Игровая педагогическая технология формирования у студентов строительного колледжа межкультурных коммуникативных компетенций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 27.04.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Серяпина, Л. В. Игровая педагогическая технология формирования у студентов строительного колледжа межкультурных коммуникативных компетенций / Л. В. Серяпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101915/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье представлены примеры сценариев ролевых дидактических игр, которые направлены на формирование межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа.

Ключевые слова: межкультурные коммуникативные компетенции, ролевые дидактические игры, студенты, обучающиеся, колледж.

Выпускники строительного колледжа Самарского государственного технического университета по окончании обучения работают техниками, бригадирами, руководителями отделов первичных производственных подразделений транснациональных строительных компаний, в которых трудятся совместно с местными рабочими и специалистами из России большое число граждан иностранных государств в основном из соседних республик Центральной Азии. В наших [1] исследованиях показано, что для успешной и плодотворной работы по руководству такими транснациональными бригадами/отделениями техники-строители должны обладать совокупностью межкультурных коммуникативных компетенций (МКК). Нами разработана и успешно апробирована интегративная компетентностно-модульная технология формирования у студентов строительного колледжа совокупности МКК. В структуре интегративной компетентностно-модульной технологии содержатся три последовательно и преемственно реализуемых учебных модуля, каждый из которых формирует по одному компоненту совокупности МКК. Один из таких модулей — это организация и проведение ролевых дидактических игр. Комплексная дидактическая цель этого модуля заключается в формировании у студентов умений уважительного отношения к мнениям и суждениям представителей других культур, к их праву высказываний иных точек зрения, иных взглядов на вещи и события. Сюда же относится способность понимать различия и ценности культуры других народов, и умение их продуктивно использовать в производственной и обыденной деятельности трудового коллектива.

Ролевые дидактические игры проводятся по заранее разработанным автором сценариям. Очевидно, что действующими лицами в этих инсценировках являются техники-строители/бригадиры или руководители отделений первичных транснациональных строительных компаний; иностранные рабочие; рабочие и служащие — соотечественники, местные российские граждане. «Актерами» же, исполнителями ролей являются сами обучающиеся студенты 3-го курса колледжа, назначенные на роли заблаговременно, чтобы изучить предстоящий сценарий игры. Во время инсценировки исполнители ролей «актеры» должны стоя перед сидящими в аудитории студентами — «зрителями» исполнить свою «роль», чтобы и «режиссер» — ведущий преподаватель, и «зрители» — студенты группы могли не только хорошо слышать, но и видеть мимику, жестикуляцию и движения тела «актеров» — исполнителей ролей. Для лучшего образного восприятия ролевой дидактической игры приведем несколько примеров сценариев разработанных инсценировок.

Сценарий ролевой игры 1. Место события: офис бригады одной из тольяттинских транснациональных строительных компаний. За столом сидит бригадир техник-строитель первичного производственного коллектива. В офисе почти все члены бригады, так как заканчивается рабочий день: кто-то из рабочих умывается, кто-то переодевается, кто-то уже собирает свои вещи для ухода с работы. В это время к бригадиру подходят двое иностранных рабочих из Узбекистана и обращаются к своему бригадиру с просьбой предоставить им послезавтра двухдневный отпуск без сохранения оплаты для празднования священного для мусульман национального праздника Курбан-байрам и поездки в Самару в главную мечеть региона для совершения молитвенного обряда в соответствии с национальными традициями и правилами. Для бригадира просьба коллег по работе — иностранных рабочих оказалась неожиданной, трудной и болезненной: «Я не могу сейчас принять решение по вашей просьбе, дайте время подумать», — сказал он. С одной стороны, он понимал, что как раз в эти ближайшие три дня бригадиры должны закончить плановые работы на отведенном объекте и сдать их заказчику. Работа идет напряженно, трудятся все члены бригады, поэтому двухдневное отсутствие двух высококвалифицированных рабочих ставит под угрозу выполнение в срок плановых работ и сдачи их заказчику с последующими санкциями, с лишением всей бригады вознаграждений и другими неприятностями. С другой стороны, необходимо уважительно отнестись к убедительным просьбам коллег — иностранных рабочих отпраздновать священный для мусульман праздник Курбан-байрам, удовлетворить их духовные потребность побывать в мечети, и совершить там молитвенный ритуал по национальным традициям и правилам. Проанализировав и оценив все позитивные и негативные возможности решения возникшей проблемы, бригадир принимает решение предоставить рабочим — иностранцам двухдневный неоплачиваемый отпуск, а производственную задачу решить за счет отзыва из отпуска на два дня двух местных рабочих — жителей города, с которыми он встречался случайно в прошлый выходной на Приморском бульваре. Через некоторое время он подзывает рабочих-узбеков и говорит им: «Я принял решение предоставить вам двухдневный отпуск, пишите заявления, и я их завтра подпишу». Обрадованные рабочие-узбеки благодарят своего бригадира за великодушное решение и низко кланяются.

Сценарий 2-й ролевой дидактической игры по своему сюжету аналогичен первому, но с негативными последствиями. К технику-строителю, руководителю первичного подразделения одной из самарских транснациональных строительных компаний в обеденный перерыв подошли трое иностранных рабочих из Казахстана с письменными заявлениями о предоставлении им однодневного отпуска без содержания для предстоящего послезавтра национального мусульманского праздника Курбан-байрам. Посмотрев заявление и выслушав своих коллег, руководитель отделения сильно возбужденным и повышенным тоном говорит: «Коллеги, сейчас нам не до празднеств! Предоставив вам даже небольшой, однодневный отпуск я ставлю под угрозу выполнение плана работ и сдачи их заказчику, что может привести к финансовым и административным санкциям, лишением всех членов отделения надбавок и премий. Мы этого допустить не можем! Отпразднуете позднее. Заберите свои заявления!». Рабочие-казахи берут со стола руководителя отделения свои заявления и молча уходят. О чем-то поговорив между собой, они через некоторое время опять подходят к своему руководителю отделения и заявляют: «Алексей Иванович, при таком Вашем решении и отношении к нашим религиозным святыням и празднествам мы приняли решение уволиться с завтрашнего дня по собственному желанию из Вашей компании. Найдем работу в другой организации!».

Сценарий 3-й ролевой дидактической игры также ориентирован на формирование межкультурных коммуникативных компетенций у студентов строительного колледжа — участников этой игры. Как-то в обеденный перерыв один из иностранных рабочих из Таджикистана спросил руководителя бригады техника-строителя: «Владимир Михайлович, Вам не доводилось читать стихи-рубаи нашего древнего таджикского поэта и знаменитого ученого-математика Омара Хайяма?». «Как не приходилось? Еще при учебе в строительном колледже на уроках литературы наш преподаватель знакомил нас с некоторыми интересными рубаи этого знаменитого поэта древности. Я в то время очень заинтересовался ими, взял в библиотеке книги с произведениями Омара Хайяма и с увлечением читал и даже цитировал кое-какие рубаи. Вот Вы спрашиваете меня о таджикской литературе, а я тоже хочу спросить Вас, а Вы знакомы с поэзией великих русских поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, с прозаическими произведениями великих русских писателей Федора Достоевского, Льва Толстого и других писателей?» — ответил Владимир Михайлович. «Конечно! Ведь в учебных планах средних образовательным школ республик Центральной Азии, в том числе Таджикистана, широко представлена в учебной дисциплине «Литература» прежде всего литература России и произведения, названные Вами и еще многих других российских писателей, изучаются в школе. Как у вас принято говорить «ближнего зарубежья»», — ответил собеседник. Здесь к разговору-дискуссии подключились рабочие-россияне и рабочие из других стран Центральной Азии.

Живая непринужденная беседа-дискуссия прерывается бригадиром, который говорит: «Уважаемые коллеги, пора заканчивать беседу, через пять минут кончается обеденный перерыв, начнем работать! Беседа-дискуссия была интересной и познавательной. Мы еще раз все убедились и подтвердили, что взаимное изучение литературы народов другой культуры сближает представителей разных культур и укрепляется дружбу между ними».

По результатам проведенного опроса выпускников строительного колледжа Самарского государственного технического университета выпуска 2020 и 2021 года об их удовлетворенности ролевыми дидактическими играми можно судить, что студенты колледжа с большим интересом и энтузиазмом принимают в них личное участие и считают их результативными в достижении целей их проведения.

Литература:

  1. Серяпина Л. В., Михелькевич В. Н. Обоснование совокупности кластера межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях. Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 178–182.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочий, строительный колледж, бригадир, исполнитель ролей, Центральная Азия, Владимир, двухдневный отпуск, однодневный отпуск, руководитель отделения, Самарский государственный технический университет.


Ключевые слова

колледж, студенты, обучающиеся, межкультурные коммуникативные компетенции, ролевые дидактические игры

Похожие статьи

Рабочее время и время отдыха в системе высшего образования...

В статье рассматриваются особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха различных категорий работников системы высшего образования.

Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений...

Начиная с 2014 года наблюдается снижение численности профессорско-преподавательского состава как в государственных, так и в негосударственных высших учебных заведениях.

Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Конкурс проводить необязательно, если: вуз (его филиал, городское представительство) только что создан, и профессорско-преподавательский состав формируется с нуля

Организация и планирование боевой подготовки

Для получения задачи, командиры рот и отдельных взводов прибывают с программами боевой подготовки, рабочими тетрадями и чистыми бланками расписаний занятий.

Проблемы управления персоналом в современных организациях

В статье рассмотрены основные проблемы управления персоналом в современных организациях, оказывающие негативное влияние на ее будущее развитие и...

Теория поколений и ее роль в дизайне сайта работодателя

В данной статье авторы рассматривают область управления персоналом, методологию теории поколений и автоматизацию бизнес-процесса подбора персонала, а также оформление сайта...

Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа

Важнейшая его роль заключается в актуализации и стимуляции стремлений студентов к общему и профессиональному развитию, в создании условий для их самосовершенствования.

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

В ходе реализации проекта «Наставник» решается проблемаотсутствия в колледже практики наставничества в форме «студент-студент» при наличии спроса обучающихся 1-го курса.

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

В статье рассматривается роль преподавателя среднего специального учебного заведения при подготовке квалифицированных специалистов технического профиля, направления процесса...

Похожие статьи

Рабочее время и время отдыха в системе высшего образования...

В статье рассматриваются особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха различных категорий работников системы высшего образования.

Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений...

Начиная с 2014 года наблюдается снижение численности профессорско-преподавательского состава как в государственных, так и в негосударственных высших учебных заведениях.

Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Конкурс проводить необязательно, если: вуз (его филиал, городское представительство) только что создан, и профессорско-преподавательский состав формируется с нуля

Организация и планирование боевой подготовки

Для получения задачи, командиры рот и отдельных взводов прибывают с программами боевой подготовки, рабочими тетрадями и чистыми бланками расписаний занятий.

Проблемы управления персоналом в современных организациях

В статье рассмотрены основные проблемы управления персоналом в современных организациях, оказывающие негативное влияние на ее будущее развитие и...

Теория поколений и ее роль в дизайне сайта работодателя

В данной статье авторы рассматривают область управления персоналом, методологию теории поколений и автоматизацию бизнес-процесса подбора персонала, а также оформление сайта...

Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа

Важнейшая его роль заключается в актуализации и стимуляции стремлений студентов к общему и профессиональному развитию, в создании условий для их самосовершенствования.

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

В ходе реализации проекта «Наставник» решается проблемаотсутствия в колледже практики наставничества в форме «студент-студент» при наличии спроса обучающихся 1-го курса.

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

В статье рассматривается роль преподавателя среднего специального учебного заведения при подготовке квалифицированных специалистов технического профиля, направления процесса...

Задать вопрос