Применение теории архетипов в визуальных форматах: оптика нарративных видеоклипов и сериалов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 17.04.2023

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Лычкина, Л. Н. Применение теории архетипов в визуальных форматах: оптика нарративных видеоклипов и сериалов / Л. Н. Лычкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 389-390. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101705/ (дата обращения: 26.04.2024).



Основы теории архетипов

Теорию архетипов предложил Карл Юнг, особое внимание он уделил архетипам в своей работе «Архетипы и коллективное бессознательное». В ней [4] Юнг изложил гипотезу о том, что у людей есть наследуемое коллективное бессознательное. Оно состоит из архетипов –– форм, которые осознаются человеком только вторично, они вложены в человека при рождении и позволяют ему реагировать на ситуации определенным образом. Юнг описывал множество архетипов, но среди них особенное внимание следующим архетипам [3]: тень, мудрый старец, младенец, хтоническая мать, дева, анима и анимус. Позже Кэрол Пирсон сделала свою классификацию архетипов, модернизировав то, что предложил Юнг. В книге «Пробуждения внутренних героев» [7] представлены следующие архетипы: невинный, сирота, воин, опекун, искатель, любовник, бунтарь (также встречается перевод «разрушитель»), творец, правитель, маг, мудрец и дурак (также встречается перевод «шут»). Пирсон представляет иерархию этих архетипов как становление личности –– одно большое путешествие, которое проходит 3 стадии. Первая стадия –– это подготовка, где личность проявляет свою храбрость, человечность, свои компетенции и верность. Вторая –– это само путешествие, во время которого человек покидает безопасность семьи, человек в этот момент сталкивается со страданиями, смертью и любовью. И последний этап –– это возвращение, во время которого человек становится правителем своего королевства. Это путешествие не обязательно должно происходить архетип за архетипом, человек может пропускать какие-то этапы в результате своего развития.

Модель Пирсон хорошо подходит для исследования нарративных видеоклипов и сериалов по двум причинам. Во-первых, эта модель основывается на классической модели Юнга, но представляет архетипы как путь человека с течением жизни. Эта интерпретация поможет не только выявить архетип героя в видеоклипах и сериалах, но и проследить путь героя: выявить, регрессировал ли герой по мере сюжета или нет (возможно, некоторые герои по мере раскрытия сюжета приобретут качества более чем одного архетипа). Во-вторых, Пирсон уделяет особое внимание слабым чертам архетипов (их страхам и реакциям на проблемы), это поможет при установлении архетипов героев, так как в нарративных видеоклипах и сериалах герои часто попадают в противоречивые, сложные ситуации.

Влияние архетипов на нарратив в кинематографе и музыкальных клипах

Теперь обратимся в к тому, как архетипы работают в кинематографе и музыкальных клипах. Архетипы сильно влияют на нарратив. Нарратив — это некое повествование, рассказ, которое, как утверждал Ю. Лотман [2], всегда является сюжетным. Влиянию архетипа на нарратив посвящена работа Д. Кэлси [5], в которой используется дискурсивно-мифологический подход к изучению архетипа. Автор рассматривает подход к изучению архетипов К. Юнга и утверждает, что архетипы, являясь бессознательной частью героя, позволяют считывать информацию вне параметров текстуальных, дискурсивных и социальных практик языка, семиотики и коммуникации. Также в своей работе он приходят к выводу, что архетипические блоки по мере создания историй остаются теми же, но сами истории, т. е. нарратив, усложняется. Это подтверждает и теории Дж. Кэмпбелла. Основываясь на том, что над каждым господствует некое коллективное бессознательное, Кэмпбелл в работе «Тысячеликий герой» [1] приходит к выводу о том, что мифы, являясь проекцией бессознательного, подчиняются структуре мономифа. Согласно идее мономифа герой каждого мифа проходит один и тот же путь с теми же испытаниями. Путь этот делится на 3 этапа: странствия, инициация и возвращение. Получается, что именно архетип влияет на построение нарратива и на то, как будет развиваться сюжет, ведь на протяжении всего пути именно реакции и последующие поступки героев, т. е. различных архетипов, отличаются и по-разному раскрывают персонажей и определенным образом влияют на сюжет. Теория Кэмпбелла актуальна в этом случае, так как она применима и для кинематографе, и для нарративных видеоклипов. К примеру, Джордж Лукас использовал теорию Кэмпбелла при создании саги «Звёздные войны» [8]. Что же касается музыкальных видеоклипов, то они подвержены той же системе. Анна Урсин в работе «Visual and verbal storytelling» [9] утверждает, что мифы, легенды и традиционные сказки начали переноситься в онлайн-среду. Р. Олива, Дж. Бидарра и Д. Араужо отмечают, что такой онлайн-средой становятся и видеоклипы в YouTube [6]. Как утверждают авторы, они могут дополняться и усиливаться различными вилами цифрового повествования, в том числе цветокоррекцией и прочими эффектами. Так как архетипы существуют и в музыкальных видеоклипах, к ним также можно отнести теорию Дж. Кэмпбелла. В своей работе Р. Олива, Дж. Бидарра и Д. Араужо [6] отмечают, что язык видеоклипа, а вместе с ним и архетипичный образ может усиливаться в зависимости от сторонних работ исполнителя (в случае, если исполнитель сам участвует в клипе). Авторы приводят пример с Ланой Дель Рей, которая стала героиней короткометражного фильма «Тропико». В этом фильме были использованы три песни певицы, исполнение каждой песни можно расценивать как отдельный видеоклип, и, как утверждают Р. Олива, Дж. Бидарра и Д. Араужо [6], архетипичный образ певицы усиливается благодаря контексту фильма.

Литература:

  1. Кэмпбелл, Дж. (1949). Тысячеликий герой. М.: АСТ, 1997.
  2. Лотман, Ю. Семиотика кино и проблемы / Ю. Лотман. — Таллин: Ээсти Раамат, 1973 — Текст: непосредственный.
  3. Jacobi, J. (2013). Complex/Archetype/Symbol In The Psychology Of C G Jung (International Library of Psychology. Analytical Psychology) (1st ed.). Routledge.
  4. Jung, C. (1980). The archetypes and the collective unconscious. In The collected works of C. G. Jung, vol. 9, part 1 (pp. 3–41). Princeton, NJ: Princeton University Press.
  5. Kelsey, D. (2020). Psycho-discursive constructions of narrative in archetypal storytelling: A discourse-mythological approach. Critical Discourse Studies, 1–17. doi:10.1080/17405904.2020.1802766
  6. Oliva, R., Bidarra, J., & Araújo, D. (2017). Video and storytelling in a digital world: Interactions and narratives in videoclips. Comunicação E Sociedade, 32, 459–476. doi:10.17231/comsoc.32(2017).2772
  7. Pearson, C. (1991). Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World — New York: HarperCollins.
  8. Seabrook, J. «Letter from Skywalker Ranch: Why Is the Force Still With Us?» // The New Yorker. 1997. URL: https://www.newyorker.com/magazine/1997/01/06/why-is-the-force-still-with-us
  9. Ursyn, A. (2014). Visual and verbal storytelling. In A. Ursyn (Eds.), Computational Solutions for Knowledge, Art, and Entertainment: Information Exchange Beyond Text (pp. 429–455). Hershey PA, USA: IGI Global. doi: 10.4018/978–1–4666–4627–8.ch022
Основные термины (генерируются автоматически): архетип, видеоклип, герой, который человек, особое внимание, работа, том, Юнга.


Похожие статьи

Использование мифов и архетипов в рекламе | Статья в журнале...

В статье приводятся наиболее яркие примеры использования мифов архетипов в рекламе.

Ключевые слова: архетипы, К. Г. Юнг, реклама, подсознание, бессознательное, тень, мать

Чаще всего человек не видит свою «тень», но проецирует ее на других.

Кроме того, в рекламе часто используются архетипы, выявленные исследовательницами М. Марк и К. Пирсон [4]

Проекция личности героя на читателя | Статья в журнале...

Ф. М. Достоевский выстроил особую психологическую проекцию главного героя через оценку его

Архетип «маска» (персона) — это тот архетип, который говорит сам за себя.

Человек примеряет «маску» героя на себя. Он жаждет быть героем, проживать его жизнь и чувства.

Если в литературе соцреализма главного героя характеризует вера в идеалы, то героя.

Использование мифов и архетипов для управления массами...

Например, автор обращает внимание, что существующие в современности романы, детективы и комиксы

Интерпретация же данных смыслов не требует от человека особых усилий, т. к

Сам создатель теории об архетипах К. Г. Юнг говорил, что их существует великое множество, так

М. Марк и К. Пирсон в книге «Герой и бунтарь» выделяют такие архетипы, как «Творец»...

Немецкие народные сказки как отражение менталитета нации

...по определению К. Г. Юнга, древнейшие, изначальные типы и образы, ставшие всеобщими.

Rumpelstilzchen — «Румпельштильцхен» — герой одноимённой сказки братьев Гримм.

Эти слова употребляют шутливо, когда кому-то удаётся утаить что-то от окружающих.

В сказке речь идёт о «Kirschkreide» = «Kirschmus» как особом средстве для лечения горла.

Специфика анализа образов и сюжетов в нарративе японской манги

Однако нам необходимо обратиться к другой модели архетипов, так как Юнг рассматривает архетипы в статике

Если рассматривать архетипы в контексте манги, то там они активно используются.

Первая работа — труд Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой».

Еще одна вещь, на которую необходимо обратить внимание при дальнейшем анализе сюжетов, — знаки.

Герой и антигерой в искусстве | Статья в журнале...

Ключевые слова: архетип, герой, антигерой. В настоящее время, существует множество литературных

Начнём с того, что герой — это не только личность, занимающая центральное место в

Герой мужественен, бесстрашен и обладает особой силой, при этом герой знает, как ее

«Байронический герой» — это человек, в котором нет никакой связи с обществом...

Взаимосвязь типа личности и способностей к развитию soft skills на...

...типология архетипов К. Пирсон, soft skills, архетипы Юнга, психологическое исследование.

Тем самым, задача формирования soft skills ставится и перед системой общего образования.

Динамика Маски и Тени, согласно Юнгу, выглядит так: между 35 и 40 годами у человека

«Они поочередно выплывают в поле душевной работы и ясного внимания, живут здесь некоторое...

Анимация как новая жизнь традиционного искусства

...0+ [8]. Для сравнения, среди номинантов 2014-го года была последняя режиссерская работа

Наконец, вряд ли человек научится не примерять каждый раз образ главного героя на себя.

Архетипические первообразы, (архетипы), в совокупности образующие «коллективное

религии, искусстве на протяжении веков [2]. В 1947 Юнг писал об архетипах и идеях из...

Глубинная психология и поэтика романа Т. Манна «Волшебная гора»

С другой стороны, самочувствие Ганса предстает результатом особой, до времени непостижимой героем

Характеристика «встречи» с архетипом Тени, данная соратницей Юнга М. Л. фон Франц

В известном смысле Нафта позволяет герою осознать многое из того, что до поры

«Человек — хозяин противоречий» [5, c. 215] — так звучит максима Ганса, дарованная...

Похожие статьи

Использование мифов и архетипов в рекламе | Статья в журнале...

В статье приводятся наиболее яркие примеры использования мифов архетипов в рекламе.

Ключевые слова: архетипы, К. Г. Юнг, реклама, подсознание, бессознательное, тень, мать

Чаще всего человек не видит свою «тень», но проецирует ее на других.

Кроме того, в рекламе часто используются архетипы, выявленные исследовательницами М. Марк и К. Пирсон [4]

Проекция личности героя на читателя | Статья в журнале...

Ф. М. Достоевский выстроил особую психологическую проекцию главного героя через оценку его

Архетип «маска» (персона) — это тот архетип, который говорит сам за себя.

Человек примеряет «маску» героя на себя. Он жаждет быть героем, проживать его жизнь и чувства.

Если в литературе соцреализма главного героя характеризует вера в идеалы, то героя.

Использование мифов и архетипов для управления массами...

Например, автор обращает внимание, что существующие в современности романы, детективы и комиксы

Интерпретация же данных смыслов не требует от человека особых усилий, т. к

Сам создатель теории об архетипах К. Г. Юнг говорил, что их существует великое множество, так

М. Марк и К. Пирсон в книге «Герой и бунтарь» выделяют такие архетипы, как «Творец»...

Немецкие народные сказки как отражение менталитета нации

...по определению К. Г. Юнга, древнейшие, изначальные типы и образы, ставшие всеобщими.

Rumpelstilzchen — «Румпельштильцхен» — герой одноимённой сказки братьев Гримм.

Эти слова употребляют шутливо, когда кому-то удаётся утаить что-то от окружающих.

В сказке речь идёт о «Kirschkreide» = «Kirschmus» как особом средстве для лечения горла.

Специфика анализа образов и сюжетов в нарративе японской манги

Однако нам необходимо обратиться к другой модели архетипов, так как Юнг рассматривает архетипы в статике

Если рассматривать архетипы в контексте манги, то там они активно используются.

Первая работа — труд Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой».

Еще одна вещь, на которую необходимо обратить внимание при дальнейшем анализе сюжетов, — знаки.

Герой и антигерой в искусстве | Статья в журнале...

Ключевые слова: архетип, герой, антигерой. В настоящее время, существует множество литературных

Начнём с того, что герой — это не только личность, занимающая центральное место в

Герой мужественен, бесстрашен и обладает особой силой, при этом герой знает, как ее

«Байронический герой» — это человек, в котором нет никакой связи с обществом...

Взаимосвязь типа личности и способностей к развитию soft skills на...

...типология архетипов К. Пирсон, soft skills, архетипы Юнга, психологическое исследование.

Тем самым, задача формирования soft skills ставится и перед системой общего образования.

Динамика Маски и Тени, согласно Юнгу, выглядит так: между 35 и 40 годами у человека

«Они поочередно выплывают в поле душевной работы и ясного внимания, живут здесь некоторое...

Анимация как новая жизнь традиционного искусства

...0+ [8]. Для сравнения, среди номинантов 2014-го года была последняя режиссерская работа

Наконец, вряд ли человек научится не примерять каждый раз образ главного героя на себя.

Архетипические первообразы, (архетипы), в совокупности образующие «коллективное

религии, искусстве на протяжении веков [2]. В 1947 Юнг писал об архетипах и идеях из...

Глубинная психология и поэтика романа Т. Манна «Волшебная гора»

С другой стороны, самочувствие Ганса предстает результатом особой, до времени непостижимой героем

Характеристика «встречи» с архетипом Тени, данная соратницей Юнга М. Л. фон Франц

В известном смысле Нафта позволяет герою осознать многое из того, что до поры

«Человек — хозяин противоречий» [5, c. 215] — так звучит максима Ганса, дарованная...

Задать вопрос