Влияние игры на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 21.04.2023

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Кулешова, Н. М. Влияние игры на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста / Н. М. Кулешова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101777/ (дата обращения: 26.04.2024).



Игра предоставляет детям дошкольного возраста прекрасную возможность исследовать свои эмоции. Игра способна» захватывать, возбуждать, волновать и приводить в восторг». Эта универсальная способность возбуждать человеческие эмоции-то, что делает игру уникальной. Новые эмоции формируются в игре, потому что игра дает детям новые формы желания. Другими словами, она учит ребенка желать, связывая желание с воображаемым «я«, то есть с ролью в игре и ее правилами.

Игра-это упражнение, которое готовит ребенка к жизни. Игра-это сознательная деятельность по достижению условно поставленных целей. Правильно подобранная и соответствующим образом направляемая игра может стать мощным инструментом в воспитании детей дошкольного возраста. Игра показывает эмоциональное воздействие на ребенка, и ребенок во время игры прилагает много эмоциональных усилий, чтобы придать игре эмоциональную окраску. Не обходимо тщательно продумать воспитательную ценность игры, чтобы она воспитывала любовь к порядку и способствовала развитию честности, смелости и дружбы. В игре дети принимают на себя роли взрослых и воспроизводят действия и отношение к окружающим и друг к другу в условиях игры. У ребенка, выбравшего определенную роль, возникает образ, соответствующий этой роли, например, врач, мать, дочь, водитель и т.д. На основе этого образа формируется и разыгрывается поведение ребенка. Образы внутренней структуры игры настолько важны, что без них игра была бы невозможна. Дети учатся выражать свои чувства и эмоции через образы и действия. В игре мама может быть суровой или доброй, грустной или веселой, любящей или нежной. Образы обыгрываются, заучиваются и запоминаются. Все детские ролевые игры (за редким исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством переживания полноты человеческих отношений.

В игре дети делают только то, что хотят делать. Беззаботный характер игры проявляется не только в том, что дети вольны выбирать сюжет игры, но и в том, что их поведение по отношению к предметам совершенно свободно от их обычного «правильного» использования.

Творческая свобода игры проявляется так же в том, что детиe участвуют в играх эмоционально насыщенно и испытывают максимальное удовольствие во время игры. Когда игра эмоционально насыщена, ее можно рассматривать как источник инстинктивного удовольствия. Драматическая игра развивает творческие способности детей дошкольного возраста.

Положительное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено ее особыми характеристиками (постановка движений, особенности, адаптированные к эмоциональному состоянию действующего лица, воображаемые ситуации и т. д.). При проведении эмоциональной игры мы, педагоги, должны учитывать: во-первых, особенности двигательного профиля каждой эмоции. В данном случае контекст игры включает в себя такие содержания, как радость, грусть, страх, удивление и т. д., в которых дети проявляют то или иное эмоциональное состояние;

Во-вторых, сложность игры и последовательность ее структуры. То есть игры, повторяющие действия по образцу, игры, предполагающие завершение действий, начатых взрослым, игры, побуждающие к самостоятельной импровизации с предметами (реальными и воображаемыми) или без них;

В-третьих, порядок введения элементов, составляющих экспрессивную сторону эмоций, начиная с жестов и мимики-элементов, которые в наибольшей степени поддаются контролю или сдерживанию. Затем содержание включает

Поощрение выразительных навыков, таких как вербальная интонация, движения тела и поза.

Драматическая деятельность и ее предмет вызывают эмоции, заставляют людей интересоваться и сопереживать героям и событиям, происходящим в пьесе, и в процессе переживания вырабатывается определенное отношение и моральная оценка. В результате театральная деятельность является важнейшим средством приобретения детьми осознанного сопереживания эмоциональному состоянию других людей-условия, необходимого для организации совместной деятельности. В основе эмпатии лежит способность воспринимать эмоциональное состояние другого человека через мимику, движения и речь, ставить себя на место другого человека в различных ситуациях и находить адекватные способы помощи.

Таким образом, игра детей дошкольного возраста насыщена широким спектром эмоций, включая удивление, волнение, радость и переживания. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психического состояния. Многие советские психологи обращали внимание на существование особого, эмоционального строя игр. Они подчеркивали, что главное значение игр заключается в широком разнообразии значимых для ребенка переживаний и что в процессе игры глубоко изменяются ранние эмоциональные тенденции и намерения, сложившиеся в жизненном опыте ребенка. Связь между игрой и детскими эмоциями двоякая: развитие и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций, а возникающие эмоции влияют на развитие специфического содержания игры. Различный характер переживаний, возникающих в процессе игры, позволяет нам выделить два типа эмоционального поведения у маленьких детей. Эмоционально активные дети проявляют сильный интерес к игре в целом и к использованию одного или нескольких предметов. Они играют в течение длительных периодов времени. Такие эмоции, как смех, удивление и возбуждение, часто выражаются во время игры с игрушками. Пассивные дети играют с игрушками грубо и поверхностно. Общее время активности короткое. Крайне слабое выражение эмоций. Отсутствует выражение радости или удивления.

Эмоциональное развитие, возникающее в процессе деятельности с персонажами, важно для развития игры и моральных качеств личности.

Для возникновения осмысленной игры необходимым условием является развитие социального содержания, то есть общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдая за игрой, можно определить, как формируются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, направленных на сверстника в игре, очень широк: от полного безразличия или пренебрежения до эмоционального контакта, содержательного общения, заинтересованности и поддержки взаимных действий. Поскольку эмоции, выраженные в игре, могут быть интегрированы и обобщены, взрослым необходимо организовывать игры таким образом, чтобы негативные эмоции не возникали и не развивались, а агрессия не проявлялась.

Особенно важно подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации детей на сверстников и характер их эмоциональных реакций тесно связаны с уровнем развития игры. Негативные эмоции наиболее активны, когда дети не умеют организовывать и развивать игру.

Участие взрослых в игре может иметь положительный эффект.

«Взрослые могут на учить детей всему, что они умеют делать сами». «Только творческие люди могут учить творчески» (Я.Каменский).

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, эмоциональное состояние, эмоция, время игры, игровая деятельность, образ, процесс игры, социальное содержание.


Похожие статьи

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли» [Макаренко 1981: 95].

Он пишет: «Игры <…> служат задачам, эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта

Таким образом, влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Рассмотрим игровую деятельность в различных группах дошкольного учреждения.

Проявлением свободы является удовольствие, испытанное ребенком во время игры.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

 Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет

В педагогическом процессе игра имеет особо важное значение. Мир игры доступен детям, в игре любой

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе.

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ)

Для игры в ролевые игры у дошкольника должно быть развито воображение — это

Игра основная деятельность дошкольника. Основным содержанием игры младших

дошкольная зрелость, ребенок, дошкольный возраст, игра, учебная деятельность, школа, умение

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Развитие игровой деятельности ребёнка в настоящее время изучают как в русле педагогики, так и в детской

Сюжет — та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре.

Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Сюжетно-ролевые игрыэмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение

Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

Библиографическое описание: Лагоша, Г. Е. Игра как основной вид деятельности детей младшего

Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка

В данной статье рассматривается вопрос о роли игры в психическом развитии ребенка.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

В школьном возрасте игра не исчезает, а проникает в отношение к действительности.

Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации...

Похожие статьи

Роль игровой деятельности в жизни ребенка.

В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли» [Макаренко 1981: 95].

Он пишет: «Игры <…> служат задачам, эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта

Таким образом, влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность, развитие ребенка...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Рассмотрим игровую деятельность в различных группах дошкольного учреждения.

Проявлением свободы является удовольствие, испытанное ребенком во время игры.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

 Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет

В педагогическом процессе игра имеет особо важное значение. Мир игры доступен детям, в игре любой

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе.

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ)

Для игры в ролевые игры у дошкольника должно быть развито воображение — это

Игра основная деятельность дошкольника. Основным содержанием игры младших

дошкольная зрелость, ребенок, дошкольный возраст, игра, учебная деятельность, школа, умение

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры...

Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности...

Развитие игровой деятельности ребёнка в настоящее время изучают как в русле педагогики, так и в детской

Сюжет — та сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре.

Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации.

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Сюжетно-ролевые игрыэмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение

Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

Библиографическое описание: Лагоша, Г. Е. Игра как основной вид деятельности детей младшего

Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка

В данной статье рассматривается вопрос о роли игры в психическом развитии ребенка.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

В школьном возрасте игра не исчезает, а проникает в отношение к действительности.

Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немало важно в период адаптации...

Задать вопрос