К вопросу защиты исторической правды в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 24.04.2023

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, И. О. К вопросу защиты исторической правды в Российской Федерации / И. О. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 378-381. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101890/ (дата обращения: 29.04.2024).



В данной статье автор дает определение исторической правде и рассматривает защиту исторической правды как задачу государства по ее эффективному обеспечению.

Ключевые слова: правда, историческая правда, историческая память, защита исторической правды, задача государства, фальсификация фактов.

Одной из ключевых проблем социально-гуманитарных наук было и есть определение понятия «правды» и раскрытия ее сущности. Данный вопрос является системообразующим также в юриспруденции. Например, из курса уголовного права известно, что для того чтобы установить элементы состава преступления, изобличить виновного в его совершении и назначить меру наказания для исправления необходимо опираться только на правдивые доказательства. В науке же конституционного права понятия «правды» до недавнего времени не существовало.

Поправки 2020 года на высшем законодательном уровне установили в ч.3 ст.67.1 Конституции нашей страны, что «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» [1].

Для понимания правовой природы термина «историческая правда» для начала обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, в котором слово «правда» по значению связано с тем, что существовало в действительности и соответствует реальному положению вещей [2, с. 602].

Многие современные авторы в своих научных трудах отождествляют правду с объективным правом и понимают ее как аналог истины, опирающейся на соответствие справедливости [3].

Экспликация понятия «правды» на исторический процесс позволяет предложить определение термина «историческая правда». Так, известный историк Г. И. Герасимов, характеризуя сущность правды исторической, делает акцент на предмете истории, и тем самым историческую правду он определяет исключительно по фактам прошлого, которое устанавливается подлинными источниками. К ним относятся: архивные данные, свидетельства современников, письменные и вещественные доказательства, официальные документы и т. д. [4].

Можно сделать вывод, что природа исторической правды представляется объективной. В рамках этой позиции историческая правда представляется объективным знанием о прошлом, которое основано на точно подтвержденных исторических фактах [5, с. 1075].

Важно учитывать и то, что прошлое забывается, утрачиваются первоисточники, невозможны свидетельства непосредственных очевидцев событий. По этой причине в науке процессуального права не случайно закреплен институт давности. Доказательственная база имеет свойство утрачивать актуальное значение с течением времени, и, тем самым, установление юридических фактов становится невозможным. По мнению некоторых ученых, подобным образом выглядит любая другая ретроспективная деятельность, в том числе — научно-познавательная [6, с. 4].

Обращаясь же к законодательству, едва ли предоставляется возможность обнаружить понятие «историческая правда», не говоря об определении этого термина. Закрепить ход всех событий мировой и отечественной истории объективно на законодательном уровне невозможно, но, несомненно, такая деятельность по его восстановлению ведется каждодневно учеными и исследователями. В результате чего создаются различного рода научные труды, не лишённые искажения прошлого, и ввиду того, что исследователь, подвергая изучаемый объект оценке, так или иначе, относится к нему субъективно. Он неизбежно приуменьшает или преувеличивает значение событий, поскольку речь идет о том, что уже произошло в прошлом в настоящее время.

Так, известный конституционалист П. А. Астафичев обозначает историческую правду не что иное, как цель любого исследователя по выработке негативного или позитивного отношения к имевшим место событиям в истории [7, с. 7].

Субъективную природу исторической правды видит и В. С. Уакиев. Автор разделяет понятия истина и правда. По его мнению, правдой становится лишь та истина, в которую верит человек [8, с. 68]. На разграничении правды и истины настаивают и ряд других авторов [9, с. 70].

Вследствие вышеперечисленных обстоятельств, и того, что время не стоит на месте, вместе с ним история пишется каждый день, историческую правду можно на время достигнуть, к ней приблизиться, но объявлять что-либо безусловной «правдой» легкомысленно со стороны мыслящего деятеля.

Однако как мы выяснили ранее, одной из сущностных характеристик исторического факта является соответствие объекту. Нельзя не согласиться с М. А. Кожевиной в том, что исторический факт есть результат научной работы историка. Ее необходимыми условиями выступают: «репрезентативность базы источников, добросовестность исследователя, объективность, доказанность, проверяемость факта, публичное признание установленного факта профессиональным сообществом» [10, с. 11]. Иными словами, по выражению авторов А. А. Васильева и В. Ю. Соловьева, гражданам необходима «аргументированная историческая правда» [11, с. 60].

В этом случае историческая правда является результатом выявления и описания событий прошлого, а не его неконтролируемой интерпретации.

Совершенно иного мнения придерживается М. В. Пономарев. Автор соглашается с тем, что правда тождественна истине, но при этом предлагает понимать историческую правду в контексте установлений Конституции РФ как историческую память. Это понятие по сравнению с исторической правдой уже с конца XX в. гораздо чаще появляется в научных текстах, публицистике и бытовом общении. Но историческая память — это нелинейное сочетание образовательных, культурно-просветительских и научно-исследовательских дискурсов, художественные формы репрезентации прошлого, отражающих особенности национального менталитета [12, с. 254].

В связи с тем, что историческая память формируется субъективно и в силу этого не обязательно корректно отражает события прошлого, ее правовая охрана необходима лишь в той части, которая соответствует исторической правде. Поэтому указание в ч. 3 ст. 67.1 Конституции РФ на защиту исторической правды без упоминания исторической памяти дает правильный ориентир для дальнейшего нормотворчества и представляется вполне оправданным.

Тем самым, историческая правда представляет собой совокупность установленных исторических фактов о прошлом, максимально объективно оцененных, но не лишенных субъективного взгляда на них.

Если же происходит подмена исторических фактов, препятствуют в доступе к доподлинной информации о прошлом, ее свободной оценке и доведении до общественности, то историческую правду необходимо защищать.

Н. И. Матузов считает защиту одной из форм охраны, которая существует постоянно, а необходимость защиты же возникает уже после произошедшего нарушения [13, с. 130].

С. Н. Кожевников, Э. П. Гаврилов, Н. С. Малеин также указывают, что охрана — это «установление общего правового режима», а защита — те «меры, предпринимаемые при посягательстве на то или иное благо и далее меры по его восстановлению» [14, с. 127].

Принимая данные утверждения во внимание, по мнению С. А. Куликовой, защита исторической правды является составляющим уровнем конституционно-правового института охраны исторической памяти, наряду с созданием государственной мемориальной концепции и сохранением исторического наследия [15, с. 67].

Нормативные акты, размещенные в системе обеспечения законодательной деятельности, закрепляют историческую правду как объект, требующий охраны, который следует «защищать», «сохранять» и «отстаивать». Другие документы обозначают угрозы исторической правде, указывая их словами «искажать», «пересматривать» и «забывать» [16, с. 1073].

Следовательно, понятие «защита» несколько уже, чем «охрана». Анализ данного подхода к соотношению понятий «защита» и «охрана» и положений НПА свидетельствуют о признании РФ ведения целенаправленного процесса фальсификации истории России и конкретных свидетельств сознательного искажения исторической правды. Поэтому применительно к категории историческая правда законодатель закрепил именно защиту, а не охрану как предупреждение фальсификации событий.

Ко всему прочему, В. М. Ведяхин отмечает, что термин «защита» в научной литературе и в законодательстве употребляется в различных смыслах. «Защита» в законодательстве носит достаточно абстрактный характер и означает задачу государства защищать те или иные права, либо те или иные субъекты, либо те или иные объекты правоотношений [17, с. 83].

Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 640, прямо закрепляет задачу твердо противодействовать любым попыткам фальсификации исторической правды и использования ее в целях нагнетания конфронтации в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны [18].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400, в пункте 93 также указано, что защита исторической правды — это одна из главных задач по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти [19].

На эту проблему регулярно обращает внимание и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своих докладах и выступлениях. По его словам, «защита исторической правды в РФ представляет собой задачу абсолютно государственной важности» [20].

Преамбула российской Конституции определяет такие цели государства, как: «сохранять исторически сложившееся государственное единство», «чтить память предков», «возрождать суверенную государственность России» [1]. Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции РФ, а реализация данных целей является главной задачей государства.

Ст. 67.1 Конституции РФ же уточнила цели преамбулы и раскрыла новые приоритетные задачи, стоящие перед государством на данном этапе исторического развития, в том числе назвала защиту исторической правды.

Однако из-за отсутствия нормативной дефиниции исторической правды в обществе нет единообразного понимания сущности обеспечения и защиты исторической правды, что приводит к различному толкованию содержания данной конституционно-правовой категории. Проблема правового определения состоит и в том, что до конституционных изменений 2020 г. термин «историческая правда» вообще не появлялась в нормах ни российского, ни советского права.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что историческая правда — это совокупность достоверных исторических фактов прошлого, подлежащих дифференцированной оценке исследователя в результате их объективного осмысления.

Из данного определения можно выделить характерные признаки исторической правды:

1) Информация о прошлом (ретроспективный характер);

2) Достоверность (подтверждена источниками);

3) Объективность (соответствует действительности);

4) Подлежит субъективной оценке исследователя.

Рассматривая в качестве объекта новый правовой феномен в современных российских реалиях, который нашел закрепление на высшем конституционном уровне, историческую правду, ее защита является задачей по реализации мер, направленных на предотвращение угрозы фальсификации исторической правды и на восстановление права на достоверную информацию.

Такая внутренняя установка связана и с обеспечением национальной безопасности и интересов по сохранению традиционных культурных ценностей. Поэтому особое внимание должно уделяться вопросу противодействия антироссийским историческим фейкам, в том числе, правовыми способами и созданию рабочего механизма по решению задачи защиты исторической правды от фальсификации.

Защита исторической правды также, на наш взгляд, должна иметь не только внутреннее, но и внешнее преломление, учитывая положения Концепции внешней политики РФ. Во внешней сфере она должна выражаться в защите находящихся вне пределов России памятников, связанных с нашей историей, в противодействии западной культуры «отмены» России, в формировании положительного образа страны в мире.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. N 237; СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. Шведовой Н. Ю. — М.: «А ТЕМП», 2006. — С.602.
  3. Борисов В. А., Синютин С. С. Фальсификация исторической правды в год 70-летия Великой Победы // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2015. — N 4. — С. 155–163.
  4. Герасимов Г. И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. — 2017. — N 5. — С. 21- 36.
  5. Москалев Г. Л. Охрана исторической правды: новая задача российского права // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. — 2022. — N 15(8). — С. 1070–1081.
  6. Гуц А. К. Миф о свободе восстановления исторической правды // Математические структуры и моделирование. — 1998.- N 1. — С.4.
  7. Астафичев П. А. Обеспечение защиты исторической правды как новый принцип в конституционном праве современной России // Правоприменение. — 2020. — N 4. — С. 7.
  8. Уакиев В. С. Диалектика правды и неправды в вопросе изучения военной истории // Вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. — 2019. — N 2(15). — С. 62–75.
  9. Пресняков М. В. Защита исторической правды в России: «мостик» в историю или «тропинка» для обхода свободы слова // Межрегиональные Пименовские чтения. — 2019. — N 18(18). — С.69–77.
  10. Кожевина М. А. Реализация статьи 67.1 Конституции РФ в контексте научного историко-правового опыта // Правоприменение. — 2021. — N 5(3). — С.5–19.
  11. Васильев А. А., Соловьев В. Ю. Аргументированная правда: как противостоять попыткам переписать историю Великой Отечественной войны / Под ред. О. А. Суховой. — Пенза: Издательство ПГУ, 2021. — С.60.
  12. Пономарев М. В. «Историческая правда» как доктринальная новелла и юридическая категория российской Конституции / Под ред. В. В. Строева, Д. А. Пашенцева, Н. М. Ладнушкиной. — М.: Изд-во «Саратовский источник», 2021. — С. 252–256.
  13. Матузов Н. И. Правовая система и личность / Под ред. С. С. Алексеева, Р. К. Русинова. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 293 с.
  14. Смирнов А. П. Соотношение понятий «Охрана прав» и «Защита прав» Вестник Томского государственного университета. — 2010. — N 331. — С. 123–125.
  15. Куликова С. А., Кирносов И. Д. Охрана исторической памяти как институт конституционного прав: российский и зарубежный опыт // Известия Саратовского университета. — 2022. — N 1. — С. 67.
  16. Москалев Г. Л. Охрана исторической правды: новая задача российского права // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. — 2022. — N 15(8). — С.1073.
  17. Ведяхин В. М. Меры защиты как правовая категория // Право и политика. — 2005. — N 5. — С. 75–92.
  18. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 // СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6886.
  19. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 // СЗ РФ. 2021. № 27 (Часть II). Ст. 5351.
  20. Открытый урок «Помнить — значит знать»: Выступление Президента РФ от 1 сентября 2020 г. // официальный сайт Президента РФ // http://kremlin.ru/events/president/news (дата обращения 28.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): историческая правда, историческая память, правда, Российская Федерация, защита, задача государства, исторический факт, Конституция РФ, национальная безопасность, Указ Президента.


Ключевые слова

историческая память, историческая правда, правда, защита исторической правды, задача государства, фальсификация фактов

Похожие статьи

Опыт взаимодействия органов государственной власти и местного...

Так же Президент РФ отметил, что сохранение исторической памятизадача государственной важности [2]. Разберем понятие «историческая память». В настоящий момент ученые не могут дать однозначного ответа на данный вопрос.

Поправки и изменения в Конституцию РФ: безопасность...

Библиографическое описание: Гнездилов, А. И. Поправки и изменения в Конституцию РФ

Тем не менее, для любого государства, в том числе и для Российской Федерации

«Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности.

«3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту...

Сохранение исторической памяти путём криминализации статьи...

На мой взгляд, необходимость введения статьи 243.3 УК РФ обусловлена главной целью — защита объектов исторического значения и защита памяти. Прежде всего, это необходимо для сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей страны.

Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных...

Закрепление определения термина в Послании Президента Российской Федерации «О национальной

Эти положения закреплены в статье 80 Конституции Российской Федерации [1], они

Защита национальных интересов стала ежедневной повесткой дня Президента РФ

Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности...

Приоритеты национальной безопасности современной России

Российская Федерация имеет стратегию национальной безопасности, которая

Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации реализуются путем

О Стратегии национальной безопасности РФ: указ Президента РФ, 02 июля 2021 г., №

задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия национальная

Так, В. Д. Зорькин указывает, что национальная безопасность как система взглядов отражает не

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31

Ключевые слова: национальная безопасность, Российская Федерация, государство...

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской...

В статье рассматриваются правовые основы национальной безопасности Российской Федерации.

Понятие национальной безопасности вошло в наш лексикон в конце XX века.

Обеспечение национальной безопасности выступает в качестве одной из главных задач любого государства мира.

Так, в Конституции РФ указаны полномочия президента РФ...

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности...

Данное и первое определение национальной безопасности получило свое письменное и официальное закрепление в Указе Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте...

...предусмотренные Конституцией Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1]. Часть 1 статьи 59 Конституции РФ закрепляет долг и обязанность гражданина Российской

важнейшей задачей в области национальной безопасности Российской Федерации.

по защите Отечества и обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации.

Похожие статьи

Опыт взаимодействия органов государственной власти и местного...

Так же Президент РФ отметил, что сохранение исторической памятизадача государственной важности [2]. Разберем понятие «историческая память». В настоящий момент ученые не могут дать однозначного ответа на данный вопрос.

Поправки и изменения в Конституцию РФ: безопасность...

Библиографическое описание: Гнездилов, А. И. Поправки и изменения в Конституцию РФ

Тем не менее, для любого государства, в том числе и для Российской Федерации

«Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности.

«3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту...

Сохранение исторической памяти путём криминализации статьи...

На мой взгляд, необходимость введения статьи 243.3 УК РФ обусловлена главной целью — защита объектов исторического значения и защита памяти. Прежде всего, это необходимо для сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей страны.

Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных...

Закрепление определения термина в Послании Президента Российской Федерации «О национальной

Эти положения закреплены в статье 80 Конституции Российской Федерации [1], они

Защита национальных интересов стала ежедневной повесткой дня Президента РФ

Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности...

Приоритеты национальной безопасности современной России

Российская Федерация имеет стратегию национальной безопасности, которая

Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации реализуются путем

О Стратегии национальной безопасности РФ: указ Президента РФ, 02 июля 2021 г., №

задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия национальная

Так, В. Д. Зорькин указывает, что национальная безопасность как система взглядов отражает не

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31

Ключевые слова: национальная безопасность, Российская Федерация, государство...

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской...

В статье рассматриваются правовые основы национальной безопасности Российской Федерации.

Понятие национальной безопасности вошло в наш лексикон в конце XX века.

Обеспечение национальной безопасности выступает в качестве одной из главных задач любого государства мира.

Так, в Конституции РФ указаны полномочия президента РФ...

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности...

Данное и первое определение национальной безопасности получило свое письменное и официальное закрепление в Указе Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Долг и обязанность защиты отечества призывниками в контексте...

...предусмотренные Конституцией Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1]. Часть 1 статьи 59 Конституции РФ закрепляет долг и обязанность гражданина Российской

важнейшей задачей в области национальной безопасности Российской Федерации.

по защите Отечества и обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации.

Задать вопрос