, которое связано с конституционным изменением избирательного права.

Распустив Политическую ассоциацию великой Японии, власти позволили стране создать новые политические партии, по демократическому принципу, которые будут неподконтрольны государству. Политические программы партий являются решением тех социально-экономических и политических проблем, в которых оказалась Япония.

Условно можно выделить шесть крупных партий:

КПЯ — Коммунистическая партия Японии;

СПЯ — Социалистическая партия Японии;

КПГ — Партия Комэйто;

ПДС — Партия демократического социализма;

НЛК — Новый либеральный клуб;

ЛДП — Либерально-демократическая партия (слияние двух партий: ЛП и ПП).

Данные партии можно сегментировать по политическим позициям: левые партии — КПЯ, СПЯ. Центристские партии — НЛК, ПДС, КПГ и множество других мелких партий. Правые партии — ЛДП. Данное деление является условным, каждая партия по тем или иным вопросам можно отнести к разным позициям, их идеи носят более сложный, смешанный характер.

Первые парламентские выборы на многопартийной основе были проведены в конце 1946 г. Исаев Б. А. отмечает, что Япония прошла четыре этапа: 1. Становление; 2. Стабильное развитие; 3. Дестабилизация и реструктуризация; 4. Стабилизация и дальнейшая реструктуризация. Также он отмечает, что главным содержанием партийного генезиса является возрождение довоенных партий (ЛП и ПП), участие левых сил (КПЯ и СПЯ), которые ранее притесняли, формирование новых партий [5].

Уже на первых выборах: в апреле 1946 г. состоялись первые выборы, где победу одержала ЛП:

«Наиболее число мест (140) получила Либеральная партия, за ней следовали Прогрессивная (94) и Социалистическая (92). Коммунисты завоевали 5 депутатских мест. Лидер Либеральной партии Ёсида сформировал новое правительство, в котором приняла участие и Прогрессивная партия» [6].

Для становления партийной системы в этом периоде характерен плюрализм, демократизация. Ведущими партиями становятся консервативные партии, представители которых, являлись старой буржуазией. Для этого периода характерно восстановление старых партий и появление новых.

Четвертой характерной чертой этого периода является синкретизм западной культуры и японской. Японская культура сформировалась под влиянием трех основных религий: синто, буддизм и конфуцианство, каждая из которых оказало определенное этическое влияние.

Синто становится сугубо-национальной религией, особенно во время оккупационного периода. В этой религиозной системе император является живым воплощением богини Аматэрасу, что сохраняет определенное отношение к монарху, хоть его власть и ограничена Конституцией.

Почитание старших имеет религиозное обоснование, так как Синто является культом предков.

Конфуцианство формирует пятью добродетелями-постоянств (качеств) для правителя: Человеколюбие, должная справедливость, благопристойность, мудрость и верность. «Три устоя», подобающие отношения между отцом и сыном, правителем и подданными, мужем и женой.

В политической культуре это нашло отражение в форме бесконфликтного управления, взаимного доверия, почтения к старшим, безоговорочной преданности вышестоящим. Идеал благородного и образованного сановника, который по-отечески заботится о поданных страны. Данная идея стала частью японской философии управления.

И третья религия Буддизм, учит «принципу взаимозависимого возникновения», все в мире взаимообусловлено и взаимосвязано, и поэтому благополучие одного человека или группы людей связано с благополучием их окружения. Принцип «воздаяния за добро», который выражает доминирование долга в японской этике.

Идеи буддизма отражаются в стремлении японцев к общественному развитию, блага. Так, успех политической партии, будет отражаться на всем политическом устройстве и обществе.

Таким образом, складывается новый тип общественной культуры, который включает в себя синтез западных ценностей и восточно-японских. Тем самым, оказывая влияние на дальнейшее формирование политической культуры страны. С одной стороны произошла демократизация политического устройства страны, с другой стороны, власть находится у консервативных партий, что послужит к формированию полуторопартийной системы «1955 г.», когда у власти будет одна лидирующая партия (Либерально демократическая партия), остальные партии будут в оппозиции, но они будут обладать меньшей властью.

Факторы, рассмотренные в этой работе, повлияли на формирование современной политической системы Японии во второй половине XX века.

Литература:

1. Основная первоначальная директива о капитуляции перед Верховным главнокомандующим союзных держав для оккупации и контроля Японии [Электронный ресурс] // Объединенный комитет начальников штабов. URL: https://www.ndl.go.jp/constitution/e/shiryo/01/036/036tx.html (дата обращения: 21.05.2020).

  1. Cтрельцова Д. В., Политическая система современной Японии: Учеб. пособие для студентов вузов — М.: Аспект Пресс, 2013.
  2. The Constitution and Government of Japan [Электронный ресурс] // Constitution and Government of Japan. URL: https://ja-pan.kantei.go.jp/govern_e.html (дата обращения: 07.11.2022).
  3. Ночвина Б. А. Трансформация конституционного права Германии и Японии после Второй мировой войны // Преподаватель XXI век. — 2017. — № 2–2.
  4. Исаев Б. А. «Политическая экспертиза». Трансформация партийной системы Японии в середине XX — начале XXI вв., 2010 г.
  5. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., и Сырицин И. М., История Японии, — М.: Высшая школа, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, партия, Конституция, характерная черта, верховный суд, власть, оккупационный период, современная политическая система, главный судья, Либеральная партия.


Похожие статьи

Роль политических партий в системе политической власти...

В статье описывается сущность политических партий.

семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории.

Для определения роли политических партий в системе политической власти в оценках россиян

Целью исследованиястало определение роли политических партий в системе...

Сравнительный анализ политических культур Запада и Востока

Гражданское общество — характерная черта западной культуры. На Востоке оно только формируется, приобретая своеобразные традиционалистские черты.

Поэтому община всегда была главным врагом буржуазного общества и его культуры» [6, С.

политическая культура, Россия, современная политическая культура, российское общество, демократический тип...

Зарубежный опыт осуществления регионального конституционного...

Однако Конституция США [2] прямо не предусматривает осуществления конституционного

Например, Конституция штата Вирджиния предусматривает, что Верховный Суд имеет

Вместе с тем следует добавить о том, что суды США имеют большую политическую власть.

Еще одной функцией органов конституционного контроля является политическая функция.

Осуществление правосудия в современных судебных системах...

В современных условиях самостоятельная судебная власть не возможна в условиях

Высший судебный орган наиболее часто именуется Верховным судом (Япония).

Организационно-правовое положение судебной системы определяется Конституцией РФ

Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть.

Особенности разграничения юрисдикции в судебной системе...

1) раскрыть принципы политического вопроса в решениях Верховного суда США

Впервые критерии ее применения сформулировал судья Верховного Суда США Уильям Дж.

судебная власть, судебная система, суд, Верховный суд, гражданское общество, инстанция

Независимость судей определяет отделение судебной власти от других ветвей власти.

Типология партии и партийных систем | Статья в журнале...

В статье рассматриваются основные типы политических партий и партийных систем.

а в Великобритании — Консервативная и Либеральная партии); многопартийные (например, в.

Касательно, однопартийности, то это характерно тоталитарным государствам.

Партии, являются важными участниками в процессе формирования политической власти и...

Основы взаимодействия политических партий и государства

Конституция РФ достаточно лаконична в определении конституционного статуса политических партий и их взаимоотношений с государством. Основополагающей нормой является установление идеологического, политического многообразия и многопартийности (ст. 13).

Судебная реформа 1864 г. и ее влияние на развитие...

Кроме того, судопроизводство до реформы 1864 г. имело ряд отрицательных черт.

По сути, до середины XIX в., суд составлял единое целое с административной системой, по крайней мере

В постсоветский период в нашей стране произошли реформы во всех сферах жизни.

Судебная реформа, Россия, мировой судья, судебная власть, Устав, мировой суд, Российская...

Современные подходы к определению государственно-правовых...

...осуществления государственной власти, то есть система методов и способов осуществления власти [1].

Первый связывает политический режим и политическую систему и получил название

По его мнению, характер политического режима определяется историческим периодом

система методов осуществления политической власти (разрешительные.

Похожие статьи

Роль политических партий в системе политической власти...

В статье описывается сущность политических партий.

семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории.

Для определения роли политических партий в системе политической власти в оценках россиян

Целью исследованиястало определение роли политических партий в системе...

Сравнительный анализ политических культур Запада и Востока

Гражданское общество — характерная черта западной культуры. На Востоке оно только формируется, приобретая своеобразные традиционалистские черты.

Поэтому община всегда была главным врагом буржуазного общества и его культуры» [6, С.

политическая культура, Россия, современная политическая культура, российское общество, демократический тип...

Зарубежный опыт осуществления регионального конституционного...

Однако Конституция США [2] прямо не предусматривает осуществления конституционного

Например, Конституция штата Вирджиния предусматривает, что Верховный Суд имеет

Вместе с тем следует добавить о том, что суды США имеют большую политическую власть.

Еще одной функцией органов конституционного контроля является политическая функция.

Осуществление правосудия в современных судебных системах...

В современных условиях самостоятельная судебная власть не возможна в условиях

Высший судебный орган наиболее часто именуется Верховным судом (Япония).

Организационно-правовое положение судебной системы определяется Конституцией РФ

Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть.

Особенности разграничения юрисдикции в судебной системе...

1) раскрыть принципы политического вопроса в решениях Верховного суда США

Впервые критерии ее применения сформулировал судья Верховного Суда США Уильям Дж.

судебная власть, судебная система, суд, Верховный суд, гражданское общество, инстанция

Независимость судей определяет отделение судебной власти от других ветвей власти.

Типология партии и партийных систем | Статья в журнале...

В статье рассматриваются основные типы политических партий и партийных систем.

а в Великобритании — Консервативная и Либеральная партии); многопартийные (например, в.

Касательно, однопартийности, то это характерно тоталитарным государствам.

Партии, являются важными участниками в процессе формирования политической власти и...

Основы взаимодействия политических партий и государства

Конституция РФ достаточно лаконична в определении конституционного статуса политических партий и их взаимоотношений с государством. Основополагающей нормой является установление идеологического, политического многообразия и многопартийности (ст. 13).

Судебная реформа 1864 г. и ее влияние на развитие...

Кроме того, судопроизводство до реформы 1864 г. имело ряд отрицательных черт.

По сути, до середины XIX в., суд составлял единое целое с административной системой, по крайней мере

В постсоветский период в нашей стране произошли реформы во всех сферах жизни.

Судебная реформа, Россия, мировой судья, судебная власть, Устав, мировой суд, Российская...

Современные подходы к определению государственно-правовых...

...осуществления государственной власти, то есть система методов и способов осуществления власти [1].

Первый связывает политический режим и политическую систему и получил название

По его мнению, характер политического режима определяется историческим периодом

система методов осуществления политической власти (разрешительные.

Задать вопрос